Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 01:27, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Государство осуществляет экономическое и социальное регулирование с помощью финансовой системы, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством бюджета государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Введение 3
Общие экономические проблемы регионов россии 5
Формирование единого экономического пространства россии 8
Бюджет субъекта рф, порядок составления, рассмотрения и утверждения 11
Исполнение и анализ областного бюджета по доходам (на примере Смоленской области) 19
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Как видно из табл.1 в доходной части областного бюджета довольно высокий показатель собственных доходов. Однако крупные плательщики областного бюджета несвоевременно и не в полном объеме вносили в течении года налоговые платежи, что повлияло на снижение собственных доходов. Так, недоимка по платежам в областной бюджет за 2000 год увеличилась по Смоленской АЭС в 1,5 раза; по ОАО «Смоленскэнерго» в 2 раза; ОАО «Смоленскоблгаз» в 8 раз; АООТ «Смоленскоблгражданстрой» в 3,8 раза; недоимка по платежам в областной бюджет СОАО «Бахус» в сумме 73572 тыс. руб. была отсрочена на год по решению арбитражного суда. Одним словом видно, что принципы бюджетного федерализма действуют неудовлетворительно.
Доля регулирующих доходов выросла за счет увеличения трансферта почти в 2 раза.
Смоленская область относится к дотационной территории.
Помощь из Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР) составила в 2000 г. 533780 тыс.руб.
Таблица 2 Поступление трансферта в динамике, тыс.руб.
Годы |
Сумма трансферта области по закону |
Фактическое поступление трансферта | |
Сумма |
Процент | ||
1998 |
274208 |
203403 |
74 |
1999 |
153417 |
213069 |
139 |
2000 |
500823 |
533780 |
107 |
Как видно, что в процессе бюджетного планирования ежегодно, неравномерно, но увеличивается сумма финансовой помощи области из ФФПР. Фактическое поступление трансферта в 1999-2000 гг. выше, чем планировалось. Недополучение трансферта 1998гг. обусловлено тем, что ФФПР сформирован в меньшем объеме, чем предусмотрено по плану.
Увеличению налоговых
и неналоговых поступлений на
территории области в 2000 г. способствовал
рост производства промышленной продукции.
Так бюджетное задание по налогу
на прибыль предприятий и
Преобладающая доля промышленной продукции по-прежнему выпускается крупными и средними предприятиями. Денежные доходы населения увеличились по сравнению с 1999 г. на 75%. Среднемесячная заработная плата одного работника (с учетом выплат социального характера) за 2000 г. составила 1348 руб.
Основными налогоплательщиками в областной бюджет являются предприятия: ОАО «Смоленскэнерго», ОАО «Смоленскоблгаз», АООТ «Смоленскоблгражданстрой», СОАО «Бахус», ГП «Московская железная дорога».
Таблица 3 Структура доходов, тыс. руб.
НАИМЕНОВАНИЕ НАЛОГОВ |
Отчет |
2000 г в % к |
Процент исполнения к плану тек. года | |||
1998г. |
1999 г. |
2000 г. |
1998г. |
1999 г. | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Налоговые доходы |
1319124 |
1899382 |
765791 |
58 |
40 |
86,4 |
Налог на прибыль |
226190 |
399592 |
192572 |
85 |
48 |
98,8 |
Подоходный налог с физических лиц |
319981 |
430989 |
||||
НДС |
175151 |
118236 |
84055 |
48 |
71 |
78,3 |
Акцизы |
79119 |
148174 |
158660 |
201 |
107 |
68,9 |
Лицензионные и |
7902 |
3539 |
2585 |
33 |
73 |
95,7 |
Налог с продаж |
8 |
87910 |
67748 |
846850 |
77 |
109,3 |
Налог на покупку иностранной валюты |
1918 |
2952 |
4177 |
218 |
142 |
144,0 |
Налоги на имущество |
315237 |
381810 |
208137 |
66 |
55 |
78,9 |
Прочие налоги на товары и услуги |
54 |
|||||
Платежи за пользование природными ресурсами, в т.ч. |
71560 |
81673 |
35045 |
49 |
43 |
131,2 |
