Социально-экономическая проблема региона и региональный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 01:27, курсовая работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Государство осуществляет экономическое и социальное регулирование с помощью финансовой системы, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством бюджета государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

Введение 3
Общие экономические проблемы регионов россии 5
Формирование единого экономического пространства россии 8
Бюджет субъекта рф, порядок составления, рассмотрения и утверждения 11
Исполнение и анализ областного бюджета по доходам (на примере Смоленской области) 19
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

курсовая вв.docx

— 62.69 Кб (Скачать)

 

Как видно из табл.1 в доходной части областного бюджета довольно высокий показатель собственных  доходов. Однако крупные плательщики  областного бюджета несвоевременно и не в полном объеме вносили в  течении года налоговые платежи, что повлияло на снижение собственных доходов. Так, недоимка по платежам в областной бюджет за 2000 год увеличилась по Смоленской АЭС в 1,5 раза; по ОАО «Смоленскэнерго» в 2 раза; ОАО «Смоленскоблгаз» в 8 раз; АООТ «Смоленскоблгражданстрой» в 3,8 раза; недоимка по платежам в областной бюджет СОАО «Бахус» в сумме 73572 тыс. руб. была отсрочена на год по решению арбитражного суда. Одним словом видно, что принципы бюджетного федерализма действуют неудовлетворительно.

Доля регулирующих доходов  выросла за счет увеличения трансферта почти в 2 раза.

Смоленская область относится  к дотационной территории.

Помощь из Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР) составила  в 2000 г. 533780 тыс.руб.

 

 

 

Таблица 2 Поступление трансферта в динамике, тыс.руб.

Годы

Сумма трансферта области по закону

Фактическое поступление трансферта

Сумма

Процент

1998

274208

203403

74

1999

153417

213069

139

2000

500823

533780

107


 

Как видно, что в процессе бюджетного планирования ежегодно, неравномерно, но увеличивается сумма финансовой помощи области из ФФПР. Фактическое  поступление трансферта в 1999-2000 гг. выше, чем планировалось. Недополучение трансферта 1998гг. обусловлено тем, что ФФПР сформирован в меньшем объеме, чем предусмотрено по плану.

Увеличению налоговых  и неналоговых поступлений на территории области в 2000 г. способствовал  рост производства промышленной продукции. Так бюджетное задание по налогу на прибыль предприятий и организаций  исполнено на 98,9 %. В то же время  недоимка по налогу на прибыль увеличилась  за январь-декабрь 2000 года на 17649 тыс.руб. (или в 2,17 раза) и составила на 1 января 2001 года 32672 тыс.руб.

Преобладающая доля промышленной продукции по-прежнему выпускается  крупными и средними предприятиями. Денежные доходы населения увеличились  по сравнению с 1999 г. на 75%. Среднемесячная заработная плата одного работника (с учетом выплат социального характера) за 2000 г. составила 1348 руб.

Основными налогоплательщиками  в областной бюджет являются предприятия: ОАО «Смоленскэнерго», ОАО «Смоленскоблгаз», АООТ «Смоленскоблгражданстрой», СОАО «Бахус», ГП «Московская железная дорога».

 

 

 

 

Таблица 3 Структура доходов, тыс. руб.

НАИМЕНОВАНИЕ НАЛОГОВ

Отчет

2000 г в % к

Процент исполнения к плану тек. года

1998г.

1999 г.

2000 г.

1998г.

1999 г.

1

2

3

4

5

6

7

Налоговые доходы

1319124

1899382

765791

58

40

86,4

Налог на прибыль

226190

399592

192572

85

48

98,8

Подоходный налог с физических лиц

319981

430989

       

НДС

175151

118236

84055

48

71

78,3

Акцизы

79119

148174

158660

201

107

68,9

Лицензионные и регистрационные  сборы

7902

3539

2585

33

73

95,7

Налог с продаж

8

87910

67748

846850

77

109,3

Налог на покупку иностранной валюты

1918

2952

4177

218

142

144,0

Налоги на имущество

315237

381810

208137

66

55

78,9

Прочие налоги на товары и услуги

 

54

       

Платежи за пользование природными ресурсами, в т.ч.

