Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 07:34, курсовая работа
Хотя попытки смоделировать новую парадигму казахстанской экономики на основе смешанной экономики и социально ориентированного рыночного хозяйства можно признать некоторым нарушением классического подхода, такое обвинение нам просто некому предъявить. Ибо большинство цивилизованных стран состояние постсоциалистической экономики никогда не переживали. Наши же соседи по бывшему социалистическому содружеству демонстрируют подчас такие экстравагантные способы переустройства экономики, что предлагаемый вариант представляется чуть ли не образцом экономического классицизма. К тому же все без исключения модели экономического развития являются настолько динамичными и быстро трансформирующимися, что зачастую в стадии своей зрелости весьма отдаленно напоминают исходное состояние.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы стратегии экономического развития республики Казахстан 6
Глава 1.1 Экономическая политика в Казахстане 6
Глава 1.2. Проблемы обеспечения экономического роста в рамках долгосрочной программы "Казахстан 2030" 9
Глава 1.3. К устойчивому развитию в рамках послания Президента к народу Казахстана 2008 года 11
Глава 2. Экономический рост как основа экономической стратегии Республики Казахстан 16
Глава 2.1. Обзор макроэкономических показателей экономического роста Республики Казахстан 16
Глава 2.2 Перспективы обеспечения устойчивого экономического 22
роста Казахстана 22
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Решение данных проблем нашло свое выражение в существенном углублении институциональных преобразований на третьем этапе реформ. Значительно расширилась нормативно-правовая база экономических процессов, был принят ряд программных документов, способствующих развитию наиболее значимых сфер экономики, предприняты меры по приближению хозяйственной среды к стандартам развитого рынка. В Республике Казахстан, одной из первых среди республик бывшего СССР, стали осуществляться структурные преобразования отдельных, наиболее значимых, прежде всего в социальном плане, сфер экономики:
- создание принципиально
новой пенсионной системы,
Работа Президента нашей страны Н.А. Назарбаева "Казахстан 2030" опубликованная в октябре 1997 года вызвала большой резонанс в нашем обществе.
В Послании были даны наметки научного анализа реальных шагов углубления рыночных преобразований с учетом того, что исторически Казахстан является сердцевиной Евразийского континента. Нам предоставлена судьбой задач огромной важности - возродить древнее государство казахов тесном содружестве со всеми представителями наций народностей, населяющих территорию Казахстана, и использовать геополитические позиции Казахстана для динамичного экономического роста, духовного возрождения народа.
В Послании Главы государства отмечены не только целесообразность средства достижения ближайших задач, но и конкретно указаний стратегические направления развития Казахстана на будущее столетие. Нам представляется, что, консолидируя все группы населения Казахстана в определении общественного сознания практической деятельности по выполнению стратегических планов развития цивилизованного общества по пути рыночных преобразований, в Послании определены основные идеи направления, пути и средства их достижения. В этой связи перед творческой интеллигенцией Казахстана стоят огромные задачи подготовке кадров и переподготовке профессиональных специалистов на основе мировых стандартов образования. Для этого в Казахстане есть богатейший экономический потенциал и, прежде всего, научно-техническая интеллигенция и кадры рабочих.
Среди идей Послания хотелось бы отметить и проблему государственного управления рыночными преобразованиями Общеизвестно, что успехи всяких реформ в конечном итоге решаются сформированной системой кадров управления (менеджеров) и институциональных звеньев государственного управления. В этом смысле в Президентском Послании отмечены пути рационализации Государственного управления, достижения сбалансированности всех ветвей власти. Исходя из идеи народовластия и государственности Казахстана и в Президентском Послании намечены контуры дальнейшего укрепления правовым основ, ответственности государственных органов перед народом.
Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев выделяет следующие долгосрочные приоритеты:
Эти долгосрочные приоритеты должны служить для концентрации усилий государства и наших граждан, стать основой критериев при формировании бюджета страны и кадровой политики.
В очередном послании народу
Казахстана Президент, в условиях ухудшения
ситуации на макроэкономическом уровне,
поручил Правительству
По мнению Президента, необходимо сосредоточиться на решении краткосрочных и среднесрочных задач в следующих приоритетных направлениях.
Первое – добывающий сектор.
Главный вектор в нефтегазовой отрасли – усиление позиций государства в качестве влиятельного и ответственного участника международных нефтяных и энергетических рынков.
Для этого мы последовательно
усиливаем государственное
Это крайне важно для нас и для обеспечения выхода на международный рынок с готовой продукцией, с высокой долей добавленной стоимости.
Холдингу «Самрук» и региональным СПК надо принять конкретные меры по эффективному развитию и повышению конкурентоспособности горно-металлургической отрасли . Для этого надо разобраться и начать конкретно управлять государственными пакетами акций существующих горно-металлургических компаний, а также взять на себя права недропользования разведанными месторождениями черных и цветных металлов, включая редкоземельные.
Совместно с Правительством решить вопрос разведки новых месторождений.
Второе – опережающее инфраструктурное обеспечение основных секторов экономики.
