Совершенствование организационной структуры управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изложение теоретических основ и практических аспектов совершенствования организационных структур управления предприятием в рыночной экономике. Основными задачами являются:
1. изложение теоретических основ изучения организационной структуры предприятия;
2. проведение анализа организационной структуры предприятия;
3. разработка проектных мероприятий по совершенствованию организационной структуры в свете стратегии развития предприятия.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по УП.docx

— 441.22 Кб (Скачать)

Введение

 

      . В современных условиях развития рыночных тенденций в России, обусловленных качественно новой системой хозяйственных связей и механизмов конкурентных отношений, одной из актуальных задач адаптации хозяйствующих субъектов к условиям неопределенности является совершенствование стратегии и структуры организации управления производством. В новых условиях наметились основные тенденции и концепции управления, предъявляющие новые требования к организации управления предприятиями, заключающиеся, главным образом, в совершенствовании системы управления в целом и организационной структуры в частности как одной из важнейших ее составляющих. Необходимость изменения организационной структуры большинства российских предприятий, оздоровления и развития системы управления, перехода на новые стандарты управления, недостаток квалифицированных менеджеров определяют важность и актуальность для российских предприятий проблемы выбора организационной структуры управления предприятием, способствующей наиболее эффективному достижению целей. В качестве приоритетного способа решения указанной проблемы предлагается разработка и внедрение механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.   Концепция долгосрочного комплексного развития должна предусматривать и развитие системы управления как направляемого процесса ее совершенствования, т.е. приведение организационной структуры и организационного механизма в соответствие с целями управления. Направленность этого процесса обеспечивается разработкой и поэтапной реализации долгосрочной системной концепции организационной перестройки. Поскольку концепция развития реализуется в системе целей предприятия, приведение оргстркутуры и оргмеханизма в соответствие с целями управления, то есть упорядочение системы, должно носить не спонтанный, а постоянный действующий характер.     Разработка стратегически эффективной организационной структуры управления является основным условием реализации выбранной стратегии, адаптации предприятия к внешним условиям функционирования. В реальной практике организационного проектирования оценка эффективности необходима как для действующей организационной структуры, так и для сравнения различных вариантов ее совершенствования. Этим обусловлена актуальность выбранной темы курсовой работы.      Цель данной курсовой работы – изложение теоретических основ и практических аспектов совершенствования организационных структур управления предприятием в рыночной экономике.    Основными задачами являются:

  1. изложение теоретических основ изучения организационной структуры предприятия;
  2. проведение анализа организационной структуры предприятия;
  3. разработка проектных мероприятий по совершенствованию организационной структуры в свете стратегии развития предприятия.

      Объектом  исследований выступает действующее  предприятие ООО «Экстрим». Предмет  изучения – организационная структура предприятия. Для анализа экономической эффективности ООО «Экстрим» применялся экономико-статистический метод. Сущность метода состоит в том, что на основе данных производится анализ основных средств по следующим основным направлениям:

    - анализ наличия, структуры и движения основных средств на предприятии;

    - анализ основных показателей использования основных средств;

    - анализ использования оборудования и производственной мощности предприятия;

    - анализ обеспеченности предприятия основными средствами;

    - анализ использования производственных площадей;

    Для того чтобы проанализировать деятельность предприятия за какой-то период работы производят вышеперечисленный анализ за несколько лет деятельности предприятия. За отчетный год принимают один из годов (базовый) работы предприятия, а  остальные годы его деятельности называют анализируемыми. Производимый при этом анализ позволяет четко  определить те факторы, которые повлияли на результаты работы и выявить резервы  повышения основных производительных показателей.   В процессе исследования использовались методы: монографический – для изучения внутренней документации предприятия, а также литературы по изучаемой проблеме; расчетно-конструктивный – для анализа движения денежных потоков; абстрактно-логический – для принятия финансового решения, системный анализ, метод расчленения (для изучения работы отдельных структурных подразделений предприятия), анализ (для диагностики финансового состояния предприятия). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ВЫБОРА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ  СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ  ОРГАНИЗАЦИЕЙ  

