Стратегия экономического развития Казахстана как суверенного государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 07:34, курсовая работа

Описание работы

Хотя попытки смоделировать новую парадигму казахстанской экономики на основе смешанной экономики и социально ориентированного рыночного хозяйства можно признать некоторым нарушением классического подхода, такое обвинение нам просто некому предъявить. Ибо большинство цивилизованных стран состояние постсоциалистической экономики никогда не переживали. Наши же соседи по бывшему социалистическому содружеству демонстрируют подчас такие экстравагантные способы переустройства экономики, что предлагаемый вариант представляется чуть ли не образцом экономического классицизма. К тому же все без исключения модели экономического развития являются настолько динамичными и быстро трансформирующимися, что зачастую в стадии своей зрелости весьма отдаленно напоминают исходное состояние.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы стратегии экономического развития республики Казахстан 6
Глава 1.1 Экономическая политика в Казахстане 6
Глава 1.2. Проблемы обеспечения экономического роста в рамках долгосрочной программы "Казахстан 2030" 9
Глава 1.3. К устойчивому развитию в рамках послания Президента к народу Казахстана 2008 года 11
Глава 2. Экономический рост как основа экономической стратегии Республики Казахстан 16
Глава 2.1. Обзор макроэкономических показателей экономического роста Республики Казахстан 16
Глава 2.2 Перспективы обеспечения устойчивого экономического 22
роста Казахстана 22
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

нарик 2 эконом теория.docx

— 162.00 Кб (Скачать)

Нефтегазовая промышленность. В целом по республике в 2007 году добыто 64,8 млн. тонн нефти и газового конденсата (105,5% - к 2006 году). Экспортировано 57,1 млн. тонн нефти, в т. ч. по нефтепроводу КТК– 24,4 млн. тонн, по нефтепроводу Атырау-Самара – 15,6 млн. тонн в дальнее зарубежье; по нефтепроводу Атасу-Алашанькоу - 2,2 млн. тонн; порт Актау – 9,9 млн. тонн; Оренбург – 2,4 млн. тонн, поставка на ПНХЗ – 3.9 млн. тонн.

Нефтеперерабатывающими  заводами республики в 2007 году переработано 11,7 млн. тонн нефти (104,6% к  2006 году).

В сентябре 2007 года завершена  реконструкция Атырауского нефтеперерабатывающего завода, которая позволила производить автобензин и дизельное топливо, соответствующие современным европейским стандартам ЕВРО-3 по бензину, ЕВРО-4 по дизельному топливу.

Газовая промышленность. Деятельность в этой сфере осуществляется в соответствии с Программой развития газовой отрасли Республики Казахстан на 2004-2010 годы.

В республике действует три  газоперерабатывающих завода с общей  проектной мощностью переработки  порядка 8 млрд. куб. м газа в год, газотранспортная система  протяженностью более 10 тыс. км с годовой пропускной способностью порядка 150 млрд. куб. м, три подземных хранилища газа (ПХГ) с общей мощностью порядка 4 млрд. куб. м газа.

В обрабатывающей промышленности в январе-декабре 2007 года к соответствующему уровню 2006 года объем промышленного  производства возрос на 7,3 %.

Глава 2.2 Перспективы обеспечения устойчивого экономического

роста Казахстана

В части обеспечения устойчивого экономического роста Казахстана предстоит решить ряд задач путем реформирования системы государственного планирования, бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, развития финансового сектора, регулирования деятельности естественных монополий, развития конкуренции и предпринимательства, а также внедрения принципов корпоративного управления.

Повышение эффективности  экономической политики будет осуществляться через внедрение системы управления, ориентированной на результаты.

Правительство разработает  и внедрит целевые индикаторы результативности и эффективности  государственных, отраслевых (секторальных), региональных и бюджетных программ, а также каждого государственного органа. На это будет направлена система планирования, координации  и контроля.

Будут приняты нормативные  правовые акты, которые позволят эффективно функционировать системе государственного планирования в условиях рыночных отношений, повысить качество государственных  услуг, ориентировать деятельность государственных органов на достижение стратегических целей.

Правительство обеспечит  условия создания благоприятного налогового и инвестиционного климата, развития бизнеса, активизирует работу по снижению административных барьеров, повышению  производительности экономики. 

