Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 14:41, курсовая работа
В последние десятилетия ответом организации во всём мире на усиление конкуренции в глобальном масштабе стал отход от централизованно координируемой, многоуровневой иерархии и движение к разнообразным, более гибким структурам, напоминающим скорее сети, чем традиционные управленческие пирамиды. Перенесение рыночных отношений во внутреннюю сферу компании («внутренние рынки») вызвало к жизни новый тип структур – сетевые организации, в которых последовательность команд иерархической структуры заменяется цепочкой заказов на поставку продукции и развитием взаимоотношений с другими фирмами. Сети представляют собой совокупность фирм или специализированных единиц, деятельность которых координируется рыночными механизмами вместо командных методов. Они рассматриваются как форма, отвечающая современным требованиям внешней среды. Вместе с тем эффективность сетевых организаций нередко снижается из-за ошибок руководителей при разработке организационных структур и в процессе управления ими.
Введение
І. Сущность и эволюция сетевых организаций
Стабильная сеть
Внутренняя сеть
Динамическая сеть
Связи в сетевой организации
ІІ. Информационная технология и сетевое предприятие
ІІІ. Основные виды сетевых организаций
Организация межфирменной сети
Корпоративные стратегические альянсы
Горизонтальная корпорация и глобальные деловые сети
Кризис модели вертикальной корпорации и возникновении деловых сетей
Заключение
Список использованной литературы
2. Внутренняя сеть
Логика внутренней сети, или внутреннего рынка, требует создания рыночной экономики внутри фирмы. В ней организационные единицы продают и покупают товары или услуги друг у друга по ценам, установившимся на рынке. Очевидно, что если внутренние операции отражают рыночные цены, различные компоненты должны иметь постоянную возможность оценивать качество товаров и их цены путём купли-продажи вне фирмы. Цель внутренней сети, как и её предшественника – матричной формы, состоит в получении конкурентных преимуществ путём предоставления широкой предпринимательской свободы подразделениям фирм, нацеленным на конечный результат. Но как и матричная структура, внутренняя сеть может быть нарушена факторами, которые перегружают её рыночные механизмы, и модификациями, ведущими к разбалансированности взаимоотношений между покупателями и продавцами.
Внутренние сети могут испытывать
большие трудности из-за их чрезмерного
расширения, но ещё в большей степени
– из-за неправильно ориентированной
модификации. Наиболее частая ошибка руководителей
организации – это
3. Динамическая сеть
Данный тип сети связан с дивизиональной
формой организации, которая делает
акцент на адаптивности путём ориентации
независимых подразделений на отдельные,
но связанные рынки. Централизованная
оценка результатов и местная
оперативная автономия
Наличие множества возможных партнёров, желающих применить свои умения и ресурсы для достижения общей цели динамичной сети, является не только залогом успеха, но и источником потенциальных проблем. Фирмам приходится осваивать достаточно широкий сегмент в ценностной цепи, чтобы справиться с задачей тестирования и защиты своего вклада в общий проект. Проектанту необходимо поддерживать свою способность строить прототипы, производителю – экспериментировать с новыми технологиями и т. д. Фирмы, у которых основа вклада либо слишком узка, либо нечётко определена, на рынке легко опережаются конкурентами.
Следовательно, фирмы с чётко отчерчённой компетентной позицией в ценностной цепи, поддерживаемой постоянными инвестициями в технологии и развитие персонала, могут претендовать на взаимодействие с партнёрами сети. Тем не менее для них существует постоянный соблазн снизить уровень своей компетентности. Они могут пытаться повысить уровень своей безопасности за счёт упования на юридическое оформление контрактов, предпочтительные отношения с определёнными партнёрами и т. д.
Каждое усилие (выход на новые
рынки, внедрение технологических
новшеств, введение системы стандартов)
направлено на то, чтобы предоставить
вновь образованным структурам конкурентные
преимущества. Такие модификации
могут стать на пути эффективного
развития динамичной сети, её способности
эффективно распределять ресурсы и
персонал, объединяя и разъединяя
их с минимальными затратами и
минимальной потерей
4. Связи в сетевой организации
Возможность того, что фирмы, внедряющие
сетевые структуры, повысят способность
к самообновлению, вытекает из двух
отличительных свойств сетевой
фирмы: характера взаимосвязей между
компонентами сети и добровольных рыночных
отношений. Даже когда компонентами
сети владеют сообща, структура организации
носит рыночный характер. Чётко определённые,
нацеленные и структурированные
контракты управляют
Рыночные связи
Наиболее важно, сто отношения
в сети не диктуются какой-либо одной
стороной. В действительности главное,
позитивное, что есть в сетевой
структуре, – это отношения
Исследования подтверждают, что организации, особенно большие и сложные, испытывают затруднения, приспосабливаясь к изменениям внешней среды. Адаптация к изменениям на рынке и в технологии невозможна в рамках старой организации, без рассмотрения направлений преобразования системы, без принятия организационных мер, обеспечивающих стабильность деятельности в новых условиях. Организационные формы, особенно сетевые, должны противостоять провалам в деятельности предприятий и неспособности их руководителей справиться с новыми задачами. По своей природе сетевые организации всегда находятся в процессе обновления, а их основные элементы – в состоянии корректировки в соответствии с изменениями рынка, технологий и других факторов внешней среды. Процесс адаптации, ориентированный на результаты, должен помочь руководителям углубить понимание современных способов достижения целей организации в изменяющейся обстановке. Изучение сетевых организаций и принципов их деятельности должно внести вклад в лучшее понимание причин неудач предприятий всех организационных форм.
