Себестоимость продукции: понятие, показатели источники и факторы ее снижения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:07, контрольная работа

Описание работы

В соответствии с определением себестоимости производства следует различать себестоимость производства и реализации, выпуска продукции и продаж. Себестоимость выпуска (производства) продукции характеризует в денежном измерении все материальные затраты и затраты на оплату труда, которые в том или ином производстве падают на единицу и на весь объем выпускаемой продукции.

Работа содержит 1 файл

1курсовая 4курс 2 семестр).docx

— 127.46 Кб (Скачать)

 

 За 2011 год затраты на 1 рубль произведенной продукции (работ и услуг) в целом по организации (по форме 4-ф (затраты)) составили 0,778 руб., что по отношению к 2010 году      ниже на -16,2 %.

При этом затраты на 1 рубль промышленной продукции в 2011 году составили 0,7844 руб., и уменьшились  к 2010  году   -16,54 %. Рентабельность промышленной продукции за отчетный период составила +27,48 %  (за  2010 год +6,66 %).

 

Снижение затрат и рост рентабельности произошло за счет следующих  факторов:

1. Проведение   организационно – технических   мероприятий   обеспечило   экономию   в сумме -171312,0 млн. руб.  (-0,0233 руб. на  1  руб. ТП, т.е.   снижение  затрат  на -2,48 %);

2. Рост объема производства (153,8 %) обеспечил уменьшение условно  – постоянных расходов в сумме  -260096,9 млн.руб. (-0,0354 руб. на 1 руб. ТП, т.е. снижение затрат на -3,76%);

3. Изменение амортизационных  отчислений привело к уменьшению  затрат  в сумме -13215,9 млн.руб.        (-0,0018 руб. на 1 руб. ТП, т.е. уменьшило затраты на -0,19%);

4. Изменение структуры  потребления ТЭР снизило затраты  в сумме             -12794,7 млн.руб.         (-0,0017 руб. на 1 руб. ТП, т.е. уменьшило затраты на        -0,19%);

5. Изменение  отнесения  затрат  на  социальное  страхование  по  счетам бухгалтерского учета в соответствии  с учетной политикой  2011 г. привело к уменьшению затрат в  сумме   -11774,9  млн.руб. (-0,0016 руб. на 1 руб. ТП, т.е. уменьшило затраты на  -0,17%).

6. Изменение незавершенного  производства (при пересчете внутризаводских  цен незавершенное производство  на начало месяца отражается  в ценах до пересчета; незавершенное  производство на конец месяца  – в ценах после пересчета)  повлияло на уменьшение затрат  в сумме -129426,5 млн.руб. (-0,0176 руб. на 1 руб. ТП, т.е. уменьшило затраты на -1,87%).

В то же время имеет место  рост затрат за счет следующих факторов:

1. Изменение   цен   на   сырье   и материалы, покупные   полуфабрикаты привело к росту затрат в сумме 1999396,5 млн. руб. (+0,2719 руб. на  1  руб. ТП, т.е увеличило затраты    на +28,93 %);

2. Изменение цен и тарифов на ТЭР повлияло на рост затрат в сумме +186646,0 млн. руб. ( +0,0254 руб. на  1  руб. ТП, т.е увеличило затраты    на +2,7 %);

3. Изменение уровня оплаты труда с учетом отчислений на социальное страхование повлияло на рост  затрат в сумме +295751,7 млн. руб. ( +0,0402 руб. на  1  руб.  ТП, т.е. увеличило затраты    на +4,28 % );

4. Изменение структуры (номенклатуры и ассортимента) продукции привело к росту затрат в сумме +26628,5 млн. руб. (+0,0036 руб. на  1  руб. ТП, т.е увеличило затраты на +0,39 %).

Остальные факторы привели  к увеличению себестоимости  продукции  в сумме +14933,3 млн.руб. ( +0,002 руб. на 1 руб. ТП, т.е. к увеличению затрат на +0,22%).

 

Информация о снижении затрат на 1 руб. производимой продукции 

по основным технико – экономическим факторам за 2011 год по ОАО «МАЗ»

№ п/п

Наименование показателей

Единица измерения

Отчетные            данные                за 2011 год

1.

Объем ПП за 2011г. в сопоставимых ценах

млн.руб.

4 383 456,2

2.

Затраты на 1 руб. ПП за 2010 г.

руб.

0,8769

3.

Себестоимость ПП по затратам 2010 г.

млн.руб.

3 843 767,9

4.

Экономия в 2011г.-всего:

млн.руб.

-442 653,1

 

в том числе за счет:

   

4.1.

повышения технического уровня-всего

млн.руб.

