Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 14:41, курсовая работа
В последние десятилетия ответом организации во всём мире на усиление конкуренции в глобальном масштабе стал отход от централизованно координируемой, многоуровневой иерархии и движение к разнообразным, более гибким структурам, напоминающим скорее сети, чем традиционные управленческие пирамиды. Перенесение рыночных отношений во внутреннюю сферу компании («внутренние рынки») вызвало к жизни новый тип структур – сетевые организации, в которых последовательность команд иерархической структуры заменяется цепочкой заказов на поставку продукции и развитием взаимоотношений с другими фирмами. Сети представляют собой совокупность фирм или специализированных единиц, деятельность которых координируется рыночными механизмами вместо командных методов. Они рассматриваются как форма, отвечающая современным требованиям внешней среды. Вместе с тем эффективность сетевых организаций нередко снижается из-за ошибок руководителей при разработке организационных структур и в процессе управления ими.
Введение
І. Сущность и эволюция сетевых организаций
Стабильная сеть
Внутренняя сеть
Динамическая сеть
Связи в сетевой организации
ІІ. Информационная технология и сетевое предприятие
ІІІ. Основные виды сетевых организаций
Организация межфирменной сети
Корпоративные стратегические альянсы
Горизонтальная корпорация и глобальные деловые сети
Кризис модели вертикальной корпорации и возникновении деловых сетей
Заключение
Список использованной литературы
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «управление и социология»
Курсовая работа на тему:
«Сетевая организация»
Выполнил:
Цыганок С. А., гр. 06БХ-6
Проверил:
к.ф.н., доцент Игнатов В. С.
Пенза 2007г.
Содержание
Введение
І. Сущность и эволюция сетевых организаций
ІІ. Информационная технология и сетевое предприятие
ІІІ. Основные виды сетевых организаций
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В последние десятилетия ответом
организации во всём мире на усиление
конкуренции в глобальном масштабе
стал отход от централизованно
Развитие сетевой организации происходило следующим образом. Новые организационные формы возникали в ответ на необходимость преодоления недостатков старых форм, которые уже не отвечали требованиям внешней среды. Руководители начинали экспериментировать с новыми подходами, вели поиск более эффективных форм распределения ресурсов и координации деятельности. Выявилось и то, что чем шире применяется новая форма, тем больше возможностей для её неправильного использования. Проектирование новых структур, не учитывающее текущие недочёты в организации, приводит к тому, что новая форма теряет свою жизнеспособность.
І. Сущность и эволюция сетевых организаций
Функциональная организация, появившаяся
в конце XΙX столетии, активно развивалась
в начале XX века. Она позволяла
многим фирмам достигать необходимых
размеров и эффективности, отвечать
на потребности растущего
Дивизиональная организация
Матричная организация возникла в
1960–70-х годах и сочетала в себе
элементы функциональной и дивизиональной
форм. Она была создана в интересах
эффективного использования специалистов,
инженеров и учёных при адаптировании
широкого спектра новых продуктов
к потребностям рынка. При этом технический
персонал, специалисты перемещаются
из функциональных подразделений в
продуктовые или проектные
Развитие сетевых организаций
началось в 1980-х годах, когда международная
конкуренция и быстрые
Некоторые сети объединяют поставщиков, производителей и органы по реализации продукции, между которыми устанавливаются долгосрочные стабильные отношения. Другие сети гораздо более динамичны, компоненты ценностной цепи соединяются на контрактной основе в интересах реализации проекта или производства продукции, а затем распадаются, чтобы стать частью новой ценностной цепи для следующего предпринимательского проекта. Поскольку любые функции реализуются на контрактной основе, то можно легко заменить поставщиков, вследствие чего у компании с сетевой структурой снижаются издержки.
Сетевые организации отличаются от
организаций других типов рядом
признаков. Во-первых, фирмы, использующие
старые организационные структуры,
предпочитают располагать всеми
ресурсами, необходимыми для производства
определённой продукции или услуг.
В противоположность этому
Во-вторых, сетевые организации больше полагаются на рыночные механизмы, чем на административные формы управления потоками ресурсов. Однако эти механизмы – не просто взаимоотношения независимых хозяйствующих субъектов. На самом деле различные компоненты сети обмениваются информацией, кооперируются друг с другом, поставляют продукцию для того, чтобы удерживать определённое место в ценностной цепи.
