Стратегическое планирование научно-технического прогресса и инновационного предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 16:36, контрольная работа

Описание работы

Основной формой осуществления научно-технической стратегии в странах рыночной экономики являются целевые программы решения важнейших научно-технических проблем. Их роль заключается в концентрации научно-технических, материальных, финансовых средств на наиболее перспективных направлениях НТП, прогрессивных видах производства и решении на этой основе важнейших социально-экономических задач.

Содержание

1. Теоретическая часть…………………………………………….……………3
0. 1.1. Целевое научно-техническое программирование….…………………..3
0. 1.2. Характеристика источников планового финансирования научно-технической деятельности……………………………………………………….8
0. 1.3. Перспективные направления развития научно-технической и инновационной деятельности…………………………………………………...12
2. Практическая задача…………………………………………………………20
3. Список использованной литературы………………………………………..22

Работа содержит 1 файл

Стратегическое планирование.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

  Федеральное агентство по образованию

  ГОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»

  Центр дистанционного образования 
 
 
 
 
 
 

  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

  по  дисциплине:

  «Стратегическое планирование» 

  Вариант №: 8

  Тема: «Стратегическое  планирование научно-технического прогресса и инновационного предпринимательства» 
 
 
 

                Исполнитель:

                  студент группы

                                      ЭКИП-08 Нев

                     Павловская А.В.

                    Преподаватель:

                                                              ____________

       
 

 г. Екатеринбург

2010 
 
 

Содержание: 

  1. Теоретическая часть…………………………………………….……………3
  2. 1.1. Целевое научно-техническое программирование….…………………..3
  3. 1.2. Характеристика источников планового финансирования научно-технической деятельности……………………………………………………….8
  4. 1.3. Перспективные направления развития научно-технической и инновационной деятельности…………………………………………………...12
  5. Практическая задача…………………………………………………………20
  6. Список использованной литературы………………………………………..22
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретическая часть

    1. Целевое научно-техническое программирование
 

          Основной формой осуществления  научно-технической стратегии в  странах рыночной экономики являются  целевые программы решения важнейших  научно-технических проблем. Их  роль заключается в концентрации научно-технических, материальных, финансовых средств на наиболее перспективных направлениях НТП, прогрессивных видах производства и решении на этой основе важнейших социально-экономических задач.

      Целевая научно-техническая программа - адресный документ, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения, который включает в себя широкий перечень научно-исследовательских, организационно-хозяйственных, социально-экономических и других мероприятий, направленных на эффективное решение научно-технической проблемы, реализация которой невозможна ввиду ограниченности условий и ресурсов какой–либо хозяйственно-организационной структуры или их совокупности.

          Структура целевых научно-технических  программ:

          - оптимизация сроков осуществления научно-технической разработки;

          - обеспечение научно-технических  работ необходимыми трудовыми,  финансовыми и материальными  ресурсами;

          - возможность подготовки производства  к практическому использованию  результатов исследований;

          - организация финансирования работ через единую систему Федеральных казначейских органов;

          - организация единого управления  стадиями научно-производственного  цикла и действенного контроля  над выполнением всего комплекса  мероприятий, направленных на достижение конечной цели.

          Федеральная (окружная, областная,  муниципальная) научно-техническая  программа должна иметь четко  выраженный целевой характер, строго  ориентироваться на решение поставленной  научно-технической проблемы, характеризоваться определенными (целевыми) научно-техническими результатами.

          Процесс формирования научно-технической  программы включает в себя  четыре этапа:

    1. Определение и детализация основных характеристик и целей научно-технической программы.
    2. Побор исполнителей.
    3. Планирование ресурсного обеспечения.
    4. Оценка конечных результатов.

    На первом этапе:

      - осуществляется анализ социально-экономических  и научно-технических параметров  поставленных целей;

          - строится дерево целей, из  них отбираются первоочередные (приоритетные), требующие экстренного решения. В целом процесс формирования целей научно-технических программ должен удовлетворять следующим правилам:

          - цели различных уровней не должны быть взаимоисключающими;

          - цели нижнего уровня должны быть подчинены целям более высокого уровня, исходить из них и обеспечивать их достижение;

          - на различных уровнях постановки  программы цели должны быть  взаимосогласованные между собой,  тесно увязаны количественно  и качественно посредством соответствующих показателей;

          - формулировка цели должна обеспечить  ее количественную оценку и  возможность подтверждения стоимостными  показателями;

          - формулировка целей программы  должна определяться  комплексом  производственно-хозяйственных, организационно-правовых, социально-экономических, экологических требований, предъявляемых к ней;

          - цели должны устанавливаться  на конечный срок реализации  программы с учетом ее выполнения  в определенные отрезки времени  (годы);

          - вырабатываются прогнозы относительно уровней достижения тех или иных характеристик исследуемого предмета. При этом анализируются тенденции развития аналогичных или родственных научно-технических объектов, учитывается опыт предшествующих проектов, а также последние научные достижения в данной предметной области.

