Специализация и кооперирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 12:48, реферат

Описание работы

В курсовой работе раскрываются такие вопросы как: сущность, понятие, формы специализации и кооперирования, экономическая эффективность этих явлений. Приведены примеры, дающие возможность увидеть и понять важность и необходимость этих явлений, отображены показатели и методы вычисления эффективности специализации и кооперирования, а также рассмотрены и другие немаловажные стороны данного вопроса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Специализация и кооперирование…………………………………………….4
1.1. Сущность специализации и кооперирования……………………...4
1.2. Формы специализации и кооперации………………………………7
1.3. Показатели специализации и кооперирования……………………8
1.4. Организационные основы специализации и кооперации……….10
1.5. Планирование специализации и кооперирования……………….16
2. Экономическая эффективность……………………………………………...19
2.1. Понятие об эффекте и эффективности…………………………………19
2.2. Методические подходы к выбору инструментария расчета эффективности………………………………………………………………..22
2.3. Эффективность и сфера интересов предприятия……………………...25
2.4. Показатели экономической эффективности…………………………...29
3. Расчетное задание…………………………………………………………….35
3.1. Распределение заработка и премии коллектива традиционным методом……………………………………………………………………….35
3.2. Распределение заработка и премии коллектива с учетом КТУ……...36
3.3. Распределение заработка бригады при высвобождении единого рабочего……………………………………………………………………….37
Выводы…………………………………………………………………………...41
Список литературных источников……………………………………………...42
Приложения

Работа содержит 1 файл

моя курсовая орг.произв. (2).docx

— 95.09 Кб (Скачать)

• максимальное увеличение выпуска  продукции на специализированных предприятиях и освобождение от изготовления продукции, не соответствующей их основному  профилю;

• всемерное развитие подетальней  и технологической специализации, учитывая их высокую экономическую  эффективность;

• организацию на современном технологическом  уровне централизованного производства заготовок, деталей, узлов, инструмента  и других изделий массового межотраслевого и отраслевого применения на специализированных предприятиях и в цехах;

• создание специализированных предприятий  для централизованного ремонта  оборудования;

• внедрение стандартизованных  и унифицированных деталей и  узлов машин с целью создания условий для специализации в  тех отраслях машиностроения, где  преобладают методы мелкосерийного и индивидуального производства;

• рациональное формирование новых  отраслей и производств, способствующих наибольшей экономии затрат общественного  труда;

• расчеты капиталовложений на развитие специализации производства;

• расчеты экономической эффективности  повышения уровня предметной, подетальной  и технологической специализации, а также развития специализации  вспомогательных производств.

Планы развития специализации разрабатываются  в отраслевом и территориальном  разрезах. Задача сочетания отраслевого  и территориального планирования специализации  вызывает необходимость составления  сводных планов специализации и  кооперирования в республиках и  крупных экономических районах  страны как составных частей государственного плана специализации и кооперирования. Развитие и углубление специализации  в промышленности предопределяет расширение производственного кооперирования, которое осуществляется на основе планов кооперированных поставок. Главная  задача планирования кооперирования состоит  в установлении наиболее рациональных производственных связей между предприятиями, отраслями и экономическими районами, в особенности максимального  использования имеющихся производственных мощностей и получения продукции  с минимальными общественными издержками. Большое внимание при этом уделяется  расширению прямых производственных связей между предприятиями (объединениями).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

 

2. 1 Понятие об эффекте и эффективности

 

В экономике одним из основных понятий  является «экономическая эффективность» хозяйственных мероприятий.

В качестве хозяйственного мероприятия  могут рассматриваться:

• внедрение новой техники;

• инвестиционный проект;

• заключение коммерческой сделки;

• реализация любого хозяйственного решения;

• осуществление природоохранных  мер;

• проведение социальных мер, направленных на повышение благосостояния людей, улучшение инфраструктуры, формирование культурных ценностей, пр.

Общими для всех этих мероприятий  являются два момента:

• во-первых, все они направлены на достижение конкретного результата (социального либо экономического);

• во-вторых, все они требуют  затрат средств.

Теория эффективности четко  разграничивает понятия эффекта  и эффективности, понимая под  первым результат мероприятия, а  под вторым - соотношение эффекта  и затрат, которые его вызвали. Эффект (от лат. effectus - исполнение, действие) означает результат, следствие каких-либо причин, действий. Эффект может измеряться в материальном, социальном, денежном выражении. В частности, эффект может  оцениваться объемом дополнительно  производимой и потребляемой продукции (т.е. штуками, кубическими или квадратными  метрами, тоннами и т.д.), показателями улучшения здоровья населения (например, снижением заболеваемости или смертности, производственного травматизма, повышением средней продолжительности жизни) и т.д. В том случае, когда указанные  результаты получают денежную оценку, говорят об экономическом эффекте.

