Социально-экономическая проблема региона и региональный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 01:27, курсовая работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Государство осуществляет экономическое и социальное регулирование с помощью финансовой системы, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством бюджета государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

Введение 3
Общие экономические проблемы регионов россии 5
Формирование единого экономического пространства россии 8
Бюджет субъекта рф, порядок составления, рассмотрения и утверждения 11
Исполнение и анализ областного бюджета по доходам (на примере Смоленской области) 19
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

курсовая вв.docx

— 62.69 Кб (Скачать)

 

Бюджет субъекта РФ, порядок составления, рассмотрения и утверждения

Бюджетное устройство нашей страны обеспечивает непрерывную взаимосвязь  бюджетов всех уровней (федеративный, субъектов Федерации и местных).

Государственная бюджетная система  РФ (далее по тексту - ГБС РФ, Бюджетная  система субъектов РФ – БСС  РФ) состоит из 21 республиканского бюджета, 55 краевых и областных бюджетов, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, а также около 29 тысяч местных  бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

Вообще принципы построения и функционирования бюджетов всех уровней одинаковы:

    • принцип единства выражает необходимость согласования бюджетов с единой правовой и документарной политикой, единым бюджетным процессом;
    • принцип гласности требует обязательного опубликования утвержденных бюджетов в СМИ;
    • принцип реальности утверждает необходимость правдивости всех бюджетных показателей;
    • принцип самостоятельности определяется наличием у бюджетов всех уровней собственных источников доходов и правом самовольного их расходования (в рамках действующего законодательства).

Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами  в бюджеты вышестоящих уровней.

Бюджеты субъектов Российской Федерации  входят во второй уровень бюджетной  системы Российской Федерации.

Бюджет субъекта Российской федерации  – это форма образования и  расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской федерации.

Федеральный Закон о федеральном  бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных  налогов и платежей субъектов  Российской Федерации. Например, ст. 32 Федерального закона «О федеральном  бюджете на 2000 год» установлено, что  в бюджеты субъектов Российской Федерации в 2000 г. зачисляются поступления  от следующих федеральных налогов:

  • налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - в размере 19 % доходов;
  • НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые указываемые) на территории Российской Федерации, за исключением налога на добавленную стоимость на драгоценные металлы и драгоценные камни, отпускаемые из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации – в размере 15 % доходов;
  • акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации – в размере 50% доходов;
  • акцизов на остальные товары, производимые на территории Российской Федерации, за исключение акцизов на нефть (включая стабилизированный газовый конденсат), природный газ, легковые автомобили, бензин автомобильный, спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением пищевого), – в размере 100 % доходов;
  • лицензионных и регистрационных сборов – в соответствии с законодательством РФ;
  • подоходного налога с физических лиц – в размере 84 % доходов;
  • налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте – в размере 40 % доходов;
  • платежей за пользование недрами – по нормативам, установленным законодательством РФ;
  • единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности – по нормативам, установленным законодательством РФ;
  • налога на игорный бизнес – в размерах сверх минимальных ставок, установленных законодательством РФ – Законом Краснодарского края от 26.10.98г. №148-КЗ;
  • платежей за пользование лесным фондом – в размере 100% доходов;
  • платы за пользование водными объектами – в размере 60% доходов;
  • прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих
  • зачислению в бюджеты субъектов Российской федерации, в соответствии с законодательством.

Порядок формирования, утверждения  и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации – Смоленской области - определяется Федеральным законом  РФ от 25.09.97 г. №126-ФЗ «О финансовых основах  местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом  «О федеральном бюджете РФ» и  другими нормативными документами, на основании которых ежегодно принимается  Закон Смоленской области о бюджете  на соответствующий год. Закон Смоленской области «О порядке разработки, утверждения  и контроля за исполнением областного бюджета» находится в стадии рассмотрения в областной Думе и пока не утвержден.

Глава администрации области не позднее, чем за 4 месяца до начала финансового  года, при условии согласования в  Министерстве финансов Российской Федерации  прогнозных показателей по составлению  бюджета и получении нормативов отчислений от налогов и доходов  в краевой бюджет и сумм трансфертов, представляет на рассмотрение областной Думы бюджетное послание.

Предварительно Министерство финансов Российской Федерации уведомляет власти субъектов Российской Федерации  о методике формирования межбюджетных отношений Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации  на очередной финансовый год, размеры  отчислений от федеральных регулирующих доходов и другие показатели.

