Себестоимость продукции (работ, услуг) ЧУП «Ремтехно», г. Минск.

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Себестоимость продукции (работ, услуг) является одним из важных обобщающих показателей деятельности фирмы (предприятия), отражающих эффективность использования ресурсов; результаты внедрения новой техники и прогрессивной технологии; совершенствование организации труда, производства и управления. Целью написания данной курсовой работы является разработка мероприятий снижения себестоимости на конкретном предприятии ЧУП «Ремтехно», г. Минск.

Работа содержит 1 файл

курсовая СС.doc

— 352.00 Кб (Скачать)

Разница между двумя названными средними показателями себестоимости единицы продукции (13,4-0,005=13,395) возникла за счет изменения структуры продукции. Умножив разницу на общее количество выпущенной продукции, получим общее отклонение от плана себестоимости фактически выпущенной продукции за счет изменения структуры.

13,395*2631,1=35243,58 млн. руб.

Второй фактор, непосредственно влияющий на изменение затрат на рубль товарной продукции, изменение уровня затрат на производство отдельных изделий, видов работ или услуг. Он включает все затраты материальных, трудовых и финансовых ресурсов на производство и реализацию единицы продукции и выражается в калькуляции в виде статей расхода.

Остальные два фактора выражают изменение цен (и тарифов) на потребленные материальные ресурсы и выпущенную продукцию. Методика расчета размера влияния рассмотренных факторов на изменение затрат на рубль товарной продукции следующая (см. Приложение 2).

Так, вначале   определяется   общая   величина   отклонения   фактического уровня затрат  на рубль  товарной  продукции     от  планового  путем их сравнения.

Затем   рассчитывается   размер   влияния   вышеназванных   факторов.

В себестоимости продукции большой удельный вес занимают мате­риальные затраты. Их доля в промышленной продукции составляет более половины ее себестоимости, а в отдельных отраслях промышленности она превышает 90—95 % всех затрат. Учитывая эту особенность, показывающую важное направление и источник резервов снижения себестоимости и роста прибыли, а также немалые проблемы в рыночных условиях по обеспечению производства материальными ресурсами соответствующего ассортимента, качества и ритмичности поставок, анализу материальных затрат должно уделяться большое внимание и место в анализе себестоимости продукции.

 

 

 

 

2.4 Анализ прямых материальных затрат

На величину материальных затрат и их изменение в процессе производства и реализации продукции оказывает влияние множество разнообразных факторов, в том числе и факторов, связанных с особенностями технологии и организации производства конкретной продукции, работ и услуг.

Активное управление этими факторами возможно при условии, что центры ответственности за материальные затраты будут своевременно получать достаточно полную аналитическую информацию о направлении (положительном или отрицательном) и Силе их действия на себестоимость продукции. Создание такой информации обеспечивается следующей методикой анализа материальных затрат, в основу которой положен дедуктивный метод исследования технико-экономических процессов в хозяйственной деятельности, которые отражают специфику отдельных отраслей промышленности. Совокупное влияние всех факторов на отклонение фактических материальных затрат от плановых, пересчитанных на фактические объем и структуру выпущенной товарной продукции, проявляется для большинства предприятий разных отраслей в трех основных факторах, сокращенно названных «за счет норм» ± НРм, «за счет цен» ± ЦМи и «за счет замены» ± ЗМИ. Последний фактор выражается в отклонении нормы расхода (± НРмщ) и цены (± Цмш), заменяющего материала от нормы расхода (± НРме) и цены (± Цме) заменяемого материала. Это означает, что последующие факторы одинаковы с теми, которые объединяются в факторах «за счет норм» и «за счет цен».

На первый фактор, т.е. отклонение фактически сложившейся нормы расхода материала на одно изделие от плановой (± НРм), могут в свою очередь оказать влияние отклонения от плана:

- чистого веса (размера) изделия в части материалов (±Чим);

- величины возвратных отходов, возникших в результате использования

этих материалов на данное изделие (± ВОи);

- величины безвозвратных отходов по этим материалам (± БОи)[15, c. 98].

