Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 22:28, контрольная работа
Себестоимость продукции – емкая, многообразная и динамичная экономическая категория. Она является важнейшим качественным показателем, который показывает, во что обходится предприятию производство и сбыт продукции. Чем ниже себестоимость, тем выше прибыль и, соответственно, рентабельность производства.
Теоритическая часть
1. Себестоимость продукции и ее планирование. Особенности планирования на малых предприятиях.........................................................................................2
1.1. Себестоимость продукции и ее планирование........................................2
1.2. Особенности планирования затрат на малом предприятии...................6
2. Анализ рынка и конкурентоспособности – важнейший раздел бизнес-плана; его структура и содержание......................................................................8
Практическая часть
Задача №1...............................................................................................................11
Задача №2...............................................................................................................12
Задача №3...............................................................................................................13
Список литературы................................................................................................14
Содержание:
Теоритическая часть
1. Себестоимость
продукции и ее планирование.
Особенности планирования на
малых предприятиях............
1.1.
Себестоимость продукции и ее
планирование..................
1.2.
Особенности планирования затрат на малом
предприятии...................
2. Анализ рынка
и конкурентоспособности –
Практическая часть
Задача №1.....................
Задача №2.....................
Задача №3.....................
Список литературы.............
1.
Себестоимость продукции
и ее планирование.
Особенности планирования
на малых предприятиях.
1.1. Себестоимость продукции и ее планирование
Себестоимость продукции (работ, услуг) – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и сбыт продукции (работ, услуг).
Себестоимость продукции – емкая, многообразная и динамичная экономическая категория. Она является важнейшим качественным показателем, который показывает, во что обходится предприятию производство и сбыт продукции. Чем ниже себестоимость, тем выше прибыль и, соответственно, рентабельность производства.
Исчисление себестоимости продукции предприятию необходимо для:
- оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики;
- определения рентабельности производства и отдельных видов продукции;
- осуществления внутрипроизводственного хозрасчета;
- выявления
резервов снижения
- определения цен на продукцию;
- расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий;
- обоснования
решения о производстве новых
видов продукции и снятия с
производства устаревших
Себестоимость продукции включает различные виды затрат, зависящих и не зависящих от работы предприятия, вытекающих из характера данного производства и не связанных с ним непосредственно.
Воздействие государства на формирование себестоимости продукции проявляется в следующих случаях:
- подразделение затрат предприятий на текущие затраты производства и долгосрочные инвестиции;
-
разграничение затрат предприятий на
относимые в себестоимость продукции
и возмещаемые за счет других источников
финансирования (финансовых результатов,
специальных фондов, целевого финансирования
и целевого поступления и др.);
- установление норм амортизации основных средств, тарифов отчислений на социальные нужды, размеров различных налогов и сборов.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что на предприятиях часть затрат хотя и включается в себестоимость продукции в фактически произведенной сумме, но для целей налогообложения их размеры корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм, нормативов и ставок (командировочные расходы, представительские расходы).
Исчисление себестоимости может варьироваться под воздействием следующих факторов:
1) в зависимости от степени готовности продукции и ее реализации различают себестоимость валовой, товарной, отгруженной и реализованной продукции;
2) в зависимости от количества продукции – себестоимость единицы продукции, всего объема выпущенной продукции;
3) в зависимости от полноты включения текущих расходов в себестоимость объекта калькулирования – полную фактическую себестоимость и сокращенную (усеченную) себестоимость;
4) в зависимости от оперативности формирования себестоимости – фактическую, нормативную, плановую;
5) в зависимости от центра учета затрат выделяют:
а) цеховую себестоимость – представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции;
б) производственную себестоимость – помимо затрат цехов включает общехозяйственные расходы;
в) полную себестоимость – отражает все расходы на производство и реализацию, складывается из производственной себестоимости и коммерческих расходов.
Таким образом, видно, что в теории и практике учета существует не одно понятие себестоимости, и необходимо каждый раз уточнять, о каком именно из показателей идет речь.
Одним из основных условий получения достоверной информации о себестоимости продукции является научно обоснованная классификация затрат, включаемых в ее состав.
Основной целью планирования себестоимости является выявление и использование имеющихся резервов снижения издержек производства и увеличение внутрихозяйственных накоплений. Снижая издержки производства в результате сбережения прошлого и живого труда, промышленность добивается (наряду с ростом накоплений) увеличения объема выпуска продукции. Планы по себестоимости должны исходить из прогрессивных норм затрат труда, использования оборудования, расхода сырья, материалов, топлива и энергии с учетом передового опыта других предприятий.
