Совершенствование организационной структуры управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изложение теоретических основ и практических аспектов совершенствования организационных структур управления предприятием в рыночной экономике. Основными задачами являются:
1. изложение теоретических основ изучения организационной структуры предприятия;
2. проведение анализа организационной структуры предприятия;
3. разработка проектных мероприятий по совершенствованию организационной структуры в свете стратегии развития предприятия.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по УП.docx

— 441.22 Кб (Скачать)

      1.2.3 Функциональная структура  управления

      Функциональная  организационная структура основана на создании подразделений для выполнения определённых функций на всех уровнях  управления. К таким функциям относят  исследования, производство, сбыт, маркетинг  и т.д. Здесь с помощью директивного руководства могут быть соединены  иерархически нижние звенья управления с различными более высокими звеньями управления. Передача поручений, указаний и сообщений осуществляется в  зависимости от вида поставленной задачи. Например, рабочий в цехе получает поручения не от одного человека (мастера), а от нескольких штатных единиц, то есть действует принцип многократной подчинённости. Поэтому такую организационную структуру называют многолинейной.          Функциональная структура управления производством нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Функциональные службы обычно имеют в своём составе специалистов высокой квалификации, выполняющих в зависимости от возложенных на них задач конкретные виды деятельности.  К преимуществам такой структуры можно отнести:      - сокращение звеньев согласования;       - уменьшение дублирования работ;        - укрепление вертикальных связей и усиление контроля за деятельностью нижестоящих уровней;        - высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций.           К недостаткам:            - неоднозначное распределение ответственности;      - затруднённая коммуникация;        - длительная процедура принятия решений.       Область применения – малые и средние предприятия с большим количеством специализированных работ в организации. 

  

  Рис.4. Функциональная организационная структура  управления. Сплошные горизонтальные линии показывают горизонтальные управляющие (обязательные) связи

      Непосредственному построению организационной структуры  необходимо предшествуют обоснование  и представление ее конфигурации, обеспечивающее разработку и оптимизацию проводимой структуризации. Разрабатываемая и реализуемая конфигурация формирования и функционирования связей между составляющими организационной структуры является определяющим фактором ее строения. Она наиболее точно и полно отражает реальную  модель, потенциал корреспонденции элементов и обеспечиваемые ими свойства организации. Выбранная и используемая в рамках единой организации конфигурация может разнообразно и последовательно транспонироваться в соответствии с иерархическим ранжированием, последовательно применяемым как между ее отдельными составляющими, так и внутри них. Формирование, развитие и использование потенциала корреспонденции элементов бизнес-организации объективно являются необходимой основой расширения палитры разнообразия структур и форм представления ее строения. А они, в свою очередь, существенно расширяют возможности целенаправленной и своевременной адаптации строения организации к постоянно меняющемуся спектру решаемых ею задач. Она позволяет учесть многообразие специфики функционирования различных элементов и обеспечить на этой основе наиболее эффективное достижение целей каждой из составляющих и всей организации в целом. 
 
 
 
 
 
 
 

    2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ  СТРУКТУРЫ ООО  «Экстрим» 

    2.1 Краткая характеристика  предприятия  

      ООО «Экстрим» представляет собой коммерческую организацию, осуществляющую свою деятельность на рынке полиграфических и рекламных услуг в г. Находка. Также данное предприятие является разработчиком и владельцем Интернет-магазина деловых сувениров.    Рекламно-полиграфическое агентство «Экстрим» с 1999 года успешно работает в рекламном бизнесе по следующим приоритетным направлениям: фирменный стиль и имидж-реклама, полиграфический дизайн и представительские материалы.         Как агентство полного цикла, ООО «Экстрим» предоставляет своим клиентам весь спектр рекламных и полиграфических услуг, включающих:

  • разработку и проведение комплексных рекламных кампаний, PR-мероприятий;
  • дизайн, разработку фирменного стиля;
  • размещение рекламы в центральной и региональной прессе, на радио и телевидении;
  • прямую почтовую рассылку;
  • наружную рекламу, в т.ч. на транспорте;
  • сувенирную продукцию;
  • полиграфию, в т.ч. допечатные процессы;
  • организацию и проведение рекламных кампаний во всемирной компьютерной сети Internet.