На второй фактор, т.е. отклонение фактически сложившейся «цены» израсходованного материала от плановой (± ЦМи), могут в свою очередь оказать влияние факторы низшего порядка связи с анализируемым результативным показателем, т. е. такие, как отклонения от плана:

- покупной   цены   материала,   включая  и   изменение транспортно-заготовительных расходов на его приобретение (± Цм);

- структуры возвратных отходов, которая находит выражение в изменении средней цены возвратных отходов (± Цво);

- структуры   смеси   или   рецептуры   использованных   материалов,  (сырья), если они в комплексе используются в процессе производства продукции,   которое   находит   выражение   в   изменении   средней   цены израсходованной смеси (±Цсм).[15, c. 102]

Размер и направления (±) влияния этих факторов рассчитываются следующим образом:

Влияние фактора ±ЧИм определяется как произведение разности между фактической величиной чистого веса изделия (ЧИф) и его плановой величиной (ЧИп) на плановую цену материала (ЦМп):

         ±ЧИм=(ЧИф-ЧИп)* ЦМп                                                                           (3)

Допустим, при обработке втулки из 1000кг исходного материала технологией    предполагается   получение    720    кг   готовой   продукции, фактически получено 721 кг. Стоимость исходного материала 1570 руб. за 1 кг.

(721-720)* 1570=1570руб.

Влияние фактора ±ВОи рассчитывается как произведение разности между фактической величиной возвратных отходов (ВOф) и плановой их величиной на фактически выпущенную продукцию (ВОпфп) на разность между плановой ценой материала (ЦМп) и среднеплановой ценой возвратных отходов (ЦВОп):

±ВОи = (ВОф – ВОпфп)*ЦМп*ЦВОп                                                       (4)

Влияние   фактора  ±БОи  определяется  как  произведение  разности между фактической  величиной  безвозвратных отходов      (БОиф)      и их плановой величиной      на      фактически      выпущенную      продукцию (БОпфп) на плановую цену материала (ЦМп):

±Бои = (Боиф - БОпфп)*ЦМп                                                                     (5)

Влияние фактора ± Цм рассчитывается как произведение разности между фактически сложившейся ценой использованного материала (ЦМф) и его ценой по плану (ЦМп) на фактическое количество израсходованного материала на данное изделие (РМиф):

±Цм = (ЦМф - ЦМп)*РМиф                                                                       (6)

В отчетном году стоимость исходного материала (в основу данного примера возьмем пряжу) возросла с 22000 руб. до 24000руб. за 1 кг, израсходовано за год 55т пряжи.

Следовательно, (24000-22000)*55000/1000000=110 млн.руб.

Влияние фактора ±Цво исчисляется как произведение разности фактических и плановых средних цен возвратных отходов (Цвоф-Цвоп) на фактически полученное их количество (ВОиф):

±Цво =  (Цвоф-Цвоп)*ВОиф                                                                       (7)

Влияние фактора ±Цсм определяется как произведение разности фактических и плановых средних цен израсходованной смеси (Цсмф-Цсмп) на фактическое количество израсходованной смеси на одно изделие (СМиф):

±Цсм = (Цсмф-Цсмп)*СМиф                                                                       (8)

Влияние факторов на материальные затраты от замены материалов определяется следующим образом.

Влияние отклонения норм расхода материалов (±НРзм) в результате замены рассчитывается как произведение разности между нормой расхода заменяющего материала (РМщ) и нормой расхода заменяемого материала (РМе) на цену заменяемого материала (Цме):

±НРзм = (РМщ - РМе)*Цме                                                                        (9)

В свою очередь, фактический расход заменяющего материала может отклониться от его нормы, тогда на это отклонение могут оказать влияние все рассмотренные факторы «за счет норм».

