Стратегическое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы показать, что стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функций организации, мотиваций и контроля, ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс, стратегического планирования является тем щитом, под которым укрываются все управленческие функции; не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ, функции и виды стратегического планирования
1.1. Экономическая сущность и принципы стратегического планирования…6
1.2. Функции и задачи стратегического планирования………………………13
1.3. Виды планирования…………….……………………………………………16
1.4. Структура процесса стратегического управления и планирования……..18
2. ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Требования к эффективной стратегии……………………………………..24
2.2. Процесс разработки и внедрения стратегии развития предприятия…….25
2.2.1. Выбор миссии и целей предприятия………………………………………25
2.2.2. Оценка и анализ внешней и внутренней среды предприятия……………29
2.2.3. Разработка и анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии……37
2.2.4. Реализация стратегии………………………………………………………39
2.2.5. Оценка и контроль стратегии……………………………………………...41
2.3. Преимущества и недостатки стратегического планирования…………...43
2.4. Вывод…………………………………………………………………….…..46
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованной литературы…………….……………………51

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Стратегическое планирование. Виды экономических стратегий..doc

— 299.50 Кб (Скачать)

      долговременные планы – разрабатываются на период от 3-5 и более лет, нацеленные на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии фирмы. Такие планы разрабатываются как составная часть стратегического плана. Зарубежные фирмы часто применяют пятилетний плановый период.

В процессе долгосрочного планирования происходит конкретизация целей, затрат и исполнителей.

      краткосрочные (текущие) планы – детальные планы, в которых увязываются все направления деятельности фирмы и работа всех функциональных подразделений на текущий финансовый год. Охватывают сбыт, производство, исследования и разработки, снабжение, маркетинг, развитие персонала и финансовые итоги. Это объясняется тем, что за такой период происходят обычно все типичные для жизни предприятия события, так как за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. Кроме того, обычно за год в соответствии с законодательством предприятие должно отчитываться (например, перед финансовыми и налоговыми органами).

      оперативные планы – детальные планы, посвящённые решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде. Имеют узкую направленность, высокую степень детализации характеризуются большим разнообразием используемых приемов и методов.

      инвестиционные проекты – долговременные планы капитальных вложений, направляемые на создание новых производственных мощностей.

      бизнес-план – план создания новой фирмы, выхода на рынок и обеспечения прибыльности хозяйственной деятельности.

      Внутрифирменное планирование – отличается от общего (общепроизводственного) прежде всего тем, что подразделения предприятия обычно не является самостоятельным хозяйственным звеном и не могут осуществлять полные финансовый расчет.

Для данного вида планирования чаще всего устанавливаются следующие плановые показатели и нормативы: номенклатура продукции и объем ее выпуска в течение определенного срока (смена, сутки, неделя, месяц, квартал и год); численность персонала и выработка на одного работника; фонд заработной платы; нормы расходования материалов и т.п.

 

1.4. Структура процесса стратегического управления и планирования

 

Стратегическое планирование можно рассматривать как динамическую совокупность шести взаимосвязанных управленческих процессов, логически вытекающих один из другого. В то же время существует устойчивая обратная связь и влияние каждого процесса на остальные.

На рисунке 1.4 представлена принципиальная схема процесса стратегического управления.

 

Видим, что сам процесс стратегического планирования включает:

                    определение миссии предприятия, организации;

                    формулирование целей и задач функционирования предпри­ятия, организации;

                    оценку и анализ внешней среды;

                    оценку и анализ внутренней структуры;

                    разработку и анализ стратегических альтернатив;

                    выбор стратегии.

Процесс стратегического управления помимо стратегического планирования включает также:

-         реализацию стратегии;

-         оценку и контроль выполнения стратегии.

Таким образом, стратегическое планирование является одним из компонентов стратегического управления.

Стратегичес­кое управление иногда рассматривается как синоним термина «стратегическое планирование», однако это не так – стратегичес­кое управление помимо стратегического планирования содержит механизм реализации решений. Процесс стратегического управления мо­жет быть описан как логический, система­тический подход для создания главных решений в организации.

