Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 15:42, реферат
Эффективность рыночной системы зависит от числа присутствующих на рынке произ-водителей, от уровня концентрации производства и сбыта, а также определяется временными затратами, необходимыми для выявления размеров и соотношения спроса и предложения, для определения оптимального уровня цен особенно в наукоемком производстве. В этом плане мо-нополизация мировой рыночной экономики конца 19 - первой половины 20 веков ознаменова-ла гигантский экономический прогресс.
Таблица 2
Матрица оценки факторов внешних угроз для бизнес-группы
Угрозы | Факторы | ||||
Существенно улуч-шающие возможности группы | Существенно ухуд-шающие возможно-сти группы | Способствующие лик-видации угрозы | |||
Уровень
конкуренто-способности продук- |
Нахождение непреду-смотренных источни-ков финансирования проекта | Финансовая несо-стоятельность орга-низации, реали-зующей проект | Организация самораз-вивающего проекта | ||
Изменение ценовой конъюнктуры | Нахождение средств, обеспечивающих сни-жение затрат при реа-лизации проекта | Слабая команда проекта | Быстрый переход к производству продукта следующего поколе-ния |
5
Изменение условий поставки материаль-ных ресурсов | Нахождение непреду-смотренных источни-ков обеспечения проек-та | Негибкость
органи-зационной формы |
Создание собственной ресурсной базы |
Изменение законода-тельно-нормативных документов, регламен-тирующих деятель-ность группы | Разработка принципов доверительного управ-ления в рамках группы | Принятие жестких ограничений на вхождение в группу | Разработка и принятие Корпоративного ко-декса группы |
Обязательное
условие повышения
В этой связи представляется важным отметить необходимость модификации содержа-ния оргпроектов применительно к трем принципиальным бизнес-целям. Это, во-первых, соз-дание нового интеграционного образования в расчете на получение синергического эффекта скоординированной совместной деятельности. Во-вторых, сохранение реально функциони-рующего образования в расчете на пролонгирование синергического эффекта в условиях возникновения внутрикорпоративных или внешних факторов-угроз. В-третьих, развитие (усиление) существующего образования с учетом оценки актуальности:
-
сохранения действующих
-
расширения структуры
-
получения дополнительного
При этом представляется важным подчеркнуть, что спектр потенциальных слагаемых синергии весьма широк и может включать:
1)
экономию на трансакционных
2)
операционную экономию, связанную
с устранением дублирования
3) с сокращением сбытовых затрат и ростом производства вследствие приобретения дополняющей продукции;
4)
экономию в связи с
5) экономию в результате тиражирования результатов отдельных НИОКР и инвести-ционных проектов значительной совокупностью предприятий-партнеров;
6) рост объемов контрактов (заказов) и их лучшую реализуемость при объединении активов;
6
7)
наращивание инвестиционного
Синергетическая характеристика бизнес-группы. Синергетика как наука сформи-ровалась более 30 лет назад. Ее предметом является изучение закономерностей развития сложных (нелинейных) систем. Под системой чаще всего в научной литературе понимают:
1)
множество находящихся в
2)
совокупность хозяйственных
3)
в управлении - совокупность управляемого
объекта (объектов) и устройств
управ-ления (средства сбора,
Хозяйственной системой признается состоящий из взаимосвязанных функциональных элементов хозяйствующий субъект, осуществляющий экономическую деятельность по из-бранной технологии с созданием продукции или оказанием услуг, а также по удовлетворе-нию потребностей населения, проживающего на территории его юрисдикции в соответствии с законодательством и принятым административным делением.
Системы, взаимодействующие с окружающей средой, обменивающиеся с ней инфор-мацией или иными ресурсами, называются диссипативными. Любое предприятие подпадает под это определение. С другой стороны, предприятие является саморазвивающейся и много-уровневой системой. Любая система с течением времени переходит из одного качественного состояния в другое. Этот переход в синергетике называется точкой бифуркации. Направле-ние, выбранное системой при прохождении этой точки, определяется суммарным влиянием всех управляющих факторов, воздействующих на систему.
В экономике под синергетическим эффектом понимают превышение стоимости объе-диненных компаний после слияния над суммарной стоимостью компаний до слияния, или добавленная стоимость объединения, образно это выглядит так: 2+2=5.
Спектр
потенциальных слагаемых
Экономическая синергия может проявляться в виде прямой и косвенной выгоды. Прямая выгода - это увеличение чистых денежных потоков реорганизованных компаний. Добавленная стоимость интеграции формируется за счет операционной, управленческой и финансовой синергии.
