Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:28, курсовая работа
Правительства большинства стран оставляют за собой полномочия по регулированию рынка труда и, в частности, оплаты труда. Однако степень такого участия различается по странам. В основе различий лежат социальные, политические и экономические факторы, законодательные традиции. Во многом степень участия государства в принятии решений относительно оплаты труда зависит от траектории предшествующего развития страны. Система оплаты труда в Беларуси достаточно жестко регулируется государством. Предприятия ограничены в своей свободе по установлению заработных плат работников. Зарегулированная система оплаты труда воспринимается представителями бизнеса как один из барьеров к развитию, отвлекает ресурсы предприятий на непроизводительный труд, не способствует повышению деловой активности в стране.
Введение
I Заработная плата: экономическое содержание и методы регулирования
1.1 Понятие, системы, формы, виды и функции заработной платы
1.2 Методы регулирования оплаты труда
1.3 Элементы государственного регулирования оплаты труда
II Анализ системы государственного регулирования оплаты труда в Республике Беларусь
2.1 Анализ динамики соотношения номинальной и реальной заработной платы
2.2 Динамика соотношения ставки первого разряда тарифной сетки бюджетной сферы с минимальным потребительским бюджетом и бюджетом прожиточного минимума
2.3 Анализ порядка индексации заработной платы
2.4 Влияние элементов государственного регулирования на оплату труда
III Направления совершенствования государственного регулирования оплаты труда
Заключение
Декрет Президента Республики Беларусь от 18.07.2002г. № 17 "О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников", который вызвал настоящую революцию, установил, что оплата труда работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляется в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем, в зависимости от сложности и условий труда этих работников, их квалификации на основе ЕТС, и, следовательно, ни один из нанимателей не имеет права выплачивать работникам заработную плату ниже, чем это предусмотрено республиканскими тарифами.
Республиканские тарифы оплаты труда определяются путем умножения тарифных коэффициентов, предусмотренных ЕТС, на установленную Правительством Республики Беларусь на тарифную ставку 1-го разряда.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.09.2002 № 1211 с 1 сентября 2002г. тарифная ставка 1-го разряда утверждена в размере 23 200 руб. С 1 января постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.01.2003 № 15 она повышена до 25000 руб., в настоящее время в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 октября 2008 г. № 1449. она составляет 91000 руб.
Порядок применения тарифной ставки первого разряда указан в Трудовом кодексе Республики Беларусь от 26 июля 1999г. № 296-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 29.10.1999, № 80, рег. № 2/70 от 27.07.1999).
Республиканскими тарифами оплаты
труда являются часовые и (или) месячные
тарифные ставки и должностные оклады,
определяющие уровни оплаты труда для
конкретных профессионально-
Иные наниматели обязаны использовать республиканские тарифы для дифференциации оплаты труда работников как минимальные гарантии размеров оплаты труда.
Республиканские тарифы оплаты труда
определяются по тарифным коэффициентам
Единой тарифной сетки работников Республики
Беларусь и устанавливаемой
Таблица 2.4 Тарифная ставка первого разряда
Тарифная ставка первого разряда | ||
Размер тарифной ставки первого разряда |
установлена с календарной даты |
установлена нормативным актом |
А |
1 |
2 |
70 000 |
01.11.2007 |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.11.2007 № 1444, рег. № 5/26082 от 06.11.2007 |
65 000 |
01.11.2006 |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.11.2006 № 1484, рег. № 5/24176 от 10.11.2006 |
А |
1 |
2 |
62 000 |
01.02.2006 |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.02.2006 № 188, рег. № 5/18834 от 16.02.2006 |
58 000 |
01.10.2005 |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 05.10.2005 № 1100, рег. № 5/16601 от 10.10.2005 |
51 000 |
01.04.2005 |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2005 № 330, рег. № 5/15769 от |
Согласно Закону Республики Беларусь от 06.01.1999 № 239-3 "О прожиточном минимуме в Республике Беларусь" бюджеты прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам утверждаются постановлениями Совета Министров Республики Беларусь один раз в квартал (в ценах последнего месяца квартала) и публикуются в республиканской печати (см. таб.2.5).
