Стратегическое планирование научно-технического прогресса и инновационного предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 16:36, контрольная работа

Описание работы

Основной формой осуществления научно-технической стратегии в странах рыночной экономики являются целевые программы решения важнейших научно-технических проблем. Их роль заключается в концентрации научно-технических, материальных, финансовых средств на наиболее перспективных направлениях НТП, прогрессивных видах производства и решении на этой основе важнейших социально-экономических задач.

Содержание

1. Теоретическая часть…………………………………………….……………3
0. 1.1. Целевое научно-техническое программирование….…………………..3
0. 1.2. Характеристика источников планового финансирования научно-технической деятельности……………………………………………………….8
0. 1.3. Перспективные направления развития научно-технической и инновационной деятельности…………………………………………………...12
2. Практическая задача…………………………………………………………20
3. Список использованной литературы………………………………………..22

Работа содержит 1 файл

Стратегическое планирование.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

- содействие развитию внутрифирменной (корпоративной) науки, в том числе путем расширения ее доступа к уникальному научному оборудованию в рамках поддерживаемой государством инновационной инфраструктуры (в частности к центрам коллективного пользования), поддержки распространения среди предприятий лучших достижений в организации внутрифирменных инновационных систем;

- обеспечение государственной поддержки развития инжиниринга и проектной деятельности, в том числе путем поддержки проектов по созданию инжиниринговых центров, центров дизайна, сертификационных центров, содействие предприятиям в проведении технологического аудита;

- осуществление модернизации кадровой политики российского сектора исследований и разработок, в том числе путем создания механизмов привлечения молодых специалистов в науку и инновационные виды деятельности (планирование карьеры, введение системы индивидуальных грантов для молодых ученых, их поощрений, государственного субсидирования ипотеки для молодых специалистов в сфере науки, инжиниринга, проектной деятельности, иных высокотехнологичных видов деятельности, предоставление грантов, займов и венчурное финансирование на реализацию собственных разработок);

- реформирование системы оплаты труда в сфере науки и образования, устанавливающей зависимость оплаты труда от результатов и качества работы, внедрение новых форм финансирования фундаментальной науки (проектное финансирование, гранты и т.д.);

- содействие повышению качества менеджмента в научных организациях для реализации инновационных проектов и обеспечения эффективного взаимодействия с бизнесом;

- содействие расширению и ускорению использования в экономике результатов российских исследований и разработок, в том числе путем развития инструментов трансфера результатов исследований и разработок между гражданской и военной сферой.

          Развитие инновационной инфраструктуры предполагает:

- радикальное повышение эффективности существующей инновационной инфраструктуры (в частности, особых экономических зон, центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов и технопарков и т.д.);

- развитие финансовой инновационной инфраструктуры, формирование системы поддержки инноваций на основе институтов развития (государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", открытое акционерное общество "Российская венчурная компания", государственная корпорация "Российская корпорация нанотехнологий" и т.п.);

- создание с государственным участием фондов прямых инвестиций для повышения капитализации высокотехнологичных компаний, развитие венчурного финансирования, создание государственных или частно-государственных фондов финансирования отдельных стадий развития инновационного бизнеса;

- ускоренное развитие технического регулирования как важнейшего инструмента стимулирования инновационного развития путем модернизации устаревших регламентов и стандартов, которые являются барьерами в расширении инновационной деятельности предприятий, последовательного и предсказуемого на долгосрочную перспективу ужесточения требований к эффективности использования предприятиями природных ресурсов, безопасности продукции (услуг) для экологии и здоровья населения, снижению энерго- и материалоемкости, определения системы соответствующих поощрений и санкций, гармонизации российских стандартов с международными в первую очередь по тем направлениям, где существуют перспективы расширения экспорта инновационной продукции;

- принятие технических регламентов, стандартов и правил, способствующих расширению практики и ускорению создания высокотехнологичных совместных предприятий и аутсорсинга;

- упрощение и ускорение процедур сертификации, в том числе в соответствии с международными стандартами качества;

- развитие инструментов стимулирования взаимодействия научных, образовательных организаций и бизнеса в инновационной сфере, в том числе путем формирования технологических платформ в целях обеспечения взаимодействия бизнеса и науки по определению и развитию перспективных направлений технологического развития, развития механизма софинансирования расходов компаний на проведение исследований и разработок с применением системы предоставления грантов, софинансирования реализации сетевых инновационных проектов, поддержки долгосрочных инновационных партнерств по приоритетным для развития экономики технологическим направлениям;

- поддержку (в том числе финансовую, административную и инфраструктурную) формирования высокотехнологичных кластеров, продвижения продукции этих кластеров на внутреннем и мировых рынках.