Влияние отклонения цен на материалы в результате их замены (± Цзм) определяется как произведение разности между ценой заменяющего материала (Цмщ) и ценой заменяемого материала (Цме) на количество расхода заменяющего материала по норме (РМщ):

±Цзм = (Цмщ - Цме)*РМщ                                                                        (10)

Для успешного функционирования предприятия необходимо изучать соотношение объема производства (реализации) продукции с издержками и прибылью (СИОП).[13, c. 54]

В процессе анализа решаются следующие основные задачи: рассчитать объем реализации, при котором обеспечивается полное покрытие затрат предприятия, т.е. уровень (точка) безубыточности (окупаемости); исчисляется объем реализации, обеспечивающий, при прочих равных условиях, получение необходимой предприятию суммы прибыли; дается аналитическая оценка объема реализации, при котором предприятие может быть конкурентоспособно на рынке, т. е. расчет зоны (поля) безопасности. Основные этапы анализа:

1)  сбор,     подготовка     и     аналитическая     обработка     исходной информации в соответствии с условиями анализа СИОП;

2) расчет          условно-постоянных          и          условно-переменных издержек, уровня безубыточности и зоны безопасности;

3)  аналитическое         обоснование                 объема         реализации, необходимого для обеспечения планируемой суммы прибыли[13, c. 67].

Переменные издержки изменяются пропорционально изменению объема производства, но они постоянны в себестоимости единиц продукции в пределах изучаемого объема производства. В состав переменных издержек входят все прямые материальные затраты (сырье, материалы, топливо, энергия) и трудовые затраты (основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих с отчислениями на социальные нужды).

Под уровнем (точкой) безубыточности (То) понимают объем реализованной продукции, при котором выручка от реализации равна ее полной себестоимости, т.е. уже нет убытков, но еще нет прибыли.

Для расчета объема реализации (РПо) в точке окупаемости применяется следующая формула:

РПо=Ип+И'п,                                                                                               (11)

где Ип - сумма постоянных издержек;

И'п - сумма переменных издержек.

Если представить объем реализации как произведение единицы цены (Ц) на количество единиц реализованной продукции (К), а общую сумму переменных издержек (И'п) как произведение переменных издержек на единицу продукции (И'е) на количество единиц реализованной продукции (К), то получим следующее равенство:

Ц*К=Ип+И'е*К                                                                                           (12)

На изменение уровня точки окупаемости оказывает влияние группа факторов:

-    цена единицы изделия;

-    уровень     переменных    издержек    в     единице    реализованной продукции;

-    постоянные издержки.

Для определения перспектив и альтернатив развития необходимо обоснование объема реализации для обеспечения нужной предприятию суммы прибыли. В точке окупаемости выручка от реализации покрывает затраты предприятия, т.е. прибыль равна 0. Расчет необходимого объема реализации в натуральных единицах можно провести по формуле:

Рн=Ип+Пн/Пп                                                                                             (13)

где Пн - сумма необходимой прибыли;

Пп – предельная прибыль

Если предприятие реализует не один, а несколько видов продукции, то точка безубыточности для предприятия как целого определяется в стоимостном выражении по формуле:

То = Ип/(1- И'е/Ц)                                                                                       (14)

Допустим, на ЧУП «Ремтехно» в 2006 году планируется произвести и реализовать продукцию таким образом, что полученная прибыль покрыла убыток 2005 года в сумме 3016 млн. руб. Ориентировочно потребность в прибыли с учетом убытка в 2004 году и налоговых платежей определена в размере 5027 млн. руб. (3016/60*100).

Отсюда, объем реализации равен 7049,5 ед. (35438/5027).

Таким образом, объем реализованной продукции, при котором выручка от реализации равна ее полной себестоимости, т.е. предприятие сможет покрыть свои расходы и, следовательно, не понесет убытков равен 7050 шт.

Можно сделать вывод, что в себестоимости продукции большой удельный вес занимают мате­риальные затраты. Их доля в промышленной продукции составляет более половины ее себестоимости, а в отдельных отраслях промышленности она превышает 90—95 % всех затрат. На ЧУП «Ремтехно» удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции составил 71%. Учитывая эту особенность, показывающую важное направление и источник резервов снижения себестоимости и роста прибыли, а также немалые проблемы в рыночных условиях по обеспечению производства материальными ресурсами соответствующего ассортимента, качества и ритмичности поставок, анализу материальных затрат должно уделяться большое внимание и место в анализе себестоимости продукции.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3.

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ

 

Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.

Снижение себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

Информация о работе Себестоимость продукции (работ, услуг) ЧУП «Ремтехно», г. Минск.