-144 835,5

 

внедрения новой, прогрессивной технологии, механизации и  автоматизации  производственных процессов

млн.руб.

-114 014,8

 

прочих факторов, повышающих технический уровень производства

млн.руб.

-30 820,7

4.2.

внедрения вычислительной техники

млн.руб.

 

4.3.

улучшение организации производства

млн.руб.

-26 719,4

 

совершенствования организации и  управления производством

млн.руб.

-26 476,4

 

ликвидации излишних затрат и потерь

млн.руб.

-243,0

4.4.

изменение объема и структуры продукции

млн.руб.

-246 684,3

 

за счет относительного изменения  условно-постоянных расходов

млн.руб.

-260 096,9

 

относительного уменьшения амортизационных  отчислений

млн.руб.

-13 215,9

 

изменения структуры (номенклатуры и  ассортимента) продукции

млн.руб.

26 628,5

4.5.

отраслевые и прочие факторы

млн.руб.

-24 413,9

 

ввод и освоение новых цехов, произв.единиц и производств

млн.руб.

 
 

прочих факторов

млн.руб.

-24 413,9

5.

Себестоимость 2011 г. в условиях 2010 г. (стр.3+стр.4)

млн.руб.

3 401 114,8

6.

Затраты на 1 руб. ПП 2011 г. в условиях, сопоставимых с 2010 г. (стр.5/стр.1)

руб.

0,7759

7.

Снижение затрат (стр.6/стр.2*100-100)

%

-11,5

8.

Изменение цен и условий в 2011 г., влияющих на себестоимость выпущенной  продукции

млн.руб.

2 367 388,1

 

изменение цен на потребляемые сырье, материалы, топливо и      энергию, покупные полуфабрикаты

млн.руб.

2 186 042,5

 

изменение условий оплаты труда

млн.руб.

295 751,8

 

прочие изменения условий

млн.руб.

-114 406,1

9.

Себестоимость в условиях 2011 г. (фактическая) (стр.5+стр.8)

млн.руб.

5 768 503

10.

Объем произведенной продукции в фактических ценах 2011 г.

млн.руб.

7 353 864,7

11.

Затраты на 1 руб. ПП в 2011 г. (стр.9/стр.10)

руб.

0,7844

11.1.

Затраты на 1 руб. ПП за 2010 г.

руб.

0,9399

12.

Изменение затрат 2011 г. к 2010 г.

%

-16,54


 

 

           

№п/п

Вид расходов

ОАО "МАЗ"

ОАО "МАЗ"

за счет прибыли

за счет с/стоим-ти

за счет прибыли

за счет с/стоим-ти

1

2

5

6

5

6

1.

Потери от брака

 

3 817

 

699

2.

Потери от простоев

 

2

 

234

3.

Убытки от списания недоамортизированных основных средств

       

4.

Штрафы, пени

631

     

 

Себестоимость реализованных  товаров, продукции, работ, услуг  составила    по  ОАО «МАЗ» - 5 655 376 млн. руб. Затраты на рубль реализованной продукции к выручке с налогами  за 2011 год составили по объединению – 0,7112 руб., по               ОАО «МАЗ» –  0,7052 руб., за   2010 год, соответственно, по объединению – 0,8448 руб., по ОАО «МАЗ» – 0,8490 руб. Затраты на рубль реализованной продукции за 2011 год по сравнению с прошлым годом снизились по объединению на 15,8 %, по ОАО «МАЗ» -  на 16,9 %.

 

    1. Мероприятия по снижению себестоимости продукции

 

В условиях рыночной экономики  успех в конкурентной борьбе и  устойчивое финансовое состояние предприятия  в значительной мере обусловлены  возможностью обеспечения уровня издержек не выше среднеотраслевого. Это связано  с тем, что снижение издержек является важнейшим источником роста прибыли, обеспечивает возможность уменьшения цен на продукцию, снижает потребность в оборотных средствах предприятия.

На предприятиях имеются  резервы снижения себестоимости  продукции. Резервы реализуются  за счет многочисленных факторов. Наиболее важна группировка факторов на зависящие  от деятельности предприятия (внутрипроизводственные) и независящие от нее (внепроизводственные).

К внутрипроизводственным факторам относятся: повышение технического уровня производства: улучшение организации  производства и труда: изменение  объема и структуры продукции  и т.д. Внепроизводственные факторы  не зависят от деятельности предприятия  и обусловлены механизмом государственного регулирования экономики. Они включают изменение норм амортизации, ставок платы за ресурсы, цен на сырье  и т.д.

В настоящее время внепроизводственные  факторы в основном обусловливают  рост издержек. В связи с этим снижение издержек должно обеспечиваться преимущественно за счет внутрипроизводственных факторов.