      Агентство продолжает в России традиции западно-германской школы Formgestaltungschule и проводит ряд исследовательских программ, направленных на изучение форм, цветов, стилей; занимается концептуальным проектированием рекламы.      ООО «Экстрим» на протяжении пяти лет – постоянный участник издательских и рекламных выставок: «Пресса», «Фестиваль рекламы», «Реклама», «Дизайн и реклама».      Высокопрофессиональный штат креаторов, дизайнеров, художников, фотографов, конструкторов, технологов, тесные отношения с ведущими типографиями Приморского края, а также опыт работы в этой сфере позволили предприятию выполнить с европейским качеством более тридцати различных проектов общим тиражом около двухсот тысяч экземпляров.  Агентство «Экстрим» известно не только кругу рекламистов, но и в деловых кругах города Находки. Предприятие способно обобщить, систематизировать и свести в единый фирменный стиль рекламные элементы, которыми уже располагает клиент. При необходимости агентство может их доработать или дополнить, чтобы фирменный стиль компании-клиента стал элегантнее и изысканнее.       Руководителями ООО «Экстрим» постоянно изучаются проблемы совершенствования корпоративных систем управления процессами издания и распространения печатной продукции, рекламных услуг, ведется поиск и обобщение моделей управления. 

     2.2 Анализ соответствия  организационной  структуры предприятия  целям и задачам  его деятельности 

      В таблице 2.1 приведен анализ финансовых результатов ООО «Экстрим».

Таблица 2.1 –  Анализ финансовых результатов ООО «Экстрим» в 2009 -2010 гг., тыс. руб.

  Наименование показателя 2009 г. 2010 г. Отклонение
тыс. руб. %
1 2 3 4 5
Выручка (нетто) от реализации продукции, работ, услуг  53801 71405 17604 132,7
Себестоимость реализации продукции, работ и услуг  30404 45675 15271 150,2
Валовая прибыль 23397 25730 2333 110,0
Коммерческие  расходы 20402 22667 2265 111,1
Прибыль от продаж 2995 3063 68 102,3
Операционные  доходы 324,5 215,6 -108,9 66,4
Операционные  расходы 118,9 322,4 203,5 271,2
Внереализационные доходы 18,4 54,3 35,9 295,1
Внереализационные расходы 256,7 368,9 112,2 143,7
Прибыль до налогообложения 2962,3 2641,6 -320,7 89,2
Текущий налог на прибыль 533,2 475,5 -57,7 89,2
Чистая  прибыль 2429,1 2166,1 -263,0 89,2
Рентабельность  от основной деятельности, % 8,0 4,7 -3,2 59,4
 

     Несмотря  на рост оборота ООО «Экстрим», ее чистая прибыль и рентабельность от основной деятельности снизились. Чистая прибыль в 2010 году снизилась на 263 тыс. рублей и составила 89,2% уровня 2009 года. Рентабельность от основной деятельности снизилась с 8 до 4,7%. Снижение произошло за счет роста себестоимости и издержек обращения. В 2010 году по сравнению с 2009 годом себестоимость возросла на 50,2%, а издержки обращения увеличились на 11,1%. Это говорит о снижении эффективности деятельности компании.

      Организационная структура компании по виду относится  к линейно-функциональным структурам. Линейно-функциональная структура  – структура, при которой специалисты  одного профиля объединяются в структурные  подразделения и принимают решения, обязательные для производственных подразделений. 