В-третьих, хотя подрядные сетевые организации были частным явлением, многие недавно разработанные сети предполагают более действенную и заинтересованную роль участников совместных проектов. Как показывает опыт, такое добровольное активное поведение участников не только улучшает конечные результаты, но и способствует выполнению контрактных обязательств.
В-четвёртых, в ряде отраслей, число которых постоянно растёт (включая компьютерную, полупроводниковую, автомобильную и др.), сети представляют собой объединение организаций, основанное на кооперации и взаимном владении акциями участников группы – производителей, поставщиков, торговых и финансовых компаний.
Хотя сетевые организации
В итоге сетевая организация
включает в себя элементы специализации
функциональной формы, автономность дивизиональной
структуры и возможность
Однако сетевая организация сама по себе имеет ряд ограничений. Чтобы понять реальные и потенциальные слабые стороны сети, целесообразно рассмотреть причины присущих ей недостатков. Тем более что сходные процессы и противоречия наблюдались у всех предшествующих организационных форм. Широкий успех, использование преимуществ каждой новой формы сменялись выявлением её недостатков в процессе развития. Как свидетельствуют исследования, два типа типичных ошибок характерны для развития различных организационных форм:
Организационная форма может эффективно работать только в определённых пределах. Когда логика формы нарушается, неизбежен провал. Рассмотрим более детально характеристики каждого вида сетевой организации.
Таблица 1
Характеристика свойств разных организаций
Ключевые факторы |
модели | |
Иерархия |
Сетевая организация | |
Нормативная база |
Служебные взаимоотношения |
Договорные отношения |
Средства связи |
Стандартные |
Использующие многообразные |
Модель решения конфликтов |
Административные приказы, контроль |
Нормы взаимности |
Степень гибкости |
Низкая |
Высокая |
Обязательства сторон |
Средний уровень обязательств |
Высокий уровень обязательств |
Атмосфера (климат) в организации |
Формальная, бюрократическая |
Предполагаемая открытость, взаимовыгодность |
Предпочтения или выбор участников |
Подчинённость |
Взаимозависимость |
Эта форма в своей основе близка
к функциональной организации. Она
разработана для обслуживания предсказуемого
рынка путём объединения
Наиболее распространённая угроза
эффективности стабильной сети –
это требование полной утилизации её
ресурсов в интересах центра фирмы.
В этом случае цены, качество продукции
и технические параметры
Стабильная сеть также может
быть нарушена непродуманными модификациями.
Некоторые центральные фирмы
пытаются установить все условия
работы в цепи для поставщиков. Излишнее
вмешательство в процесс
Таблица 2
Основные характеристики сетевых организаций
Тип сети |
Особенности организации |
Сферы применения |
Недостатки, связанные с расширением сети |
Недостатки, связанные с модификацией структуры |
Стабильная |
Крупная фирма (с центром), создающая рыночно ориентированные связи с ограниченным потоком информации вверх и вниз |
Добывающие отрасли, требующие
крупных капиталовложений. Объединение
собственности партнёров |
Чрезмерное использование |
Большие надежды, возлагаемые на кооперацию, могут ограничить творческий потенциал партнёров |
Внутренняя |
Совместное владение, распределение ресурсов по ценностной цели с использованием рыночных механизмов |
Добывающие отрасли, требующие крупных капиталовложений. Рыночные цены позволяют оценивать работу внутренних подразделений |
Фирма может расширить владение активами за пределы возможностей «внутреннего рынка» и механизмов оценки результатов деятельности |
Руководители фирмы используют команды вместо влияния и стимулов, чтобы направлять внутренние операции |
Динамичная |
Независимые элементы фирмы вдоль ценностной цепи формируют временные союзы из большого числа потенциальных партнёров |
Отрасли с низким техническим уровнем, с коротким производственным циклом и динамично изменяющиеся высокотехнологичные отрасли (электроника, биотехнология и т. д.) |
Экспертиза может оказаться слишком узкой и выгоды от ценностной цепи могут достаться другой фирме |
Могут быть разработаны действенные механизмы, чтобы предотвратить сопротивление партнёров. Ограниченное общение с нижестоящими и вышестоящими партнёрами |