Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:28, курсовая работа
Правительства большинства стран оставляют за собой полномочия по регулированию рынка труда и, в частности, оплаты труда. Однако степень такого участия различается по странам. В основе различий лежат социальные, политические и экономические факторы, законодательные традиции. Во многом степень участия государства в принятии решений относительно оплаты труда зависит от траектории предшествующего развития страны. Система оплаты труда в Беларуси достаточно жестко регулируется государством. Предприятия ограничены в своей свободе по установлению заработных плат работников. Зарегулированная система оплаты труда воспринимается представителями бизнеса как один из барьеров к развитию, отвлекает ресурсы предприятий на непроизводительный труд, не способствует повышению деловой активности в стране.
Введение
I Заработная плата: экономическое содержание и методы регулирования
1.1 Понятие, системы, формы, виды и функции заработной платы
1.2 Методы регулирования оплаты труда
1.3 Элементы государственного регулирования оплаты труда
II Анализ системы государственного регулирования оплаты труда в Республике Беларусь
2.1 Анализ динамики соотношения номинальной и реальной заработной платы
2.2 Динамика соотношения ставки первого разряда тарифной сетки бюджетной сферы с минимальным потребительским бюджетом и бюджетом прожиточного минимума
2.3 Анализ порядка индексации заработной платы
2.4 Влияние элементов государственного регулирования на оплату труда
III Направления совершенствования государственного регулирования оплаты труда
Заключение
В данном случае зарезервированная часть премии будет по-прежнему выплачиваться по итогам работы за первое полугодие и за год.
Показатель, характеризующий рост (снижение) убытка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) (в процентах или абсолютной сумме), в зависимости от выполнения, которого будет решаться вопрос о выплате зарезервированной части премии, а также период, по сравнению с которым определяется рост (снижение) этого показателя (нарастающим итогом с начала года или соответствующим периодом прошлого года), определяется собственником имущества либо органом, уполномоченным управлять имуществом самостоятельно, с учетом специфики работы организации.
В случае если в организации по итогам работы за полугодие или за год установленные показатели не выполнены, то зарезервированная часть премии в последующие периоды не выплачивается, в том числе и при улучшении работы организации.
Напомним, что к главным специалистам относятся должности руководителей, в наименовании которых присутствует слово "главный", а их функции и полномочия определены по одному из направлений деятельности юридического лица в целом (например, главные: бухгалтер, энергетик, экономист, механик, инженер и тд.), При этом действие постановления № 555 распространяется на указанных главных специалистов независимо от того, подчиняются они руководителю организации либо одному из его заместителей (как это предусмотрено утвержденной структурой организации).
Вместе с тем порядок выплаты премий, предусмотренный постановлением № 555, не затрагивает порядка выплаты вознаграждения по итогам работы за год, специальных видов премий, единовременных Премий и вознаграждений (например, выплатам в связи с юбилейными датами организаций, профессиональными праздниками, юбилейными датами рождения руководителей и др.), надбавок за продолжительность непрерывной работы (стаж работы), ежемесячных доплат за ученые степени кандидата наук и доктора наук, материальной помощи.
Коммерческие организации, которые по результатам 2007г. не имеют убытка, могут пересмотреть периодичность премирования должностных лиц. Поскольку постановление № 842 вступило в силу со дня его официального опубликования (опубликовано 17 июня 2008г.), то порядок премирования должностных лиц таких коммерческих организаций может быть пересмотрен начиная с III квартала 2008г.
При этом за III квартал резервировать премию уже нет необходимости. Зарезервированная часть премии за 1 и II квартал должностным лицам этих организаций выплачивается по итогам работы за первое полугодие в установленном порядке в зависимости от выполнения доведенного показателя. Следует отметить, что решение вопроса распространении на должностных лиц эффективно работающих организаций порядка премирования, предусмотренного постановлением № 555, входит в компетенцию нанимателя. То есть наниматель может принять решение о сохранении поквартальной периодичности премирования и резервирования ее части в отношении руководителей (их заместителей) главных специалистов. Более того, наниматель может распространить данный порядок на руководителей структурных подразделений организации, руководителей, их заместителей, главных специалистов филиалов, дочерних организаций, обособленных подразделений и других работников организации.
Кроме того, отменена норма, согласно которой республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству, облисполкомы и Минский горисполком должны были ежегодно устанавливать для подчиненных коммерческих организаций предельный норматив средств, направляемых на оплату труда, сверх включаемых в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) и учитываемых при ценообразовании и налогообложении в соответствии с законодательством, и осуществлять контроль за их выполнением. данный вопрос урегулирован постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2007г. № 1887 "О вопросах распределения и использования организациями чистой прибыли и расходов на потребление".
Следует заметить, что независимо от финансово-хозяйственных результатов работы организации, органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству, облисполкомы и Минский горисполком должны согласовывать руководителям подчиненных коммерческих организаций все виды выплат стимулирующего характера и устанавливать их размеры в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности этих организаций.
К выплатам, которые должны согласовываться, относятся:
- надбавка за сложность и напряженность работы;
- надбавка за увеличение
объемов управленческого труда
— руководителям эффективно
- надбавка за высокие
достижения в труде — вновь
назначенным руководителям
- премирование по результатам финансово-хозяйственной деятельности организаций;
- дополнительные премии из прибыли, оставшейся после налогообложения по результатам финансово-хозяйственной деятельности организации по итогам работы за квартал;
- специальные виды премий;
- вознаграждение по итогам работы за год;
- единовременные выплаты (например, в связи с юбилейными датами организаций, профессиональными праздниками, юбилейными датами рождения руководителей, праздничными днями).
