Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 16:36, контрольная работа
Основной формой осуществления научно-технической стратегии в странах рыночной экономики являются целевые программы решения важнейших научно-технических проблем. Их роль заключается в концентрации научно-технических, материальных, финансовых средств на наиболее перспективных направлениях НТП, прогрессивных видах производства и решении на этой основе важнейших социально-экономических задач.
1. Теоретическая часть…………………………………………….……………3
0. 1.1. Целевое научно-техническое программирование….…………………..3
0. 1.2. Характеристика источников планового финансирования научно-технической деятельности……………………………………………………….8
0. 1.3. Перспективные направления развития научно-технической и инновационной деятельности…………………………………………………...12
2. Практическая задача…………………………………………………………20
3. Список использованной литературы………………………………………..22
- содействие развитию внутрифирменной (корпоративной) науки, в том числе путем расширения ее доступа к уникальному научному оборудованию в рамках поддерживаемой государством инновационной инфраструктуры (в частности к центрам коллективного пользования), поддержки распространения среди предприятий лучших достижений в организации внутрифирменных инновационных систем;
- обеспечение государственной поддержки развития инжиниринга и проектной деятельности, в том числе путем поддержки проектов по созданию инжиниринговых центров, центров дизайна, сертификационных центров, содействие предприятиям в проведении технологического аудита;
- осуществление модернизации кадровой политики российского сектора исследований и разработок, в том числе путем создания механизмов привлечения молодых специалистов в науку и инновационные виды деятельности (планирование карьеры, введение системы индивидуальных грантов для молодых ученых, их поощрений, государственного субсидирования ипотеки для молодых специалистов в сфере науки, инжиниринга, проектной деятельности, иных высокотехнологичных видов деятельности, предоставление грантов, займов и венчурное финансирование на реализацию собственных разработок);
- реформирование системы оплаты труда в сфере науки и образования, устанавливающей зависимость оплаты труда от результатов и качества работы, внедрение новых форм финансирования фундаментальной науки (проектное финансирование, гранты и т.д.);
- содействие повышению качества менеджмента в научных организациях для реализации инновационных проектов и обеспечения эффективного взаимодействия с бизнесом;
- содействие расширению и ускорению использования в экономике результатов российских исследований и разработок, в том числе путем развития инструментов трансфера результатов исследований и разработок между гражданской и военной сферой.
Развитие инновационной инфраструктуры предполагает:
- радикальное повышение эффективности существующей инновационной инфраструктуры (в частности, особых экономических зон, центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов и технопарков и т.д.);
- развитие финансовой инновационной инфраструктуры, формирование системы поддержки инноваций на основе институтов развития (государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", открытое акционерное общество "Российская венчурная компания", государственная корпорация "Российская корпорация нанотехнологий" и т.п.);
- создание с государственным участием фондов прямых инвестиций для повышения капитализации высокотехнологичных компаний, развитие венчурного финансирования, создание государственных или частно-государственных фондов финансирования отдельных стадий развития инновационного бизнеса;
- ускоренное развитие технического регулирования как важнейшего инструмента стимулирования инновационного развития путем модернизации устаревших регламентов и стандартов, которые являются барьерами в расширении инновационной деятельности предприятий, последовательного и предсказуемого на долгосрочную перспективу ужесточения требований к эффективности использования предприятиями природных ресурсов, безопасности продукции (услуг) для экологии и здоровья населения, снижению энерго- и материалоемкости, определения системы соответствующих поощрений и санкций, гармонизации российских стандартов с международными в первую очередь по тем направлениям, где существуют перспективы расширения экспорта инновационной продукции;
- принятие технических регламентов, стандартов и правил, способствующих расширению практики и ускорению создания высокотехнологичных совместных предприятий и аутсорсинга;
- упрощение и ускорение процедур сертификации, в том числе в соответствии с международными стандартами качества;
- развитие инструментов стимулирования взаимодействия научных, образовательных организаций и бизнеса в инновационной сфере, в том числе путем формирования технологических платформ в целях обеспечения взаимодействия бизнеса и науки по определению и развитию перспективных направлений технологического развития, развития механизма софинансирования расходов компаний на проведение исследований и разработок с применением системы предоставления грантов, софинансирования реализации сетевых инновационных проектов, поддержки долгосрочных инновационных партнерств по приоритетным для развития экономики технологическим направлениям;
- поддержку (в том числе финансовую, административную и инфраструктурную) формирования высокотехнологичных кластеров, продвижения продукции этих кластеров на внутреннем и мировых рынках.