7
Операционная синергия выступает как экономия на операционных расходах за счет объединения служб маркетинга, учета сбыта. Кроме того, объединение может привести к уп-рочению позиции фирмы на рынке, получению технологического ноу-хау, торговой марки, что способствует не только снижению затрат, но и дифференциации выпускаемой продук-ции.
Помимо экономии на затратах, дифференциации выпускаемой продукции достигается экономия за счет эффекта масштаба. При увеличении объема производства средние издерж-ки до определенного предела снижаются. А если сливаются предприятия различных сфер деятельности, то этот же эффект наблюдается в маркетинге, снабжении, распределении, уче-те, управлении финансами и т.д. Выполнение большего объема работ при тех же производст-венных мощностях, численности работников, системе распределения дает значительный экономический эффект.
Управленческая синергия - экономия за счет создания новой системы управления. Объединение предприятий может осуществляться путем горизонтальной и вертикальной ин-теграции, а также создания конгломерата. Целью объединения является создание более эф-фективной системы управления. Часто объектом для присвоения служат плохо управляемые компании, с нереализуемым потенциалом стоимости. В этом случае у предприятия есть два варианта: повышение качества управления без реорганизации или создание новой управлен-ческой структуры в результате объединения. Первый вариант труднореализуем без смены управленческого персонала; второй, как правило, основан на упрочении управленческой культуры эффективно работающей компании.
Финансовая синергия - экономия за счет изменения источников финансирования, стоимости финансирования и прочих выгод. Факт объединения компаний может вызвать информационный эффект, в результате чего стоимость акций возрастает, и это притом, что реальных экономических преобразований еще не осуществлялось. Интеграция компаний может усилить интерес к компании со стороны потенциальных инвесторов и обеспечить до-полнительные источники финансирования. Повышение цены акции (даже фиктивное, в ре-зультате информационного эффекта) может повысить надежность компании в глазах креди-торов, что косвенно повлияет как на структуру, так и на стоимость задолженности.
Синергетический эффект в рамках бизнес-группы самым непосредственным образом связан с ее стратегическими целями. Приведем следующую таблицу (см. Табл. 3), отражаю-щую корреляцию стратегий корпорации и факторов конкуренции, а также матрицу проявле-ния синергического эффекта для различных ее участников (см. Табл. 4).
Таблица 3
Стратегии бизнес-группы и факторы конкуренции
Факторы конкуренции | Направления стратегий бизнес-группы | |||
Силовые «домини-рующие» | Патентные «за-хват узкого сег-мента рынка» | Адаптивные «удовлетворение нестандартного спроса на узком сегменте рынка» | Революционные привитие спроса на принципиаль-но новые товары |
8
Фундаментальные особенности груп-пы | Низкие издержки, широкомасштабные НИР, развитая сбы-товая сеть, реклам-ная компания | Продажа на ус-ловиях франчай-зинга, роялти | Определенный круг потребите-лей, в том числе внутри ФПГ | Возможность ор-ганизации мощ-ной рекламной компании по продвижению новых товаров |
Основные рыноч-ные преимущества | Возможность уста-новления моно-польных цен | Получение до-полнительных доходов от науч-ных исследова-ний | Низкие издержки перестройки про-изводства при бы-стром изменении ситуации на рынке | Стабильно по-ложение группы в перспективе |
Основные инве-стиционные пре-имущества | Привлечение средств в основном на публичном рын-ке | Наличие залого-вой базы для по-лучения креди-тов | Опора на собст-венные инвести-ционные ресурсы | Получение ста-бильного уровня инвестиций в перспективе |
Основные техноло-гические преиму-щества | Концентрация ре-сурсов на хай-тек технологиях | Экономия на тех-нологических за-тратах | Возможность соз-дания шлейфа то-варов на одной технологической идее | Обучение и под-готовка специа-листов других компаний |
Таблица 4
Матрица проявления синергического эффекта
во взаимодействии участников бизнес-группы
Блоки группы | Организационный (головная компа-ния) | Финансово-инвестиционный | Реальное произ-водство | Торгово-сбытовой | Научно-исследовательский (внедренческий) |
Организационный (головная компа-ния) | - | * | ** | * | *** |
Финансово-инвестиционный | * | *** | *** | ** | * |
Реальное произ-водство | ** | *** | *** | * | ** |
Торгово-сбытовой | * | ** | * | * | - |
Научно-исследовательский (внедренческий) | *** | * | ** | - | ** |
Информация о работе Стратигическое управление бизнес-группой на основе синергетического подхода