Экономический эффект - выраженный в  стоимостной (денежной) форме результат  каких-либо действий (в частности, перечисленных  выше хозяйственных мероприятий).

Примечание

В том случае если упомянутые результаты затрагивают не только сугубо производственную сторону, но и изменения, связанные  с воздействием на здоровье или условия  жизнедеятельности человека, принято  говорить о социально-экономическом  эффекте. Если эти изменения касаются природоохранной сферы, используют выражение «эколого-экономический  эффект».

Хотя по самому определению результат  и эффект являются родственными понятиями (эффект - определенная форма результата), потребности экономической практики вынуждают в ряде случаев разграничивать указанные термины. При этом под  условным понятием экономический результат  обычно подразумевают общий (брутто) результат (в частности, выручка, доход), а под понятием экономический  эффект ~ чистый (нетто) результат (в  частности, прибыль). Если результаты экономической  деятельности превышают затраты, говорят  о положительном эффекте (в частности, предприятие получает прибыль), в  противоположном случае - об отрицательном  эффекте (убытке, ущербе, пр.).

В качестве показателя экономического эффекта в зависимости от целей  мероприятия и от уровня принятия решения могут использоваться:

. на национальном уровне:

- прирост национального дохода;

- увеличение притока валютных  поступлений в страну;

- увеличение объема налоговых  поступлений в бюджет;

- снижение внешнего (внутреннего)  долга;

- снижение экономического ущерба  от загрязнения окружающей среды,  пр.;

. на территориальном уровне:

- увеличение объема поступлений  в бюджет;

- увеличение отчислений, направленных  на решение социальных проблем;

- рост доходов населения, пр.;

. на уровне предприятия:

- рост прибыли;

- рост заработной платы работников  предприятия;

- экономия заработной платы  в результате высвобождения работающих;

- экономия сырья и материалов, пр.

Эффективность определяется отношением результата (эффекта) к затратам, обеспечившим его получение.

Эффективность вскрывает характер причинно-следственных связей производства. Она отражает не сам результат, а  то, какой ценой он был достигнут. Поэтому эффективность чаще всего  характеризуется относительными показателями, которые рассчитываются на основе двух групп характеристик (параметров) - результата и затрат. Это, впрочем, не исключает рассмотрения в системе  показателей эффективности и  самих абсолютных значений исходных параметров.

 

Примечание

Пол Хейне (профессор Сиэтлского университета, США): «Эффективность - достоинство, наиболее последовательно превозносимое  экономистами. Это не должно удивлять, поскольку эффективность (effectiveness) и  экономичность (efficiency) - почти синонимы. Оба термина характеризуют «результативность» (resulting quality) использования средств  для достижения целей».

Инженеры используют определение  эффективности, которое в первом приближении соответствует этому  условию. Они определяют эффективность  как отношение работы, выполненной  машиной, к энергии, потребляемой ею. Обычно это отношение выражается в процентах (в русском языке  эта величина называется к.п.д.). Чтобы  этот параметр соответствовал показателю эффективности, нужно быть уверенным, что работа, которую выполнит машина, действительно использовалась бы с  пользой. Таким образом, при определении  эффективности значительную роль играет ценностная характеристика полученного  результата. Это, в частности, заставляет пересмотреть взгляд на роль торговли в экономическом процессе вопреки  укоренившемуся убеждению об экономически пассивной роли торговли («от простого обмена выиграть ничего нельзя») и даже о ее негативном значении («торговля  облагает общество чем-то вроде налога»). Можно по праву считать, что этот вид деятельности повышает эффективность  общественного труда. Ведь торговля позволяет каждой произведенной  вещи быстрее найти своего потребителя, как бы повышая ценность товаров. В результате увеличивается интегральная полезность затраченного труда и  растет его эффективность.

Экономическая эффективность - это  вид эффективности, который характеризует  результативность деятельности экономических  систем (предприятий, территорий, национальной экономики). Основной особенностью таких  систем является стоимостный характер средств (затрат, издержек) достижения целей (результатов), а в ряде случаев  и самих целей (в частности, получения  прибыли).