      1.1 Сущность, состав и содержание организационной структуры 
 

      Предприятия для обеспечения выживаемости вынуждены  постоянно адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, что порождает  массу управленческих проблем. Неопределенность функционирования ставит их перед необходимостью проводить работу по совершенствованию  организационной структуры управления сознательно или стихийно под  воздействием обстоятельств, массовой организационной моды.  Вопросы организационной перестройки, имеющие особе значение для отечественных предприятий, актуальны и для зарубежных фирм. Так, для компаний США среди основных причин неудач наряду с недальновидностью руководства компаний, ориентацией на привычные целевые установки и схемы деятельности, потерей контактов с потребителями называются омертвленная, неподвижная структура организации и лишенный динамизма наемный персонал [20, с.52].         До настоящего времени целостная теория структурного развития систем управления отсутствует. Зарубежные исследования в этой области чаще всего отражают опыт работы эффективно действующих промышленных предприятий в условиях рыночной экономики и могут рассматриваться только как некоторые ориентиры для организации управленческих работ в условиях переходной экономики.        Понятие «структура» связано с такими понятиями, как «система» и «организация». Все основные аспекты строения и деятельности организации определяет цель как главный системообразующий фактор и ее подцели. Каждый элемент имеет свою задачу, обладает ресурсом для ее достижения и выполняет свою строго определенную функцию, структура же обеспечивает порядок и взаимодействие элементов для осуществления их функций. Элементы системы выделяются в процессе ее членения (структуризации), при этом каждая система допускает возможность различных сечений в соответствии с заданными критериями. Организационная структура – одно из этих сечений.       В научной литературе понятие «структура» имеет определенное концептуальное значение. «Структура есть множество элементов, которые находятся во взаимодействии в специфическом порядке для осуществления функций» [13, с.21].          Являясь сложной системой, организационная структура управления представляет собой подсистему в системе управления предприятием. Таким образом, организационная структура управления и система управления являются взаимосвязанными и взаимодополняющими понятиями. По мнению И. Ансоффа, структура управления предприятием представляет собой статическую «анатомию» управленческого процесса, а система управления – динамическую «физиологию» [3].        Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи – это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, то есть при наличии нескольких уровней управления.    В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно – права и ответственность за их выполнение. С этих позиций структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей менеджмента.             С понятием «организационная структура управления» тесно связано более емкое и содержательное понятие «организационная форма хозяйствования», которая представляет собой состав и степень хозяйственной самостоятельности отдельных элементов организации. Отличие ее от оргструктуры состоит в учете экономических, правовых и социальных аспектов взаимоотношений элементов, образующих хозяйственный субъект [7, с. 256].      Оргструктура как упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов предполагает некоторый порядок соподчинения, который реализуется через иерархический принцип построения, обеспечивающий многоступенчатость соподчинения частей целому [15, с. 302].  Современная управленческая парадигма в качестве технологии эффективного управления в условиях повышенной нестабильности и неопределенности внешней среды предполагает стратегическое управление, под которым понимается «деятельность по экономически эффективному достижению перспективных целей предприятия на основе удержания конкурентных преимуществ и адекватного реагирования на изменения внешней среды».          Функция организации – то, что она делает, диктуется ее стратегией. Ее форма, структура должны быть такими, чтобы обеспечивать и облегчать осуществление стратегии. Структура организации влияет на ряд параметров [14, с.41]:

  • издержки производства. Если производство товара или услуги требует множества операций или трудовых процессов, то структура производства, скорее всего будет сложной, а управление – дорогостоящим. Это особенно заметно, когда процессы производства значительно отличаются по характеру и уровню сложности навыков на различных стадиях производства;
  • скорость выполнения работ. Чем сложнее структура, тем, как правило, медленнее темпы работ, и тем медленнее продвигается продукт внутри компании;
  • способ удовлетворения потребностей покупателей. Для того чтобы надежно защитить покупателей, иногда необходимы крупные, сложные, тщательно контролируемые структуры;
  • характер поведения людей. Все структуры, как правило, стимулируют элемент внутренней конкуренции; это могут быть конкуренция за ресурсы или соперничество вокруг результатов работы. Структуры влияют на политику организации, на мысли, чувства и поведение.