Плата за недра |
2518 |
4034 |
3333 |
132 |
83 |
208,3 |
Лесной фонд |
2355 |
6081 |
7167 |
304 |
118 |
105,4 |
Водные объекты |
2013 |
1236 |
671 |
33 |
54 |
44,7 |
Земельный налог |
64674 |
70321 |
23320 |
36 |
33 |
143,1 |
Прочие |
1 |
|||||
Прочие налоги, пошлины и сборы |
116960 |
182100 |
550 |
0,47 |
0,3 |
|
Госпошлина |
8690 |
10654 |
||||
Прочие налоговые доходы |
3006 |
1286 |
10 |
0,33 |
0,8 |
|
Единый налог на вмененный доход |
29780 |
129,5 | ||||
Единый налог на совокупный доход |
1098 |
1567 |
2482 |
226 |
158 |
134,7 |
Налог на игорный бизнес |
218 |
42,7 | ||||
Неналоговые доходы |
46488 |
209598 |
129873 |
279 |
62 |
79,0 |
Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, в т.ч. |
23455 |
77939 |
99700 |
425 |
128 |
140,7 |
Арендная плата за земли |
951 |
659 |
67 |
7 |
10 |
1117,0 |
Прочие неналоговые доходы |
11146 |
9666 |
2853 |
26 |
30 |
3,6 |
Штрафные санкции |
2830 |
4515 |
4211 |
149 |
93 |
|
Безвозмездные перечисления |
467611 |
315675 |
1047291 |
224 |
332 |
101,2 |
Трансферты |
203403 |
213069 |
533780 |
262 |
251 |
101,0 |
Взаимные расчеты |
200162 |
44543 |
513284 |
256 |
1152 |
|
От государственных организаций |
35730 |
42198 |
227 |
0,64 |
0,5 |
101,4 |
ВСЕГО ДОХОДОВ |
1836134 |
2328685 |
1964739 |
107 |
84 |
93,5 |
Налог на прибыль
За 2000 г. в областной бюджет поступило налога на прибыль в сумме 192572 тыс. руб. (Рисунок 5), что в 34,2 % раза превышает факт 1999 г.
Бюджетное задание по налогу на прибыль (доход) предприятий и организаций исполнено на 98,9 % (утверждено 194432 тыс. руб., исполнено – 192354 тыс. руб., что на 49042 тыс. руб. или 34,2 % больше фактического исполнения за 1999 год). В поступившей сумме налога наибольшей удельный вес составляют платежи ГП «Московская железная дорога» и ООО «Лентрансгаз» - 29,5 % 56830 (тыс. руб.) и отчисления районов и г. Дисногорска по утвержденным нормативам – 42,7 % (82186 тыс. руб.). От ГП МЖД» поступило 32657 тыс. руб., из них 27901 тыс. руб. были перечислены в октябре-декабре во исполнение соглашения к Договору о социально-экономическом сотрудничестве Администрации Смоленской области и Смоленского отделения МЖД, таким образом, обязательство по уплате налога на прибыль на 2000 год плательщиком исполнено полностью. Платежи от прямых плательщиков областного бюджета (без учета платежей ГП «МЖД» и ООО «Лентрансгаз» возросли по сравнению с прошлым годом в 1,25 раза и составили 53338 тыс. руб.
В то же время недоимка по налогу на прибыль увеличилась. Наибольшую долю недоимки имеет ГП «МЖД» - 32308 тыс. руб. Удельный вес недоимки в поступившей сумме налога составил 37 %, что на 4 процентных пункта выше, чем в 1999 году.
Налог на добавленную стоимость
Налога на добавленную стоимость получено в областной бюджет 84055 тыс. руб. или 80,3 % к плану 2000 года. Структура поступлений по налогу на добавленную стоимость отражена на рисунке 6.
Недоимка за 2000 год снизилась на1533 тыс. руб. (5 %) и составила 28658 тыс. руб. (на 1 января 2000 года 30191 тыс. руб.).
Снижение недоимки по данному налогу объясняется предоставлением основному недоимщику областного бюджета СОАО «Бахус» отсрочки с 26 июля 2000 года в сумме 20605 тыс. рублей (определение арбитражного суда Смоленской области 26 октября 2000 года). По отдельным крупным плательщикам областного бюджета наблюдается рост недоимки:
АООТ «Смоленскоблгражданстрой» - 2,3 раза
ОАО«Смоленскоблгаз» -8,7 раза
ОАО «Смоленскэнерго» -1,7 раза
Акцизы
За 2000 г. в бюджет области поступило акцизов 138660 тыс. руб., что составило 94 % к факту 1999 г. Практика проведения безденежных расчетов в 2000 году позволила увеличить сумму поступлений акцизов в местные бюджеты. (Рисунок 7)
Поступление акцизов в 2000 году составило 140085 тыс. рублей, что составляет 69,9 процента планируемого поступления (201331).
