Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 01:27, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Государство осуществляет экономическое и социальное регулирование с помощью финансовой системы, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством бюджета государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Введение 3
Общие экономические проблемы регионов россии 5
Формирование единого экономического пространства россии 8
Бюджет субъекта рф, порядок составления, рассмотрения и утверждения 11
Исполнение и анализ областного бюджета по доходам (на примере Смоленской области) 19
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Бюджетное устройство нашей страны обеспечивает непрерывную взаимосвязь бюджетов всех уровней (федеративный, субъектов Федерации и местных).
Государственная бюджетная система РФ (далее по тексту - ГБС РФ, Бюджетная система субъектов РФ – БСС РФ) состоит из 21 республиканского бюджета, 55 краевых и областных бюджетов, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, а также около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).
Вообще принципы построения и функционирования бюджетов всех уровней одинаковы:
Бюджеты нижестоящих органов
Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджет субъекта Российской федерации
– это форма образования и
расходования денежных средств, предназначенных
для обеспечения задач и
Федеральный Закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов Российской Федерации. Например, ст. 32 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год» установлено, что в бюджеты субъектов Российской Федерации в 2000 г. зачисляются поступления от следующих федеральных налогов:
Порядок формирования, утверждения и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации – Смоленской области - определяется Федеральным законом РФ от 25.09.97 г. №126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «О федеральном бюджете РФ» и другими нормативными документами, на основании которых ежегодно принимается Закон Смоленской области о бюджете на соответствующий год. Закон Смоленской области «О порядке разработки, утверждения и контроля за исполнением областного бюджета» находится в стадии рассмотрения в областной Думе и пока не утвержден.
Глава администрации области не позднее, чем за 4 месяца до начала финансового года, при условии согласования в Министерстве финансов Российской Федерации прогнозных показателей по составлению бюджета и получении нормативов отчислений от налогов и доходов в краевой бюджет и сумм трансфертов, представляет на рассмотрение областной Думы бюджетное послание.
Предварительно Министерство финансов Российской Федерации уведомляет власти субъектов Российской Федерации о методике формирования межбюджетных отношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год, размеры отчислений от федеральных регулирующих доходов и другие показатели.
На первом этапе Министерство финансов Российской Федерации доводит до сведения субъектов федерации методику расчета дотаций.
В то же время Главное Экономическое Управление (ГЭУ) администрации области готовит собственные расчеты по региональной экономике.
Департамент по финансам, бюджету и контролю администрации области, руководствуясь указаниями Министерства финансов Российской Федерации, расчетными показателями ГЭУ администрации области, доводит до сведения муниципальных образований и принимает от областных распорядителей кредитов бюджетных учреждений заявки на финансирование в следующем году.
На втором этапе подготовленный прогноз бюджета передается на рассмотрение администрации области. Затем расчеты по проекту бюджета согласовываются с Министерством финансов Российской Федерации. После согласования в Министерстве финансов Российской Федерации расчетов по субсидиям Смоленской области происходят согласования с департаментом по финансам, бюджету и контролю администрации Смоленской области параметров местных бюджетов на предстоящий год.
Составлению проекта областного бюджета
предшествует разработка прогноза социально-экономического
развития области, а также сводного
финансового баланса, на основании
которых департамент по финансам,
бюджету и контролю, совместно
с отраслевыми департаментами, комитетами
администрации области
Бюджетное послание включает:
а) прогноз основных показателей
социально-экономического развития, сведения
о государственных доходах
б) сводный финансовый баланс – это баланс финансовых ресурсов, создаваемых и используемых на территории области. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории.
в) отчет предыдущего года, оценку текущего и прогноз областного бюджета;
г) проект Закона «О областном бюджете» на текущей год и приложения к нему:
Бюджетное послание главы администрации области предварительно рассматривается комитетами областной Думы. Комитеты в течение 15 дней рассматривают и направляют свои предложения и замечания в комитет по финансам и бюджету, который в течение 20 дней с момента поступления послания рассматривает его и с учетом предложений направляет свое решение с предложениями в администрацию области.
