Стратегия экономического развития Казахстана как суверенного государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 07:34, курсовая работа

Описание работы

Хотя попытки смоделировать новую парадигму казахстанской экономики на основе смешанной экономики и социально ориентированного рыночного хозяйства можно признать некоторым нарушением классического подхода, такое обвинение нам просто некому предъявить. Ибо большинство цивилизованных стран состояние постсоциалистической экономики никогда не переживали. Наши же соседи по бывшему социалистическому содружеству демонстрируют подчас такие экстравагантные способы переустройства экономики, что предлагаемый вариант представляется чуть ли не образцом экономического классицизма. К тому же все без исключения модели экономического развития являются настолько динамичными и быстро трансформирующимися, что зачастую в стадии своей зрелости весьма отдаленно напоминают исходное состояние.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы стратегии экономического развития республики Казахстан 6
Глава 1.1 Экономическая политика в Казахстане 6
Глава 1.2. Проблемы обеспечения экономического роста в рамках долгосрочной программы "Казахстан 2030" 9
Глава 1.3. К устойчивому развитию в рамках послания Президента к народу Казахстана 2008 года 11
Глава 2. Экономический рост как основа экономической стратегии Республики Казахстан 16
Глава 2.1. Обзор макроэкономических показателей экономического роста Республики Казахстан 16
Глава 2.2 Перспективы обеспечения устойчивого экономического 22
роста Казахстана 22
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

нарик 2 эконом теория.docx

— 162.00 Кб (Скачать)

Предстоит также разработать систему мер быстрого реагирования для непредвиденных ситуаций.

Степень доверия населения  и бизнеса, в том числе зарубежного, должна стать основным критерием  эффективности финансовых органов  страны.

Второе. Необходимо привести налоговую систему в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана . Действующий Налоговый кодекс сыграл позитивную роль в экономическом росте, однако в настоящее время его потенциал практически исчерпан. Кодекс насчитывает свыше 170 видов льгот и преференций, которые постоянно и бессистемно растут.

Правительству следует разработать новый Налоговый кодекс. Он должен способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени».

Новый Кодекс должен приобрести характер закона прямого действия , ограждающего от вольного толкования его норм налоговыми службами, сочетать качество администрирования и интересы налогоплательщиков.

Но, главное, он должен предусматривать снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса . Ожидаемые потери бюджета должны быть компенсированы за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора.

Третье. Особую миссию в обеспечении эффективности и конкурентоспособности нашей экономики призвано выполнить вновь созданное по моему поручению Агентство по защите конкуренции .

Расширенные полномочия Агентства  должны обеспечить успех в «борьбе» с ценовыми сговорами, недобросовестной конкуренцией, злоупотреблениями субъектов  рынка своим доминирующим и монопольным  положением, укреплять позиции казахстанского бизнеса в мире.

Нужен новый закон о конкуренции, который послужит серьезным толчком для роста предпринимательской активности в стране.

Четвертое. Надо усилить борьбу с инфляцией. Учитывая, что инфляция нарастает, усугубляемая давлением со стороны глобальных экономических процессов, требуется принятие продуманных и адекватных действий со стороны Правительства .

Рассчитываю, что и Национальный Банк добьется весомых результатов в борьбе с инфляцией.

Государство должно активно  управлять ситуацией в условиях глобальной экономической нестабильности. Все необходимые ресурсы для  этого имеются.

Поэтому у Правительства и Национального Банка должен быть оперативный план стабилизационных действий в случае прогнозируемого замедления мировой экономики и возможного снижения цен на ряд экспортных товаров.

В первую очередь, Правительству  необходимо временно, до преодоления  проблем в финансовом секторе, сократить государственные расходы по всем направлениям и программам, кроме социальных.

Все, что может подождать, должно быть приостановлено. Это касается и всех регионов. Такая экономия будет способствовать снижению давления на инфляцию, а также увеличит резервы  страны на случай возможного снижения цен на энергоносители и сырьевые ресурсы.

 

 

Глава 2. Экономический  рост как основа экономической стратегии  Республики Казахстан

Глава 2.1. Обзор макроэкономических  показателей экономического роста Республики Казахстан

 

В 2007 году, как и в предыдущие годы, сохранялись достаточно высокие  и устойчивые темпы роста экономики. Причем в 2007 году экономика развивалась  более ускоренными темпами, чем в 2006 году.

Нет сомнений, в последние  годы в Казахстане сложились исключительно  хорошие экономические условия. Республику признают одним из лидеров  по макроэкономическим параметрам роста  не только среди государств СНГ, но и среди стран, в которых осуществляется системная трансформация экономических  систем.

Действительно, ВВП в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличился на 9,4%, а кумулятивный экономический  рост, произошедший после финансового  кризиса 1998 года, составил 63,9% (дигр. 1, табл. 1).