Недопоступление акцизов в областной бюджет объясняется снижением на 46 процентов по сравнению с 1999 годом объемов производства и реализации алкогольной продукции.
Рост поступлений акцизов
в 1999 г. по сравнению с 1998 годом объясняется
изменением акцизных ставок согласно
Федеральному Закону от 29.12.98г. № 192-ФЗ
«О первоочередных мерах в области
бюджетной и налоговой
Основной удельный вес
в поступлении акцизов на товары
народного потребления
Налоги на совокупный доход
Налоги на совокупный доход в доходах областного бюджета составили 32262 тыс. руб., бюджетное задание за 2000 год исполнено на 129,9 %. Единого налога (Рисунок 8), взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, для юридических лиц, поступило 2482 тыс. руб. (исполнение 134,7 %), это на 915 тыс. руб. больше, чем за 1999 год. Увеличение поступлений единого налога обусловлено ростом объемов производства по отраслям экономики и темпов инфляции за 2000 год по сравнению с 1999 годом. Единого налога на вмененный доход поступило 29780 тыс. руб. Высокий процент исполнения бюджетного задания по налогу (129,5%) объясняется повышением с 1 января 2001 года размера показателей для расчета вмененного дохода (базовой доходности, минимального размера оплаты труда) и уплатой в декабре авансовых платежей за январь 2001 года в сумме 7144 тыс. руб., среднемесячное же поступление налога за 2000 год составило 2480 тыс. руб.
Налог на имущество
В соответствии с Законом Российской Федерации от 13.12.1991 г. № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" с 1992 г. введен налог на имущество предприятий и с 1994 г. по настоящее время взыскание указанного налога производится по ставке в размере 2% от облагаемой стоимости имущества. В соответствии с действующим законодательством налог на имущество предприятий зачисляется в доход областного бюджета и бюджеты муниципальных образований.[6]
В соответствии с Законом Российской Федерации от 9.12.1991 г. №2003-1"О налогах на имущество физических лиц" по ставке 0,1% от стоимости строений, сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, с 1992 г. производится взыскание налога на имущество физических лиц и зачисляется в доходы муниципальных образований. Налог на имущество физических лиц, переходящее в порядке наследования и дарения, исчисляется по дифференцированным ставкам в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.12.19991 г. № 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения " и зачисляется в доходы муниципальных образований
За 2000 год в доход областного бюджета зачислено 208137 тыс. руб. налога на имущество предприятий, что составило 78,9 % бюджетного задания. В доходах областного бюджета по налогу учтены поступления по Соглашению о межбюджетных отношениях между администрациями Смоленской области и г. Десногорска в сумме 50251 тыс. руб. (или 80 % к плановому заданию). Без учета этих поступлений сумма налога в 2000 году (157886 тыс. руб.) всего на 2 % больше суммы за 1999 год (154880 тыс. руб.).
Основной причиной неудовлетворительного поступления налога на имущество предприятий являются неплатежи налогоплательщиков, которые за 2000 год увеличились на 48 % и по состоянию на 1 января 2001 года составили 150744 тыс. руб. значительные суммы неплатежей имеют ЗАО «Ярцевский завод «Двигатель» - 39663 тыс. руб., Ярцевский моторный завод» - 11692 тыс. руб., Смоленское отделение МЖД – 13162 тыс. руб.
Динамику поступления платежей в бюджет области начиная с 1998 г. можно представить данными в Таблице 4.
Таблица 4 Поступление платежей налога на имущество, тыс. руб.
НАИМЕВАНИЕ НАЛОГА |
1998г |
1999г |
2000г |
План 2001г |
2000г. в % к: | |
1999г |
2001г | |||||
Налог на имущество |
315237 |
381810 |
208137 |
235087 |
55 |
89 |
Таким образом, на примере расчетов сумм ряда прогнозируемых налогов рассмотрена методика их планирования на 2001г., влияние отдельных факторов на их рост или снижение, а также увеличение или снижение доходной базы в целом по областному бюджету.
Государственный бюджет, являясь
основным финансовым планом государства,
главным средством
Однако, именно бюджет, показывает
размеры необходимых
Как показал анализ исполнения бюджета Смоленской области по доходам и расходам, основная цель политики области в области расходов за 2000 год заключалась в обеспечении сбалансированности и эффективности управления средствами бюджета.
Информация о работе Социально-экономическая проблема региона и региональный бюджет