Будут совершенствоваться методы государственного регулирования экономики  с акцентом на уменьшение бюрократического вмешательства в вопросы развития бизнеса. Отношения с предпринимательством будут выстроены на принципах  партнерства, честности и прозрачности. Наряду с этим, планируется принять  меры по укреплению института частной  собственности как основы гарантий прав и свобод граждан.

Государственное планирование будет направлено на сопровождение  и управление процессами по обеспечению  роста конкурентоспособности страны.

В связи с этим будут  разработаны Стратегия  устойчивого  роста конкурентоспособности Республики Казахстан, а также ряд нормативных  правовых актов по государственному планированию, регламентирующих вопросы  стратегического, среднесрочного и  бюджетного планирования, мониторинга, контроля и ответственности всех субъектов планирования, направления  деятельности органов государственного управления на конечные результаты.

Будут  изменены  требования  к  содержанию,  процедурам  разработки  и  утверждения,  реализации  государственных, отраслевых  (секторальных),  региональных  и бюджетных программ.

Будут приняты нормативные  правовые акты по:

  • внедрению стратегического планирования в государственных органах;
  • оценке деятельности государственных органов на предмет достижения конечных результатов;
  • совершенствованию системы государственной статистики, позволяющей осуществлять мониторинг эффективности выполнения государственных, отраслевых (секторальных), региональных, бюджетных программ и прогресс в достижении стратегических целей государства, исключению дублирования государственной статистической отчетности6.
  • Будет усовершенствована методология разработки  экономических прогнозов. 
  • Предстоит разработать специальный механизм оценки влияния предлагаемых государственными органами решений на уровень конкурентоспособности экономики.
  • Правительством будет продолжена работа по совершенствованию бюджетного планирования.

Главной целью этой работы станет внедрение системы бюджетного планирования, ориентированной на результаты.

Такая система позволит оценивать  качество предоставления государственных  услуг,  степень  достижения  стратегических  целей  и  задач, а также будет  использована как инструмент повышения  производительности работы государственных  органов.

Это предполагает  поэтапный  переход к  бюджету,  ориентированному на результаты,  а  также  внедрение  контрактных  обязательств по модели «заказчик-исполнитель», в первую очередь, с  администраторами  бюджетных  программ.  Будут приняты меры по предоставлению большей самостоятельности администраторам бюджетных программ в использовании бюджетных средств.

Будет  внедрена  система  отчетности,  открытая  для  общества,  а  также  налажена  система  внутреннего  и  внешнего  контроля.

Направления расходования бюджетных  средств будут взаимоувязаны  со стратегическими (программными) документами  страны и иметь четкие приоритеты по диверсификации и повышению конкурентоспособности  экономики. Неэффективные расходы  будут сокращены.

Будет внедрена методика оценки и мониторинга инвестиционных проектов, финансируемых за счет бюджетных  средств, усилены требования к их подготовке.

Для проведения взвешенной фискальной и денежно-кредитной  политики темпы роста расходов государственного бюджета будут взаимоувязаны  с темпами роста экономики.

В целях снижения зависимости  экономики от сырьевого сектора  и сокращения не нефтяного дефицита бюджета предстоит усовершенствовать механизм формирования и использования средств Национального фонда.

При определении объемов  бюджетных средств на планируемый  период будут учитываться степень  достижения установленных  индикаторов  и эффективность  исполнения  бюджетных  программ.

Внимание будет уделено  также совершенствованию межбюджетных отношений. 

Основными  положениями  проекта  новой системы межбюджетных отношений  в  среднесрочном  периоде  станет  определение показателей,  позволяющих  рассчитать  объективные  потребности  регионов  в  финансировании с  учетом  предоставления  равнозначного  объема  и    качества  услуг  по всей стране.

Фискальной политикой  предусмотрено эффективное применение налогово-бюджетных инструментов в  условиях повышения конкурентоспособности  экономики страны, прежде всего, для  решения приоритетных задач социально-экономического развития.

Правительство продолжит  работу по совершенствованию налогового администрирования.

Налоговая политика будет  направлена на стимулирование индустриально-инновационного развития страны, повышение конкурентоспособности, сокращение доли теневой экономики  и создание рационального баланса  налоговой нагрузки в экономике. Предстоит провести  глубокий  анализ  по  налоговым  льготам,  оценить степень  их  влияния на  эффективность  экономики.

