Совершенствование организационной структуры управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изложение теоретических основ и практических аспектов совершенствования организационных структур управления предприятием в рыночной экономике. Основными задачами являются:
1. изложение теоретических основ изучения организационной структуры предприятия;
2. проведение анализа организационной структуры предприятия;
3. разработка проектных мероприятий по совершенствованию организационной структуры в свете стратегии развития предприятия.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по УП.docx

— 441.22 Кб (Скачать)

      

                     (2.4)            

      Степень реализации внешних и внутренних возможностей – через комплексный  показатель эффективности организационного механизма Ком:

      

                   (2.5) 

где а1, а2, а3, а4 – коэффициенты весомости соответствующих обобщающих показателей; (а1 + а2 + а3 + а4) = 1. 

    1. Анализ  целостности объекта  управления
 

      Целью анализа является оценка степени  взаимосвязи и взаимообусловленности  подразделений организации, которые  обеспечивают их взаимодействие в достижении цели системы.  Взаимодействовать могут только совместимые элементы, поэтому необходим матричный анализ целесообразной совместимости различных направлений деятельности в выполнении главной функции системы, которая и определяет миссию организации, ее долгосрочные и краткосрочные цели, а также пути их достижения. [6, c. 411]     Долгосрочной целью или стратегическим видением ООО «Экстрим» является лидерство на рынке рекламных и полиграфических услуг г. Находки.          Краткосрочной целью ООО «Экстрим» является повышение доходности предприятия.        Миссия предприятия – предоставление качественных услуг в сфере рекламного бизнеса, полиграфии и разработки фирменного стиля. Основными направлениями деятельности ООО «Экстрим» являются:  -полиграфический дизайн;         -реклама;            -представительские материалы;        -фирменный стиль.         С помощью метода проекций, т.е. построения матрицы соответствия, проведем анализ взаимосвязи и взаимообусловленности структурных подразделений предприятия.

Таблица 2.5 – Матрица соответствия основных направлений деятельности

  Полиграфический дизайн Реклама Представительские материалы Фирменный стиль  и имидж-реклама
Полиграфический дизайн × Соответствуют Неразрывны Неразрывны
Реклама Соответствуют × Соответствуют Неразрывны
Представительские материалы Неразрывны Соответствуют × Неразрывны
Фирменный стиль  Неразрывны Неразрывны Неразрывны  ×
 

     Из  таблицы 2.5 видим, что основные направления  деятельности ООО «Экстрим» не только соответствуют друг другу, некоторые  направления взаимообусловлены, то есть неразрывны друг с другом. Так, например, неразрывно связаны направления «представительские материалы» и «фирменный стиль и имидж-реклама». Действительно, разработка графического товарного знака и логотипа, составляющих основу представительских материалов, входит в создание фирменного стиля.  В таблице 2.6 приведена матрица взаимосвязи и взаимообусловленности структурных подразделений ООО «Экстрим» в разрезе основных видов деятельности. Взаимосвязанными являются функциональные и линейные подразделения. Линейные подразделения взаимообусловлены, так как результат деятельности одного подразделения необходим для работы другого линейного подразделения. 

Таблица 2.6 – Матрица взаимосвязи и  взаимообусловленности структурных  подразделений

Структурное подразделение Полиграфический дизайн Реклама Представительские материалы Фирменный стиль  и имидж-реклама
Линейные:        
Отдел полиграфии + + + +
Дизайн-бюро + - + +
Отдел сувенирной продукции  - + - -
Отдел размещения - + - -
Отдел по рекламной деятельности + + + +
Функциональные:        
Коммерческий  отдел  + + + +
Бухгалтерия + + + +
Отдел по управлению персоналом + + + +
 

      Таким образом, ООО «Экстрим» является целостным объектом управления. Направления  деятельности данного предприятия  не только не являются взаимоисключающими, а являются соответствующими и даже неразрывными друг с другом. Каждое направление реализует не одно, а  несколько линейных подразделений  организации, поэтому связь между  ними взаимообусловленная. Они также  взаимосвязаны с функциональными  подразделениями организации.