В соответствии с Порядком
расчетов между юридическими лицами,
индивидуальными
Таблица 2.5 Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в рублях в расчете на месяц
В ценах месяца |
Период действия |
Нормативный документ |
В среднем на душу населения |
Для трудоспособного населения |
Для пенсионеров |
Для студентов |
Для детей в возрасте от 3 до 16 лет |
Для детей в возрасте до 3 лет |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Декабрь 2007 г.. |
с 1.02 по 30.04 2008 г. |
Постановление Сов. Мина Республики Беларусь 31.01.2008 № 139 |
200 080 |
221 420 |
176 650 |
210 860 |
234 810 |
168 900 |
Сентябрь 2007 г. |
с 1 ноября 2007 г. по 31 января 2008 г. |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 24.10.2007 № 1392 |
185 670 |
206 160 |
165 400 |
197 560 |
219 080 |
157 890 |
Июнь 2007 г. |
с 1 августа по 31 октября 2007 г. |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 23.07.2007 № 941 |
185 360 |
203 770 |
162 110 |
195 020 |
220 420 |
158 070 |
Март 2007 г. |
с 1 мая по 31 июля 2007 г. |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 02.05.2007 № 550 |
179 100 |
197 690 |
158 640 |
189 020 |
207 550 |
151 830 |
Декабрь 2006 г. |
с 1 февраля по 30 апреля 2007 г. |
Постановление Сов. Мина Республики Беларусь 30.01.2007 № 110 |
170 500 |
188 790 |
150 990 |
180 020 |
198 380 |
144 850 |
Сентябрь 2006 г. |
с 1 ноября 2006 г. по 31 января 2007 г. |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 29.11.2006 № 1593 |
165 790 |
183 720 |
147 390 |
175 350 |
193 120 |
141 180 |
Июнь 2006 г. |
с 1 августа по 31 октября 2006 г. |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 27.07.2006 № 944 |
169 600 |
186 520 |
148 830 |
177 930 |
198 000 |
141 840 |
Декабрь 2005 г. |
с 1 февраля по 30 апреля 2006 г. |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 25.01.2006 № 90 |
158 120 |
174 410 |
140 120 |
166 560 |
182 190 |
131 840 |
Сентябрь 2005 г. |
с 1 ноября 2005 г. по 31 января 2006 г. |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 26.10.2005 № 1184 |
150 800 |
165 060 |
133 200 |
158 540 |
176 190 |
128 200 |
Июнь 2005 г. |
с 1 августа по 31 октября 2005 г. |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 26.07.2005 № 822 |
146 150 |
157 360 |
124 200 |
150 530 |
162 400 |
125 820 |
Законом Республики Беларусь "О формировании и использовании минимального потребительского бюджета" установлена правовая основа определения и использования минимального потребительского бюджета. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Минимальные потребительские бюджеты утверждаются ежеквартально постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в ценах последнего месяца квартала для 18 социально-демографических групп населения.
Минимальный потребительский бюджет применяется как социальный норматив для прогнозирования изменений уровня жизни населения; усиления социальной поддержки нуждающихся граждан; формирования системы народнохозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное приближение потребления граждан к научно обоснованному уровню.
Среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи их четырех человек служит основой для определения права граждан на получение льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.
Таблица 2.6 Минимальные потребительские бюджеты для различных социально-демографических групп населения на 2005 год
Для основных социально
-демографических групп |
в средних ценах декабря 2004 года (постановление Минтрудсоцзащиты от 18.01.2005 № 2) (в рублях) |
в средних ценах марта 2005 года (постановление |
в средних ценах июня 2005 года (постановление |
в средних ценах сентября 2005 года (постановление Минтрудсоцзащиты от 18.10.2005 № 141) (в рублях |
в средних ценах декабря 2005 года (постановление |
семьи из четырех человек |
216110 |
221060 |
228450 |
236420 |
244400 |
мужчины трудоспособного возраста |
267780 |
278700 |
284980 |
295220 |
302580 |
женщины трудоспособного возраста |
269600 |
278970 |
284870 |
295760 |
302440 |
молодой семьи с двумя детьми |
203940 |
209020 |
215900 |
223020 |
230160 |
молодой семьи с одним ребенком |
228840 |
234770 |
242440 |
250380 |
260380 |
Таблица 2.7 Минимальные потребительские бюджеты для различных социально-демографических групп населения на 2006 год
для основных социально-демографическихх групп населения |
в средних ценах декабря 2005 года (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.01.2006 № 3) (в рублях |