Предметом рассмотрения в областной Думе являются основные характеристики областного бюджета:
а) объем доходов бюджета, привлечение в область инвестиций из всех возможных источников с целью финансирования принятых региональных программ;
б) объем расходов бюджета с учетом размера средств финансовой поддержки важнейших объектов;
в) соответствие структуры расходов
бюджета постановлениям областной
Думы, устанавливающим целевые
г) превышение доходов над расходами или дефицит бюджета и его предельный размер в процентах от суммы расходов;
д) оборотная кассовая наличность;
е) перечень доходов, закрепленных за бюджетами городов, районов;
ж) нормативы отчислений от регулирующих доходов в бюджеты городов и районов;
з) дотации и субвенции бюджетам нижестоящего территориального уровня.
Закон «О областном бюджете» принимается областной Думой в трех чтениях.
Исполнение бюджета начинается
после его утверждения
Главные распорядители бюджетных
средств по распорядителям и получателям
бюджетных средств составляют бюджетную
роспись, в соответствии с функциональной
и экономической
Департамент по финансам, бюджету
и контролю составляет сводную бюджетную
роспись в течение 15 дней после
утверждения бюджета. Сводная роспись
утверждается руководителем финансового
управления и не позднее 17 дней после
утверждения бюджета
В течение 10 дней со дня утверждения
сводной бюджетной росписи
Изменение объемов бюджетных
Бюджетное учреждение со дня получения уведомления в течение 10 дней составляет и представляет на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме. В течение 5 дней со дня представления указанной сметы распорядитель бюджетных средств утверждает эту смету. Смета доходов и расходов бюджетного учреждения в течение одного рабочего дня со дня его утверждения передается бюджетным учреждением в департамент по финансам, бюджету и контролю для проведения финансирования.
Кроме того, отраслевые департаменты
администрации области в
Таким образом, порядок формирования, утверждения и исполнения бюджета субъекта РФ сложный, длительный процесс и его необходимо тщательно осуществлять на основе бюджетного и налогового законодательства РФ.
План по доходам в областной бюджет на 2000 г. выполнен со значительным превышением, обеспечен прирост поступлений на 219665 тыс. руб. или 32%, из них налоговых доходов - на 139540 тыс. руб. или 22%. Основу поступлений в бюджет области составили налоговые доходы. В 2000 году собрано собственных доходов в областной бюджет в сумме 914274 тыс. руб. или 85,5 % уточненного планового задания, из них налоговых доходов – 774445 тыс. руб. или 87,3 %, неналоговых доходов – 129830 тыс. руб. или 78,9 %; доходов целевых бюджетов, фондов – 9733 тыс. руб.
В налоговых доходах бюджета области сохраняется весьма высокая доля поступлений налога на прибыль (24,9%); налога на добавленную стоимость получено в областной бюджет 86269 тыс. руб. или 80,3 % к плану 2000 г.; налог на совокупный доход составил 32262 тыс. руб., бюджетной задание исполнено на 129,9 %; зачислено 208137 тыс. руб. налога на имущество предприятий, что составило 78,9 % бюджетного задания; поступило 40115 тыс. руб. платежей за пользование природными ресурсами, что составило 150,2 % к плану.
Неналоговые доходы в сравнении с 1999 г. возросли в 3,5 раза и составили 99661 тыс. руб. Доля арендной платы в неналоговых доходах составляет 76,2 % (98897 тыс. руб.), в том числе: от аренды имущества – 1279 тыс. руб. (1%) и от аренды земли 97618 тыс. руб. (75,2 %).
Рассмотрим структуру доходов бюджета по источникам поступлений (таблица 1).
Структура доходов областного бюджета в разрезе источников поступлений, тыс.руб.
Таблица 1
Наименование налогов |
1998г. |
Процент в общей сумме доходов |
1999г. |
Процент в общей сумме доходов |
2000г. |
Процент в общей сумме доходов |
Всего доходов, в т.ч. Собственные Регулируемые из них: Трансферты Субвенции Взаимные расчеты |
1836134
1404253 431881
231719 200162 |
100
76
13 11 |
2328685
2055208 273477
213069 15865 44543 |
100
88
9 1 2 |
1964739
914274 1050465
533780
516419 |
100
47
27
26 |
Информация о работе Социально-экономическая проблема региона и региональный бюджет