Поэтапно будет решаться задача перераспределения налогового бремени с доходов юридических  лиц на доходы физических лиц, а также  изучен вопрос внедрения всеобщего  декларирования доходов и расходов населения.

Проводимая в целом  взвешенная фискальная политика  направлена на обеспечение стабильности бюджета, эффективное выполнение финансовых обязательств государства и ориентацию расходов на приоритетные направления  государственной политики.

В сфере государственных  закупок будет сформирована система, учитывающая интересы государства  и бизнеса и  способствующая эффективности  и  гибкости расходования государственных  средств.

В области денежно-кредитной  политики и развития финансового  сектора основные усилия Правительства, Национального Банка и Агентства  по регулированию и надзору финансового  рынка и финансовых организаций  будут направлены на повышение эффективности  регулирования инфляционных процессов  и обеспечение стабильности развития финансового сектора.

Денежно-кредитная политика сориентирована на решение таких  задач, как повышение эффективности  мер денежно-кредитной политики для поддержания прогнозируемого  уровня инфляции, обеспечение валютного  регулирования и контроля, функционирование платежных систем на высоком технологическом  уровне, содействие обеспечению стабильности финансовой системы в целом.

Продолжится работа по дальнейшему  усилению влияния принимаемых мер  на состояние денежного рынка, согласованию ставок по различным видам инструментов денежно-кредитной политики. При  этом основными инструментами регулирования  ставок вознаграждения на финансовом рынке, а также стерилизации избыточной ликвидности банков останутся краткосрочные  ноты и депозиты банков второго уровня в Национальном Банке.

В условиях полной конвертируемости тенге по текущим и капитальным  операциям будет значительно  расширен мониторинг ситуации на валютном и финансовом рынках, а также продолжены работы по совершенствованию информационной базы по внешнеэкономическим операциям.

С целью поддержания эффективного функционирования платежных систем особое внимание будет уделено развитию Национальной системы платежных  карточек и созданию нового Резервного центра для платежных систем.

 

 

 

Заключение

 

Казахстанский рынок должен опираться с одной стороны, на смешанную экономику с ее сильной  государственной распределительной  политикой, обеспечивающей достаточную  поддержку социально уязвимых слоев  населения, а с другой стороны - на принципы социального рыночного  хозяйства, с их отчетливо выраженной антитоталитарной направленностью. Достичь  таких целей возможно лишь в том  случае, если удачно скомбинировать черты  наиболее подходящих нам экономических  моделей. Разработанная модель рынка  должна сочетать условия для развития конкурентной экономики и элементы довольно жесткого экономического регулирования  рынка, сильную государственную  политику и безусловный приоритет  экономической эффективности, неприкосновенность и всемерную поддержку частной  собственности и относительно длительное сосуществование основанных на ней хозяйственных форм с мощным государственным сектором.

Одним словом, это должна быть такая модель, которая бы предусматривала  построение социально ориентированной  рыночной экономики на фундаменте постсоциалистической.

Преодолевая отжившие стереотипы, нужно отдавать себе отчет в том, что смешанная экономика представляет собой не какое-то хаотическое нагромождение  на практике и эклектичное соединение в теории сугубо “капиталистических”  и “социалистических” форм, а предстает  в виде диалектического единства форм собственности и способов ведения  хозяйства, выдержавших проверку мировой  практикой на конкурентоспособность.

Другими словами, смешанная  экономика представляет собой объективно обусловленный и исторически  закономерный этап эволюции рыночных отношений, характеризующийся конкуренцией цивилизованных форм собственности и хозяйствования, высокой эффективностью экономики и соответствующей социальной защищенностью людей.

Переход к социально ориентированной  рыночной экономике предполагает необходимость  широкомасштабного государственного регулирования экономики, то есть наличие  регулируемого рынка во всех сферах общественного производства. Такое  регулирование осуществляется как  экономическими, так и административными  методами. Их следует не противопоставлять, а органично сочетать, исходя из того, в какой мере административное регулирование отвечает требованиям  объективного развития, нынешнего состояния экономики и др. В итоге вырисовываются такие контуры модели рыночной экономики Казахстана.

Информация о работе Стратегия экономического развития Казахстана как суверенного государства