На первом этапе Министерство финансов Российской Федерации доводит до сведения субъектов федерации методику расчета дотаций.

В то же время Главное Экономическое  Управление (ГЭУ) администрации области  готовит собственные расчеты  по региональной экономике.

Департамент по финансам, бюджету  и контролю администрации области, руководствуясь указаниями Министерства финансов Российской Федерации, расчетными показателями ГЭУ администрации  области, доводит до сведения муниципальных  образований и принимает от областных  распорядителей кредитов бюджетных  учреждений заявки на финансирование в следующем году.

На втором этапе подготовленный прогноз бюджета передается на рассмотрение администрации области. Затем расчеты по проекту бюджета согласовываются с Министерством финансов Российской Федерации. После согласования в Министерстве финансов Российской Федерации расчетов по субсидиям Смоленской области происходят согласования с департаментом по финансам, бюджету и контролю администрации Смоленской области параметров местных бюджетов на предстоящий год.

Составлению проекта областного бюджета  предшествует разработка прогноза социально-экономического развития области, а также сводного финансового баланса, на основании  которых департамент по финансам, бюджету и контролю, совместно  с отраслевыми департаментами, комитетами администрации области осуществляет разработку проекта бюджета. После составления проекта бюджета и окончательного согласования расчетов с областными распорядителями кредитов и муниципальными образованиями проект областного бюджета рассматривается на заседании руководства области и передается в областную Думу в виде бюджетного послания.

Бюджетное послание включает:

а) прогноз основных показателей  социально-экономического развития, сведения о государственных доходах области, обоснования и расчеты по целевым  программам, нормативам отчислений от регулирующих налогов и доходов, суммам трансфертов, дотаций и субвенций.

б) сводный финансовый баланс –  это баланс финансовых ресурсов, создаваемых  и используемых на территории области. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных  на соответствующей территории.

в) отчет предыдущего года, оценку текущего и прогноз областного бюджета;

г) проект Закона «О областном бюджете» на текущей год и приложения к нему:

    • прогноз консолидированного бюджета области;
    • проект областного бюджета;
    • нормативы отчислений по регулирующим источникам доходов бюджетов городов и районов области;
    • дотации и субвенции бюджетам городов, районов области;
    • перечень приоритетных отраслей бюджетного финансирования и защищенных статей;
    • капитальные вложения с расшифровкой по районам и городам, финансируемым из областного бюджета.

Бюджетное послание главы администрации  области предварительно рассматривается  комитетами областной Думы. Комитеты в течение 15 дней рассматривают и  направляют свои предложения и замечания  в комитет по финансам и бюджету, который в течение 20 дней с момента  поступления послания рассматривает  его и с учетом предложений  направляет свое решение с предложениями  в администрацию области.

Предметом рассмотрения в областной  Думе являются основные характеристики областного бюджета:

а) объем доходов бюджета, привлечение  в область инвестиций из всех возможных  источников с целью финансирования принятых региональных программ;

б) объем расходов бюджета с учетом размера средств финансовой поддержки  важнейших объектов;

в) соответствие структуры расходов бюджета постановлениям областной  Думы, устанавливающим целевые направления  социально-экономического развития и  приоритетные направления;

г) превышение доходов над расходами  или дефицит бюджета и его  предельный размер в процентах от суммы расходов;

д) оборотная кассовая наличность;

е) перечень доходов, закрепленных за бюджетами городов, районов;

ж) нормативы отчислений от регулирующих доходов в бюджеты городов  и районов;

з) дотации и субвенции бюджетам нижестоящего территориального уровня.

Закон «О областном бюджете» принимается областной Думой в трех чтениях.

Исполнение бюджета начинается после его утверждения областной  Думой. Принимается постановление  главы администрации области  об организации исполнения бюджета, в соответствии с которым органам  федерального казначейства и налоговым  органам представляются нормативные акты, принятые областной Думой по утверждению, изменению и исполнению бюджета, предоставлению льгот и отсрочек по платежам в бюджет.

Главные распорядители бюджетных  средств по распорядителям и получателям  бюджетных средств составляют бюджетную  роспись, в соответствии с функциональной и экономической классификациями  расходов бюджетов Российской Федерации  с поквартальной разбивкой и  представляют в департамент по финансам, бюджету и контролю администрации  области в течение 10 дней со дня  утверждения бюджета.

