Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:26, дипломная работа
Целью работы является выбор стратегии развития предприятия ОАО МТЗ «Филит», с целью выявления «узких мест», находящихся в производственном цикле и выработка рекомендаций по их решению.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:
определить понятия роста, развития и стратегии предприятия;
уточнить сущность и виды стратегий развития предприятия;
произвести оценку ОАО МТЗ «Филит» как объекта управления;
провести анализ внешней и внутренней среды предприятия;
разработать миссию и цели предприятия при выборе новой стратегии развития;
определить направления в стратегии развития предприятия;
сформулировать предложения по стратегическому развитию предприятия;
произвести оценку экономической эффективности предложенных направлений по выбору стратегии развития предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Понятие стратегии и классификация стратегий 6
1.2. Правила и процедуры разработки стратегий 16
1.3. Учет фактора конкурентных преимуществ 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО МОСКОВСКИЙ ТРУБНЫЙ ЗАВОД «ФИЛИТ» 26
2.1. Краткая характеристика отрасли и предприятия как объекта управления 26
2.2. Анализ внешней и внутренней среды предприятия 33
2.3. Выработка стратегии развития на МТЗ ОАО «Филит» 38
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО ВЫБОРУ НОВОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ МТЗ ОАО «ФИЛИТ» 42
3.1. Новые направления в стратегии развития предприятия 42
3.2. Рекомендации по стратегическому развитию предприятия 45
3.3. Оценка экономической эффективности стратегии развития 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
Показатели |
Годы | ||||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Процент инфляции |
- |
15 |
12 |
10 |
8 |
6 |
6 |
Коэффициент инфляционной корректировки |
1 |
1,15 |
1,12 |
1,1 |
1,08 |
1,06 |
1,06 |
Коэффициент инфляционной корректировки нарастающим итогом |
1 |
1,15 |
1,288 |
1,4168 |
1,5301 |
1,622 |
1,7193 |
Норматив дисконтирования |
- |
16,5 |
16,5 |
16,5 |
16,5 |
16,5 |
16,5 |
Коэффициент дисконтирования |
1,00 |
0,86 |
0,74 |
0,632 |
0,543 |
0,47 |
0,4 |
Расчет коэффициента дисконтирования велся по формуле at= , где Е - норматив дисконтирования, а t - номер года по порядку (2005 - 0-й год, 2011 - 6-й год). С учетом того, что экономическая обстановка в России, по прогнозам аналитиков будет улучшаться (ожидается снижение ставки рефинансирования), принимаем норматив дисконтирования равным 1/2 от нынешней ставки рефинансирования (35%).
Как уже упоминалось выше, банк выдает кредит равный 50% от объема необходимых на реализации данного проекта средств, номинированный в рублях. Базой под процент выплат по кредиту является в данном проекте балансовая прибыль. Ставка процента принимается равной 20%. В таблице 6 приведен график погашения основной суммы кредита и процентов по нему.
Таблица 6
График капиталовложений и погашения банковского кредита в 2005–2011 г.г.
Показатели |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
1) Капиталовложения, млн.руб: | |||||||
- за счет банковского кредита; |
9,9912 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- за счет собственных средств. |
9,9912 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2) Погашения процентов по кредиту, млн.руб. |
- |
- |
2,0434 |
2,0953 |
2,3028 |
2,4711 |
2,6493 |
3) Возврат основной суммы кредита, млн.руб. |
- |
- |
- |
2,4978 |
2,4978 |
2,4978 |
2,4978 |
Оценка эффективности проекта проводится на основании сопоставления денежных потоков, спровоцированных его реализацией. Для этого рассматриваются различные направления и расчитываются значения денежных потоков. Результаты приведены в прил. 3.
Величины всех составляющих финансовых потоков определяются с учетом инфляционной корректировки (в прогнозных ценах).
Налоги рассчитывались следующим образом:
Прирост ЧОК возмещается из чистой прибыли, что также учитывалось при расчете финансовых итогов.
Далее расчитывались показатели значения основных показателей эффективности. Сроки окупаемости инвестиционного проекта для обоих его участников определены графически на рисунках 4 и 5.
Результаты расчетов внутренней нормы прибыли представлены в прил. 4.
Индекс прибыльности инвестиций:
PIпр = 17,6093/9,9912 = 1,7625;
PIб = 11,7200/9,9912 = 1,1730.