          Второй этап – поиск потенциальных  исполнителей. Осуществляется с  точки зрения надежности их  финансового, производственного  и научно-технического состояния.  В результате всесторонней оценки  производственного и научно-технического потенциала вероятных участников программы:

          - определяются головные организации,  ответственные за реализацию  целевых направлений программы,  а также предприятия-соисполнители  – участники субподрядных отношений;

          - устанавливаются экспертные оценки объемов работ по реализации целей и подцелей программы;

          - рассчитываются укрупненные технико-экономические  показатели ожидаемых результатов;

          - определяются сроки выполнения  программных работ.

          Третий этап – планово-расчетное  определение трудовых, материально-технических  и финансовых ресурсов для  реального обеспечения выполнения  программы. Оно связано с решением  ряда экономико-математических задач  оптимизационного характера. В  отдельных случаях используются действующие нормы и нормативы на программные работы и экспертные оценки. Практически всегда расчет ресурсного обеспечения программы реализуется путем сочетания строгих математических методов, экспертных аналогий и оригинальных предложений.

          На этом этапе также решаются  задачи информационного, методического  и организационного характера,  осуществляется выбор вариантов  и направлений рационального  использования трудовых, материальных  и финансовых ресурсов.

          На четвертом этапе оценивается экономический эффект от программных мероприятий и устанавливаются вероятные экологические, научно-технические, политические последствия осуществления программ. Он, как и предыдущий этап, предполагает сочетание различных методов прямого счета и проверки гипотез.

          Специфика разработки научно-технических  программ в настоящее время  характеризуется особенностями  становления рынка в России. Прежде  всего, это касается механизма  формирования целей, призванных  определить стратегию программного развития научно-технического объекта, территориальные и временные рамки выполнения программы:

          - на выбор целей программы  влияют состояние экономики, сложившиеся  условия хозяйствования, прогнозные  оценки социально-экономической  динамики развития и другие факторы;

          - конкретизации программной цели  содействуют четкие формулировки  содержания и результативности  основных положений программы  и строго специфицированные научно-технические,  организационно-правовые, социально-экономические  требования к ожидаемым результатам.

          Программно-целевой подход используется на протяжении многих лет в большинстве развитых стран мира. В их числе Канада, Япония, Южная Корея, Австрия, Германия, Франция, Финляндия, США и пр.

          В России для реализации крупных научно-технических проектов в приоритетных для страны областях научного знания используется система федеральных целевых программ (ФЦП):

  • - ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» на 2007-2012 годы;
  • - ФЦП «Национальная технологическая база» на 2007 - 2011 годы;
  • - ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы;
  • - ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008 - 2015 годы и др.

          Отбор проблем, подлежащих решению посредством реализации программы, осуществляется компетентными комиссиями, состоящими из специалистов соответствующего профиля, с помощью формальных и неформальных методов качественного анализа по принятым критериям. Отобранные направления исследований направляются в соответствующий орган исполнительной власти.

          Перечень отобранных проблем для программной разработки пересматривается и обновляется ежегодно. Это связано с необходимостью переоценки приоритетов в связи с меняющимся социально-экономическим положением как страны в целом, так и отдельных регионов, включением новых проблем.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  • 1.2. Характеристика источников планового финансирования научно-технической деятельности 
  •           В условиях развития рыночных отношений механизм финансирования научной и научно-технической деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования.  
              Финансирование указанных видов деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников (собственных или приравненных средств хозяйствующих субъектов и их объединений, а также средств заказчиков работ), иных источников в соответствии с действующим законодательством.  
              При этом источники финансирования науки имеют целевую направленность и в основном зависят от характера выполняемых работ и видов научной деятельности.

            Пользуясь традиционным делением  науки на фундаментальную и  прикладную, систему государственного  финансирования НИОКР в России можно представить, как финансирование фундаментальных, прикладных исследований и внедренческих работ.

    Информация о работе Стратегическое планирование научно-технического прогресса и инновационного предпринимательства