Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 13:06, шпаргалка
Работа сдержит ответы на 37 вопросов по дисциплине "Организация труда".
Профессиональное обучение на
производстве охватывает
Подготовка новых рабочихна производстве осуществляется в форме индивидуальной и групповой подготовки на рабочих местах и курсовой системы обучения на учебно-производственной базе предприятия или в учебно-курсовых комбинатах. На предприятиях подготовка молодых рабочих проводится под руководством не освобожденных от основной работы квалифицированных рабочих, в учебно-курсовых комбинатах — под руководством мастеров производственного обучения.
Переподготовка преследует
Обучение вторым профессиям
Современное
производство требует постоянного
роста профессионального
16 Понятие режима труда и отдыха. Виды режимов. Нестандартные режимы. Режим – определяется порядок чередования времени работы и перерывов на отдых. Если режим работы разработан на основе учета колебания работоспособности человека – то это рациональный режим. Виды режимов: 1) внутрисменные – основной вид режима, который дает больше всего возможность экономить. Время обеденного перерыва не входит в рабочий день. Виды внутрисменного отдыха: а) время для отдыха и приема пищи (обед от 30 минут до 2 часов); б) внутрисменные перерывы на отдых (входят в продолжительность рабочего дня от 15 до 30 минут за смену); в) время на отдых и личные надобности. 2) суточные – чередование продолжительности смены и межсменного периода на отдых. Интервал межсменный должен быть не менее двукратной продолжительности смен. 3) недельные – зависит от типа рабочей недели (5:2; 6:1); 4) месячные – зависит от кол-ва рабочих и выходных дней. 5) годовые – с учетом отпуска (продолжительность трудового и соц-ого отпусков). В зависимости от сменности режимы бывают: 1) односменные, 2) многосменные. От порядка предоставления выходных дней: 1) с постоянными выходными днями, 2) со скользящими выходными днями. От характера и организации технологического процесса: 1) режим с раздробленными рабочими днями, 2) режим со стандартными рабочими днями. В зависимости от степени стандартизации отдельных элементов режима труда и отдыха: 1) стандартные режимы (6 рабочих дней) равны установленному стандарту. 2) нестандартные режимы: режим с раздробленными рабочими днями, многосменный рабочий день, скользящий режим, гибкий режим, режимы вахтовой работы. Гибкий режим труда и отдыха – режим в котором часть рабочего времени (20-25 % от нормы рабочего времени) организуется по усмотрению работника, а оставшаяся часть по усмотрению нанимателя. Исходя из такого подхода в гибком режиме выделяют: 1) свободное время: начало и окончание работы. 2) фиксированное время: работник обязан находится на рабочем месте (75-80%). Это благоприятный режим. Существуют режимы благоприятные и неблагоприятные.
Рациональный
режим труда и отдыха заключается
в организации рационального
использования рабочего и нерабочего
времени в течение смены, недели,
месяца, года.
18 Первую группу элементов условий труда составляют санитарно-гигиенические элементы, получившие свое название в связи с тем, что они нормируются и количественно оцениваются методами санитарно-гигиенических исследований. В эту группу включают все элементы, образующие предметную внешнюю среду: микроклимат, состояние воздушной среды (запыленность, загазованность), освещения, производственные излучения, шум, вибрации. Почти все элементы, входящие в эту группу нормируются путем стандартов, санитарных норм и требований.
Вторую группу составляют психологические и физиологические элементы, обусловленные содержанием трудовой деятельности, различными нагрузками на двигательный аппарат, нервную систему и психику человека в процессе труда. К ним относятся физическая и нервно-психические нагрузки, монотонность, темп и ритм работы.
Третью
группу составляют эстетические элементы,
формирующие у человека отношение
к среде протекания труда сточки
зрения ее художественного восприятия.
Они воздействуют на формирование определенного
эмоционального состояния. Сюда относят:
архитектурно-конструкторско-
Четвертую
группу составляют социально-психологические
элементы, характеризующие
Комфортные условия на рабочем месте - это условия, обеспечивающие высокую работоспособность человека и сохранение его здоровья.