в средних ценах марта 2006 года (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14.04.2006 № 48) (в рублях) |
в средних ценах июня 2006 года (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14.07.2006 № 78) (в рублях |
в средних ценах сентября 2006 года (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.10.2006 № 124) (в рублях) |
семьи из четырех человек |
244 400 |
250 280 |
259 160 |
258 570 |
мужчины трудоспособного возраста |
302 580 |
312 380 |
319 330 |
319200 |
женщины трудоспособного возраста |
302 440 |
312 490 |
320 300 |
321 910 |
молодой семьи с двумя детьми |
230 160 |
236 310 |
244 190 |
244 100 |
молодой семьи с одним ребенком |
260 380 |
267 200 |
276 040 |
275 590 |
Таблица 2.8 Минимальные потребительские бюджеты для различных социально-демографических групп населения на 2007 год
для основных социально-демографических групп населения |
в средних ценах декабря 2006 года в расчете на месяц на период с 1 февраля 2007 г. по 30 апреля 2007 г. (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 17.01.2007 № 5) (в рублях) |
в средних ценах марта 2007 года в расчете на месяц на период с 1 мая 2007 г. по 31 июля 2007 г. (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14.04.2007 № 57) (в рублях) |
в средних ценах июня 2007 г. в расчете на месяц на период с 1 августа 2007 г. по 31 октября 2007 г. (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 13.07.2007 № 99) (в рублях) |
в средних ценах сентября 2007 г. в расчете на месяц на период с 1.11.07 г. по 31.01.08 г. (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.10.2007 № 128) (в рублях) | |
семьи из четырех человек |
265 110 |
275 600 |
282 630 |
289 110 | |
мужчины трудоспособного возраста |
326 580 |
342 750 |
342 710 |
350 090 | |
женщины трудоспособного возраста |
330 710 |
347 260 |
347 670 |
354 870 | |
молодой семьи с двумя детьми |
250 750 |
260 870 |
267 870 |
273 190 | |
молодой семьи с одним ребенком |
283 590 |
294 260 |
302 340 |
308 170 |
Обобщая данные, изложенные в таблицах 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, составим диаграммы изменения рассматриваемых выше показателей (см. рис. 2.1,2.2,2.3).
Рис. 2.1
Рассматривая диаграмму изменения тарифной сетки 1-го разряда 2005г. – 2007г. (рис. 2.1) видно, что с 2005г. - 58000 руб., (2006 - 65000руб.) по 2007г. – 70000 руб. она каждый год увеличивается. Это позволяет государству регулировать оплату труда во всех отраслях экономики и повышать ее для достижения более высокого уровня благосостояния граждан.
Рис. 2.2
Анализируя показатели диаграммы "Бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально демографическим группам" за 2005г., 2006г., 2007г. (рис. 2.2) видно, что в 2007г. он значительно превышает показатели рассматриваемых периодов, что является показателем повышения индекса потребительских цен и размера заработной платы т.к. эти данные служат показателями удержания с нанимателей средств для обеспечения своевременной выплаты заработной платы.
Рис. 2.3
Анализ диаграммы "Минимального потребительского бюджета для различных социально-демографических групп населения" (далее – МПБ) за 2005, 2006, 2007гг. (рис.2.3) показал, что в 2007г. заметно увеличился рост потребительские цен, по отношению к 2005 и 2006гг., т.к. минимальный потребительский бюджет формируется на основе систем потребительских корзин. Наибольший удельный вес в МПБ составляют расходы на питание. Приобретение вещей первой необходимости занимает второе место - до 20 %.
Например, в структуре основных статей потребительских расходов семьи из четырех человек (среднедушевой МПБ) расходы на питание в среднем составляют 55 %, на одежду, белье, обувь - 20 %, предметы культурно бытового и хозяйственного назначения - 7 %, предметы санитарии, гигиены, лекарства - 2 %, оплату жилья и коммунальных услуг - 5 %, бытовых услуг и транспорта - 5 %.
2.3 Анализ порядка индексации заработной платы
Рост цен на потребительские товары и услуги при неизменном уровне (или отставании роста) заработной платы, пенсий, стипендий, пособий влечет за собой инфляционные последствия, т.е. падение покупательской способности денежных доходов и соответственно снижение реальных доходов населения.
С целью предотвращения потерь от инфляции в Республике Беларусь предусмотрены механизмы защиты реальных доходов граждан. К ним, в частности, относятся:
- индексация доходов населения с учетом инфляции;
- индексация заработной платы, пенсий, стипендий и пособий в случае задержки их выплаты.