3 Предложения по совершенствованию организационной структуры ООО «Экстрим»

 

     3.1. Проект совершенствования  организационной  структуры в свете  стратегии развития  предприятия 

      Необходимость обеспечения и сохранения конкурентоспособности  в условиях непрерывной изменчивости внешней среды определяет цели, средства и направления организационного совершенствования. Эффективное управление, основанное на использовании прогрессивных  организационных систем и структур, является едва ли не главным инструментом осуществления стабилизационных мер  в переходный период. Проблемы формирования и совершенствования организационных  структур управления, оценки их эффективности требуют дальнейшей проработки.   Также можно выделить следующие основные пути повышения эффективности хозяйственных организаций, определяющие основные направления совершенствования организационной структуры управления (ее организационную рационализацию или организационное новшество):

  1. Обеспечение гибкости организационной структуры управления, под которой понимается реакция на изменения во внешней среде с минимальными затратами, усилиями и в кратчайшие сроки. Требования гибкости определяют современную структурную композицию: децентрализация структур управления; вертикальная дезинтеграция; диверсификация производственной и сбытовой деятельности.

      Вертикальная  дезинтеграция – от сегментации  предприятия с целью создания простых подразделений до выделения  юридически независимых дочерних предприятий  из действующей компании («реструктурирование  вниз»), выделение сестринских компаний путем создания фирм, специализирующихся в определенных сферах деятельности («горизонтальное реструктурирование»).

      Особый  интерес вызывают пути перехода к  так называемым горизонтальным корпорациям, с развитием которых связываются  основные тенденции формирования будущего. Группы (команды) становятся основным «строительным» блоком организации  и образуют собой плоскую иерархию, в которой формирование организационной  структуры происходит вокруг процесса с минимизацией деятельности внутри него.     1. Рост значения инфрапроизводственной сферы предприятия. Требования к качеству инфраструктуры растут быстрее, чем происходит рост собственно производства. В понятие инфраструктуры включается не только вся производственная сфера, но и культура внешней среды.   2. Развитие логистики, то есть организации и управления информационными и материальными потоками, которые протекают в условиях соответствующим образом созданной и организованной инфраструктуры. Управление материалопотоками с интеграцией функций снабжения, производства и сбыта реализуется на основе формирования специальных структур.          3. Неуклонное повышение качества продукции (услуг). Организация системы тотального управления качеством (total quality management), предполагающей участие служащих в процессе принятия решений, их доступ к информации и самостоятельный анализ ситуации.     4. Развитие внутрифирменного предпринимательства, объединенного едиными информационными сетями, финансовыми системами и предпринимательской культурой, а также создание дублирующих подразделений для привнесения конкуренции.   Совершенствование структуры управления может идти по трем основным направлениям:

  1. Совершенствование механических структур за счет внутренних упрощений или изменений, которые осуществляются путем объединения, разделения, переподчинения, ликвидации звеньев, сокращения числа уровней управления.
  2. Создание комплексной структуры через включение органических структур (венчуров, инновационных отделов, блока развития и т.д.) в существующую механическую. Это так называемые выделенные структуры, функция которых заключается в решении задач, плохо вписывающихся в традиционную линейно-функциональную структуру. Это направление является основным условием обеспечения эффективности структур управления в переходный период.
  3. Замена структур механического типа на адаптивные. Этот радикальный путь реорганизации структур требует не только наличия сильного лидера с командой единомышленников, но и сильной организационной культуры.

      В нашем случае для ООО «Экстрим»  больше всего подходит третий вариант, то есть замена существующей структуры  механического типа на адаптивную структуру. Объяснить это можно следующим образом.  Таким образом, основными направлениями деятельности (проектами) на сегодняшний день в ООО «Экстрим» будут являться следующие:

  • направление (проект) по разработке фирменного стиля, имидж-рекламы и представительских материалов (включая сувениры);
  • направление (проект) рекламных предложений;
  • направление (проект) полиграфического дизайна.