Плановая себестоимость определяется путем технико-экономических расчетов величины затрат на производство и реализацию всей товарной продукции и каждого вида изделий.
План по себестоимости продукции включает следующие разделы:
1.
Смета затрат на производство
продукции (составляется по
2.
Расчет себестоимости всей
3.
Сравнение плановых
4.
Расчет снижения себестоимости
товарной продукции по технико-
Качественные показатели плана по себестоимости продукции:
а) затраты на 1 руб. товарной (реализованной) продукции;
б) себестоимость товарной и реализованной продукции;
в) себестоимость отдельных видов продукции;
г) процент снижения себестоимости по технико-экономическим факторам;
д) процент снижения себестоимости сравнимой продукции.
При планировании себестоимости продукции применяются следующие методы.
1. Пофакторный метод. Его суть заключается в определении влияния технико-экономических факторов на издержки производства в планируемом году по сравнению с предыдущим годом.
2. Сметный метод. Он предполагает обоснование каждой статьи себестоимости с помощью специальной сметы затрат. Смета может составляться как на отдельные комплексные статьи расходов, так и в целом на объем валовой, товарной и реализуемой продукции. При планировании себестоимости в качестве отдельных смет могут использоваться отдельные разделы плана, например план материально-технического обеспечения, план по труду и персоналу, план технического и организационного развития предприятия, в которых обосновываются затраты соответствующих ресурсов.
3. Метод калькуляций. С помощью этого метода обосновывается величина затрат на производство единицы продукции, работ, услуг или их структурных элементов, например детали, узла. При планировании себестоимости данным методом важно правильно определить объекты калькулирования. Ими могут быть: отдельные изделия; заказы; технологические переделы; марки, сорта, артикулы и т.п. В дальнейшем калькуляции применяются при планировании себестоимости валовой, товарной и реализованной продукции, смет затрат и свода затрат по предприятию.
4. Нормативный метод. Здесь уровень затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг рассчитывается на основе заранее составленных норм и нормативов. Этот метод широко применяется при составлении плановых калькуляций и смет затрат. Важнейшее достоинство нормативного метода планирования себестоимости продукции — возможность обособленного учета отклонений от действующих (текущих) норм и их причин. Это позволяет судить о том, какие факторы привели к изменению затрат, и своевременно принимать оптимальные решения, направленные на улучшение экономических показателей работы предприятия.
При планировании себестоимости продукции указанные методы применяются, как правило, одновременно, в комплексе, что позволяет решать ряд взаимосвязанных задач планирования издержек.
1. 2. Особенности планирования затрат на малом предприятии
Для планирования, учета и анализа затраты малого предприятия объединяются в однородные группы по многим признакам.
1. По видам расходов. Группировка по видам расходов включает в себя две классификации:
- по
экономическим элементам
- по
калькуляционным статьям
Первая из них (по экономическим элементам) включает в себя пять основных групп расходов:
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация основных фондов;
- прочие затраты.
Вторая группа затрат (по калькуляционным статьям) используется при составлении калькуляций (расчет себестоимости единицы продукции, позволяющих определить, во что обходится предприятию единица каждого вида продукции, себестоимость отдельных видов работ и услуг. Необходимость данной классификации вызвана тем, что расчет себестоимости по вышеприведенным элементам затрат не позволяет учесть, где и в связи с чем произведены затраты, а также их характер. В то же время определение затрат по калькуляции как способ их группировки относительно конкретной единицы продукции позволяет отследить каждую составляющую себестоимости продукции на любом уровне.
2. По характеру участия в создании продукции. Выделяют основные расходы, непосредственно связанные с процессом изготовления продукции, а также накладные расходы, т.е. расходы по управлению и обслуживанию производством – цеховые, общезаводские, внепроизводственные (коммерческие), потери от брака.
3. По изменяемости в зависимости от объемов хозяйствования. Затраты, которые изменяются (увеличиваются или сокращаются) пропорционально изменению объема продукции, называют условно-переменными. Затраты, которые остаются неизменными, и величина их не связана с ростом сокращения выработки продукции, называют условно-постоянными. Данная классификация затрат необходима при планировании производства, а также при анализе финансово- хозяйственной деятельности предприятия.
4. По способу отнесения на себестоимость. Очень часто при калькулировании себестоимости продукции невозможно точно определить, в какой степени те или иные затраты могут быть отнесены на тот или другой вид продукции. В связи с этим все затраты предприятия подразделяются на прямые, которые могут быть непосредственно отнесены на данный вид продукции, и косвенные, которые связаны с производством многих изделий, как правило, это все остальные затраты предприятия.
Информация о работе Себестоимость продукции и ее планирование