Сущность и фйнкции стратегического планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.

Содержание

Введение 3
1 Сущность и функции стратегического планирования 5
1.1Сущность стратегического планирования 5
1.2 Функции стратегического планирования 6
1.3 Принципы стратегического планирования 7
1.4 Особенности планирования в условиях рынка 8
2 Методика составления, структура и содержание
стратегического плана 14
2.1 Этапы составления стратегического плана 14
2.2 Цели организации 18
2.3 Оценка и анализ внешней среды 20
2.4 Исследование внутренних факторов фирмы 22
2.5 Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии 24
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Приложение 1 35
Приложение 2 36

Работа содержит 1 файл

Сущность и функции стратегического планирования.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

       г) стратегия производства,

       д) социальная стратегия,

       е) стратегия организационных изменений,

       ж) экологическая стратегия.

       Результатом деятельности по предложенной выше схеме  составления стратегического плана предприятия является документ, называемый “Стратегический план предприятия” и имеющий обычно следующие разделы:

        Цели и задачи предприятия

¹ www.iteam.ru

       Текущая деятельность предприятия и долгосрочные задачи.

       Стратегия предприятия (базовая стратегия, основные стратегические альтернативы).

       Функциональные  стратегии.

       Наиболее  значимые проекты.

       Описание  внешних операций.

       Капиталовложения  и ресурсное распределение.

       Планирование  неожиданностей.

       Приложения: Расчёты, справки, другая деловая документация, в том числе:

       а) Объём годовых продаж по группам  продуктов,

       б) Годовая прибыль и убытки по подразделениям,

       в) Годовой экспорт и его отношение  к объёму продаж по

       подразделениям.

       г) Изменения в наборе продуктов  и доля рынка.

       д) Программа ежегодных капитальных затрат.

       е) Годовые денежные потоки.

       ж) Баланс на конец последнего года плана.

       з) Политика поглощений и приобретений.¹

        Анализ литературы по стратегическому  планированию в западных фирмах показал, что и количество и содержание этапов составления стратегического плана, а также сама его форма могут существенно варьироваться и зависят от многих факторов, среди которых основными

¹ Руденко А.И. Экономика предприятия. - Минск, 1995. - 320 с.

являются:

       Форма собственности предприятия.

       Тип предприятия (специализированное или диверсифицированное)

       Отраслевая  принадлежность предприятия.

       Размер  предприятия (большое, среднее или  малое).

       Точно так же не существует единого горизонта стратегического планирования. В Европе часто встречаются долгосрочные, 10-летние планы, американцы используют 5-летние планы, а японцы вообще 3-летние.

       2.2 Цели организации

       Одним из самых существенных решений при  планировании является выбор цели организации. Основная общая цель организации обозначается как миссия, и все остальные цели вырабатываются для ее осуществления. Значение миссии невозможно преувеличить. Выработанные цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если же руководители не знают основной цели организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы. В качестве основы могли бы служить лишь индивидуальные ценности руководителя, что привело бы к разбросу усилий и нечеткости целей. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития. Формирование миссии включает в себя:

       выяснение какой предпринимательской деятельностью  занимается фирма;

       определение рабочих принципов фирмы под  давлением внешней среды;

       выявление культуры фирмы.

       В миссию фирмы также входит задача определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения для создания клиентуры в поддержку фирмы в будущем.

       Часто руководители фирм считают, что их основная миссия - получение прибыли. Действительно, удовлетворяя какую-то внутреннюю потребность, фирма в конечном счете сможет выжить. Но, чтобы заработать прибыль, фирме необходимо следить за средой своей деятельности, учитывая при этом ценностные подходы к понятию рынка. Миссия представляет чрезвычайное значение для организации, нельзя забывать о ценностях и целях высшего руководства. Ценности, формируемые нашим опытом, направляют или ориентируют руководителей, когда они сталкиваются с необходимостью принятия критических решений. Западные ученые установили шесть ценностных ориентаций (Приложение 2)¹, которые оказывают воздействие на принятие управленческих решений, и связали эти ориентации со специфическими типами целевых предпочтений.

       Общие фирменные цели формируются и  устанавливаются на основе общей  миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые  ориентируется высшее руководство.

       Конкретные  и измеримые цели (это позволяет  создать четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы).

       Ориентация  целей во времени (здесь необходимо уяснить не только, что фирма хочет  осуществить, но также когда должен быть достигнут результат).

       Достижение  цели (служит повышению эффективности организации); установление же трудно достижимой цели может привести к катастрофическим результатам.

