Стратигическое управление бизнес-группой на основе синергетического подхода

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 15:42, реферат

Описание работы

Эффективность рыночной системы зависит от числа присутствующих на рынке произ-водителей, от уровня концентрации производства и сбыта, а также определяется временными затратами, необходимыми для выявления размеров и соотношения спроса и предложения, для определения оптимального уровня цен особенно в наукоемком производстве. В этом плане мо-нополизация мировой рыночной экономики конца 19 - первой половины 20 веков ознаменова-ла гигантский экономический прогресс.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (7).doc

— 112.00 Кб (Скачать)
 

     Таблица 2

 Матрица оценки факторов внешних угроз для  бизнес-группы

Угрозы  Факторы
Существенно улуч-шающие возможности группы Существенно ухуд-шающие возможно-сти группы Способствующие  лик-видации угрозы
Уровень конкуренто-способности продук-ции  участников груп-пы Нахождение  непреду-смотренных источни-ков финансирования проекта  Финансовая несо-стоятельность орга-низации, реали-зующей проект Организация самораз-вивающего проекта 
Изменение ценовой конъюнктуры  Нахождение  средств, обеспечивающих сни-жение  затрат при реа-лизации проекта  Слабая команда  проекта  Быстрый переход к производству продукта следующего поколе-ния
 

5

Изменение условий поставки материаль-ных  ресурсов Нахождение  непреду-смотренных источни-ков обеспечения  проек-та Негибкость  органи-зационной формы реализации проекта  Создание собственной  ресурсной базы
Изменение законода-тельно-нормативных документов, регламен-тирующих деятель-ность группы Разработка  принципов доверительного управ-ления  в рамках группы Принятие жестких  ограничений на вхождение в группу Разработка  и принятие Корпоративного ко-декса  группы
 

     Обязательное  условие повышения эффективности  корпоративного бизнеса - разработ-ка оргпроектов для широкого спектра  управленческих инноваций, не сводящихся, как уже, собственно, отмечено, к  формированию новых структур.

     В этой связи представляется важным отметить необходимость модификации содержа-ния оргпроектов применительно к трем принципиальным бизнес-целям. Это, во-первых, соз-дание нового интеграционного образования в расчете на получение синергического эффекта скоординированной совместной деятельности. Во-вторых, сохранение реально функциони-рующего образования в расчете на пролонгирование синергического эффекта в условиях возникновения внутрикорпоративных или внешних факторов-угроз. В-третьих, развитие (усиление) существующего образования с учетом оценки актуальности:

     - сохранения действующих слагаемых  синергического эффекта и одновременного  усиления потенциала каждого  их них на основе реорганизации  наличных кооперационных связей  или иных мероприятий; 

     - расширения структуры слагаемых  синергии за счет включения новых предприятий;

     - получения дополнительного реального  эффекта в условиях сужения  поля корпора-тивного взаимодействия  и исключения исчерпавших ресурс  конкурентоспособности хозяй-ственных  связей.

     При этом представляется важным подчеркнуть, что спектр потенциальных слагаемых синергии весьма широк и может включать:

     1) экономию на трансакционных издержках; 

     2) операционную экономию, связанную  с устранением дублирования управленческих  функций и их централизацией;

     3) с сокращением сбытовых затрат и ростом производства вследствие приобретения дополняющей продукции;

     4) экономию в связи с расширением  контролируемых рынков (что дает, в частности, возможность минимизировать  издержки на рыночное продвижение  новых товаров);

     5) экономию в результате тиражирования результатов отдельных НИОКР и инвести-ционных проектов значительной совокупностью предприятий-партнеров;

     6) рост объемов контрактов (заказов)  и их лучшую реализуемость  при объединении активов; 

6

     7) наращивание инвестиционного потенциала  на основе получения дополнительных заемных средств, нахождения способов аккумулирования временно свободных денежных ре-сурсов отдельных участников.

     Синергетическая характеристика бизнес-группы. Синергетика  как наука сформи-ровалась более 30 лет назад. Ее предметом является изучение закономерностей развития сложных (нелинейных) систем. Под системой чаще всего в научной литературе понимают:

     1) множество находящихся в отношениях  и связях элементов (предметов,  явлений, взглядов, знаний), представляющее  собой определенное целостное образование;

     2) совокупность хозяйственных единиц, родственных по своим задачам  и организаци-онно объединенных  в единое целое; 

     3) в управлении - совокупность управляемого  объекта (объектов) и устройств  управ-ления (средства сбора, обработки, передачи информации и формирования на ее основе управляющих команд, сигналов), действие которой направлено на поддержание или улучше-ние работы определенного целостного образования.

     Хозяйственной системой признается состоящий из взаимосвязанных  функциональных элементов хозяйствующий субъект, осуществляющий экономическую деятельность по из-бранной технологии с созданием продукции или оказанием услуг, а также по удовлетворе-нию потребностей населения, проживающего на территории его юрисдикции в соответствии с законодательством и принятым административным делением.

     Системы, взаимодействующие с окружающей средой, обменивающиеся с ней инфор-мацией или иными ресурсами, называются диссипативными. Любое предприятие  подпадает под это определение. С другой стороны, предприятие является саморазвивающейся и много-уровневой системой. Любая система с течением времени переходит из одного качественного состояния в другое. Этот переход в синергетике называется точкой бифуркации. Направле-ние, выбранное системой при прохождении этой точки, определяется суммарным влиянием всех управляющих факторов, воздействующих на систему.

