Рынок ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Российский рынок ценных бумаг в настоящее время представляет собой бурно развивающуюся сферу финансового рынка страны. Сегодня эта часть рынка еще не до конца сформирована с точки зрения законодательства, налогообложения и структуры.
Как и любой другой, рынок ценных бумаг очень сложен по своей структуре, а тем более в условиях развивающихся и совершенствующихся рыночных отношений.

Содержание

Оглавление
План курсовой работы: 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Структура, организация и функции рынка ценных бумаг РФ. 5
2. Проблемы и пути совершенствования рынка ценных бумаг на современном этапе 35
3. Регулирование рынка ценных бумаг 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 47
Список использованной литературы: 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 52

Работа содержит 1 файл

Рынок ценных бумаг курсовая.doc

— 584.00 Кб (Скачать)

Стоимость долговых ценных бумаг, обращающихся на внутреннем рынке

Сопоставление данных о внутренней массе долговых ценных бумаг в разрезе отдельных  стран, публикуемых Банком международных  расчетов (Bank for International Settlements) в Базеле, приведены в табл. 7.

Кроме того, в ней содержатся данные о  стоимостных размерах массы долговых ценных бумаг, рассчитанные (или получившие экспертную оценку) на основе внутренних источников информации, публикуемых  Минфином России, Банком России и крупнейшими  эмитентами ценных бумаг. Из сравнения с данными Банка международных расчетов (см. табл. 7) очевидно, что последний даже без учета векселей, находящихся в обращении внутри России, занижает свои оценки массы российских долговых бумаг в 1,3-3,5 раза. 
         Таким образом, так же как и на рынках акций, в России к 1998 г. был создан внутренний рынок долговых ценных бумаг, существенно превосходящий по объемам соответствующие рынки переходных экономик Центральной и Восточной Европы (крупнейшие из них – Чехия, Польша, Венгрия) (см. табл. 7). Этот рынок был сопоставим или даже крупнее, чем аналогичные рынки Португалии, Финляндии, Греции, существенно уступая по размерам только долговым экономикам Австрии и Бельгии.  
Динамика прироста объемов этого рынка в принципе соответствовала тому, что происходило на рынке акций в 1994-1997 гг.: быстрый рост – более чем в 10 раз, затем шоковое сокращение и с 1999 г. медленное восстановление. 
         В 1999-2000 гг. в результате девальвации рубля, реструктуризации внутреннего государственного долга и займов регионов объем внутренней долговой массы сжался (в долларовом эквиваленте) более чем в 3 раза (см. табл. 7). Долговые рынки Чехии, Польши стали на 20-30% крупнее, рынки Греции, Португалии, Турции, Финляндии – в 2-4 раза больше, чем российский рынок долговых ценных бумаг (без учета векселей).

Объем внутреннего рынка неэмиссионных ценных бумаг

Масштабный  рыночный сегмент создан с 1994 г. векселями (закладные в 90-е годы де-факто  не выпускались, долговая масса складских  свидетельств, по оценке Ф. Гудкова (АУВЕР), не превышала 0,3-0,5 млрд долл.). 
        Еще осенью 1994 г. объем непогашенных векселей, находящихся в обращении, был не выше, по оценке, 0,1-0,3 млрд. долл.  Данные о стоимостных размерах вексельного рынка содержатся в табл. 8. 

Так же, как и другие долговые ценные бумаги, векселя в 1995-1997 гг. испытали многократный рост объемов, от почти  нулевых значений рынка в 1994 г. Дальнейшая динамика в основном совпадала с  иными сегментами фондового рынка (см. выше) - падение долларового эквивалента вексельной массы к концу 1998 г. в 2,7 раза по сравнению с концом 1997 г. (см. табл. 8) и дальнейшее постепенное восстановление стоимостной величины векселей, находящихся в обращении, почти в 1,9 раза в октябре 2000 г. по сравнению с концом 1998 г.

Долговые  ценные бумаги российских эмитентов: внешний  рынок

90-е годы стали  периодом экспансии российских  эмитентов на внешний рынок:  еврооблигации, выпущенные от  имени РФ, субъектов РФ и муниципальных  образований, корпоративные еврооблигации;  первые выпуски коммерческих бумаг, номинированных в иностранной валюте и предназначенных для нерезидентов, долговые обязательства, сформированные в результате реструктуризации долгов бывшего СССР Лондонскому клубу кредиторов PRIN's (Principal Notes) и IAN's (Interest Accrued Notes); облигации внутреннего валютного займа, которые после кризиса 1998 г. стали учитываться в составе внешнего долга, и др. 
         Уровень секьюритизации государственного внешнего долга, хотя и ниже, чем внутреннего, тем не менее достаточно высок. По данным Минфина РФ (на 1 октября 2000 г.), опубликованным на сайте www.minfin.ru, доля ценных бумаг в структуре внутреннего государственного долга составляет 99%, внешнего государственного долга – 37,3%.  
Данные об объеме внешних заимствований в форме ценных бумаг в разрезе отдельных стран, публикуемые BIS, приведены в табл. 9. При этом необходимо указать на очень значительные несовпадения статистики внешнего долга, ведущейся Минфином РФ и Банком международных расчетов.