        Взаимно поддерживающие цели (действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей).

¹ www.mevriz.ru

       Цели  будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, эффективно институционализирует, проинформирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации.

       2.3 Оценка и анализ  внешней среды

       После установления своей миссии и целей  руководство предприятия начинает диагностический этап процесса стратегического  планирования. На этом пути первым шагом  является исследование внешней среды:

       оценка  изменений, воздействующих на различные  аспекты текущей стратегии;

       определение факторов, представляющих угрозу для  текущей стратегии фирмы; контроль и анализ деятельности конкурентов;

       определение факторов, представляющих больше возможности  для достижения общефирменных целей  путем корректировки планов.

       Анализ  внешней среды помогает контролировать внешние по отношению к фирме  факторы, получить важные результаты (время  для разработки системы раннего  предупреждения на случай возможных  угроз, время для прогнозирования  возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств и время на разработку стратегий). Для этого необходимо выяснить, где находится организация, где она должна находиться в будущем и что для этого должно сделать руководство. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается фирма, можно выделить в семь областей:

       Экономические факторы. Некоторые факторы в  экономической окружающей среде  должны постоянно диагностироваться  и оцениваться, т.к. состояние экономики  влияет на цели фирмы. Это темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости и т.д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия.

       Политические  факторы. Активное участие предпринимательских  фирм в политическом процессе является указанием на важность государственной политики для организации; следовательно, государство должно следить за нормативными документами местных органов, властей субъектов государства и федерального правительства.

       Рыночные  факторы. Рыночная среда представляет собой постоянную опасность для  фирмы. К факторам, воздействующим на успехи и провалы организации, относятся распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, легкость проникновения на рынок.

       Технологические факторы. Анализ технологической среды может по меньшей мере учитывать изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг или успехи в технологии средств связи. Руководитель любой фирмы должен следить за тем, чтобы не подвергнуться “шоку будущего”, разрушающего организацию.

       Факторы конкуренции. Любая организация  должна исследовать действия своих  конкурентов: анализ будущих целей  и оценка текущей стратегии конкурентов, обзор предпосылок в отношении  конкурентов и отрасли, в которой  функционируют данные компании, углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.

       Факторы социального поведения. Эти факторы  включают меняющиеся отношения, ожидания и нравы общества (роль предпринимательства, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, движение в защиту интересов  потребителей).

       Международные факторы. Руководство фирм, действующих на международном рынке, должно постоянно оценивать и контролировать изменения в этой широкой среде.

       Таким образом, анализ внешней среды позволяет  организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она  сталкивается в этой среде. Для успешного же планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации.¹

       2.4 Исследование внутренних  факторов фирмы

       Руководство фирмы должно выяснить, обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, и существуют ли у нее слабые стороны, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями. Этот процесс называется управленческим обследованием. Оно представляет собой методическую оценку функциональных зон фирмы, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. В обследование входят такие функции, как маркетинг, бухгалтерский учет, операции (производство), человеческие ресурсы, культура и образ корпорации. При обследовании функции маркетинга необходимо обратить внимание на семь областей анализа:

       конкурентоспособность и желаемая доля рынка в процентах  к его общей емкости, являющаяся существенной целью для компании;

       разнообразие и качество ассортимента изделий, которые постоянно контролируются и оцениваются высшим руководством;

       рыночная  демографическая статистика, контроль за изменениями на рынках и в интересах  потребителей;

       рыночные  исследования и разработки новых  товаров и услуг;

       предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов, являющееся одним из слабых мест в  предпринимательстве;

        эффективный сбыт, реклама и продвижение  товара (агрессивная,

¹ Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Уч. - Мн: НПЖ «ФУА», ЗАО «Эканомпресс», 2000

компетентная  группа сбытовиков может оказаться  самым ценным состоянием

хорошим дополнением к ассортименту изделий);

прибыль (ничто, даже самое лучшее, не окажется стоящим, если в результате отсутствует  прибыль), анализ финансового состояния  может принести пользу фирме;

       выявить уже имеющиеся потенциальные  внутренние слабости организации по сравнению с ее конкурентами.¹

       Весьма  важным для длительного выживания  фирмы является непрерывный анализ управления операциями. В ходе обследования сильных и слабых сторон функции управления операциями следует обратить внимание на следующие вопросы:

       Может ли фирма продавать товары или  услуги по более низкой цене, чем  ее конкуренты? Если нет, то почему?

Информация о работе Сущность и фйнкции стратегического планирования