71560

81673

35045

49

43

131,2

Плата за недра

2518

4034

3333

132

83

208,3

Лесной фонд

2355

6081

7167

304

118

105,4

Водные объекты

2013

1236

671

33

54

44,7

Земельный налог

64674

70321

23320

36

33

143,1

Прочие

 

1

       

Прочие налоги, пошлины и сборы

116960

182100

550

0,47

0,3

 

Госпошлина

8690

10654

       

Прочие налоговые доходы

3006

1286

10

0,33

0,8

 

Единый налог на вмененный доход

   

29780

   

129,5

Единый налог на совокупный доход

1098

1567

2482

226

158

134,7

Налог на игорный бизнес

   

218

   

42,7

Неналоговые доходы

46488

209598

129873

279

62

79,0

Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, в т.ч.

23455

77939

99700

425

128

140,7

Арендная плата за земли

951

659

67

7

10

1117,0

Прочие неналоговые доходы

11146

9666

2853

26

30

3,6

Штрафные санкции

2830

4515

4211

149

93

 

Безвозмездные перечисления

467611

315675

1047291

224

332

101,2

Трансферты

203403

213069

533780

262

251

101,0

Взаимные расчеты

200162

44543

513284

256

1152

 

От государственных организаций

35730

42198

227

0,64

0,5

101,4

ВСЕГО ДОХОДОВ

1836134

2328685

1964739

107

84

93,5


 

Налог на прибыль

За 2000 г. в областной бюджет поступило налога на прибыль в  сумме 192572 тыс. руб. (Рисунок 5), что в 34,2 % раза превышает факт 1999 г.

Бюджетное задание по налогу на прибыль (доход) предприятий и  организаций исполнено на 98,9 % (утверждено 194432 тыс. руб., исполнено – 192354 тыс. руб., что на 49042 тыс. руб. или 34,2 % больше фактического исполнения за 1999 год). В поступившей  сумме налога наибольшей удельный вес  составляют платежи ГП «Московская  железная дорога» и ООО «Лентрансгаз» - 29,5 % 56830 (тыс. руб.) и отчисления районов и г. Дисногорска по утвержденным нормативам – 42,7 % (82186 тыс. руб.). От ГП МЖД» поступило 32657 тыс. руб., из них 27901 тыс. руб. были перечислены в октябре-декабре во исполнение соглашения к Договору о социально-экономическом сотрудничестве Администрации Смоленской области и Смоленского отделения МЖД, таким образом, обязательство по уплате налога на прибыль на 2000 год плательщиком исполнено полностью. Платежи от прямых плательщиков областного бюджета (без учета платежей ГП «МЖД» и ООО «Лентрансгаз» возросли по сравнению с прошлым годом в 1,25 раза и составили 53338 тыс. руб.

В то же время недоимка по налогу на прибыль увеличилась. Наибольшую долю недоимки имеет ГП «МЖД» - 32308 тыс. руб. Удельный вес недоимки в поступившей  сумме налога составил 37 %, что на 4 процентных пункта выше, чем в 1999 году.

Налог на добавленную стоимость

Налога на добавленную  стоимость получено в областной  бюджет 84055 тыс. руб. или 80,3 % к плану 2000 года. Структура поступлений по налогу на добавленную стоимость  отражена на рисунке 6.

Недоимка за 2000 год снизилась  на1533 тыс. руб. (5 %) и составила 28658 тыс. руб. (на 1 января 2000 года 30191 тыс. руб.).

Снижение недоимки по данному  налогу объясняется предоставлением  основному недоимщику областного бюджета  СОАО «Бахус» отсрочки с 26 июля 2000 года в сумме 20605 тыс. рублей (определение  арбитражного суда Смоленской области 26 октября 2000 года). По отдельным крупным  плательщикам областного бюджета наблюдается  рост недоимки:

АООТ «Смоленскоблгражданстрой» - 2,3 раза

ОАО«Смоленскоблгаз» -8,7 раза

ОАО «Смоленскэнерго» -1,7 раза

Акцизы

За 2000 г. в бюджет области  поступило акцизов 138660 тыс. руб., что  составило 94 % к факту 1999 г. Практика проведения безденежных расчетов в 2000 году позволила увеличить сумму  поступлений акцизов в местные  бюджеты. (Рисунок 7)

Поступление акцизов в 2000 году составило 140085 тыс. рублей, что  составляет 69,9 процента планируемого поступления (201331).

Недопоступление акцизов в областной бюджет объясняется снижением на 46 процентов по сравнению с 1999 годом объемов производства и реализации алкогольной продукции.

Рост поступлений акцизов  в 1999 г. по сравнению с 1998 годом объясняется  изменением акцизных ставок согласно Федеральному Закону от 29.12.98г. № 192-ФЗ «О первоочередных мерах в области  бюджетной и налоговой политики», а также увеличением объемов  производства подакцизных товаров.