      На  должность руководителя направления  по разработке фирменного стиля, имидж-рекламы  и представительских материалов (включая сувениры) необходимо подобрать  отличного специалиста с хорошими организаторскими способностями. Для  этого необходимо организовать тщательный подбор и отбор кандидатов на эту  должность.    В ООО «Экстрим» необходимо усилить коммерческий блок. Для этого необходимо пересмотреть систему маркетинга. В штате предприятия только один маркетолог. Для такого предприятия, как ООО «Экстрим», необходимы, по крайней мере, два маркетолога. Кроме этого, необходимо полностью пересмотреть должностную инструкцию маркетолога, требования к его профессиональным знаниям и уровню квалификации, систему вознаграждения.           Таким образом, проект по совершенствованию организационной структуры в ООО «Экстрим» предполагает:

  1. глобальное организационное нововведение – адаптивную проектно-матричную организационную структуру управления;
  2. введение в штат трех новых должностей – руководителя направления разработки фирменного стиля, имидж-рекламы и подготовки представительских материалов; руководителя направления рекламных предложений; руководителя направления полиграфического дизайна;
  3. создание департамента стратегии, который будет заниматься стратегическим планированием;
  4. введение в штат организации должности директора отдела по управлению персоналом;
  5. прием на работу дополнительно двух маркетологов, менеджера по управлению персоналом.

      Реализация  данных мероприятий будет способствовать достижению стратегических целей предприятия. Как уже отмечалось, долгосрочной стратегической целью ООО «Экстрим» является лидерство на местном рынке рекламных услуг; краткосрочной стратегической целью является повышение прибыльности деятельности предприятия. Перечисленные мероприятия по организационному развитию предприятия отражают тактические действия соответственно стратегии диверсификации услуг.     Кроме того, проект совершенствования организационной структуры в органическом, адаптивном виде предполагает привлечение все большего количества работников, в том числе и не относящихся к управленческому персоналу, к процессу выявления и решения проблем организации.   Исходя из предложенных возможных внесенных изменений в организационную структуру организации, она примет следующий вид, изображенный в виде схемы на рис. 3.1.

      

Рис. 3.1. Схема организационной структуры  ООО «Экстрим» после усовершенствования

      Следует отметить, что в каждой организации  существует более тонкое и детальное  распределение полномочий и ответственности, которое затруднительно описать  в рамках органиграммы.

Заключение

 

      В курсовой работе изложены теоретические  основы и практические аспекты совершенствования организационных структур управления предприятием в рыночной экономике, проведен анализ организационной структуры управления предприятием, а также разработан проект мероприятий по совершенствованию организационной структуры в свете стратегии развития предприятия.

      Организационная структура управления предприятием представляет собой упорядоченную  совокупность взаимосвязанных и  взаимообусловленных элементов  системы управления, состав, взаиморасположение и степень устойчивости отношений  которых обеспечивают целенаправленное функционирование и развитие ее как единого целого.           К свойствам организационной структуры, определяющим ее типологию, относят: степень централизации – децентрализации механизма управления, степень сложности оргструктуры, степень формализации механизма управления. Степень выраженности этих свойств в их сочетании определяет степень адаптивности конкретной структуры к внешним условиям функционирования предприятия, что позволяет, с известной степенью условности, отнести ее к механическому или органическому типу структуры управления.         Анализ организационной структуры управления, разработка мероприятий по ее совершенствованию проведены на примере действующего предприятия ООО «Экстрим». Это динамично развивающаяся коммерческая организация, осуществляющая свою деятельность на рынке полиграфических и рекламных услуг. Объемы деятельности предприятия на протяжении 1999-2010гг. непрерывно увеличиваются. Однако в рассматриваемой организации наблюдается рост себестоимости производства и уровня издержек обращения, а также снижение рентабельности от основного вида деятельности.            В ходе написания курсовой работы были решены следующие задачи:

Информация о работе Совершенствование организационной структуры управления предприятием