Результаты представлены в табл. 7:
Рисунок 4. Сроки окупаемости
Рисунок 5. Сроки окупаемости инвестиционного проекта для «Газпромбанка»
Таблица 7
Сводка основных показателей эффективности инвестиций
Показатели |
Участники инвестиционного проекта | |
АООТ "ЧТПЗ" |
Носта-банк | |
1. Срок окупаемости, лет |
4 |
6 |
2. Индекс прибыльности |
1,7625 |
1,1730 |
3. Внутренняя норма прибыли |
0,35 |
0,159 |
4. Интегральный экономический эффект |
6,6962 |
1,3996 |
Как видно из представленных выше
результатов расчета
Рассчитаем индекс прибыльности инвестиций для этого случая:
PIпр = 14,92271168/9,9912 = 1,4936;
PIб = 14,53683809/9,9912 = 1,4550.
Показатели эффективности
Таблица 8
Сводка основных показателей эффективности инвестиций
Показатели |
Участники инвестиционного проекта | |
АООТ "ЧТПЗ" |
Носта-банк | |
1 |
2 |
3 |
1. Срок окупаемости, лет |
5 |
5 |
2. Индекс прибыльности |
1,4936 |
1,4550 |
3. Внутренняя норма прибыли |
0,309 |
0,294 |
4. Интегральный экономический эффект |
4,9315 |
4,5456 |
Таблица 9
Результаты определения
Показатели |
Годы | ||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. У ОАО МТЗ «Филит» | |||||
1) Выручка | |||||
а) в базисных ценах |
87,6310 |
99,3269 |
99,3269 |
99,3269 |
99,3269 |
б) в прогнозных ценах |
112,8687 |
140,7264 |
151,9801 |
161,1082 |
170,7728 |
2) Текущие издержки |
|||||
а) амортизация |
1,0402 |
1,1442 |
1,2357 |
1,3099 |
1,3885 |
б) материальные затраты |
76,3495 |
95,9823 |
103,6579 |
109,8837 |
116,4754 |
в) зарплата |
2,3395 |
2,6838 |
2,8984 |
3,0725 |
3,2568 |
г) начисления на зарплату |
0,9356 |
2,1777 |
2,3518 |
2,4931 |
2,6427 |
д) прочие |
9,6301 |
10,5931 |
11,4403 |
12,1274 |
12,8549 |
е) Итого затрат |
90,2950 |
112,5811 |
121,5841 |
128,8866 |
136,6182 |
3) Оборотный капитал | |||||
а) всего |
9,4609 |
11,8354 |
12,7819 |
13,5496 |
14,3624 |
б) прирост |
2,1155 |
2,3745 |
0,9465 |
0,7677 |
0,8128 |
4) Погашение процентов по кредиту |
3,0651 |
3,1430 |
3,4542 |
3,7067 |
3,9740 |
5) Погашение основной суммы кредита |
- |
2,4978 |
2,4978 |
2,4978 |
2,4978 |
6) Налоги |
12,3567 |
15,1709 |
16,3841 |
17,3682 |
18,4101 |
а) на пользователей автодорог |
2,8217 |
3,5182 |
3,7995 |
4,0277 |
4,2693 |
б) на нужды образования |
0,0234 |
0,0268 |
0,0290 |
0,0307 |
0,0326 |
в) на содержание ЖКХ |
1,6930 |
2,1109 |
2,2797 |
2,4166 |
2,5616 |
г) на имущество |
0,5147 |
0,5662 |
0,6115 |
0,6482 |
0,6871 |
г) НДС |
7,3038 |
8,9488 |
9,6644 |
10,2449 |
10,8595 |
д) Итого затрат |
105,7168 |
133,3928 |
143,9202 |
152,4593 |
161,5001 |
7) Налогооблагаемая прибыль |
7,1519 |
7,3336 |
8,0599 |
8,6490 |
9,2727 |
8) Налог на прибыль |
2,1456 |
2,2001 |
2,4180 |
2,5947 |
2,7818 |
9) Чистая прибыль |
5,0063 |
5,1335 |
5,6419 |
6,0543 |
6,4909 |
10) Финансовый итог |
3,9310 |
3,9032 |
5,9311 |
6,5965 |
7,0666 |
2. У «Газпромбанка» |
3,0651 |
5,6408 |
5,9520 |
6,2045 |
6,4718 |
Поступление процентов за кредит |
3,0651 |
3,1430 |
3,4542 |
3,7067 |
3,9740 |
Поступление основной суммы кредита |
- |
2,4978 |
2,4978 |
2,4978 |
2,4978 |
Как видно из последних расчетов, удалось практически сравнять показатели эффективности для участников проекта. Кроме того, представленные показатели свидетельствуют о безусловной экономической эффективности инвестиционных вложений в рассматриваемый инвестиционный проект.
