Социально-экономическая проблема региона и региональный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 01:27, курсовая работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Государство осуществляет экономическое и социальное регулирование с помощью финансовой системы, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством бюджета государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

Введение 3
Общие экономические проблемы регионов россии 5
Формирование единого экономического пространства россии 8
Бюджет субъекта рф, порядок составления, рассмотрения и утверждения 11
Исполнение и анализ областного бюджета по доходам (на примере Смоленской области) 19
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

курсовая вв.docx

— 62.69 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра экономики

 

 

Курсовая работа

на тему:

Социально-экономическая  проблема региона 

и региональный бюджет

 

 

 

 

Выполнил: студентка 4 курса факультета экономики и управления специальности «финансы и кредит» группы 43ВВФ

 Богачева Екатерина  Борисовна

Научный руководитель: доцент, кандидат экономических наук

Кузьмина Лариса Андреевна

 

 

 

Смоленск

2012 г. 

Содержание

Введение 3

Общие экономические проблемы регионов россии 5

Формирование единого экономического пространства россии 8

Бюджет субъекта рф, порядок составления, рассмотрения и утверждения 11

Исполнение и анализ областного бюджета по доходам (на примере Смоленской области) 19

Заключение 28

Список использованной литературы 30

 

Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Государство осуществляет экономическое и социальное регулирование  с помощью финансовой системы, главным  звеном которой является государственный  бюджет. Именно посредством бюджета  государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций. На данном этапе развития для России важна подлинная финансовая стабилизация, открывающая путь к экономическому подъему, росту реальных инвестиций в производство, повышению уровня жизни и к спасению отечественной  науки, образования и культуры. Особое влияние на финансовую стабилизацию оказывает состояние бюджетной  системы.

В мире трудно отыскать страну, у которой  бы не возникали проблемы и сложности  в бюджетных взаимоотношениях между  центром и территориями. И чем  больше государство, тем актуальнее задача сбалансирования бюджетных  интересов центра и регионов.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу  государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный  бюджет, являясь главным средством  мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную  перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Вхождение отечественной  экономики в новые экономические  условия хозяйствования сопровождается появлением проблем, которые требуют  неотложного их решения. В последнее время все большее внимание уделяется проблемам, связанным с экономией и повышением эффективности использования бюджетных средств.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране зависит  от того, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям  времени.

Неурегулированность разделения предметов  ведения и полномочий между органами власти различных уровней, отсутствия стабильной нормативно-законодательной  базы, неопределенность в динамике распределения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы  сдерживает процесс становления  российской экономики.

Поиск выхода из глубочайшего кризиса, потребовал радикального обновления бюджетной  политики. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие 17 июля 1998г. нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации, вступившего в действие с 1.01.2000г. В связи с этим для принятия действенных и эффективных решений, как на федеральном, так и на территориальном уровнях, изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма, тщательный анализ возникающих в ходе формирования и исполнения бюджета проблем, обрели в настоящее время особую актуальность.

 

Общие экономические проблемы регионов России

Ориентация на развитие рыночных отношений  оказала существенное влияние на изменение содержания стоящих перед  регионами задач и на средства их решения. Развитие рыночной экономики  сопряжено с требованием реализации гражданских прав и свобод граждан  России, вот почему все регионы  должны обеспечить право свободного выбора места жительства и трудовой деятельности, право на достойный уровень благосостояния, право на образование и другие. Решение отмеченных и других задач в регионах не может быть обеспечено исключительно на основе механического подхода к выравниванию уровня и качества жизни. Оно в определенных пределах достижимо в результате смягчения противоречий между экономическими и социальными целями развития регионов, через определение приоритетов в их развитии, через компромисс общественных сил, достижение экономической эффективности и социальной справедливости. Для регионов России актуально обеспечение примерно равных стартовых условий для всех граждан, независимо от места проживания и рождения, включая право на получение профессии, выбор сферы трудовой деятельности, право на самообеспечение для всех трудоспособных, на социальную защиту вследствие нетрудоспособности, потери работы и в других случаях — как это принято в условиях развитых рыночных отношений.

К числу новых региональных экономических  задач необходимо отнести «переспециализацию» новых приграничных районов, создание новых рабочих мест, ускоренное развитие инфраструктуры с учетом переселенцев из стран СНГ, зон конфликтов и передислокации воинских частей. Регионы нуждаются в стимулах развития экспортных и импортозамещающих производств, в свободных экономических зонах, технополисах.

Ориентация на развитие рыночных отношений  предполагает включение российских регионов в систему международного разделения труда и, следовательно, использование имеющихся у них преимуществ в интересах ускоренного экономического и социального развития на более высокой, чем ранее, научно-технической основе. Решение отмеченных задач невозможно без дальнейшего формирования и развития территориально-производственных комплексов и промышленных узлов, особенно в северных и восточных районах с приоритетным развитием производств комплексной переработки добываемого сырья, при соблюдении строгих экологических стандартов.