          Эффективная интеграция в глобальную инновационную систему предполагает:

- поддержку вхождения российских предприятий в бизнес-альянсы, направленные на создание технологий и продуктов, имеющих высокий уровень конкурентоспособности, при условии передачи российским участникам таких альянсов соответствующих технологий и прав на них;

- устранение ограничений по доступу российских предприятий к современным иностранным технологиям;

- содействие, в том числе путем создания фондов с государственным участием, укрупнению, повышению капитализации национальных высокотехнологичных компаний, стимулирование их консолидации;

- обеспечение участия России в глобальных технологических проектах, международных программах и исследовательских сетях для интеграции в мировое научно-технологическое пространство;

- разработку и реализацию на основе долгосрочного технологического прогноза масштабных проектов в сфере развития отдельных технологий;

- интеграцию российского сектора исследований и разработок в глобальную инновационную систему, развитие международного сотрудничества, обеспечение доступа российских ученых к исследовательской базе ведущих зарубежных научных центров;

- принятие и реализацию программы поддержки экспорта высокотехнологичной продукции, услуг, технологий;

- формирование механизма поддержки создания и капитализации российских высокотехнологичных брендов, компенсации расходов на зарубежное патентование и защиту прав интеллектуальной собственности за рубежом, усиление внимания к этой сфере внешнеэкономической деятельности со стороны посольств и торговых представительств Российской Федерации, а также в рамках деятельности межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству;

- поддержку покупки зарубежных активов - технологических доноров и центров подготовки персонала, в том числе инжиниринговых и проектных компаний;

- развитие и поддержка программ по академическому обмену и стажировке российских студентов и преподавателей за рубежом и иностранных - в России, поддержка привлечения ученых мирового уровня для преподавательской деятельности в России;

- вовлечение российских ученых, уехавших за рубеж, в развитие российской науки и технологий, в том числе путем их участия на платной основе в российских научных проектах и преподавательской деятельности.

          В настоящее время сформировались высокотехнологичные сектора экономики (авиационная и ракетно-космическая промышленность, судостроение, радиоэлектронная промышленность, атомный энергопромышленный комплекс, энергетическое машиностроение, информационно-коммуникационные технологии), в которых Россия обладает серьезными конкурентными преимуществами или претендует на их создание в среднесрочной перспективе. На развитие этих секторов направлен ряд стратегий, долгосрочных федеральных государственных программ и комплексов мер, подкрепленных необходимыми финансовыми и организационными ресурсами. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Практическая  задача
 

          Задание:

          Определить наиболее эффективный вариант плановых капитальных вложений, если нормативный коэффициент эффективности Е = 0,1, а авансируемые капитальные вложения КВ = 100 тыс.руб., по вариантам и годам следующим образом: 

№ п/п Капитальные вложения,

тыс. руб.

Годы  финансирования
t 1 t 2 t 3
1. КВ 20,0 30,0 50,0
2. КВ 30,0 40,0 30,0
3. КВ 20,0 50,0 30,0

 

          Методические указания:

          Наиболее эффективным признается  тот вариант, при котором потери  при замораживании собственных  средств будут минимальные.

          Расчет ведется по следующей формуле:

КВ пл = КВ 1 (1+Е)Т0-1 + КВ 2 (1+Е)Т0-2 + … + КВ i (1 + Е)Т0-i  =

                                                                                                 t

                                                                                            = ∑ КВ i (1 + Е)Т0-i , где:

                                                                                               t=1

КВ i – капитальные вложения i-го варианта, определяемые как произведение общей суммы капитальных вложений (КВ) на долю, приходящуюся на соответствующий год их осуществления α i = (1+Е)T0-I :

КВ i =  КВ * α i ,

где Т0 – год после осуществления капитальных вложений (t + 1), t - период осуществления капитальных вложений, равен 3 годам. 
 

          Решение:

          1 вариант -

КВ пл  = 20 (1+0,1)3 + 30 (1+0,1)2 + 50 (1+0,1)1 = 117,9

          2 вариант -

КВ пл  = 30 (1+0,1)3 + 40 (1+0,1)2 + 30 (1+0,1)1 = 121,3

          3 вариант -

КВ пл  = 20 (1+0,1)3 + 50 (1+0,1)2 + 30 (1+0,1)1 = 120,1 

          Вывод:

          Наиболее эффективный - 1 вариант плановых капитальных вложений (117,9 тыс.руб.), т.к. сумма капитальных вложений получается наименьшей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Список  использованной литературы
 

1. Интернет-ресурсы: www.google.ru.

2. Журнал «Новости науки и технологий». - Минск: ГУ «БелИСА», 2008, № 3(9).

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ № 1662-р от 17 ноября 2008 г.)

4. Научный потенциал и его современное состояние. Механизмы планового финансирования расходов на науку. Ст. от 4 января 2009 г.

5. Р.Ф.Шайбаков. Стратегическое планирование: Учебное пособие. –

г. Екатеринбург: Издательство Уральского государcтвенного экономического университета, 2006.

6. Т.С.Хачатуров. Экономическая эффективность капитальных вложений. М., 1964. 

Информация о работе Стратегическое планирование научно-технического прогресса и инновационного предпринимательства