Диаграмма 1. Динамика ВВП в Казахстане, 1990-2006 гг.2

По оценке Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан,  в 2007 году производство валового внутреннего продукта (ВВП) по сравнению с 2006 годом увеличилось на 10,6%.

Таблица 1. Макроэкономические параметры развития Казахстана, 2003-2007 гг.3

 

2003

2004

2005

2006

2007

ВВП, млрд долларов США

22,152

24,637

30,832 

40,754

56,088

Индекс физического  объема, в процентах к предыдущему  году

113,5

109,8

109,2

109,4

109,4

ВВП на душу населения, в долларах США 

1491,3

1658,5

2045,4

2703,6

3703,0

Инфляция

8,4

5,9

6,4

6,9

7,9

Биржевой обменный курс KZT/USD

153,49

149,45

135,92

125,54

122,88


 

В 2007 году наблюдалась положительная  динамика во всех сферах экономики.

Рост объемов промышленного  производства в 2007 году по сравнению  с 2006 годом составил 7%. Наиболее ускоренные темпы развития в реальном секторе демонстрировала обрабатывающая промышленность, где рост производства составил 7,3%. Объем производства в горнодобывающей промышленности вырос на 7%.

Прирост объема валовой продукции  сельского хозяйства в 2007 году к 2006 году составил 7%.

Существенный вклад в  рост экономики внесли строительство и услуги. За 2007 год объем строительных работ увеличился  по сравнению с 2006 годом в 1,2 раза. Услуги транспорта в 2007 году возросли по сравнению с 2006 годом на 5%, услуги связи -  на 20,4%.

Наблюдалась высокая динамика инвестиций в основной капитал. В 2007 году относительно 2006 года объем инвестиций в основной капитал увеличился на 10,6%.

Существенно выросли показатели внешней торговли. За январь-декабрь 2007 года экспорт товаров достиг 38,3 млрд. дол. США и увеличился по сравнению с январем-декабрем 2006 года на 37,3%, импорт составил 23,7 млрд. дол. США и возрос на 36,4%. Положительное сальдо торгового баланса составило 14,6 млрд. дол. США.

 

Диаграмма 2. Индексы физического  объема по отраслям экономики

в 2006-2007 гг.  (в % к соответствующему периоду прошлого года)4

Источник: Агентство  Республики Казахстан  по статистике.

 

Уровень инфляции в среднем  за 2007 год сложился на уровне 8,6%, что  на 1,0% превысило среднегодовой показатель 2006 года (7,6%) и незначительно (на 0,1%) - верхнюю границу запланированного на 2007 год коридора 6,9–8,5% в соответствии с прогнозом Среднесрочного плана  социально-экономического развития страны на 2007-2009 годы.

Росту инфляции в 2007 году способствовали избыточная ликвидность банковской системы, сопровождающаяся ускоренными  темпами роста кредитования экономики, рост потребительского спроса со стороны  населения, импорт инфляции, рост тарифов  на услуги жилищно-коммунальной сферы, низкая развитость конкуренции на рынках, несбалансированность отдельных товарных рынков. В целом для сдерживания  роста инфляции Правительством совместно  с Национальным Банком проводилась  комплексная антиинфляционная политика в соответствии с Планом мероприятий  по регулированию инфляционных процессов  в Республике Казахстан на 2006-2007 годы.

Цены предприятий-производителей промышленной продукции в 2007 году повысились по сравнению с 2006 годом на 18,4%.

Одним из наиболее динамично  развивающихся секторов экономики  являлся финансовый сектор, обеспечивающий эффективное перераспределение  потоков капитала в соответствии с предложением и спросом отраслей и субъектов экономики.

Кредитный рынок в 2007 году оставался одним из самых динамично  развивающихся сегментов финансового  рынка и характеризовался ускоренным ростом банковского кредитования экономики. Общий объем основного долга по кредитам банков экономике за 12 месяцев 2007 года увеличился на 82,7% и составил 4735,7 млрд. тенге. Кредиты в национальной валюте за 12 месяцев 2006 года выросли на 95,9% и составили 2460 млрд. тенге, а кредиты в иностранной валюте - на 70,3%, составив 2275,6 млрд. тенге. В результате удельный вес тенговых кредитов по сравнению с декабрем 2006 года повысился с 48,5% до 51,9%.

Наблюдается тенденция роста  долгосрочных кредитов. Так, долгосрочные кредиты за январь-декабрь выросли  более чем 2 раза до 3448,9 млрд. тенге, удельный вес долгосрочных кредитов повысился с 66,5% до 72,8%.

Кредиты банков субъектам  малого предпринимательства за январь-декабрь 2007 года увеличились на 83,3%,составив 861,7 млрд. тенге.

Развитие депозитного  рынка также характеризовалось  ростом объема депозитов. Депозиты в  депозитных организациях на 1 января 2008 года составили 3115,2 млрд. тенге, превысив уровень 1 января 2007 года на 88,4%. Вклады населения (с учетом нерезидентов) в  банках за 12 месяцев 2006 года увеличились  на 76,8% до 1055,2 млрд. тенге.

