Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:45, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы на примере проверки расчетов по НДС конкретного предприятия рассмотреть, какие, в основном, ошибки допускаются при расчете данного вида налога, так как ошибки, связанные с исчислением налога на добавленную стоимость, возможны на любом этапе хозяйственных отношений – от момента заключения хозяйственного договора до оформления акта сдачи-приемки работ (товаров, услуг), которые являются предметом договора.
Далее аудитор проверяет, были ли у организации следующие операции:
Согласно
ст. 161 НК РФ предприятие по каждой из перечисленных
операций выступает в качестве налогового
агента, то есть оно обязано исчислять,
удерживать и перечислять в бюджет НДС
за контрагентов-
Важным моментом при проведении аудиторской проверки является анализ возможности применения налоговых льгот. Основной задачей здесь является необходимость выявить, имеет ли предприятие основания воспользоваться льготами по НДС, поименованными в ст. 149 НК РФ, и тем самым уменьшить налоговые платежи в бюджет. Если в ходе аудиторской проверки будет выяснено, что какие-то операции не облагались НДС (в соответствии с нормами ст. 149 НК РФ), то этот факт следует зафиксировать в письменном отчете аудитора.
Если организация пользуется льготами, то аудитору целесообразно проверить, ведет ли она раздельный учет облагаемых и не облагаемых НДС операций (согласно п.4 ст.149 НК РФ). Также аудитору следует обратить внимание на то, что иногда организации, которые выступают в роли посредников и реализуют товары, не облагаемые НДС, по посредническим договорам, не платят НДС со своего вознаграждения, мотивируя это тем, что реализация данных товаров не облагается НДС (в соответствии со ст.149 НК РФ). В данном случае такая позиция нормам законодательства не соответствует, так как льготы по НДС распространяются только на налогоплательщиков, являющимися собственниками льготируемых товаров, а на посредников эти льготы не распространяются (п.7 ст.149 НК РФ).
Факт наличия или отсутствия у организации лицензии на льготируемые виды деятельности аудитору тоже следует проверить. Операции, перечисленные в статье 149 НК РФ, не подлежат налогообложению только при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих данные операции, соответствующих лицензий согласно Федеральному закону от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 27.07.2010). Следовательно, если нет лицензии на льготируемые виды деятельности, то предприятие не имеет права пользоваться льготами. /3/
Проверяя объект налогообложения, аудитор должен выявить ошибки, связанные с ошибочным неначислением НДС либо, наоборот, начислением. Для того чтобы выявить вышеуказанные ошибки при проверке объекта налогообложения аудитору необходимо просмотреть данные аналитического бухгалтерского учета по движению товарно-материальных ценностей, а также ознакомиться с содержанием отдельных договоров, в том числе учредительных договоров, безвозмездной передачи, договоров дарения, актов выполненных строительно-монтажных работ, и т.п.
Аудитору также следует обратить внимание на посреднические операции. Осуществляя посреднические операции на основе договоров комиссии, поручения, или агентских договоров, организации-посредники нередко допускают ошибку, так как включают все суммы, полученные соответственно от доверителя, комитента, принципала или покупателей в налоговую базу по НДС.
Аудитору нужно учитывать, что налоговая база по НДС у них формируется только в сумме посреднического вознаграждения. Все прочие суммы в налоговую базу не включаются и НДС не облагаются (ст.156 НК РФ).
Аудитору необходимо проверить цены, на основе которых определяется налоговая база по НДС при передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд. /13/
Особое внимание аудитор должен уделить правомерности применения налоговых вычетов по НДС. Процесс работы по аудиту налоговых вычетов можно разделить на два этапа. На первом этапе проводится предварительная оценка системы исчисления НДС, существующей в организации. На втором этапе проводится проверка правильности учета НДС по приобретаемым ценностям, работам, услугам и правомерности налоговых вычетов.
Кроме того, целесообразно выборочным порядком проверить соблюдение правил оформления счетов-фактур, на основании которых принимается к вычету НДС, а также убедиться в соблюдении принципа временного соответствия вычетов по НДС и оприходования товарно-материальных ценностей.
Для того чтобы подтвердить правильность исчисления НДС аудиторы выполняют расчет налогооблагаемой базы, а затем сравнивают полученные показатели с данными бухгалтерского учета предприятия. Аудиторы путем сравнения фактических ставок с их значениями, регламентированными нормативными документами для соответствующих условий (виды деятельности, группы продукции и товаров, льготы и т.д.) устанавливают правильность применения на предприятии ставок. /1/
Аудиторы изучают записи в учетных регистрах по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» для выяснения правильности начисления, полноты и своевременность перечисления налоговых платежей, Аналитический учет расчетов по НДС организуется на соответствующем субсчете к счету 68.
При оценке правильности составления налоговой отчетности, аудиторы производят пересчет отдельных показателей, осуществляют взаимную сверку показателей, отраженных в регистрах бухгалтерского учета и в формах отчетности, а также проверяют наличие в ней всех установленных форм и полноту их заполнения. Затем аудиторы обязаны установить соответствие данных аналитического учета по счету 68 «Расчеты с бюджетом» данным синтетического учета в Главной книге и показателям отчетности.
