Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 15:42, реферат
Эффективность рыночной системы зависит от числа присутствующих на рынке произ-водителей, от уровня концентрации производства и сбыта, а также определяется временными затратами, необходимыми для выявления размеров и соотношения спроса и предложения, для определения оптимального уровня цен особенно в наукоемком производстве. В этом плане мо-нополизация мировой рыночной экономики конца 19 - первой половины 20 веков ознаменова-ла гигантский экономический прогресс.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ГРУППОЙ НА ОСНОВЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Цветков В.А., чл.-корр. РАН Моргунов Е.В., к.э.н.
Институт проблем рынка РАН
Вестник Университета (ГУУ) №3 (24), 2008 с.12-19.
Эффективность рыночной системы зависит от числа присутствующих на рынке произ-водителей, от уровня концентрации производства и сбыта, а также определяется временными затратами, необходимыми для выявления размеров и соотношения спроса и предложения, для определения оптимального уровня цен особенно в наукоемком производстве. В этом плане мо-нополизация мировой рыночной экономики конца 19 - первой половины 20 веков ознаменова-ла гигантский экономический прогресс. Во всех развитых странах продолжался рост крупных и сверхкрупных корпораций, шел процесс отраслевой концентрации производства на базе новей-ших достижений НТП.
В настоящее время решающая часть ВВП России (около 85%) производится крупны-ми и средними предприятиями, в большинстве своем в той или иной мере включенными в структуры корпоративного сектора. Многие интегрированные корпорации являются веду-щими «донорами» федеральных и местных бюджетов, генеральными подрядчиками государ-ственных заказов и экспортных контрактов.
В то же время приходится констатировать, что качество и эффективность интеграци-онного взаимодействия хозяйствующих субъектов в рамках корпораций пока находится на низком уровне. Существенными недостатками этих структур остаются: спонтанность и не-продуманность в формировании таких структур, слабость развития внутренних коопераци-онных связей, низкая инвестиционная активность участников объединений, недостаточность кредитования сложного производства со стороны банков предприятий-участников, неэффек-тивность взаимодействия головных предприятий (центральных компаний) с остальными хо-зяйствующими субъектами.
В российской экономической литературе содержится немало предложений относи-тельно улучшения деятельности корпорационных интеграционных структур различного ти-па. Однако подчас эти рекомендации диктуются сиюминутными конъюнктурными сообра-жениями, а то и пресловутой политической целесообразностью. Налицо шараханья от голо-словного возвеличивания роли интегрированных корпораций как единственных «локомоти-вов» экономики до призывов к отмене соответствующего законодательства и к переориента-ции исключительно на средний и малый бизнес, поэтому и важно провезти анализ подходов к стратегии управления бизнес-группами.
Корпоративное экономическое пространство. Организации, в которых для дости-жения общих целей применяется совместный труд людей, являются социально-экономическими институтами. При этом наиболее исследованной формой корпоративной интеграции в отечественной научной литературе являются бизнес-группы, которые позволя-ют объединять под эгидой головной компании значительное число фирм из разных отраслей.
1
По сути, бизнес-группа является корпорацией, т.е. акционерным обществом, что пре-допределяет общую схему управления и организационной структуры. В тоже время корпо-рация - это базовое понятие, а бизнес-группа - одна из форм корпоративных структур, кото-рые имеют следующие общие характеристики:
-
юридически самостоятельная
- сосредоточение управленческих функций в специализированном централизованном органе;
-
ограниченная ответственность
-
объектом налогообложения
-
наличие разнообразных
С
нашей точки зрения, в качестве
бизнес-группы в широком смысле слова
можно рас-сматривать как формальные,
так и неформальные образования,
понимая под ней определен-ное
корпоративное экономическое
Анализ
исследований роли интегрированных
корпоративных организаций
-
расширение экономического
-
снижение трансакционных
-
диверсификация сфер
-
повышение культуры
Перспективы
повышения эффективности
2
сических
холдингов. Эти сложные структуры,
в значительной мере опирающиеся
на неиму-щественные механизмы интеграции,
испытывают немалые трудности в
организации совмест-ной
-
неоклассический подход, связывающий
интеграцию, с одной стороны, с
повышением общей
-
подход с позиций динамических
сравнительных преимуществ,
- институциональный подход, анализирующий интеграцию в контексте трансакцион-ных издержек, агентских отношений и влияния на них распределения прав собственности, эволюции различных экономических институтов.
