Система государственного регулирования оплаты труда в Республике Беларусь (на материалах РУП "Гомельэнерго" филиал "Гомельские элект

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Правительства большинства стран оставляют за собой полномочия по регулированию рынка труда и, в частности, оплаты труда. Однако степень такого участия различается по странам. В основе различий лежат социальные, политические и экономические факторы, законодательные традиции. Во многом степень участия государства в принятии решений относительно оплаты труда зависит от траектории предшествующего развития страны. Система оплаты труда в Беларуси достаточно жестко регулируется государством. Предприятия ограничены в своей свободе по установлению заработных плат работников. Зарегулированная система оплаты труда воспринимается представителями бизнеса как один из барьеров к развитию, отвлекает ресурсы предприятий на непроизводительный труд, не способствует повышению деловой активности в стране.

Содержание

Введение
I Заработная плата: экономическое содержание и методы регулирования
1.1 Понятие, системы, формы, виды и функции заработной платы
1.2 Методы регулирования оплаты труда
1.3 Элементы государственного регулирования оплаты труда
II Анализ системы государственного регулирования оплаты труда в Республике Беларусь
2.1 Анализ динамики соотношения номинальной и реальной заработной платы
2.2 Динамика соотношения ставки первого разряда тарифной сетки бюджетной сферы с минимальным потребительским бюджетом и бюджетом прожиточного минимума
2.3 Анализ порядка индексации заработной платы
2.4 Влияние элементов государственного регулирования на оплату труда
III Направления совершенствования государственного регулирования оплаты труда
Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 307.00 Кб (Скачать)

Так, в соответствии со ст. 58 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) индексация заработной платы осуществляется в связи с инфляцией, а также при несвоевременной ее выплате в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.

Наряду с указанной  статьей правовой основой индексации доходов населения с учетом инфляции являются Закон Республики Беларусь от 21 декабря 1990г. № 476-XII "Об индексации доходов населения с учетом инфляции" (с изменениями и дополнениями; далее — Закон), а индексации заработной платы, пенсий, стипендий и пособий в случае задержки их выплаты — п. 3 Указа Президента Республики Беларусь от 30 августа 1996г. № 344 "О своевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий".

Общий порядок индексации доходов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих на территории Республики Беларусь доходы в денежных единицах Республики Беларусь, в связи с инфляцией, вызванной ростом цен на потребительские товары и услуги на территории Республики Беларусь, регулируется Законом.

Во исполнение Закона Министерство труда Республики Беларусь и Министерство финансов Республики Беларусь постановлением-приказом от 18 марта 1999г. № 26/55 утвердили Инструкцию о порядке индексации доходов населения в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги (с изменениями и дополнениями; далее — Инструкция), которая определяет:

- условия наступления  и порядок проведения индексации;

- объекты, субъекты и источники индексации;

- особенности проведения индексации для некоторых категорий населения.

Инструкции индексация представляет собой корректировку  величины не носящих единовременного характера доходов физических лиц в денежных единицах Республики Беларусь из бюджетных источников (пособия, стипендии, заработная плата по месту работы, денежное довольствие) с целью частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией.

Индексация может осуществляться в виде единовременного пересмотра размеров оплаты труда (ставок, окладов), пособий, стипендий, денежного довольствия. При этом в качестве базового уровня цен для дальнейшей индексации принимается тот месяц, с которого вводятся новые размеры оплаты труда (ставки, оклады), пособий, стипендий, денежного довольствия (подп. 1.3 Инструкции).

Условия наступления  и порядок проведения индексации изложены в п. 3 Инструкции.

В соответствии с подп. 3.1 Инструкции индексация доходов населения  в денежных единицах Республики Беларусь производится, если индекс потребительских  цен, исчисленный нарастающим итогом с момента предыдущей индексации, превысит 5-процентный порог.

Поскольку индексация может осуществляться в виде единовременного пересмотра размеров оплаты труда (ставок, окладов), пособий, стипендий, денежного довольствия, то для следующей индексации в этом случае индекс потребительских цен исчисляется нарастающим итогом с момента указанного единовременного пересмотра.

Размер индекса потребительских  цен, применяемый при индексации, сохраняется на весь период до очередного превышения 5-процентного порога (абз. 2 подп. 3.4 Инструкции).