      

Рис. 2.1 Схема  организационной структуры ООО  «Экстрим»

      К линейным подразделениям ООО «Экстрим»  относятся: отдел полиграфии, дизайн-бюро, отдел сувенирной продукции, отдел  размещения, отдел по рекламной деятельности.        К функциональным подразделениям предприятия относятся: отдел по работе с клиентами, бухгалтерия и отдел по управлению персоналом. Достаточно разработанная методика анализа организационных структур управления предприятием в условиях рынка, которая могла бы служить основой проекта необходимых организационных изменений, отсутствует.            Тем не менее, существуют определенные критерии, по которым можно оценивать эффективность структуры управления:     1. Степень надежности (работоспособности) организационной структуры управления, характеризующаяся:

      а) степенью рациональности структуризации целостной системы на элемент  на основании группировки задач  для определения видов работ, группировки видов работ и  распределении управленческих функций, что обеспечивается соблюдением  принципов актуализации и сосредоточения функций;

      б) степенью рациональности структуры  отношений между элементами, которая  обеспечивается соблюдением принципа совместимости как условия их взаимосвязи и взаимодействия.        2. Степень использования рыночных возможностей, характеризующаяся способностью хозяйственной системы через свои организационные структуры вырабатывать комплекс целей и задач функционирования и развития организации.       3. Степень использования внутренних возможностей, характеризующаяся способностью организационных структур управления достичь поставленных целей при минимальных и необходимых затратах, что и обеспечивает механизм управления.     Эффективность организационной структуры зависит от соответствия ее системе целей предприятия, принятым стратегиям и механизму распределения минимальных, но необходимых ресурсов. В этом смысле анализ оргструктуры управления носит перспективный характер и является важнейшим информационно-образующим аспектом системы в целом.  Для оценки эффективности организационной структуры ООО «Экстрим» используем методику, предложенную Н.Н. Федоровой. В соответствии с данной методикой эффективность организационной структуры управления может быть определена как функция от таких параметров, как:

  • степень рациональности структуризации целостной системы на элементы, характеризующаяся показателем Ксс;
  • степень рациональности структуры отношений между элементами, характеризующаяся показателем Ксв;
  • степень использования рыночных возможностей, характеризующаяся показателем Кмц;
  • степень использования внутренних возможностей, характеризующаяся показателем Кму., формула:
 

                                                       (2.1)

где Ксс – показатель эффективности состава системы;

    Ксв – показатель эффективности структуры связей;

    Кмц – показатель эффективности механизма целеполагания;

    Кму – показатель эффективности механизма управления.

      Расчет  обобщающих показателей Ксс, Ксв, Кму производится с использованием метода ранжирования частных показателей по формуле:

      

                                                                                    (2.2)

где - количество частных показателей, принятых для оценки соответствующего обобщающего показателя;

     - коэффициент весомости показателя (он устанавливается экспертным  путем по характеру его влияния  на результаты работы фирмы,  при этом должно соблюдаться  условие  );

     - оценка в баллах по шкале  от 1 до m.     Показатель прогнозных возможностей системы Кмц, определяемый отношением результата к главной цели, должен также учитывать то, что вклад подсистем в достижение цели системы в целом будет различным. Необходим дифференцированный подход к их оценке через ранжирование подсистем по степени важности их вклада. В этом случае Кмц определяется по формуле:

    

,                                (2.3)

где Р  – результат функционирования хозяйственной  организации за рассматриваемый  период; Ц – цель хозяйственной  организации за рассматриваемый  период; - количество подсистем, вносящих свой вклад в целевую эффективности системы; - оценка частных показателей эффективности целеполагания i-ой подсистемы (на основе анализа отношения ( ) соответствующей подсистемы), при этом ; - коэффициенты весомости i-ой подсистемы, при этом также должно соблюдаться условие .        Значение Кмц=1 свидетельствует о высоком качестве целеполагания и эффективности работы прогнозного блока системы. Отклонения свидетельствуют о сбоях в системе целеполагания или наличии экономического кризиса. Частные показатели, характеризующие эффективность механизма целеполагания основных блоков организации, показывают, где именно образовалась критическая зона.   Показатель Кмц, таким образом, является мерой реализации целевых установок системы управления.[2, c. 168]     Надежность организационной структуры управления может быть определена через комплексный показатель эффективности оргструктуры:

Информация о работе Совершенствование организационной структуры управления предприятием