Стратегическое планирование научно-технического прогресса и инновационного предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 16:36, контрольная работа

Описание работы

Основной формой осуществления научно-технической стратегии в странах рыночной экономики являются целевые программы решения важнейших научно-технических проблем. Их роль заключается в концентрации научно-технических, материальных, финансовых средств на наиболее перспективных направлениях НТП, прогрессивных видах производства и решении на этой основе важнейших социально-экономических задач.

Содержание

1. Теоретическая часть…………………………………………….……………3
0. 1.1. Целевое научно-техническое программирование….…………………..3
0. 1.2. Характеристика источников планового финансирования научно-технической деятельности……………………………………………………….8
0. 1.3. Перспективные направления развития научно-технической и инновационной деятельности…………………………………………………...12
2. Практическая задача…………………………………………………………20
3. Список использованной литературы………………………………………..22

Работа содержит 1 файл

Стратегическое планирование.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

         В рамках финансирования фундаментальных  научных исследований различают:

         - целевое бюджетное финансирование  научных организаций, специализирующихся на фундаментальных научных исследованиях (государственных научных центров, академических институтов и вузов);

         - конкурсную поддержку наиболее  перспективных и важных инициативных  проектов путем предоставления  субсидий (грантдов) научным коллективам и отдельным ученым.

         В настоящее время существует  много государственных и негосударственных  организаций, фондов и консультативных  групп, которые призваны содействовать  развитию фундаментальных исследований, повышению научной квалификации ученых, установлению научных контактов и распространению информации в области фундаментальных научных исследованиях в России и за рубежом, международному сотрудничеству в области науки и техники. К сожалению, уровень эффективности их деятельности достаточно низкий. Тем не менее, необходимость и перспективность такой организационной формы финансирования фундаментальной науки сомнений не вызывает.

          В финансировании прикладных  научных исследований выделяют  два различных механизма:

          1. Государственный заказ.

          Он имеет место в стратегически  важных направлениях прикладной  науки и может осуществляться  в двух основных формах:

          - целевого контракта с разделением  права собственности на полученные  результаты между государством и исполнителем. В последнем случае также предусматривается право государства на выкуп у исполнителя его доли собственности на конкретные результаты;

          - конкурсного контракта с разделением  права собственности на полученные  результаты между государством и исполнителем. В последнем случае также предусматривается право государства на выкуп у исполнителя его доли собственности на конкретные результаты.

          2. Долевое государственное финансирование  может выступать в различных  формах, например, путем:

          - создания научно-исследовательских  консорциумов промышленных предприятий  и научных организаций с целью  объединения имеющихся ресурсов  и проведения совместных работ  на этапах освоения новых видов  продукции и технологий;

         - разработки целевой государственной программы развития прикладных исследований в том или ином перспективном направлении. Курирующее ее министерство или ведомство совместно с учеными и заинтересованными представителями промышленности формирует основные задачи и устанавливает сроки их решения. После чего объявляет конкурс, в котором могут принять участие любые организации, независимо от формы собственности. Отобранные по итогам конкурса исполнители должны обеспечить не менее 50% финансирования с их непосредственным участием. Механизм долевого участия, помимо мобилизации дополнительных ресурсов, автоматически повышает ответственность исполнителей за качество выполняемых прикладных исследований, что уменьшает вероятность выделения бюджетных финансовых средств случайным организациям.

          Так, фундаментальные научные исследования, которые составляют основу научно-технического прогресса и носят некоммерческий характер, финансируются преимущественно за счет средств федерального бюджета, включая средства Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда.          
          Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, выполняемые в рамках федеральных целевых программ, а также исследовательские и экспериментальные работы, направленные на разработку перспективных технологий и приоритетных направлений науки и техники, т. е. исследования, имеющие прикладной характер, финансируются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, а также за счет собственных средств предприятий и организаций (заказчиков) на долевой основе.  
          Из федерального бюджета финансируются, в том числе в порядке долевого участия, наиболее приоритетные региональные научные и научно-технические программы и проекты, результаты которых имеют межрегиональное значение и могут быть использованы в ряде регионов.  
          Механизм планирования расходов на науку включает: планирование и рассмотрение финансовых назначений по разделу «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу», а также формы финансирования научных организаций. Финансирование научных и иных организаций, созданных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, обеспечивается из соответствующего бюджета или внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

          Среди организационных механизмов  финансирования внедренческих работ  различают:

          - государственный заказ, который  осуществляется в форме: целевых  контрактов под определенных  исполнителей; конкурсных контрактов, на которые могут претендовать сразу несколько конкурирующих организаций. Практика конкурсных контрактов способствует повышению эффективности разработок преодолению монополии отдельных производителей;

          - льготный кредит, который может  быть предоставлен либо целевым  образом, либо на конкурсной основе. Механизм льготного кредита предполагает снижение процентной ставки за предоставляемый кредит в зависимости от степени важности продвигаемых на рынок научных разработок для государства, уровни рентабельности при коммерческой реализации проекта в сочетании с достигнутым социальным эффектом, повышения конкурентоспособности национальной промышленности на мировом рынке и других показателей.