Подпунктом 3.3 Инструкции предусмотрено, что индекс потребительских цен, в т.ч. нарастающим итогом с начала года и с момента предыдущей индексации, исчисляется Министерством статистики и анализа Республики Беларусь и ежемесячно (не позднее 20-го числа следующего месяца) публикуется в республиканских средствах массовой информации.

Настоящим подпунктом предусмотрен месяц, в котором осуществлялась индексация заработной платы работников организаций, финансируемых из бюджета, и других доходов, предусмотренных  подп. 1.2 Инструкции, либо месяц, в котором Правительством установлен размер тарифной ставки 1-го разряда для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями..

Что касается объектов (т.е. денежных доходов, подлежащих индексации), то в соответствии с подп. 2.1 Инструкции к ним относятся:

- заработная плата, исчисленная исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов со всеми предусмотренными законодательством надбавками и доплатами, а также премии, носящие постоянный характер;

- пособия, предусмотренные Законом Республики Беларусь от 30 октября 1992г. № 1898-XII "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" (с изменениями и дополнениями) и Законом Республики Беларусь от 15 июня 2006г. № 125-З "О занятости населения Республики Беларусь" (с изменениями и дополнениями);

- стипендии студентам и учащимся высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений; аспирантам; клиническим ординаторам; докторантам; иностранным гражданам, обучающимся или проходящим научно-педагогическую стажировку в учебных заведениях либо научно-исследовательских учреждениях, получающим стипендию за счет бюджета; безработным, проходящим переобучение и получающим на этот период стипендию за счет средств бюджета; слушателям системы повышения квалификации и переподготовки кадров, получающим стипендию за счет нанимателей;

- денежное довольствие военнослужащих, в т.ч. военнослужащих срочной службы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел;

- выплаты, осуществляемые на основе среднего заработка (заработок, сохраняемый за время трудового и социального отпусков, выполнения государственных и общественных обязанностей, вынужденного прогула в случаях восстановления работника на прежней работе и др.).

Не подлежат индексации:

- доходы граждан от сдачи в аренду имущества: акций и других ценных бумаг (исключая облигации государственных займов Республики Беларусь); ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства; предпринимательской деятельности;

- премии, носящие единовременный характер (вознаграждения по итогам работы за год и за выслугу лет, единовременные поощрения, материальная помощь, вознаграждения временным научным коллективам и др.);

- пособия, носящие единовременный характер (например, выходное пособие при увольнении; пособие в связи с рождением ребенка);

- пособия по временной нетрудоспособности, предусмотренные Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 1997г. № 1290 (с изменениями и дополнениями).

Субъекты и источники  индексации.

Доходы (в денежных единицах Республики Беларусь) различных категорий  населения индексируются за счет источников, из которых производятся соответствующие выплаты:

- работникам организаций и учреждений, финансируемых из бюджета, — по месту работы (службы) из бюджета;

- работникам структурных  подразделений бюджетных учреждений, содержащимся за счет привлекаемых  внебюджетных источников, — за счет этих средств;

- лицам, получающим государственные пособия, — по месту их получения за счет средств, из которых производятся выплаты пособий;

- студентам и учащимся высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, аспирантам, клиническим ординаторам и докторантам, получающим стипендии за счет бюджета, — по месту учебы за счет бюджета; учащимся, студентам, слушателям и аспирантам, получающим стипендию от предприятий, учреждений и организаций, — за счет средств этих предприятий, учреждений и организаций;

- работникам коммерческих организаций — по месту работы за счет средств, предназначенных на оплату труда по основаниям, предусмотренным коллективными договорами (соглашениями);

- общественные организации индексационные выплаты производят за счет собственных средств;

- лицам, зарегистрированным в качестве безработных в центрах занятости населения, — за счет средств государственного фонда содействия занятости.

Индексация доходов, получаемых от выполнения работ по совместительству, производится на основании справки с основного места работы, в которой указывается размер проиндексированного дохода.

Сумма проиндексированного  дохода с основного места работы и дохода по совместительству не должна превышать норматива индексации, установленного Советом Министров Республики Беларусь.

