Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:12, лекция
Розничная торговля - это по существу предпринимательская деятельность, связанная с продажей товаров конечному потребителю для личного, семейного, домашнего и коллективного потребления.
Розничный товарооборот представляет собой продажу товаров населению и учреждениям в порядке мелкого опта. Розничный товарооборот отражает экономические отношения, которые возникают между торговыми организациями и населением в процессе купли-продажи товаров в обмен на денежные доходы покупателей.
Товарооборот одновременно характеризуется двумя признаками: наличием товара (объекта продажи) и продажей – формой движения товара от производителя к потребителю.
1. Розничный товарооборот, его понятие и состав.
2. Значение розничного товарооборота в народнохозяйственном комплексе Республики Беларусь.
3.Факторы, определяющие объём и ассортиментную структуру розничного товарооборота.
4. Анализ розничного товарооборота, этапы анализа.
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
Тема. Розничный товарооборот организаций торговли
Вопросы:
1. Розничный товарооборот, его понятие и состав.
2. Значение розничного товарооборота в народнохозяйственном комплексе Республики Беларусь.
3.Факторы, определяющие объём и ассортиментную структуру розничного товарооборота.
4.
Анализ розничного товарооборота,
этапы анализа.
1. Розничный товарооборот, его понятие и состав.
Розничная торговля - это по существу предпринимательская деятельность, связанная с продажей товаров конечному потребителю для личного, семейного, домашнего и коллективного потребления.
Розничный товарооборот представляет собой продажу товаров населению и учреждениям в порядке мелкого опта. Розничный товарооборот отражает экономические отношения, которые возникают между торговыми организациями и населением в процессе купли-продажи товаров в обмен на денежные доходы покупателей.
Товарооборот одновременно характеризуется двумя признаками: наличием товара (объекта продажи) и продажей – формой движения товара от производителя к потребителю.
Розничный товарооборот является завершающей стадией продвижения товаров от производителей до потребителей, в результате которой товар перестаёт быть товаром и переходит в личную собственность покупателей.
Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 21.10.2008 г. №304 определены условия формирования розничного товарооборота.
В состав розничного товарооборота включается:
В розничный товарооборот включается оборот розничной торговли и оборот общественного питания.
Розничный товарооборот характеризуется объёмом и структурой.
Объём розничного товарооборота – это стоимость товара, проданного за определённый период времени.
Структура товарооборота – это ассортиментный состав товарооборота в разрезе товарных групп.
Розничная
реализация товаров осуществляется
в разных формах и отражается в
различных видах розничного товарооборота
(рис. 1).
Рисунок 1.
Классификация
розничного товарооборота
Степень развития розничного товарооборота характеризуется системой показателей:
2. Значение розничного товарооборота в народнохозяйственном комплексе Республики Беларусь.
Значение
товарооборота в народно-
Через розничный товарооборот происходит смена форм стоимости (товарàденьгиàтовар). В результате возмещаются издержки производства и создаются условия для возникновения нового производственного цикла.
Розничный товарооборот отражает уровень жизни населения, т.к. почти 90% покупок производится в торговых организациях. Розничный товарооборот тесно связан с денежным обращением в Республике Беларусь поскольку почти 80 % наличных денег поступают в банки в виде выручки торговых организаций.
Через
розничный товарооборот устанавливается
взаимосвязь между
предложение→цена→спрос
розничный товарооборот
Розничный товарооборот
3.Факторы, определяющие объём и ассортиментную структуру розничного товарооборота.
Объём, структура, тенденции и перспективы развития розничного товарооборота зависят от множества условий. С одной стороны, они определяются всеми факторами, которые формируют спрос и предложение, а тем самым и ёмкость рынка;
С
другой – факторами эффективности
управления ресурсами торговой организации
и факторами внутреннего
Факторы розничного товарооборота – объективные причины, явления и процессы в сфере товарного обращения, воздействие которых приводит к изменению розничного товарооборота. Их условно подразделяют на макро- и микроэкономические (рис 2.). Многообразие приведённых ниже факторов, их разнонаправленность, различия в степени воздействия при наличии внутренних взаимосвязей обусловливают необходимость классификации на основе общих признаков.
По значимости:
По степени детализации:
По характеру действия:
По времени действия:
По характеру участия в процессе товарного обращения:
Торговые организации одновременно выступают в качестве субъекта и объекта рыночных отношений. Они не только находятся под влиянием различных факторов, но и имеют возможность воздействовать на их динамику. Из сказанного вытекает необходимость разделения факторов на внешние и внутренние.
Рисунок
2.
Основные факторы, влияющие на развитие розничного товарооборота
4.Анализ розничного товарооборота, этапы анализа.
Анализ розничного товарооборота за предыдущий период является необходимым условием экономического обоснования прогноза товарооборота на будущий период. Анализ розничного товарооборота производится в несколько этапов:
В процессе анализа определяется степень выполнения плановых заданий, изучается динамика товарооборота за предыдущий период, равномерность распределения товарооборота по кварталам и месяцам. При изучении динамики товарооборота важно учесть влияние ценового фактора и привести объём товарооборота в сопоставимый вид. Товарооборот в сопоставимых ценах определяется делением товарооборота в действующих розничных ценах на индекс цен. При анализе динамики товарооборота рассчитывается среднегодовой темп роста товарооборота по формуле среднегеометрической:
X = n-1
Где Тn - последний показатель динамического ряда
Т1 – первый показатель динамического ряда
n – количество периодов.
Степень выполнения плана товарооборота за год или квартал определяется делением фактического товарооборота за период на план товарооборота или данные прошлого периода и умножения на 100. Отклонение от товарооборота определяется как разница между фактическим и плановым показателем, или показателем прошлого периода. Для определения равномерного выполнения плана по кварталам , месяцам или структурным подразделениям рассчитываются среднеквадратическое отклонение, коэффициент вариации и коэффициент равномерности. Среднеквадратическое отклонение рассчитывается по формуле:
σ =√∑(X-X)2/n,
где σ- среднеквадратическое отклонение
х - % выполнения плана за месяц, квартал или по структурному подразделению,
Информация о работе Розничный товарооборот организаций торговли