Департамент по финансам, бюджету  и контролю составляет сводную бюджетную  роспись в течение 15 дней после  утверждения бюджета. Сводная роспись  утверждается руководителем финансового  управления и не позднее 17 дней после  утверждения бюджета направляется в областную Думу.

В течение 10 дней со дня утверждения  сводной бюджетной росписи департамент  по финансам, бюджету и контролю администрации области доводит  показатели указанной росписи до всех нижестоящих распорядителей и  получателей бюджетных средств. Доведенные показатели сводной бюджетной  росписи осуществляются в форме  уведомлений о бюджетных ассигнованиях  на период действия утвержденного бюджета.

Изменение объемов бюджетных ассигнований, доведенных в уведомлениях о бюджетных  ассигнованиях, возможны лишь в случаях  и пределах, которые установлены  Бюджетным кодексом и областной  Думой. Департамент по финансам, бюджету  и контролю администрации области  и распорядители бюджетных средств  обязаны довести до нижестоящих  распорядителей и получателей бюджетных  средств уведомления об изменении  бюджетных ассигнований в течение 15 дней со дня принятия решения об их изменении.

Бюджетное учреждение со дня получения  уведомления в течение 10 дней составляет и представляет на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме. В течение 5 дней со дня представления указанной сметы распорядитель бюджетных средств утверждает эту смету. Смета доходов и расходов бюджетного учреждения в течение одного рабочего дня со дня его утверждения передается бюджетным учреждением в департамент по финансам, бюджету и контролю для проведения финансирования.

Кроме того, отраслевые департаменты администрации области в течение  месяца со дня утверждения бюджета  представляют на утверждение областной  Думе перечень целевых программ.

Таким образом, порядок формирования, утверждения и исполнения бюджета  субъекта РФ сложный, длительный процесс  и его необходимо тщательно осуществлять на основе бюджетного и налогового законодательства РФ.

 

Исполнение и анализ областного бюджета по доходам (на примере Смоленской области)

План по доходам в областной  бюджет на 2000 г. выполнен со значительным превышением, обеспечен прирост  поступлений на 219665 тыс. руб. или 32%, из них налоговых доходов - на 139540 тыс. руб. или 22%. Основу поступлений  в бюджет области составили налоговые  доходы. В 2000 году собрано собственных  доходов в областной бюджет в  сумме 914274 тыс. руб. или 85,5 % уточненного  планового задания, из них налоговых  доходов – 774445 тыс. руб. или 87,3 %, неналоговых  доходов – 129830 тыс. руб. или 78,9 %; доходов  целевых бюджетов, фондов – 9733 тыс. руб.

В налоговых доходах бюджета  области сохраняется весьма высокая  доля поступлений налога на прибыль (24,9%); налога на добавленную стоимость  получено в областной бюджет 86269 тыс. руб. или 80,3 % к плану 2000 г.; налог  на совокупный доход составил 32262 тыс. руб., бюджетной задание исполнено  на 129,9 %; зачислено 208137 тыс. руб. налога на имущество предприятий, что составило 78,9 % бюджетного задания; поступило 40115 тыс. руб. платежей за пользование природными ресурсами, что составило 150,2 % к плану.

Неналоговые доходы в сравнении  с 1999 г. возросли в 3,5 раза и составили 99661 тыс. руб. Доля арендной платы в  неналоговых доходах составляет 76,2 % (98897 тыс. руб.), в том числе: от аренды имущества – 1279 тыс. руб. (1%) и  от аренды земли 97618 тыс. руб. (75,2 %).

Рассмотрим структуру  доходов бюджета по источникам поступлений (таблица 1).

Структура доходов областного бюджета в разрезе источников поступлений, тыс.руб.

 

 

 

 

 

Таблица 1

Наименование налогов

1998г.

Процент в общей сумме доходов

1999г.

Процент в общей сумме доходов

2000г.

Процент в общей сумме доходов

Всего доходов, в т.ч.

Собственные

Регулируемые  из них:

Трансферты

Субвенции

Взаимные  расчеты

1836134

 

1404253

431881

 

231719

200162

100

 

76

 

 

13

11

2328685

 

2055208

273477

 

213069

15865

44543

100

 

88

 

 

9

1

2

1964739

 

914274

1050465

 

533780

 

516419

100

 

47

 

 

27

 

26

Информация о работе Социально-экономическая проблема региона и региональный бюджет