     В экономике под синергетическим  эффектом понимают превышение стоимости  объе-диненных компаний после слияния  над суммарной стоимостью компаний до слияния, или добавленная стоимость объединения, образно это выглядит так: 2+2=5.

     Спектр  потенциальных слагаемых синергии весьма широк, но конкретные виды си-нергии возникают одновременно, взаимоусиливаются  или взаимоослабляются; их различные  комбинации по-разному влияют на суммарный эффект. К тому же с течением времени зна-чение отдельных слагаемых синергии для бизнес-группы может меняться. В этой связи в долгосрочных концепциях развития группы следует, например, предусматривать, что эффект от концентрации производства в перспективе должен ослабляться и что его желательно до-полнять эффектом от диверсификации.

     Экономическая синергия может проявляться в  виде прямой и косвенной выгоды. Прямая выгода - это увеличение чистых денежных потоков реорганизованных компаний. Добавленная стоимость интеграции формируется за счет операционной, управленческой и финансовой синергии.

7

     Операционная  синергия выступает как экономия на операционных расходах за счет объединения  служб маркетинга, учета сбыта. Кроме  того, объединение может привести к уп-рочению позиции фирмы на рынке, получению технологического ноу-хау, торговой марки, что способствует не только снижению затрат, но и дифференциации выпускаемой продук-ции.

     Помимо  экономии на затратах, дифференциации выпускаемой продукции достигается экономия за счет эффекта масштаба. При увеличении объема производства средние издерж-ки до определенного предела снижаются. А если сливаются предприятия различных сфер деятельности, то этот же эффект наблюдается в маркетинге, снабжении, распределении, уче-те, управлении финансами и т.д. Выполнение большего объема работ при тех же производст-венных мощностях, численности работников, системе распределения дает значительный экономический эффект.

     Управленческая  синергия - экономия за счет создания новой системы управления. Объединение предприятий может осуществляться путем горизонтальной и вертикальной ин-теграции, а также создания конгломерата. Целью объединения является создание более эф-фективной системы управления. Часто объектом для присвоения служат плохо управляемые компании, с нереализуемым потенциалом стоимости. В этом случае у предприятия есть два варианта: повышение качества управления без реорганизации или создание новой управлен-ческой структуры в результате объединения. Первый вариант труднореализуем без смены управленческого персонала; второй, как правило, основан на упрочении управленческой культуры эффективно работающей компании.

     Финансовая  синергия - экономия за счет изменения  источников финансирования, стоимости  финансирования и прочих выгод. Факт объединения компаний может вызвать информационный эффект, в результате чего стоимость акций возрастает, и это притом, что реальных экономических преобразований еще не осуществлялось. Интеграция компаний может усилить интерес к компании со стороны потенциальных инвесторов и обеспечить до-полнительные источники финансирования. Повышение цены акции (даже фиктивное, в ре-зультате информационного эффекта) может повысить надежность компании в глазах креди-торов, что косвенно повлияет как на структуру, так и на стоимость задолженности.

     Синергетический эффект в рамках бизнес-группы самым  непосредственным образом связан с  ее стратегическими целями. Приведем следующую таблицу (см. Табл. 3), отражаю-щую  корреляцию стратегий корпорации и  факторов конкуренции, а также матрицу проявле-ния синергического эффекта для различных ее участников (см. Табл. 4).

     Таблица 3

 Стратегии бизнес-группы и факторы конкуренции 

Факторы конкуренции  Направления стратегий бизнес-группы
Силовые «домини-рующие»  Патентные «за-хват узкого сег-мента рынка» Адаптивные  «удовлетворение нестандартного спроса на узком сегменте рынка» Революционные привитие спроса на принципиаль-но новые  товары
 

8

Фундаментальные особенности груп-пы Низкие издержки, широкомасштабные НИР, развитая сбы-товая сеть, реклам-ная компания Продажа на ус-ловиях франчай-зинга, роялти Определенный  круг потребите-лей, в том числе  внутри ФПГ  Возможность ор-ганизации  мощ-ной рекламной компании по продвижению  новых товаров 
Основные  рыноч-ные преимущества Возможность уста-новления моно-польных цен  Получение до-полнительных доходов от науч-ных исследова-ний  Низкие издержки перестройки про-изводства при  бы-стром изменении ситуации на рынке  Стабильно по-ложение  группы в перспективе 
Основные  инве-стиционные пре-имущества Привлечение средств  в основном на публичном рын-ке Наличие залого-вой  базы для по-лучения креди-тов  Опора на собст-венные инвести-ционные ресурсы  Получение ста-бильного уровня инвестиций в перспективе 
Основные  техноло-гические преиму-щества Концентрация  ре-сурсов на хай-тек технологиях  Экономия на тех-нологических за-тратах Возможность соз-дания  шлейфа то-варов на одной технологической  идее Обучение и  под-готовка специа-листов других компаний
 

     Таблица 4

 Матрица проявления синергического эффекта

 во  взаимодействии участников бизнес-группы

Блоки группы Организационный (головная компа-ния) Финансово-инвестиционный Реальное произ-водство  Торгово-сбытовой Научно-исследовательский (внедренческий)
Организационный (головная компа-ния) - * ** * ***
Финансово-инвестиционный * *** *** ** *
Реальное  произ-водство  ** *** *** * **
Торгово-сбытовой * ** * * -
Научно-исследовательский (внедренческий) *** * ** - **

Информация о работе Стратигическое управление бизнес-группой на основе синергетического подхода