 

2.2 Методические подходы к выбору  инструментария расчета эффективности

 

Показатели эффективности рассчитываются не ради самих показателей, но для  обоснования управленческих решений. Поэтому для правильного выбора методов расчета эффективности  необходимо прежде проанализировать особенности  принимаемого решения. Среди наиболее существенных моментов, которые должны учитываться при указанном выборе, следует выделить:

• характер целевой установки принимаемых  решений;

• базу сравнения полученных оценок экономической эффективности;

• необходимую степень детализации  расчетов;

• место рассматриваемого хозяйственного мероприятия в жизненном цикле  продукта;

• место рассматриваемых эффектов и издержек по отношению к сфере  интересов экономических субъектов, принимающих участие в реализации мероприятия.

Остановимся подробнее на ключевых моментах рассматриваемых особенностей.

Целевая установка принимаемых  решений. Каким образом характер принимаемых решений может влиять на выбор методов расчета эффективности? 
Дело в том, что от целевой установки зависит выбор критерия оптимизации выбираемых вариантов. Ради этой оптимизации, собственно, и рассматриваются показатели эффективности. Это, в свою очередь, обусловливает стратегию оптимизации и выбор расчета эффективности.

При всем многообразии видов и форм хозяйственных решений реально  можно говорить лишь о двух принципиально  различающихся системах критериев  оптимизации и об одной комбинированной, представляющей собой сочетание  основных критериев:

1) максимизация результата при  фиксированных затратах (ресурсах);

2) минимизация затрат (ресурсов) при  фиксированном результате;

3) оптимизация (чаще всего максимизация) соотношения затрат и результатов,  как правило, с дополнительным  учетом иных показателей эффективности  (в том числе и натуральных).

Инвестиционные целевые установки  охватывают те случаи, когда принимающий  решение стремится максимизировать  результат, располагая ограниченными  ресурсами. Чаще всего это поиск  направлений наиболее выгодного  вложения средств (капитала). Основной критерий принятия решений - максимизация прибыли («деньги ради денег»). В  данном случае приходится иметь дело с относительно фиксированной суммой исходных средств (ресурсов, затрат), которые  нужно (либо можно) вложить в дело.

 

Пример 1

В качестве наиболее характерных примеров реализации целевой установки данного  направления можно привести следующие  ситуации.

- На предприятии образовался  излишек капитала, который необходимо  пустить в дело. Показатель «объем  возможной прибыли на каждый  доллар (гривну) инвестируемых средств»  может служить компасом в поиске  наиболее перспективного направления  вложения капитала.

- На предприятии снизилась рентабельность  производства и реализации продукции.  В условиях ограниченности средств  фирма производства. Тем не менее,  она может мобилизировать некоторый  капитал на его ограниченную  модернизацию. Показатель «экономический  эффект» может подсказать приоритетное  направление (или приоритетные  направления) инвестирования выделенного  резерва средств.

- На национальном или региональном  уровне существует инвестиционный  фонд поддержки инновационных  решений (в том числе на основе  субсидирования, дотаций либо льготного  кредитования). Одним из критериев  отбора кандидатов на использование  фонда может быть предлагаемая  величина народнохозяйственного  эффекта от внедрения возможных  результатов номинантов фонда.  Необходимые расчеты экономической  эффективности могут быть выполнены  независимой группой экспертов.

Ресурсные решения принимаются  в условиях, когда предлагаемый результат (генеральная цель) уже задан. Поэтому  основное назначение таких решений  – выбор средств (ресурсов), которые  могут обеспечить достижение данного (относительно фиксированного) результата («ресурсы ради результата»). Соответственно критерием принятия решений является минимизация ресурсов при сопоставимом результате. В качестве исходных (в  данном случае минимизируемых) ресурсов могут рассматриваться денежные средства (капитал), материальные и  энергетические ресурсы. Трудовые факторы (люди), время.

 

2.3 Эффективность и сфера интересов  предприятия

 

В последнее время в отечественную  экономическую теорию вошли два  новых термина: интерналия и экстерналия. Интерналии (от англ, internal - внутренний) - это экономические явления (эффекты  или убытки), воспринимаемые данным предприятием через его экономические  показатели (т.е. его издержки или  доходы, прибыль). Экстерналии (от англ. external — внешний), наоборот, экономические  явления, лежащие вне сферы экономических  интересов предприятия, т.е. не воспринимаемые через его издержки или доходы.

Информация о работе Специализация и кооперирование