 Источниками снижения  издержек предприятия являются: снижение расхода сырья, материалов, энергии, амортизации на единицу  продукции; уменьшение расхода  зарплаты на единицу продукции;  сокращение административно-управленческих  расходов и т.д.

Следует отметить, что снижение издержек в результате экономии одновременно всех затрат не всегда возможно. В связи  с этим, а также основываясь  на представленных выше данных об издержках  Минского автомобильного завода можно  сказать, что определяющим источником снижения издержек для данного предприятия  является экономия материальных затрат на основе комплексного  и рационального  их использования.

Основные направления  по экономии  ресурсов и увеличению прибыльности:

- экономия материальных  ресурсов;

- снижение себестоимости  за счет экономии энергоресурсов;

- снижение себестоимости  за счет экономии трудовых  ресурсов;

- улучшение использования  активов предприятия;

- снижение накладных  расходов;

- эффективное использование  финансовых средств; 

-сокращение услуг сторонних  организаций и выполнение работ  собственными силами;

-загрузка производственных  мощностей за счет привлечения  дополнительных заказов сторонних  организаций;

- эффективное использование  основных фондов;

- оптимизация затрат  на содержание социальной сферы. 

Экономический эффект от реализации данных мероприятий в 2011 году по ПО «БелавтоМАЗ» составил  736,8 млрд.руб. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПЛАНИРОВАНИЕ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

 

    1. Предложения по снижению себестоимости продукции

 

Так как, выявление путей  и резервов снижения себестоимости  продукции является для предприятия  источником повышения эффективности  производства и конкурентоспособности  предприятия, то целесообразно на ОАО  «МАЗ» изучить способы снижения себестоимости.

В настоящее время при  анализе фактической себестоимости  выпускаемой продукции, выявление  резервов и экономического эффекта  от ее снижения используется расчет по экономическим факторам. Экономические  факторы наиболее полно охватывают все элементы процесса производства – средства, предметы труда и сам труд. Они отражают основные направления работы коллективов предприятий по снижению себестоимости: повышение производительности труда, внедрение передовой техники и технологии, лучшее использование предметов труда, сокращение административно-управленческих и других накладных расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь.

Важнейшими путями снижения затрат является экономия всех видов  ресурсов, потребляемых в производстве: трудовых и материальных.

Снижения трудоемкости продукции, роста производительности труда можно достичь различными способами. Наиболее эффективные из них – механизация и автоматизация  производства, разработка и применение прогрессивных, высокопроизводительных технологий, замена и модернизация устаревшего оборудования.

Материальные ресурсы  занимают до 3/5 в структуре затрат на производство продукции. Отсюда понятно  значение экономии этих ресурсов, рационального  их использования. На первый план здесь  выступает применение ресурсосберегающих технологических процессов. Немаловажно  и повышение требовательности и  повсеместное применение входного контроля за качеством поступающих от поставщиков сырья и материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов.

Сокращения расходов по амортизации основных производственных фондов можно достичь путем лучшего  использования этих фондов, максимальной их загрузки [9].

Для того чтобы деятельность завода была успешной и продуктивной, необходима служба маркетинга. Торгово-маркетинговая  стратегия завода ОАО «МАЗ» будет осуществляться по следующим основным направлениям:

- Повышение качественной конкурентоспособности продукции: устранение брака продукции, выявляемого на предприятии в ходе ее изготовления, а также использование информации от потребителей о рекламациях и дефектах.

- Повышение ценовой конкурентоспособности продукции на основе снижения ее себестоимости за счет уменьшения прямых затрат (обеспечиваемого высокотехнологичным современным оборудованием) и снижения условно-постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции (оптимизации структуры условно-постоянных расходов и увеличения объемов производимой продукции).

- Организация постоянной рекламы своей продукции: размещение рекламы в средствах массовой информации, участие в строительных выставках, выставках-продажах, деловых встречах и конференциях.

- Всемерное развитие взаимовыгодных отношений с УПС Мингорисполкома и УПТИ трестов, строительных организаций г. Минска.

- Расширение рынка сбыта в России путем определения географического размещения потенциальных потребителей (предполагается дальнейшее расширение связей со строительными предприятиями и организациями Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленска).

- Улучшение работы службы маркетинга: определение круга обязанностей сотрудников отдела, установление их прав и ответственности в решении задач по продвижению продукции предприятия на рынке, создание эффективной системы материального и морального стимулирования работников отдела за результаты их работы.

Информация о работе Себестоимость продукции: понятие, показатели источники и факторы ее снижения