Эффективная интеграция в глобальную инновационную систему предполагает:
- поддержку вхождения российских предприятий в бизнес-альянсы, направленные на создание технологий и продуктов, имеющих высокий уровень конкурентоспособности, при условии передачи российским участникам таких альянсов соответствующих технологий и прав на них;
- устранение ограничений по доступу российских предприятий к современным иностранным технологиям;
- содействие, в том числе путем создания фондов с государственным участием, укрупнению, повышению капитализации национальных высокотехнологичных компаний, стимулирование их консолидации;
- обеспечение участия России в глобальных технологических проектах, международных программах и исследовательских сетях для интеграции в мировое научно-технологическое пространство;
- разработку и реализацию на основе долгосрочного технологического прогноза масштабных проектов в сфере развития отдельных технологий;
- интеграцию российского сектора исследований и разработок в глобальную инновационную систему, развитие международного сотрудничества, обеспечение доступа российских ученых к исследовательской базе ведущих зарубежных научных центров;
- принятие и реализацию программы поддержки экспорта высокотехнологичной продукции, услуг, технологий;
- формирование механизма поддержки создания и капитализации российских высокотехнологичных брендов, компенсации расходов на зарубежное патентование и защиту прав интеллектуальной собственности за рубежом, усиление внимания к этой сфере внешнеэкономической деятельности со стороны посольств и торговых представительств Российской Федерации, а также в рамках деятельности межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству;
- поддержку покупки зарубежных активов - технологических доноров и центров подготовки персонала, в том числе инжиниринговых и проектных компаний;
- развитие и поддержка программ по академическому обмену и стажировке российских студентов и преподавателей за рубежом и иностранных - в России, поддержка привлечения ученых мирового уровня для преподавательской деятельности в России;
- вовлечение российских ученых, уехавших за рубеж, в развитие российской науки и технологий, в том числе путем их участия на платной основе в российских научных проектах и преподавательской деятельности.
В настоящее время сформировались высокотехнологичные
сектора экономики (авиационная и ракетно-космическая
промышленность, судостроение, радиоэлектронная
промышленность, атомный энергопромышленный
комплекс, энергетическое машиностроение,
информационно-коммуникационные технологии),
в которых Россия обладает серьезными
конкурентными преимуществами или претендует
на их создание в среднесрочной перспективе.
На развитие этих секторов направлен ряд
стратегий, долгосрочных федеральных
государственных программ и комплексов
мер, подкрепленных необходимыми финансовыми
и организационными ресурсами.
Задание:
Определить наиболее эффективный вариант
плановых капитальных вложений, если нормативный
коэффициент эффективности Е = 0,1, а авансируемые
капитальные вложения КВ = 100 тыс.руб., по
вариантам и годам следующим образом:
№ п/п | Капитальные
вложения,
тыс. руб. |
Годы финансирования | ||
t 1 | t 2 | t 3 | ||
1. | КВ | 20,0 | 30,0 | 50,0 |
2. | КВ | 30,0 | 40,0 | 30,0 |
3. | КВ | 20,0 | 50,0 | 30,0 |
Методические указания:
Наиболее эффективным
Расчет ведется по следующей формуле:
КВ пл = КВ 1 (1+Е)Т0-1 + КВ 2 (1+Е)Т0-2 + … + КВ i (1 + Е)Т0-i =
КВ i – капитальные вложения i-го варианта, определяемые как произведение общей суммы капитальных вложений (КВ) на долю, приходящуюся на соответствующий год их осуществления α i = (1+Е)T0-I :
КВ i = КВ * α i ,
где Т0 – год
после осуществления капитальных вложений
(t + 1), t - период осуществления капитальных
вложений, равен 3 годам.
Решение:
1 вариант -
КВ пл = 20 (1+0,1)3 + 30 (1+0,1)2 + 50 (1+0,1)1 = 117,9
2 вариант -
КВ пл = 30 (1+0,1)3 + 40 (1+0,1)2 + 30 (1+0,1)1 = 121,3
3 вариант -
КВ пл
= 20 (1+0,1)3 + 50 (1+0,1)2
+ 30 (1+0,1)1 = 120,1
Вывод:
Наиболее эффективный - 1 вариант плановых
капитальных вложений (117,9 тыс.руб.), т.к.
сумма капитальных вложений получается
наименьшей.
1. Интернет-ресурсы: www.google.ru.
2. Журнал «Новости науки и технологий». - Минск: ГУ «БелИСА», 2008, № 3(9).
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ № 1662-р от 17 ноября 2008 г.)
4. Научный потенциал и его современное состояние. Механизмы планового финансирования расходов на науку. Ст. от 4 января 2009 г.
5. Р.Ф.Шайбаков. Стратегическое планирование: Учебное пособие. –
г. Екатеринбург: Издательство Уральского государcтвенного экономического университета, 2006.
6. Т.С.Хачатуров.
Экономическая эффективность капитальных
вложений. М., 1964.