Наряду с новыми сохраняют важное значение традиционные задачи развития регионов. Например, нуждаются в реконструкции путем конверсии оборонные и гражданские отрасли. Необходимы модернизация инфраструктуры, оздоровление экологической обстановки прежде всего старопромышленных регионов и крупных городских агломераций. Отмеченные проблемы характерны для Тульской, Кемеровской, Свердловской, Челябинской, Пермской, Московской, Ленинградской и других областей, а также для многочисленных промышленных узлов с узкой специализацией.

Необходимо преодоление депрессивного  состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока и других. Регионы нуждаются  в возрождении малых городов, восстановлении в сельской местности  заброшенных поселений, а также  сельскохозяйственных и иных угодий. Важной задачей регионального развития является стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и с преимущественно  сырьевой направленностью специализации  производства. Необходимо создание во всех регионах условий для возрождения  малочисленных народов.

Решение новых и традиционных задач  невозможно без увязки их решения  с решением общих экономических  проблем России. К их числу относится  проблема развития межрегиональных  и региональных инфраструктурных систем, которые включают транспортно-дорожный комплекс, связь, информатику. Развитие названных систем призвано обеспечить трансформацию структуры экономики в рыночном направлении в целях обеспечения ее эффективности в новых условиях.1

Экономическое районирование тесно  связано с проблемами специализации, которые возникают из-за существующих различий в соотношении между  производственными ресурсами и  оказывают воздействие на функционирование всей экономической системы. Этим обусловлено  рассмотрение в курсе экономической  географии и регионалистики специализации и комплексного развития хозяйства регионов страны в условиях перехода к рыночной экономике.

 

Формирование единого экономического пространства России

Важным условием жизнеспособности и эффективности экономики страны служит наличие единого экономического пространства. Для его формирования, поддержания и развития центральные  и региональные органы власти призваны проводить комплекс мер, обеспечивающих сохранение внутреннего рынка, общей  денежно-кредитной системы страны, единых ключевых инфраструктурных сетей. К ним относятся системы энергетики, транспорта, связи. В целях нормального  функционирования экономики необходимо удерживать критический уровень  контроля над обеспечением продовольствием  в регионах, налоговой и кредитной  системами, экспортом и импортом продукции. Для реализации отмеченных целей нельзя допускать одноканальной  системы налогообложения, полной децентрализации  механизмов природопользования. Регионы  не должны уклоняться от участия в  общереспубликанских экономических  программах, а также отказываться от поставок по договорам продукции  другим регионам страны.

Важными проблемами формирования единого  экономического пространства России являются преодоление финансового кризиса  экономики, стабилизация денежно-кредитной  системы, обеспечение устойчивости национальной валюты. Особое значение также приобретают формирование и развитие рынка труда и межрегиональное регулирование занятости. Решение данной задачи требует преодоления влияния таких факторов риска, которые связаны с особенностями воспроизводства и структуры населения в регионах, узкой специализацией производства, высокой долей оборонной промышленности в структуре экономики, разреженностью сети поселений, низкой транспортной доступностью, и других.

Формирование единого пространства общероссийского рынка должно реализовать  следующие принципы:

- должна обеспечиваться свобода  экономических, научно-технических  и других договорных отношений  между предприятиями;

- необходимо свободное движение  товаров, капиталов, труда между  регионами России; снятие ограничений  прав человека на выбор места  жительства, вида деятельности;

-товарно-денежная форма обмена  должна быть приоритетной в  сравнениис натуральной (бартерной);

- следует  отказаться  от  приоритета  двусторонней  сбалансированности в международном обмене;

- на всем экономическом пространстве  России необходимы единые принципы  налогообложения товаров независимо  от места их производства и  реализации;

- должна обеспечиваться гарантия  свободы транзитных перевозок  товаров и перемещения транспортных  средств в пределах Российской Федерации;

- необходимо обеспечение ускоренной  демонополизации производства во  всех без исключения регионах, налаживание добросовестной конкуренции  производителей товаров независимо  от формы собственности на  средства производства.

Важным средством формирования и развития единого экономического пространства России призваны служить  региональные программы развития. Каждый регион нуждается в разработке концепции  интенсификации предпринимательской  активности, комплексных программ регионального  развития. Такие программы требуют:

- определения объемов разведанных  и подготовленных к эксплуатации  ресурсов;

- обеспечения эффективного использования  региональных ресурсов путем  достижения устойчивой конкурентоспособности  производимой продукции;

- наличия надежных гарантий  государственной поддержки программ  на региональном и федеральном  уровнях.

- В ходе реализации региональных  программ развития должно быть  приоритетным решение следующих  задач:

- быстрое освоение вновь сооруженных  производственных мощностей;

- увеличение отдачи от инвестиций  в различных формах (прибыли, объемах  выпускаемой продукции, увеличении  производимых социальных благ);

- реализация принципа оптимизации  в использовании ресурсов региона,  а также осуществление дифференцированного  подхода в использовании воспроизводимых  и не воспроизводимых ресурсов.

Осуществление отмеченных и других мероприятий по формированию, поддержанию  и развитию  единого экономического  пространства России  призвано  обеспечить формирование новой высокоэффективной структуры рыночной экономики, существенно сблизить уровни социального развития регионов страны, улучшить условия на экологически загрязненных территориях.

Информация о работе Социально-экономическая проблема региона и региональный бюджет