Так, по данным Минфина РФ, внешний долг в ценных бумагах (включая облигации внутреннего валютного займа) составлял на 1 октября 2000 г. 53,5 млрд долл., в том числе в еврооблигациях – 36,3 млрд. долл.; оценка BIS (на 1 июля 2000 г.) – 18,8 млрд. долл., из них облигации – 18,8 млрд. долл. (очевидно, не включая облигации внутреннего валютного займа). Даже с учетом 3-месячного несовпадения дат, учета/неучета в составе внешнего долга ОВВЗ различия между показателями являются значимыми. 
         Анализ табл. 9 позволяет сделать следующие выводы (по данным BIS):

·  Масса российских ценных бумаг, обращающихся за рубежом, выросла с 1994 по 1998 г. почти в 15 раз.

·  Так же, как на внутреннем рынке долговых обязательств и рынке акций, в эти годы был фактически заново после перерыва в десятки лет воссоздан российский сегмент на международных рынках.

·  В конце 90-х годов объемы рынка внешних долговых обязательств, выпущенных российскими эмитентами, превышали все страны Центральной и Восточной Европы и были сопоставимы с размерами рынков внешних заимствований (в форме ценных бумаг) Турции, Греции, Португалии (аналогичные рынки Австрии, Финляндии, Бельгии были значительно объемнее российского сегмента международного рынка ценных бумаг).

Бухгалтерия рынка

Ясно, что размеры  российской экономики позволяют (табл. 10) в будущем занять более крупную рыночную нишу на мировых рынках как в части акций, так и в части долговых ценных бумаг.  

Международные сопоставления могут приводить  к главному выводу - конкурировать! Рассматривать все то, что мы делаем или не делаем для развития рынка прежде всего с точки зрения рыночной ниши российского рынка ценных бумаг, его способности привлекать внутренние и иностранные инвестиции в сравнении с другими рынками – конкурентами. 
    Другой вывод, который необходимо сделать из международных рынков сопоставлений – невозможность в дальнейшем управлять развитием рынка без элементарных статистических публикаций о нем. Рынок настолько фрагментирован, что одному только добросовестному исследователю известно, сколько нужно времени и сил, чтобы получить хотя бы элементарные статистические оценки его объемов, структуры, сопоставимые динамические ряды, региональные распределения. 
    Мы стоим перед крайней необходимостью создания отечественной статистики рынка ценных бумаг, хотя бы подобной той, которая существует в банковской сфере.

 

3. Регулирование рынка ценных бумаг

Для того, чтобы  рынок ценных бумаг мог эффективно выполнять свои функции, государство  осуществляет регулирование деятельности эмитентов и инвесторов. Государственное регулирование обеспечивается путем: а) установления обязательных требований к деятельности эмитентов и профессиональных участников РЦБ; б) регистрации выпусков ценных бумаг и контроля за соблюдением условий эмиссии; в) лицензированием деятельности профессиональных участников РЦБ; г) создания системы защиты прав владельцев ценных бумаг.

Ведущую роль в области государственного регулирования РЦБ в России занимает Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). На нее возложен контроль за деятельностью профессиональных участников РЦБ и определением стандартов эмиссии негосударственных ценных бумаг. Контроль за функционированием банковских и кредитных учреждений осуществляет Центральный банк РФ.

Определенное  место в регулировании деятельности профессиональных участников РЦБ призваны сыграть саморегулирующиеся организации профессиональных участников РЦБ (СОПУ), которые могут образовываться с одобрения ФКЦБ. Они являются добровольными объединениями профессиональных участников РЦБ. Для своих членов СОПУ устанавливают правила деятельности на РЦБ и осуществляют контроль за их соблюдением. Цель их создания состоит в обеспечении условий деятельности профессиональных участников, соблюдении ими этики на РЦБ, защите интересов инвесторов.

РЦБ будет эффективно выполнять свои функции, если он защищен от возможностей осуществления на нем финансовых махинаций и недобросовестной конкуренции. В связи с этим отечественное законодательство устанавливает ряд требований к осуществлению деятельности на РЦБ.