          Таким образом, расширение практики  инвестиционного и кредитного  финансирования прикладных исследований и внедренческих работ позволяет уменьшить трудности, связанные с формированием и распределением государственного бюджета на НИОКР.  
 
 
 
 
 

1.3. Перспективные направления  развития научно-технической  и инновационной  деятельности 

          17 ноября 2008 г. распоряжением Правительства РФ № 1662-р утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, где особое место занимает инновационное развитие РФ.

          В Концепции указаны направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, причем отмечено, что предстоит решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В целях перехода к инновационному социально ориентированному развитию определены принципы взаимодействия государства, частного бизнеса и общества как субъектов инновационного развития. Согласно Концепции определены этапы инновационного развития: 1 этап (2008 - 2012 годы) базируется на реализации и расширении тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов); 2 этап (2013 - 2020 годы) - рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики.

          Переход экономики государства на инновационный тип развития невозможен без формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы, представляющей собой совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и (или) коммерческой реализацией знаний и технологий, и комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур во всех сферах экономики и общественной жизни.

          Определены основные направления развития научно-технической и инновационной деятельности:

- поддержка инновационного бизнеса и расширение спроса на инновации в экономике;

- развитие фундаментальной науки, повышение эффективности сектора исследований и разработок;

- развитие инновационной инфраструктуры;

- эффективная интеграция в глобальную инновационную систему.

          Поддержка инновационного бизнеса и расширение спроса на инновации в экономике предполагает:

- развитие конкурентной среды, прежде всего среды для технологической конкуренции и конкуренции в инновациях;

- стимулирование инвестиций в модернизацию технологической базы, проведение исследований и разработок, коммерциализацию их результатов и капитализацию интеллектуальной собственности посредством бюджетных, налоговых и иных инструментов стимулирования;

- создание условий для эффективной рыночной оценки накопленной и создаваемой интеллектуальной собственности и ее использования для повышения капитализации компаний, упрощение оборота нематериальных активов, вовлечение в экономическую деятельность объектов интеллектуальной собственности, созданных за счет бюджетных средств;

- поддержку создания и развития малого и среднего инновационного бизнеса, в том числе путем сокращения административных барьеров для старта и развития инновационного бизнеса и формирования требований по передаче малому и среднему инновационному бизнесу части государственных заказов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

- создание благоприятных условий для развития новых высокотехнологичных секторов экономики, в том числе путем совершенствования регулирования на соответствующих рынках продукции (услуг), оптимизации существующих инструментов поддержки инноваций применительно к особенностям перспективных секторов экономики;

- формирование в государственном секторе экономики, а также в сфере естественных монополий дополнительных стимулов к инновационному развитию путем усиления инновационной направленности системы закупок для государственных нужд, введения в отношении субъектов естественных монополий и крупных государственных компаний требований по разработке и принятию программ инновационного развития, формированию и реализации технологических дорожных карт, определения требований по переходу субъектов естественных монополий, крупных государственных компаний к применению передовых технологий, определяющих более высокий уровень технологического вклада в повышение энергоэффективности.

          Развитие фундаментальной науки, повышение эффективности сектора исследований и разработок предполагает:

- повышение конкурентоспособности исследований и разработок, эффективности и результативности государственных расходов на их поддержку и развитие, в том числе путем:

- определения и уточнения приоритетных направлений исследований и разработок на основе долгосрочных прогнозов научного и технологического развития;

- введения института независимой оценки деятельности научных организаций государственного сектора в соответствии с международной практикой;

- постепенного увеличения доли конкурсного финансирования научных исследований, расширения роли государственных научно-технических фондов в финансировании фундаментальных исследований, распределения к 2010 году на конкурсной основе большей части бюджетных средств для финансирования фундаментальных исследований;

- расширения состава инструментов финансирования государственного сектора науки, включая фундаментальную науку, опережающего развития инструментов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечивающих рациональное разделение рисков между государством, наукой и бизнесом, увеличение софинансирования из внебюджетных источников;

- поддержки на конкурсной основе среднесрочных комплексных программ развития ведущих научных и научно-образовательных организаций;

формирования  и реализации комплекса мер по развитию негосударственного сектора  науки;

- развитие материально-технической базы науки, включая развитие сети центров коллективного пользования;

- создание 5 - 7 национальных исследовательских центров и поддержка формирования 20 - 30 исследовательских университетов для достижения научно-технологических прорывов по одному или нескольким приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и (или) реализации стратегических программ (проектов) национальной значимости, совершенствование системы государственных научных центров, направленное на повышение эффективности и конкурентоспособности российских разработок, включая поддержку обновления материальной базы опытных и исследовательских работ;

Информация о работе Стратегическое планирование научно-технического прогресса и инновационного предпринимательства