Основной удельный вес  в поступлении акцизов на товары народного потребления приходится на табачные изделия и алкогольную  продукцию, по которым достигнуто увеличение объемов производства.

Налоги на совокупный доход

Налоги на совокупный доход  в доходах областного бюджета  составили 32262 тыс. руб., бюджетное задание  за 2000 год исполнено на 129,9 %. Единого  налога (Рисунок 8), взимаемого в связи  с применением упрощенной системы  налогообложения, учета и отчетности, для юридических лиц, поступило 2482 тыс. руб. (исполнение 134,7 %), это на 915 тыс. руб. больше, чем за 1999 год. Увеличение поступлений единого налога обусловлено ростом объемов производства по отраслям экономики и темпов инфляции за 2000 год по сравнению с 1999 годом. Единого налога на вмененный доход поступило 29780 тыс. руб. Высокий процент исполнения бюджетного задания по налогу (129,5%) объясняется повышением с 1 января 2001 года размера показателей для расчета вмененного дохода (базовой доходности, минимального размера оплаты труда) и уплатой в декабре авансовых платежей за январь 2001 года в сумме 7144 тыс. руб., среднемесячное же поступление налога за 2000 год составило 2480 тыс. руб.

Налог на имущество

В соответствии с Законом  Российской Федерации от 13.12.1991 г. № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" с 1992 г. введен налог на имущество  предприятий и с 1994 г. по настоящее  время взыскание указанного налога производится по ставке в размере 2% от облагаемой стоимости имущества. В соответствии с действующим  законодательством налог на имущество предприятий зачисляется в доход областного бюджета и бюджеты муниципальных образований.[6]

В соответствии с Законом  Российской Федерации от 9.12.1991 г. №2003-1"О  налогах на имущество физических лиц" по ставке 0,1% от стоимости строений, сооружений, принадлежащих гражданам  на праве собственности, с 1992 г. производится взыскание налога на имущество физических лиц и зачисляется в доходы муниципальных образований. Налог  на имущество физических лиц, переходящее  в порядке наследования и дарения, исчисляется по дифференцированным ставкам в соответствии с Законом  Российской Федерации от 12.12.19991 г. № 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения " и зачисляется в доходы муниципальных  образований

За 2000 год в доход областного бюджета зачислено 208137 тыс. руб. налога на имущество предприятий, что составило 78,9 % бюджетного задания. В доходах областного бюджета по налогу учтены поступления по Соглашению о межбюджетных отношениях между администрациями Смоленской области и г. Десногорска в сумме 50251 тыс. руб. (или 80 % к плановому заданию). Без учета этих поступлений сумма налога в 2000 году (157886 тыс. руб.) всего на 2 % больше суммы за 1999 год (154880 тыс. руб.).

Основной причиной неудовлетворительного  поступления налога на имущество  предприятий являются неплатежи  налогоплательщиков, которые за 2000 год увеличились на 48 % и по состоянию  на 1 января 2001 года составили 150744 тыс. руб. значительные суммы неплатежей имеют ЗАО «Ярцевский завод «Двигатель» - 39663 тыс. руб., Ярцевский моторный завод» - 11692 тыс. руб., Смоленское отделение МЖД – 13162 тыс. руб.

Динамику поступления  платежей в бюджет области начиная с 1998 г. можно представить данными в Таблице 4.

 

Таблица 4 Поступление платежей налога на имущество, тыс. руб.

НАИМЕВАНИЕ НАЛОГА

1998г

1999г

2000г

План 2001г

2000г. в % к:

1999г

2001г

Налог на имущество

315237

381810

208137

235087

55

89


 

Таким образом, на примере  расчетов сумм ряда прогнозируемых налогов  рассмотрена методика их планирования на 2001г., влияние отдельных факторов на их рост или снижение, а также  увеличение или снижение доходной базы в целом по областному бюджету.

 

Заключение

 

Государственный бюджет, являясь  основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования  финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления  властных полномочий, дает государству  реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплектом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет  довольно утилитарную функцию - фиксирует  избранный государством стиль осуществления  управления страной. Бюджет по отношению  к осуществляемой властью экономической  политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной  роли не играет.

Однако, именно бюджет, показывает размеры необходимых государству  финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Как показал анализ исполнения бюджета Смоленской области по доходам  и расходам, основная цель политики области в области расходов за 2000 год заключалась в обеспечении сбалансированности и эффективности управления средствами бюджета.

Информация о работе Социально-экономическая проблема региона и региональный бюджет