Оптимальные условия труда (1 класс) - такие условия труда, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и обеспечивается высокий уровень работоспособности.
Оптимальные
нормативы установлены для
19 Способы изучения процессов труда
Хронометраж - это изучение
и измерение отдельных, циклически
повторяющихся элементов
Его проводят на работах, которые характеризуются частой повторяемостью и постоянством степени влияния факторов на время их выполнения.
Основной задачей хронометража
является выявление факторов, влияющих
на продолжительность каждого
элемента исследуемой операции
с целью проектирования ее
рациональной структуры в
целом и нормальной
При помощи хронометража
Хронометраж
разделяют на индивидуальный
и групповой (бригадный) в зависимости
от численности наблюдаемых
С помощью индивидуального хронометража определяют затраты времени отдельными исполнителями, что позволяет изучить работу с максимальной степенью ее детализации.
При групповом хронометраже один наблюдатель изучает работу группы рабочих, выполняющих одну производственную операцию. Его применяют для изучения состава группы и рационального распределения в ней работы между рабочими. Выделяют сплошной и выборочный хронометраж.
При непрерывном хронометраже проводят непрерывное изучение и замеры длительности всех элементов операции в их технологической
последовательности.
При выборочном хронометраже изучают и амеряют продолжительность не всей оперативной работы, а только отдельных ее элементов.
Фотографию подразделяют на индивидуальную, групповую и бригадную.
Индивидуальная Фотография, при
помощи которой изучают потери
рабочего времени у одного
исполнителя. При помощи
В карте бригадной фотографии указывают не только потери рабочего времени, их причину и продолжительность, но и сколько человек из бригады одновременно простаивало.
В зависимости от объекта исследования различают фотографию рабочего времени рабочих и рабочего времени служащих.
Служащие последовательно учитывают все затраты рабочего времени в течение всего рабочего дня, особенно те, которые не связаны с их
непосредственными обязанностями. Это связано с тем, что трудовой процесс служащих имеет скрытые фазы, которые могут быть выявлены только при участии в изучении самого исполнителя.
В день проведения фотографии
инструкторы периодически
предложения по улучшению организации труда. Затем инструкторы собирают заполненные карточки и сдают их в администрацию предприятия.
На основе предложений
Фотохронометраж представляет собой комбинированный способ изучения рабочего времени, основанный на совмещении хронометража и фотографии рабочего времени. Сущность его в том, что фотография рабочего времени в отдельные периоды времени дополняется хронометражем.
Существенным преимуществом
работы.
Этот метод имеет особо важное значение при изучении времени исполнителей, занятых в течение смены на нескольких видах работ, характеризующихся цикличностью повторения, когда заранее невозможно установить время и последовательность их выполнения.
В зависимости от целей
индивидуальный, групповой, дублированный и комплексный фотохронометраж.
Индивидуальный фотохронометраж, который изучает работу одного исполнителя, применяется, когда требуется повышенная точность замеров
времени и большая степень детализации рабочего процесса.
Основное назначение
организацию работы, выявить причины и продолжительность потерь рабочего времени, исследовать другие вопросы, не требующие точных замеров времени.
Дублированное наблюдение подразумевает,
что за рабочим процессом
наблюдают одновременно два
работать самостоятельно или один из них фиксирует время, а другой описывает трудовые приемы.
Комплексные наблюдения дают
возможность выявить
20 Сущность нормирования труда - установление объективной величины затрат рабочего времени в конкретных условиях. Для различных видов и характера полезного труда эти затраты находят свое выражение в нормах труда: норме времени, норме выработки, норме обслуживания, норме производительности оборудования, нормативе численности работников.
Люди в практической деятельности по созданию потребительных стоимостей всегда имеют дело с конкретным полезным трудом. Поэтому предметом нормирования труда является процесс конкретного полезного труда, т.е. сознательная, целенаправленная деятельность человека по созданию потребительных стоимостей, необходимых ему для жизни.
Содержание нормирования труда определяется его предметом - процессом труда. Оно должно отражать все стороны процесса труда, рабочую силу, средства труда и предметы труда в их взаимной связи и зависимости. Поэтому нормирование труда включает: