Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:00, курсовая работа
На данный момент крупные корпорации целиком и полностью зависят от своего руководителя, который несет все виды ответственности, включая ответственность за принятия решений и работу всех подразделений и филиалов. ОАО «Газпром переработка» является крупнейшей корпорацией в России, для которой проблема единой ответственности руководителя не чужда. В данной курсовой будет рассмотрено только дочернее предприятие ООО «Газпром переработка», аппарат управления которого базируется в г. Сургуте.
Целью данной курсовой работы является совершенствование организационной структуры ООО «Газпром переработка».
Задачами в этом случае будут следующие:
Рассмотреть теоретические основы организационной структуры, выделить ее типы;
Проанализировать существующую организационную структуру
Внести новые предложения по совершенствованию организационной структуры и предприятию в целом.
Введение 3
1.Теоретические основы разработки организационной структуры 5
системы управления предприятием. 5
1.1 Сущность и понятие организационной структуры 5
1.2. Типы организационных структур 14
2. Анализ организационной структуры ООО «Газпром переработка» 19
3. Совершенствование организационной структуры 22
3.1 Рекомендации по совершенствованию организационной структуры системы управления предприятием ООО «Газпром переработка» 22
3.2 Снижение численности работников функциональных 24
подразделений и уровней управления 24
Заключение 25
Список использованной литературы и интернет - ресурсов 27
Одна из основных ошибок, совершаемых слишком многими фирмами, состоит в том, что новую стратегию они просто налагают на существующую структуру фирмы. Так не должно быть. Структура зависит от стратегии, и этап формирования структуры в процессе планирования может представлять наиболее важную стадию успешной реализации стратегического плана.
Объективные факторы и условия определения разнообразия организационных структур:
-
размер деятельности
-
специализация на выпуске
-
характер выпускаемой
-
сфера деятельности
-
масштабы заграничной
вид монополистического объединения (концерн, финансовая группа, холдинг).
Помимо
перечисленных факторов, влияющих на
выбор ограниченной структуры, можно
отметить динамизм внешней среды, технологию,
отношение к организации
Динамизм
внешней среды является очень
сильным факторам, определяющим, какую
организационную структуру
В
случае динамичности внешней среды,
организационная структура
Влияние технологии на организационную структуру проявляется в следующем:
1)
структура привязана к той
технологии, которая используется
в организации. Число
2)
организационная структура
Организационная структура в значительной мере зависит от того, как к ее выбору относятся менеджеры, какой тип структуры они предпочитают и насколько они готовы идти на введение нетрадиционных форм построения организаций.
Признаки оптимальной структуры:
-
небольшое число уровней
-
небольшие подразделения или
автономные группы с
-
целенаправленная работа на
- предусмотрены изменений или быстрая реакция на них;
-
высокая производительность и
низкие затраты – высокая
Поскольку предназначение организационной структуры состоит в том, чтобы обеспечить достижение стоящих перед организацией целей, проектирование структуры должно базироваться на стратегических планах организации и переменных внешней среды, в которой она осуществляет свои операции. Структура организации должна быть такой, чтобы обеспечить реализацию ее стратегии. Поскольку с течением времени стратегия и внешняя среда меняются, то необходимы соответствующие изменения и в организационных структурах, применение новых организационных форм структур. Необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организационной структуры управления на основе системного подхода. Системность подхода к формированию структуры проявляется в следующем: не упускать из виду ни одну из управленческих задач, без решения которых реализация целей окажется неполной; выявить и взаимоувязать применительно к этим задачам всю систему функций, прав и ответственности по вертикали управления; исследовать и организационно оформить все связи и отношения по горизонтали управления; обеспечить ограниченное сочетание вертикали и горизонтали управления, имея в виду нахождение оптимального для данных условий соотношения централизации и децентрализации в управлении.
Содержание
процесса формирования организационной
структуры в значительной степени
универсально. Оно включает в себя
формулировку целей и задач, определение
состава и места подразделений,
их ресурсное обеспечение (включая
численность работающих), разработку
регламентирующих процедур, документов,
положений, закрепляющих и регулирующих
формы, методы, процессы которые осуществляются
в организационной системе
Разработка организационной структуры управления предприятием включает:
- определение состава органов управления и их количество;
-
установление уровня
-
установление количественного
-
формирование применяемых
-
определение состава
Основные элементы организационной структуры управления предприятием:
- состав и структура функций управления или процессов по обеспечению потребностей и запросов потребителей;
-
численность работников
-
состав самостоятельных
-
количество уровней управления
или автономных групп (бизнес-
-
централизация или
- информационные взаимосвязи.
Согласно
классической теории организации структура
организации должна разрабатываться
сверху вниз. Последовательность разработки
организационной структуры
Последовательность действий следующая:
1.
Осуществляется деление
2.
Устанавливаются соотношения
3.
Определяются должностные
Существуют три главных этапа в проектировании любой организационной структуры управления:
1)
определение характера
2)
распределение работы между
3)
классификация элементов
1.
Определение характера
Выделяются следующие направления исследований, которые необходимо провести на рассматриваемом этапе построения организационной структуры. Они включают анализ:
1)
деятельности: определение той
работы, которая должна
2)решений: какого вида решения будут приниматься и какое участие в этом будет принимать тот или иной менеджер;
3)отношений, то есть
4)лиц, с которыми менеджер должен взаимодействовать;
5)
влияния, оказываемого на
2.
Распределение работ между
3.
Классификация элементов
Распределение производственных обязанностей и формирование логических групп должны неизбежно привести к созданию подразделений, то есть коллективов людей, выполняющих некоторую аналогическую работу, как правило, под единым руководством начальника подразделения.
Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций.
Схема
организационной структуры
Различают
связи:
- линейные (административное подчинение),
- функциональные (по сфере деятельности
без прямого административного подчинения),
- межфункциональные, или кооперационные
(между подразделениями одного и того
же уровня).
В
зависимости от характера связей
выделяются несколько основных типов
организационных структур управления:
- линейная;
- функциональная;
- линейно-функциональная;
- матричная;
- дивизиональная;
- множественная.
В линейной структуре управления (рис.1.) каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство - простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей.
Рис. 1. Линейная организационная структура
Функциональная
организационная структура
Д- директор; ФН - функциональные начальники; И - исполнители
Рис. 2. Функциональная структура управления
На рис. 2 административные связи функциональных начальников с исполнителями (И1 - И4) такие же, как и для исполнителя И5 (они не показаны в целях обеспечения ясности рисунка).