Далее необходимо проанализировать расчеты НДС при приобретении оборотных средств и НДС, который возмещается из бюджета. В этом случае проводится детальная проверка остатков по Главной книге, составления баланса по расчетам с бюджетом и первичных документов.
При проведении аудиторской проверке НДС важным моментом является проверка правильности составления налоговой декларации. После этого проверке подлежит своевременность сдачи деклараций и уплата налога. Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Рассмотрим подробнее процедуры аудита НДС при использовании различных форм расчетов и некоторых договорных отношений между хозяйствующими субъектами, а также порядок проверки исчисления и уплаты НДС, отражения расчетов по НДС в учете и отчетности. /17/
В Приложении А систематизированы основные процедуры аудита формирования элементов НДС по таким способам расчетов, как оплата в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, расчеты с использованием ценных бумаг, при натуральных формах оплата труда, новации долга, отступном.
Для аудита исчисления и уплаты НДС, оформления налоговой отчетности применяются преимущественно приемы инспектирования, нормативной и арифметической проверки. Для того чтобы идентифицировать процедуры, введем обозначение Пндс-N, где N – порядковый номер процедуры (Приложение Б).
На заключительном этапе оформляются результаты аудита расчетов по НДС, анализируется выполнение программы аудита, а также классификацию выявленных ошибок и нарушений. Затем аудитор обобщает результаты и формулирует выводы.
В заключение основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате проведения аудита НДС, можно обобщить следующим образом:
Налог на добавленную стоимость в налоговую систему России был введен Законом Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» от 06.12.1991 № 1992-1. Российское законодательство вначале содержало определение НДС, из которого следовало, что НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
С 1 января 2001 г. порядок обложения предприятий данным налогом регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ (часть II).
В главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на добавленную стоимость» данное определение отсутствует, поскольку современному налоговому законодательству несвойственно определение понятий налогов.
В целях реализации положений указанной главы Министерством по налогам и сборам были изданы «Методические рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй Налогового кодекса РФ», утвержденные Приказом МНС РФ от 20.12.2000 № БГ-3-03/447.
Далее Приказом Федеральной налоговой службы от 12.12.05 № САЭ-3-03/665 ФНС России отменила методичку по применению НДС. Отмена данной методички была связана с изменениями в главе 21 НК РФ, которые вступили в силу с 1 января 2006 года. Теперь обращаться за разъяснениями по вопросам применения НДС следует в департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России. В тексте самого приказа № САЭ-3- 03/665 были приведены официальные причины отмены Методических рекомендаций.1
Эти законы в значительной степени изменили правила расчета и уплаты налога на добавленную стоимость. Изменения коснулись момента определения налоговой базы, места реализации некоторых работ и услуг, освобождения от НДС, вычетов по НДС, применения НДС при экспорте и реорганизации юридических лиц и многих других статей главы 21 НК РФ. Изменения оказались настолько масштабными, что Методические рекомендации попросту перестали соответствовать тем положениям НК РФ, которые призваны были разъяснять.
Другая причина отмены Методических рекомендаций заключается в уязвимости данного документа при судебных разбирательствах.
Налогоплательщики довольно часто обжаловали Методические рекомендации, потому что они не соответствовали Налоговому кодексу РФ. В большинстве случаев суды вставали на сторону налогоплательщика. В основном, какие-либо методички по налогам излагают позицию, которая наиболее всего удобна для налоговых органов, но не всегда соответствующую законодательству о налогах и сборах.
Подводя итоги первой главы, можно сказать, что аудитору целесообразно проводить проверку расчетов по НДС в несколько этапов: на ознакомительном этапе произвести оценку бухгалтерского и налогового учета, рассчитать уровень существенности и аудиторский риск; на основном этапе проверить непосредственно объект налогообложения, начисление налога, его уплату и т.д.; на заключительном этапе исходя из данных, полученных при проверке, составить отчет аудитора. При этом, исходя из вышесказанного в параграфе 3, аудитор при проверке расчетов должен руководствоваться Налоговым кодексом Российской Федерации, частью 2, глава 21. Далее рассмотрим на примере организации ООО «СБТ-Сервис» проведение аудита расчетов по НДС по приобретенным ценностям.
налоговый аудит добавленный стоимость
2. Аудит расчетов
по налогу на
добавленную стоимость
на предприятии
ООО «СБТ-Сервис»
2.1
Краткая характеристика предприятия
Предприятие «СБТ-Сервис» – общество с ограниченной ответственностью, осуществляющее хозяйственную деятельность на основании Устава.
Предприятие имеет круглую печать с указанием своего полного наименования, а так же штампы, бланки и расчётный счёт, открытый в ООО «ИнвестКапиталБанк».
Информация о работе Совершенствования учета и аудита расчетов по НДС