В 2008 году принят ряд решений, направленных на повышение заработной платы работников отраслей бюджетной сферы.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2008 г. № 547 с 1 апреля 2008 г. установлена тарифная ставка первого разряда для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, в размере 73 тыс. руб.
В целях усиления социальной защищенности работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, обеспечения выполнения повышенных прогнозных показателей по уровню и темпам роста их заработной платы в 2008 г. и планомерного поэтапного решения задачи, поставленной Президентом Республики Беларусь, по существенному повышению среднемесячной заработной платы к концу 2010 г., принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 октября 2008 г. № 1449. Названным постановлением с 1 ноября 2008 г.:
• установлена тарифная ставка первого разряда для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, в размере 91 тыс. руб.;
• введены корректирующие коэффициенты к тарифным ставкам (окладам) работников организаций бюджетной сферы, тарифицируемых 1-27 разрядами, в размерах 2,260-0,890.
Повышение тарифной ставки первого разряда и применение указанных корректирующих коэффициентов позволит:
• повысить номинальную заработную плату работников отраслей бюджетной сферы, в среднем, на 21,4 процента;
• обеспечить превышение до 30 процентов расчетной заработной платы работников, тарифицируемых 1 разрядом, над размером минимальной заработной платы (220080 рублей);
• обеспечить превышение уровня номинальной заработной платы низкооплачиваемых категорий работников над уровнем бюджета прожиточного минимума не менее чем на 18 процентов;
• обеспечить приоритетный рост заработной платы низкооплачиваемых категорий работников, а также молодых специалистов (1-13 разряды) по сравнению с остальными работниками бюджетной сферы (14-27 разряды), не допуская при этом существенной дифференциации размеров заработной платы работников, тарифицируемых 1-27 разрядами;
• приблизить размер тарифной ставки первого разряда к уровню бюджета прожиточного минимума (с 32,0 до 39,7 процента);
• компенсировать снижение темпа роста уровня реальной заработной платы в связи с ростом индекса потребительских цен;
• уменьшить на 327 тысяч численность работников, заработная плата которых ниже 200 долларов США в эквиваленте.
Одновременно, проводится работа по совершенствованию оплаты труда работников реального сектора экономики в части усиления ее зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности.
В целях усиления социальной защищенности работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, обеспечения выполнения повышенных прогнозных показателей по уровню и темпам роста их заработной платы в 2008 г. и планомерного поэтапного решения задачи, поставленной Президентом Республики Беларусь, по существенному повышению среднемесячной заработной платы к концу 2010 г., принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 октября 2008 г. № 1449. Названным постановлением с 1 ноября 2008 г.:
• установлена тарифная ставка первого разряда для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, в размере 91 тыс. руб.;
• введены корректирующие коэффициенты к тарифным ставкам (окладам) работников организаций бюджетной сферы, тарифицируемых 1-27 разрядами, в размерах 2,260-0,890.
Повышение тарифной ставки первого разряда и применение указанных корректирующих коэффициентов позволит:
• повысить номинальную заработную плату работников отраслей бюджетной сферы, в среднем, на 21,4 процента;
• обеспечить превышение до 30 процентов расчетной заработной платы работников, тарифицируемых 1 разрядом, над размером минимальной заработной платы (220080 рублей);
• обеспечить превышение
уровня номинальной заработной платы
низкооплачиваемых категорий
• обеспечить приоритетный рост заработной платы низкооплачиваемых категорий работников, а также молодых специалистов (1-13 разряды) по сравнению с остальными работниками бюджетной сферы (14-27 разряды), не допуская при этом существенной дифференциации размеров заработной платы работников, тарифицируемых 1-27 разрядами;
• приблизить размер тарифной ставки первого разряда к уровню бюджета прожиточного минимума (с 32,0 до 39,7 процента);
• компенсировать снижение темпа роста уровня реальной заработной платы в связи с ростом индекса потребительских цен;
• уменьшить на 327 тысяч численность работников, заработная плата которых ниже 200 долларов США в эквиваленте.
Вывод: государственная политика в области оплаты труда предполагает превращение заработной платы в надежный источник доходов, повышение ее роли в стимулировании трудовой активности работников и будет основываться на сочетании государственных, рыночных и коллективно-договорных механизмов ее регулирования. Постепенно будут расширяться права субъектов хозяйствования в части формирования и начисления заработной платы. Важнейшей функцией государства останется обеспечение государственных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда. В бюджетном секторе будет сохранено государственное регулирование оплаты труда на основе изменения тарифной ставки первого разряда и совершенствования Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь. Основные задачи государственной политики в области трудовых отношений и занятости населения – повышение эффективности использования ресурсов труда, формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства, обеспечение социальной поддержки временно не занятого населения.
Заключение
Государственная политика в области заработной платы должна основываться на реальных возможностях государства в использовании национального дохода и стремлении к сбалансированности интересов различных слоев общества, а также на нормах, предусмотренных в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда.
Исходя из реальной ситуации, на данном этапе развития должны предприниматься меры для повышения среднего уровня заработной платы, устранения неоправданной дифференциации в оплате труда, обеспечения гарантий, предусмотренных законодательством, соглашениями и коллективными договорами.
В этих целях должны быть созданы определенные механизмы осуществления государственной политики, предусматривающие:
Будучи основным источником дохода трудящихся, заработная плата является формой вознаграждения за труд и формой материального стимулирования их труда. Она направлена на вознаграждение работников за выполненную работу и на мотивацию достижения желаемого уровня производительности. Поэтому правильная организация заработной платы непосредственно влияет на темпы роста производительности труда, стимулирует повышение квалификации трудящихся. Заработная плата, являясь традиционным фактором мотивации труда, оказывает доминирующее влияние на производительность.