Правительству необходимо принять меры по развитию электроэнергетики, системы транспортировки . Эти сектора сегодня явно «не успевают» за развитием экономики Казахстана.
Первоочередными задачами в области обеспечения экономики и населения электроэнергией являются строительство Балхашской ТЭС, третьего энергоблока Экибастузской ГРЭС-2, Мойнакской ГЭС и др.
Необходимо в 2009 году завершить строительство второй линии электропередач по проекту «Север-Юг Казахстана» и линии электропередач «Северный Казахстан-Актюбинская область ». Это позволит снизить энергодефицитность Юга и Запада Казахстана.
Для стабильного обеспечения потребностей в газе южных регионов республики необходимо проработать вопрос и начать строительство магистрального газопровода «Бейнеу– Шымкент».
Необходимо внести конкретные предложения по строительству атомной электростанции в г.Актау .
Одновременно Правительство должно сконцентрировать свои усилия на внедрении энергосберегающих и экологически чистых технологий.
Необходимо обеспечить строительство и модернизацию железнодорожной и автомобильной инфраструктуры.
На концессионной основе в этом году должны завершить строительство железной дороги Шар-Усть-Каменогорск, начать строительство железнодорожных линий Мангышлак-Баутино, Ералиево-Курык и участка “Хоргос-Жетиген”, электрификацию железнодорожного участка Макат-Кандыагаш.
Для снижения дефицита подвижного состава необходимо подготовить в текущем году и приступить к реализации комплекса мер по развитию отечественного транспортного машиностроения .
Мы должны начать практическую
реализацию самого крупного в Казахстане
транспортного проекта –
В целях снижения нагрузки на бюджет, в основном, на концессионной основе , с последующим введением платности , начнется строительство и реконструкция автомобильных дорог Астана-Боровое, Астана-Караганда, Алматы-Капшагай, Алматы-Хоргос, а также Большой Алматинской Кольцевой дороги .
Для привлекательности и
активизации концессионных
Третье. Программа «30 корпоративных лидеров» – ее реализация способствует практическому развитию несырьевого сектора экономики.
На сегодня уже появилось более 100 проектов, претендующих быть «прорывными». Реализуются такие важнейшие для экономики проекты, как строительство третьего Жанажолского газоперерабатывающего завода, горно-обогатительных комбинатов и медеплавильного завода в Актюбинской области, дальнейшее строительство алюминиевого завода и завода по производству хлора и каустической соды в Павлодарской области, организация сортопрокатного производства и производства металлургического кремния в Карагандинской области и многие другие проекты.
В ближайшее время начнется строительство первого интегрированного газохимического комплекса в г.Атырау, в следующем году - газоперерабатывающего завода на базе месторождения Карачаганак, нового алюминиевого завода в Костанайской области.
Продолжается реализация проектов по созданию шинного комплекса в г.Астана, развитию логистических центров городах Астана и Алматы, созданию производства поликристаллического кремния .
В настоящее время действуют пять автосборочных предприятия, в том числе сборка легковых автомобилей. В Казахстане сегодня собирают радиотехнику, компьютеры. Мощно развивается мебельная промышленность, стройиндустрия и другие отрасли.
В целом Программа «30 корпоративных лидеров» должна вывести взаимодействие государства и бизнеса на принципиально новый уровень.
По показателю реализации «прорывных» проектов, в первую очередь, будет оцениваться работа профильных министерств, Фонда «Казына» и других холдингов, а также акиматов всех уровней.
Президент также выделил приоритеты макроэкономической политики Правительству, Нацбанку, Агентству по финнадзору необходимо сформировать действенные механизмы системного и оперативного реагирования государства на угрозы финансовой нестабильности и укрепить доверие международных рынков к экономике Казахстана.
Первое. Надо системно укрепить работу Агентства финансового надзора .
Главной задачей Агентства совместно с Национальным банком и Министерством финансов должно стать повышение конкурентоспособности и устойчивости финансовой системы страны, особенно банковского сектора. Жизнь будет вносить коррективы в наши планы. Мы должны быть готовы.
Надо усвоить уроки, преподанные ипотечным кризисом в США, оказавшим серьезное влияние на наши банки.
АФН должно более внимательно отслеживать ситуацию в каждом банке и в случае необходимости принимать превентивные и действенные меры.
Государственная поддержка не может быть односторонней , и банки должны взять на себя свою часть рисков. Если акционеры банков не желают или неспособны привлекать дополнительные ресурсы для своего развития, то государство должно быть готово предпринять необходимые меры.
При этом процесс регулятивного вмешательства должен быть предельно прозрачен и предсказуем для всего банковского сектора.
Приход иностранного капитала в банковский сектор мы рассматриваем как вотум доверия Казахстану, источник необходимой финансовой поддержки и лучшей международной практики банковских услуг.
Необходимо продолжить структурные реформы нашей финансовой системы . Это касается развития рынка ценных бумаг, современных финансовых инструментов, совершенствования законодательства о банкротстве, глубокой реформы судебной системы.
Мы должны развивать управление
системными рисками, как в частном,
так и в государственном
Информация о работе Стратегия экономического развития Казахстана как суверенного государства