ІІ. Информационная технология и сетевое предприятие
Новые организационные траектории не были механистическим следствием технологических изменений. Некоторые из них предшествовали появлению новых информационных технологий. Например, система канбан была впервые применена Toyota в 1948 г., и её проведение в жизнь не потребовало электронных связей on-line. Инструкции и информация записывались на стандартных карточках, размещённых на рабочих участках, а поставщики и заводские операторы обменивались ими1. Большинство экспериментов с методами повышения заинтересованности рабочих, проведённых японскими и шведскими и американскими компаниями, требовали изменить скорее ментальность, чем машинное оборудование2. Самым важным препятствием приспособлению вертикальной корпорации к требованиям гибкости, налагаемым глобальной экономикой, была жёсткость традиционных корпорационных культур. Кроме того, в период массового распространения информационной технологии в 1980-х годах на неё смотрели как на магический инструмент реформирования и изменения индустриальной корпорации. Но её введение при отсутствии фундаментальных организационных изменений на деле усугубило проблемы бюрократизации и жёсткости. Компьютеризованный контроль парализует работу даже больше, чем традиционная командная манера, в которой личные контакты ещё оставляют место для неофициальных сделок3. В 1980-х годах в Америке в новой технологии видели чаще всего средство экономии трудовых затрат и возможность установления контроля над рабочей силой, а не орудий организационных изменений4.
Таким образом, организационные изменения
происходили в ответ на необходимость
справляться с постоянно
«Способность крупных
Способность малых и средних предприятий связываться в сети между собой и с крупными корпорациями также стала зависеть от доступности новых технологий, раз горизонт сетей (если не их повседневные операции) стал глобальным7. Правда, в Китае бизнес столетиями опирался на сети доверия и сотрудничества. Но когда в 1980-х годах сети протянулись через Тихий океан, из Тяньцзина в Фуцзян, из Гонконга в Гуандун, из Джакарты в Бангкок, из Чиньчжоу в Маунтин Вью, из Сингапура в Шанхай, из Гонконга в Ванкувер и прежде всего из Тайбэя и Гонконга в Гуанчжоу и Шанхай, только опора на новые коммуникационные и информационные технологии позволила им работать на постоянной основе. Семейные, региональные и личностные кодексы уже установили базу для правил игры, которыми нужно было следовать, но теперь при помощи компьютеров.
Сложность паутины стратегических союзов, субподрядных соглашений, децентрализованного принятия решений сделали бы крупные корпорации попросту неуправляемыми без развития компьютерных сетей8, конкретнее, без мощных микропроцессоров, установленных в настольных компьютерах, связанных через цифровые телекоммуникационные сети. Это случай, в котором организационные изменения индуцировали (в некоторой степени) технологическую траекторию. Если бы, с одной стороны, крупные вертикальные корпорации были способны продолжать успешно оперировать в новой экономике, кризиса IBM, Digital Equipment, Fujitsu, и вообще отрасли, производящей большие компьютеры, могло бы и не произойти. Именно из-за сетевых нужд новых больших и малых организаций персональные компьютеры и компьютерные сети распространялись так стремительно. Благодаря массовой потребности в гибком, интерактивном управлении компьютерами программное обеспечение стало самым динамичным сектором отрасли, и производство информации, вероятно, будет формировать процессы производства и управления в будущем. С другой стороны, из-за доступности этих технологий (благодаря упрямству новаторов Силиконовой долины, сопротивлявшихся развитию информатики по оруэлловской модели «1984») формирование сетей стало ключом к гибкости организаций и результативности бизнеса9.
Бар и Боррус показали в своих
исследованиях, что сетевая информационная
технология пережила в начале 1990-х
годов количественный скачёк благодаря
сближению трёх тенденций: введению
цифровой технологии в телекоммуникационных
сетях, развитию широкополосной передачи
сигналов и резкому повышению
результативности работы компьютеров,
связанных сетью, результативности,
которая в свою очередь определялась
технологическим прорывом в микроэлектронике
и программном обеспечении. Затем
компьютерные интерактивные системы,
до того времени ограниченные локальными
сетями (Local Area Networks), стали функционировать
в широких сетях (Wide Area Networks), а
компьютерная парадигма сдвинулась
от простой связи между
Дитер Эрнст показал, что сближение
между организационными требованиями
и технологическими изменениями
превратило сети в фундаментальную
форму конкуренции в новой
глобальной экономике. Барьеры на пути
вступления в наиболее передовые
отрасли, такие, как электроника
или автомобилестроение, выросли
до небес, крайне затрудняя самостоятельное
вхождение на рынок новых конкурентов
и ограничивая способность даже
крупных корпораций открывать новые
продуктовые линии или
Чтобы определить более точно сетевое
предприятие, мне нужно вспомнить
своё определение организации: система
средств, структурированных вокруг
намерения достичь