Средневзвешенный биржевой обменный курс тенге к доллару  США в среднем за 2007 год составил 126,0 тенге, укрепившись за год в  номинальном выражении на 5,06%.

Активы Национального  фонда на конец 2007 года составили более 14,1  млрд. долл. США, увеличившись с начала 2007 года на 74,5%.

Ситуация на рынке труда  республики характеризуется стабильным снижением  уровня безработицы  за счет роста числа трудоустроенных  граждан на вновь создаваемых  рабочих местах, увеличения экономической  активности населения, обусловленных  экономическим ростом. В 2007 году в  экономике республики было занято 7,4 млн. человек (предварительные данные), что на 2% больше, чем в 2006 году. Численность  безработных в 2007 году по сравнению  с 2006 годом снизилась на 2,4%. Уровень  безработицы в 2007 году сложился на уровне 7,8% (в 2006 году – 8,1%).

Реальные денежные доходы населения в январе-ноябре 2007 года к аналогичному периоду 2006 года выросли  на 10,8%, реальная заработная плата –  на 10,6%.

В целом, совместными действиями Правительства и Национального  Банка удается обеспечить стабильную макроэкономическую ситуацию в стране, с учетом накопленных в Национальном фонде средств наблюдается профицит бюджета, платежный баланс сбалансирован, уровень безработицы имеет тенденцию постепенного снижения, инфляция находится на контролируемом уровне.

Кроме того, об этом свидетельствует  улучшение субиндекса Казахстана в 2007 году по сравнению с 2006 годом по макроэкономическим параметрам в системе показателей по глобальному индексу конкурентоспособности, а именно перемещение с 26 на 10 место.

В июне 2007 года международным  рейтинговым агентством Moody’s Investors Service инвестиционный кредитный рейтинг Республики Казахстан был повышен с уровня «Ваа3» по долгосрочным государственным облигациям в иностранной валюте до «Ваа2», с уровня «Ваа1» до «А2» по долгосрочным облигациям и нотам в иностранной валюте. По краткосрочным  облигациям и нотам в иностранной валюте уровень кредитного рейтинга поднят с «P-2» до «P-1», в связи с чем, Казахстан достиг максимально возможного уровня по данному рейтингу. Был подтвержден уровень «Ваа1» по долгосрочным государственным облигациям в национальной валюте, а также уровень «Ва1/NP» по долгосрочным и краткосрочным банковским депозитам в иностранной валюте соответственно. По всем рейтингам прогноз «стабильный».

В ноябре 2006 года международное  рейтинговое агентство Standard&Poor’s повысило долгосрочный суверенный рейтинг  Республики Казахстан по обязательствам в иностранной валюте с «ВВВ-»  до «ВВВ», долгосрочный суверенный рейтинг  по обязательствам в национальной валюте с «ВВВ» до «ВВВ+» и краткосрочный  суверенный рейтинг Республики Казахстан  по обязательствам в национальной валюте с «А-3» до «А-2». Краткосрочный  суверенный кредитный рейтинг по обязательствам в иностранной валюте «А-3» и суверенный рейтинг «kzAAA»  по национальной шкале были подтверждены. Прогноз всех рейтингов - «Стабильный».

             

Диаграмма 3. Индексы физического  объема промышленной продукции  в  2006 - 2007 гг.      (в % к соответствующему периоду прошлого года)5

В декабре 2007 года Fitch Rating’s Ltd информировало о повышении  прогноза суверенного кредитного рейтинга Республики Казахстан в иностранной  и местной валютах со «стабильного»  до «позитивного» и подтвердило  инвестиционный кредитный рейтинг  страны на уровне «ВВВ» по долгосрочным облигациям в иностранной валюте, «ВВВ+» по долгосрочным облигациям в национальной валюте, «F3» по краткосрочным  облигациям в иностранной валюте.

Объем промышленного производства в январе-декабре 2007 года возрос на 7% по сравнению с соответствующим  периодом 2006 года.

В горнодобывающей промышленности в январе-декабре 2007г. произведено  продукции на 3726,9 млрд. тенге, что на 7% выше уровня января-декабря 2006г. за счет увеличения добычи руд железной агломерированной (на 24,5%), свинцово-цинковой (на 18,2%) и марганцевой (на 13%); окатышей железорудных (на 13,1%); угля каменного (на 11,5%); нефти сырой (на 6,8%); лигнита (на 6,1%); газа природного (естественного) (на 2,8%); конденсата газового (на 0,4%). Вместе с тем, сокращена добыча руд медно-цинковой (на 17,5%), золотосодержащей (на 14,9%), железной неагломерированной (на 8%), хромовой (на 6%) и медной (на 0,8%).

Информация о работе Стратегия экономического развития Казахстана как суверенного государства