Если по основному  месту работы в соответствии с  коллективным договором (соглашением) заработная плата не индексируется, то по совместительству она индексируется  в пределах всего норматива индексации, если такая индексация предусмотрена в этой организации. Индексация заработной платы в случае задержки ее выплаты.

Пунктом 3 Указа Президента Республики Беларусь от 30 августа 1996 г. № 344 "О своевременной выплате заработной платы, стипендий и пособий" установлено, что заработная плата в случае задержки ее выплаты индексируется в соответствии с индексом потребительских цен. Во исполнение данного пункта Указа разработано Разъяснение о порядке индексации заработной платы, пенсий, стипендий и пособий в случае задержки их выплаты, утвержденное Министерством труда Республики Беларусь от 10 октября 1996 г. № 05-2-02/2084, Министерством финансов Республики Беларусь от 8 октября 1996 г. № 06-6/1090, Министерством социальной защиты Республики Беларусь от 9 октября 1996 г. № 02-01/102 и Министерством статистики и анализа Республики Беларусь от 9 октября 1996 г. № 01-21/70 (далее — Разъяснение), согласно которому:

- предприятия, объединения и организации независимо от форм собственности производят индексацию в полном размере сумм заработной платы, пенсий, стипендий и пособий в случае задержки их выплат на один календарный месяц и более по сравнению со сроком, установленным законодательством, республиканским или локальным нормативным актом;

- индексация несвоевременно выплаченных сумм заработной платы, пенсий, стипендий и пособий, начиная с января 1996 г., осуществляется за каждый месяц в отдельности путем их увеличения на коэффициент инфляции, рассчитанный путем деления последнего индекса потребительских цен, сообщенного Министерством статистики и анализа на момент фактической их выплаты, на индекс месяца, за который они выплачиваются. При этом оба индекса потребительских цен исчисляются нарастающим итогом к декабрю 1995г.;

- индексация несвоевременно выплаченных сумм заработной платы, пенсий и стипендий осуществляется за счет источников, из которых они выплачиваются, пособий — за счет средств страхователя;

- коэффициент инфляции представляет собой число с тремя знаками после запятой;

- не подлежат индексации суммы заработной платы, пенсий, стипендий и пособий, своевременно не востребованные получателями.

 

2.4 Влияние элементов  государственного регулирования  на оплату труда

 

Политика оплаты труда  является одним из важнейших элементов  в системе менеджмента предприятия. Она должна максимально соответствовать целям инновационного развития предприятия и обеспечивать высокую эффективность процессов формирования и функционирования человеческого капитала предприятия. Соответственно, политика оплаты труда должна способствовать поддержанию необходимого баланса между основным, оборотным и человеческим капиталом, что и является основной предпосылкой эффективного использования персонала предприятия

Политика оплаты труда  может быть направлена на:

- сохранение достигнутого  предприятием уровня заработной  платы;

- увеличение уровня Заработной платы работников предприятия (отдельных категорий работников).

Политика, направленная на сохранение достигнутого уровня заработной платы, реализуется в случае неблагоприятной  экономической ситуации на предприятии  и отсутствия в ближайшей перспективе предпосылок для ее улучшения. При наличии необходимых экономических предпосылок предприятие реализует политику, направленную на повышение уровня заработной платы. В соответствии с действующим законодательством, существуют следующие инструменты реализации политики оплаты труда, направленной на увеличение уровня заработной платы:

- увеличение среднемесячной  заработной платы за счет роста  тарифной ставки первого разряда;

- увеличение размера  выплат стимулирующего характера,  включаемых а затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг);

- увеличение выплат  из прибыли, остающейся в распоряжении  предприятия.

Различные сочетания  перечисленных инструментов определяют альтернативные варианты политики оплаты труда.

1. Увеличение среднемесячной заработной платы за счет роста тарифной ставки первого разряда, увеличение размера выплат стимулирующего характера, включаемых в затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг), и выплат из прибыли.

2. Увеличение среднемесячной  заработной платы за счет увеличения размера выплат стимулирующего характера, включаемых в затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

3. Увеличение среднемесячной  заработной платы за счет увеличения  размера выплат стимулирующего  характера, включаемых в затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг), и выплат из прибыли.

Информация о работе Система государственного регулирования оплаты труда в Республике Беларусь (на материалах РУП "Гомельэнерго" филиал "Гомельские элект