      Таким образом, организационная структура  управления предприятием представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных  элементов системы управления, состав, взаиморасположение и степень устойчивости отношений которых обеспечивает целенаправленное функционирование и  развитие ее как единого целого. 

    1.2 Типология организационных структур, их положительные и отрицательные характеристики 

     1.2.1 Линейная структура  управления 

     Линейная  организационная структура основывается на принципе единства распределения  поручений, согласно которому право  отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления. Такая организационная структура образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчинённых органов в виде иерархической лестницы, то есть каждый подчинённый имеет одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчинённых. Два руководителя не могут непосредственно связываться друг с другом, они должны это сделать через ближайшую вышестоящую инстанцию. Такую структуру часто называют однолинейной. Преимуществами такой структуры можно назвать:     - простое построение;           - однозначное ограничение задач, компетенции, ответственности;   - жесткое руководство органами управления;       - оперативность и точность управленческих решений.    Недостатки:            - затруднительные связи между инстанциями;       - концентрация власти в управляющей верхушке;      - сильная загрузка средних уровней управления.     Линейная структура управления используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями. Руководитель данного вида структурного управления имеет несколько подчинённых.  Многоуровневая иерархическая система управления, в которой вышестоящий руководитель осуществляет единоличное руководство подчиненными ему нижестоящими руководителями, а нижестоящие руководители подчиняются только одному лицу – своему непосредственному вышестоящему руководителю.

  

  Рис.1. Линейная организационная структура  управления

   Область применения – малые предприятия.

            1.2.2 Линейно-функциональная  структура управления

      Линейно-функциональная структура управления представляет  собой  наиболее распространенный вид  иерархической  структуры.  Ее  основу  составляют  так называемый «шахтный»  принцип  построения  и  специализация  управленческого процесса   по    функциональным    подсистемам    организации    (маркетинг, производство, исследования  и  разработки,  финансы,  персонал  и  пр.).        Эти штабы могут:           - ограничиваться центральными уровнями управления;     - находиться в нескольких уровнях управления;      - образовывать штабную иерархию на всех уровнях управления.   Штабы на нескольких уровнях иерархии должны давать консультации и участвовать в подготовке решений, но они не обладают правами принятия решений и руководства нижестоящими подразделениями или исполнителями.            Чем крупнее фирма и сложнее её управляющая структура, тем острее стоит вопрос координации деятельности функциональных служб или создания крупных специализированных подразделений с высококвалифицированными специалистами.    Преимущества:            - возможность получить высокую степень профессиональной специализации сотрудников;           - точно определить места и необходимые ресурсы (особенно кадров) ;  - способствует стандартизации, формализации и программированию процесса.

     Недостатки:            - затрудняет горизонтальное согласование;       - с трудом реагирует на изменение.      Существенным препятствием к  эффективному  использованию  этой  структуры является то, что она не позволяет быстро реагировать на изменения в  области науки и техники, которые чаще всего приводят к  «разбалансировке»  отношений между функциональными подсистемами. Положение усугубляется утратой  гибкости во взаимоотношениях работников аппарата  управления  из-за  высокого  уровня формализации,  органически  свойственной   данной   структуре.   Результатом является замедление и сложности с передачей информации,  а  это  приводит  к снижению скорости  принятия  решений.  Необходимость  согласования  действий разных функциональных служб  резко  увеличивает  объем  работы  руководителя организации и его заместителей.       

Рис.2. Линейно-штабная организационная структура управления

Информация о работе Совершенствование организационной структуры управления предприятием