Остановимся подробнее на рассмотрении всех основных компонентов процесса стратегического управления:

1. Определение миссии организации. Этот процесс состоит в установлении смысла существования фирмы, ее предназначения, ро­ли и места в рыночной экономике. В зарубежной литературе этот термин принято называть корпоративной миссией или концепцией бизнеса. Он характеризует направление в бизнесе, на которое фир­мы ориентируются, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ.

2.  Формулирование целей и задач. Для описания характера и уровня деловых притязаний, свойственных тому или иному виду бизнеса, применяются термины «цели» и «задачи». Цели и задачи должны отражать уровень обслуживания потребителей. Они дол­жны создавать мотивацию людей, работающих в фирме. Целевая картина должна иметь по крайней мере четыре типа целей:

•  количественные цели;

•  качественные цели;

•  стратегические цели;

•  тактические цели и т.д.

Цели для нижележащих уровней фирмы рассматриваются как задачи.

В современной теории планирования  принято выделять восемь основных сфер деятельности, в границах которых каждое предприятие определяет свои главные цели. Это:

                       положение организации на рынке,

                       инновационная деятельность,

                       уровень производительности,

                       наличие производственных ресурсов,

                       степень ста­бильности,

                       система управления,

                       профессионализм персонала,

                       социаль­ная ответственность.

Как свидетельствует передовая отечественная практика, наиболее значимыми в рыночных условиях являются фи­нансовые цели,   определяющие состояние платежеспособности и эко­номическую устойчивость предприятий.

3. Анализ и оценка внешней среды. Обычно этот процесс счита­ется исходным процессом стратегического планирования, так как он обеспечивает базу для выработки стратегии поведения.

Анализ среды предполагает исследование двух ее компонентов:

•   макросреды;

•   непосредственного окружения.

Анализ макроокружения включает изучение влияния на фирму таких компонентов среды, как:

•   состояние экономики;

•   правовое регулирование;

•   политические процессы;

•   природная среда и ресурсы;

•   социальная и культурная составляющие общества;

•   научно-технологический уровень;

•   инфраструктура и т.п.

Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам:

•   покупатель;

•   поставщик;

•   конкуренты;

•   рынок рабочей силы.

4.  Анализ и оценка внутренней структуры (среды). Анализ внутренней среды позволяет определить те внутренние возмож­ности и потенциал, на которые может рассчитывать фирма в кон­курентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет лучше уяснить цели фирмы и сфор­мулировать ее миссию.

Внутренняя среда исследуется по следующим направлениям:

•   кадровый потенциал;

•   организация управления;

•   финансы;

•   маркетинг;

•   организационная структура и т.п.

5. Разработка и анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии (этап 5б). Этот процесс по праву считается сердце­виной стратегического планирования, поскольку в нем при­нимаются решения о том, как фирма будет достигать своих целей и реализовывать корпоративную миссию. Чтобы сделать эффек­тивный стратегический выбор, руководители высшего звена дол­жны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию развития фирмы. Стратегический выбор должен быть определенным и од­нозначным.

6. Реализация стратегии. Выполнение стратегического плана является критическим процессом, поскольку в случае реального плана приводит фирму к успеху. Часто бывает и наоборот: хорошо проработанный стратегический план может «провалиться», если не принять мер по его реализации.

Случаи, когда предприятия оказываются не в состоянии осущес­твить выбранную стратегию, нередки. Причины этого:

–                    неверно проведенный анализ и ошибочные выводы;

–                    непредвиденные изменения во внешней среде;

–                    неумение фирмы вовлечь в реализацию стратегии свой внут­ренний потенциал.

Успешной же реализации стратегии способствует соблюдение следующих  требований:

• цели и мероприятия стратегии должны быть хорошо струк­турированы, доведены до работников и восприняты ими;

• необходимо иметь четкий план действий по реализации стратегии, предусматривающий обеспечение плана всеми необхо­димыми ресурсами.