Во-первых, существует определенная процедура выпуска ценных бумаг. Бумаги могут размещаться среди неограниченного или ограниченного круга лиц. Если по условиям выпуска ценные бумаги планируется размещать среди неограниченного круга лиц, то такая эмиссия называется открытой (публичной) подпиской, или открытым (публичным) размещением. Если ценные бумаги размещаются среди заранее установленного числа лиц, то эмиссию именуют закрытой (частной) подпиской, или закрытым (частным) размещением. При открытой подписке или закрытой подписке, когда число заранее известного круга владельцев превышает 500, а также, когда общий объем эмиссии превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, требуется регистрация в ФКЦБ (или уполномоченном им органе) проспекта эмиссии ценных бумаг. Проспект эмиссии – это документ, в котором раскрывается требуемая законом информация об эмитенте и о предстоящем выпуске ценных бумаг. Ценные бумаги могут реализовываться инвесторам только после государственной регистрации проспекта эмиссии. Цель данного документа состоит в том, чтобы познакомить потенциальных вкладчиков с существующим финансовым состоянием эмитента и характеристикой выпуска ценных бумаг. На этой основе им предлагается принять решение о покупке бумаг. Особенность проспекта состоит в том, что регистрирующий его орган не отвечает за инвестиционную надежность предлагаемых бумаг. Эту оценку вкладчики должны сделать самостоятельно на основе информации, включенной в документ. Регистрирующий орган отвечает за то, чтобы в проспекте была указана вся информация , требуемая законодательством.

При открытой подписке эмитент обязан обеспечить доступ к  информации, содержащейся в проспекте  и опубликовать уведомление о  порядке раскрытия информации в  периодическом печатном издании  с тиражом не менее 50 тысяч экземпляров. Ежеквартально эмитент должен представлять отчет по ценным бумагам в ФКЦБ или уполномоченную ею государственный орган, а также владельцам ценных бумаг эмитента по их требованию.

Во-вторых, в  определенных случаях участники  РЦБ должны раскрывать информацию о своих операциях с ценными бумагами. Так, инвестор обязан уведомить ФКЦБ о своем владении эмиссионными ценными бумагами, если он приобрел 20% и более ценных бумаг одного эмитента, увеличил свою долю до уровня, кратного каждым 5% свыше 20%. Уведомление осуществляется в пятидневный срок после приобретения бумаг. Профессиональный участник РЦБ обязан раскрыть информацию о разовой операции с одним видом эмиссионных ценных бумаг одного эмитента, если количество ценных бумаг по операции составило не менее 15% от их общего количества.

В-третьих, осуществляется контроль за использованием служебной  информации (иногда ее называют внутренней). Лицам, владеющим служебной информацией, запрещается использовать ее для  заключения сделок и передавать третьим  лицам. К служебной информации Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (1996) относит любую информацию об эмитенте и выпущенных им бумагах, которая обеспечивает ее обладателю преимущественное положение по сравнению с другими участниками РЦБ. К лицам, обладающим данной информацией, закон относит: а) членов органов управления эмитента или профессионального участника РЦБ, связанного с эмитентом договором; б) аудитора эмитента; в) служащих государственных органов, которые имеют доступ к такой информации.

В-четвертых, регулируется рекламная деятельность на РЦБ. В рекламе запрещается: а) давать недостоверную информацию о деятельности эмитента и его ценных бумагах; б) гарантировать или указывать предполагаемый размер дохода по ценным бумагам и прогнозы роста их курсовой стоимости; в) использовать рекламу в целях недобросовестной конкуренции путем указания на недостатки в деятельности профессиональных участников РЦБ, занимающихся аналогичной деятельностью, или эмитентов, выпускающих аналогичные ценные бумаги; г) запрещается реклама эмиссионных ценных бумаг до даты их регистрации.

 В случае  нарушения законодательства о  ценных бумагах к участникам РЦБ применяются соответствующие административные или уголовные санкции.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Подытоживая работу, можно  сказать следующее:

Я рассмотрел теоретические аспекты функционирования рынка ценных бумаг, суть которых сводится к тому, что рынок ценных бумаг, являясь составной частью финансового рынка, иногда выходящего за рамки национального, обеспечивая движение финансового капитала, является по своей сути источником ресурсов для капитала промышленного. Более того, рынок ценных бумаг  способствует капитализации финансовых ресурсов.

Ценные бумаги – финансовый инструмент рынка ценных бумаг –  выступают в роли товара особого  рода. Обладая двойственной природой – имущественное право как титул собственности и как отношения займа – ценные бумаги являются отражением реального работающего капитала, принося их владельцу доход.

Таким образом, ценные бумаги и рынок, инструментом которого они  являются, в совокупности представляют собой одно из жизненно необходимых звеньев всего экономического механизма страны.

За последнее десятилетие  рынок ценных бумаг в России интенсивно развивался. Однако главенствующее место  на нем, как это ни прискорбно звучит, до сих пор остаются государственные ценные бумаги: отчасти благодаря безграмотной политики правительства в отношении приватизации, отчасти  - в вопросах формирования и расходования бюджета.

За период 1999-2000 годов рынок постепенно оправляется от последствий кризиса, новое правительство формирует экономическую политику, затрагивающую и, рассматриваемый здесь, рынок ценных бумаг. Как мы убедились, накопилось огромное количество проблем, которые необходимо решить для того, чтобы ценные бумаги выполняли свою главную экономическую функцию, а не служили бы лишь средством «латания дыр» государственного бюджета.

Рассмотрев все вышеуказанные проблемы, возникшие у меня в процессе работы, я могу сделать ряд выводов.

Информация о работе Рынок ценных бумаг