Необходимо отметить, что применение
более эффективных организацион
Дополнительную ценность данному инвестиционному проекту (в случае его реализации) придают нижеуказанные пункты:
Суммарные за расчетный период поступления в бюджет составят 91,8301 млн.рублей, что безусловно должно заставить администрацию г. Москвы обратить внимание на проблемы завода.
Заключение
В заключении работы необходимо отметить, что со все большим ускорением в странах с рыночной экономикой темпов научно-технического и социально экономического развития, усилением элементов неопределенности и непредсказуемости во внешних отношениях большинство компаний стремятся перейти от потокового внутрифирменного к стратегическому планированию. Выработка и реализация фирменной стратегии, которая могла бы лучше соответствовать быстро изменяющимся внешним условиям, стала исключительно важной частью деятельности руководства большинства компаний. Поскольку реализация процесса стратегического планирования позволяет руководству компании четко увидеть и продумать перспективу жизнедеятельности предприятия, определить его стратегические преимущества перед другими компаниями заранее. Проводя аналитическую работу, направленную на создание информационной базы для выработки стратегии развития фирмы, менеджеры имеют уникальную для старых методов планирования возможность значительного снижения влияния факторов неопределенности на работу организации. В данной работе был практически использован один из ставших уже классическими методов проведения аналитической работы перед выработкой стратегии развития фирмы. Это SWOT-анализ, основанный на сопоставлении сильных и слабых внутренних сторон компании, а также потенциальных возможностей и угроз внешней среды. Проведенный по вышеописанной методике анализ позволил выявить у рассматриваемого в качестве практического примера завода ряд неиспользованных внутренних возможностей, успешно реализовав которые предприятие сможет перейти на качественно новый уровень развития. Некоторые предложения по использованию внутреннего потенциала, устранению слабых сторон рассматриваемой организации, а также направленные на предупреждение внешних угроз и своевременное использование благоприятной внешней обстановки были рассмотрены при формировании возможной стратегии развития ОАО МТЗ «Филит». Кроме того, были предложен проект, реализация которого направлена на поддержание этой инвестиционной стратегии. По предварительным расчетам он является экономически эффективным для обоих его участников. Предложенный проект полностью вписываются в разработанную стратегию развития завода и затрагивает все основные направления его будущей политики.
Однако, важно заметить, что самая талантливая стратегия и проработанные проекты могут быть загублены в результате неумелой их реализации. Поэтому крайне важным представляется проведение реорганизации предприятия с целью обеспечения адаптации его возможностей к выбранной стратегии. Этого можно достичь, непременно используя накопленный отечественными специалистами опыт по реинжинирингу и реструктуризации. Рекомендуется обратить внимание на консалтинговые агентства, которые могут помочь заводу перейти на новый уровень развития.
Это обосновывается фактическими данными об их небезуспешной деятельности, в частности, в Нижегородской программе реструктуризации, когда в 2003 г. при стартовых затратах около 1 млрд. рублей на оплату работы консультантов за полгода на 9 реструктурированных предприятиях был получен прирост объемов продаж на 98 млрд. рублей, а прирост выплаты налогов в бюджеты всех уровней - 17 млрд. рублей9. Нужно на всех уровнях власти поддерживать такие благоприятные начинания.
К тому же сейчас для таких начинаний наиболее подходящий момент, вследствие благоприятной конъюнктуры на мировом рынке нефтепродуктов, а следовательно положительной и для производителей труб нефтяного сортамента.
Здесь все зависит от стиля поведения руководства предприятия: будет ли он приростным (инертным) или предпринимательским (активным).
В целом же данная работа имела целью показать возможность и необходимость поиска новых идей развития организации, даже на основе небольшого доступного объема исходной информационной базы, что особенно важно в современных быстроизменяющихся рыночных условиях для предприятия такого уровня и "стратегического" для страны значения.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