7. Оценка и контроль стратегии. Оценка и контроль реализа­ции стратегии являются логическим завершающим процессом в стратегическом планировании. Данный процесс обеспечивает об­ратную связь между процессом достижения целей, предусмотрен­ных стратегическим планом, и собственно самими целями. Сред­ством обеспечения такого соответствия является контроль, кото­рый имеет следующие задачи:

•   определение системы контролируемых параметров;

•   оценку состояния параметров контролируемого объекта;

• выяснение причин отклонений параметров объекта от при­нятых стандартов, нормативов и других эталонов;

• корректировку в случае необходимости показателей плана или хода реализации стратегии.

Главная задача такого контроля – выяснить, в какой мере реа­лизация стратегии приводит к достижению целей и миссии предприятия. Поэтому корректировка по результатам стратегического кон­троля может касаться как стратегии, так и целей организации, что при­нципиально отличает этот вид контроля от оперативного, при котором цели текущего плана являются незыблемыми.

Каждый этап планирования имеет свое специфическое содержа­ние для отдельных организаций. Однако использование сквозного стратегического плана может быть полезным для всех фирм и предприятий.

Кроме общей схемы, в практике стратегического планирования на американских фирмах можно выделить следующие особенности, ко­торые необходимо учитывать и на российских пред­приятиях:

1. Планы обычно содержат только одну стратегию предстоящих действий. Программы, предусматривающие возможные варианты ре­шений на случай изменения первоначальной стратегии, обычно не включаются в план.

2. В планах оцениваются все сильные и слабые стороны фирмы при анализе благоприятных возможностей или опасных событий в окружающей обстановке.

3. Планы включают данные прогнозов и предположений, которые в деталях обычно не разрабатываются.

4. В большинстве планов оценка риска также не производится, при рассмотрении различных возможных вариантов действий риск учитывается.

5. Все планы строятся на основе ожидаемых целей, которые отражаются важнейшие показатели финансовой деятельности фирмы.

6. В долгосрочных планах отражаются данные о требуемых инве­стициях, ожидаемых доходах и расходах, выплачиваемых дивидендах в долгосрочном периоде.

7. В планах дается оценка диверсификации, происходящей в ре­зультате возможных слияний и поглощений фирмы.

Таким образом, в долгосрочном плане отражается главным обра­зом общая стратегия фирмы и описывается модель будущего с пози­ций весьма широкого подхода.

 

2. ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

2.1. Требования к эффективной стратегии

 

Для того чтобы экономическая стратегия была эффективной, при ее разработке необходимо учитывать некоторые требования, к числу которых можно отнести:

   наличие четко сформулированных стратегических целей. Если компания не знает, чего она хочет достичь в перспективе, то бесполез­но начинать разработку каких бы то ни было стратегий. Стратегиче­ские цели должны быть ясны и понятны для всех структурных подраз­делений предприятия;

   обеспечение маркетингового мышления для всех сотрудников организации. Стратегия будет эффективна в том случае, если интересы и ценности сотрудников соответствуют возлагаемой на них роли и если они кровно заинтересованы в процветании своей компании. Значение человеческого капитала, т.е. знаний, умений, ноу-хау, аккумулирован­ного опыта, капитализированных в сотрудниках предприятия постоянно повышается;

   стратегия развития должна быть достаточно гибкой, обеспечивая  возможность влияния на внешнюю среду, например осуществления неожиданных атак на противника, которые ведут к усилению конкурентных  позиций предприятия;

   стратегия будет эффективной в том случае, если она обеспечива­ет защиту позиций компании. Предприятие должно заботиться о создании надежной системы обороны на случай наступления со стороны конку­рентов, а также  об усилении своих сильных сторон и избавлении от слабостей.

Если изложенные выше требования к стратегии наводят на мысль, что, соблюдая их, можно с успехом разрабатывать эффективные стратегии, то это далеко не так. Их учет поможет компании разработать страте­гию развития, однако эффективность данной стратегии будет во многом определяться тем, насколько гибкой является система управления ее реализацией.

Информация о работе Стратегическое планирование