В свою очередь обобщение опыта эволюции интегрированных организаций в разви-тых странах позволяет выделить следующие закономерности, которые целесообразно учиты-вать при анализе и совершенствовании функционирования корпоративного сектора в России. В развитых странах существуют значительные национальные различия в способах создания и регулировании деятельности интегрированных организаций, что, однако, не является пре-пятствием для развития этой корпоративной формы. Государство посредством антимоно-польной, инвестиционной, кредитной, налоговой и других направлений экономической по-литики оказывает существенное влияние на становление корпоративного сектора, который впоследствии начинает определять темпы экономического роста. И наконец, говоря об эф-фективных зарубежных интегрированных организаций везде можно говорить о стратегиче-ском целеполагании в их деятельности.
Организационное
взаимодействие участников интегрированного
объединения. Основной замысел формирования
крупных российских транснациональных
бизнес-групп со-стоит в
Бизнес-группы должны при этом стать проводником макроэкономических воздейст-вий государства на функционирование множества хозяйствующих субъектов, в том числе малого бизнеса. Крупные корпорации могут рассматриваться как определенный гарант эф-фективной реализации государственных научно-технических и целевых программ. В тоже
3
время анализ практики организационного проектирования групп свидетельствует о ряде при-сущих ей изъянов. Среди них выделяются следующие.
Во-первых,
методические, сопряженные с несовершенством
проработки механизмов увязки перспективных
целевых рубежей
Во-вторых, организационно-процедурные, состоящие в недостаточной проработанно-сти: последовательности действий проектантов и в целом схем их взаимодействия (это во многом объясняется формальным участием в процессе проектирования высших руководите-лей, слабым представительством в рабочих группах специалистов предприятий-участников); процедур экспертизы проектов и алгоритмов принятия окончательных решений.
Перечисленные
сложности, выступающие для основной
массы проектантов как объ-
Разрешение
вышеотмеченных методологических проблем
оргпроектирования предпо-
Очевидно, что в случае принятия предлагаемой логики само содержание оргпроекта может и должно рассматриваться как фактор обратной связи: выводы документа становятся сигналами относительно целесообразности определенной корректировки базовых концепту-ально-стратегических установок (с учетом степени их практической реализуемости) или во-обще отказа от оказавшихся нереалистичными ожиданий интеграционных эффектов. Иными
4
словами, оргпроект следует трактовать как способ и инструментарий проверки исходных концептуальных гипотез в отношении синергических эффектов объединения. К сожалению, на практике организационное проектирование (в том числе проектирование бизнес-групп) строится с точностью наоборот: исходя из априорного свода технико-экономических показа-телей, под который подгоняется концептуальная часть проекта (см. Табл.1 и Табл.2).
Таблица 1
Матрица оценки факторов внутренних угроз для бизнес-группы
Угрозы | Факторы | ||||
Существенно улуч-шающие возможно-сти группы | Существенно ухуд-шающие возможности группы | Способствующие ликви-дации угрозы | |||
Степень проработан-ности оргпроекта | Проведение марке-тинга продукции участников группы | Неправильный расчет финансовых ресурсов, необходимых для по-лучения эффекта от создания группы | Материальная и финан-совая помощь со стороны вышестоящих структур и бюджетов | ||
Адекватность рыноч-ной ситуации органи-зационной формы группы | Продуманность ди-версификации дея-тельности в рамках группы | Потеря управляемости привычных связей участников | Высокая квалификация центральной компании | ||
Недостаточность ин-формационно-технического обеспе-чения членов группы | Осуществление со-вместных иннова-ционных проектов | Скрытие коммерче-ской информации уча-стниками | Наличие
мощного ин-формационно- | ||
Недостаточность инве-стиционных возмож-ностей | Создание специали-зированного инве-стиционного блока в рамках группы | Распыление инвести-ционных ресурсов между участниками | Нахождение дополни-тельных инвестиционных ресурсов путем капита-лизации активов группы |
Информация о работе Стратигическое управление бизнес-группой на основе синергетического подхода