Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:57, курсовая работа
ВВЕДЕНИЕ
Розничная торговля - торговля товарами народного потребления, как правило, за наличный расчет через розничную торговую сеть за удовлетворения личных потребностей населения. В розничной торговли происходит завершение процессов обращения, так как товары переходят в собственность потребителя выпадая из сферы обращения. Потребляются или образуют потребительский фонд.
1.Розничная торговая сеть
1.1.Функции и классификация розничного торгового предприятия
1.2.Специализация и типизация розничного торгового предприятия
1.3.Основные принципы размещения розничного торгового предприятия
2.Торговое предприятие - основное звено розничной торговой сети
3.Правила работы предприятий розничной торговли
4.Т/о - основной показатель предприятий торговли
Заключение
Список литературы
Павильоны
и киоски представляют собой сооружения
легкой конструкции и относятся
к мелкорозничной торговой сети. В
отличие от магазинов они предлагают
более узкий ассортимент
Павильон -- оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товаров. Может быть рассчитан на одно или несколько рабочих мест.
Киоск -- оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров. Рассчитан на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится рабочий запас товаров.
К мелкорозничной торговой сети относятся и передвижные средства развозной и разносной торговли (автомагазины, тележки, лотки), палатки, а также торговые автоматы.
Автомагазины и другие средства передвижной торговли используют для обслуживания жителей небольших населенных пунктов, а также работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т. д. Они широко используются и производственными предприятиями для реализации своей продукции в городах.
Палатка -- легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров. Товарный запас, рассчитанный на один день торговли, размещается на площади одного или нескольких рабочих мест продавца.
Торговые автоматы устанавливают в магазинах, на прилегающих к ним территориях, а также в местах массового скопления людей (в парках, на вокзалах и т. п.).
В зависимости от ассортимента реализуемых товаров и размера торговой площади магазины подразделяют на типы (универмаг, универсам и т. п.), а внутри каждого типа (в зависимости от величины торговой площади) -- на типоразмеры.
По формам обслуживания различают салонное обслуживание покупателей, индивидуальное обслуживание через прилавок или продавцом-консультантом в магазине самообслуживания, Форма торгового обслуживания -- организационный прием, представляющий собой сочетание методов обслуживания.
С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения предприятия розничной торговли подразделяют на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные и торговые комплексы, они также бывают одноэтажные, многоэтажные, с подвальными помещениями или без них.
По функциональным особенностям розничные торговые предприятия делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные и комиссионные.
Завершая
комплексный торгово-
Основные торговые функции магазинов следующие:
· изучение покупательского спроса на товары;
· составление заявок на завоз товаров;
· формирование ассортимента товаров;
· реклама товаров и услуг.
К технологическим функциям (операциям) относят:
· прием поступивших в магазин товаров по количеству и качеству;
· обеспечение хранения товаров;
· выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка и др.);
· внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров в торговом зале;
· продажа товаров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение расчетных операций).
Кроме
того, магазины выполняют функции, связанные
с оказанием покупателям
Объем
и характер выполняемых магазином
функций будут зависеть от его
типа и размера, хозяйственной
1.2. Специализация и типизация розн
Одно
из перспективных направлений
Специализация магазинов может осуществляться по:
· товарному профилю (признаку);
· формам торгового обслуживания;
· функциональной роли.
Ведущим направлением специализации является специализация магазинов по товарному признаку, предусматривающая ограничение их деятельности торговлей отдельными видами или группами товаров при одновременном расширении ассортимента каждой группы.
Необходимость
специализации розничных
В
то же время чрезмерно узкая
С учетом товарной специализации магазины делят на следующие группы:
· универсальные -- реализующие универсальный ассортимент продовольственных или непродовольственных товаров (универсам, универмаг и т. п.);
· специализированные, в основу построения ассортимента которых положены товары одной товарной группы пли ее части (узкоспециализированные);
· комбинированные -- реализующие несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности (мясо-рыба, трикотаж-галантерея), а также специализирующихся на продаже потребительских комплексов (товары для женщин, для детей, для дома и т. д.).
· смешанные, ведущие торговлю как продовольственными, так и непродовольственными товарами, К этой группе относят магазины «Товары повседневного спроса».
Специализация
магазинов по товарному признаку
нашла более широкое
В
потребительской кооперации специализированные
магазины создаются, как правило, на
основе использования или
Для определения уровня специализации розничной торговой сети рассчитывают коэффициент специализации (Ксп) по формуле:
Ксп = Qсп/Qо
где Qсп -- количество специализированных магазинов в населенном пункте (районе);
Q0 -- общее количество магазинов в населенном пункте.
Уровень специализации может быть определен и путем отношения торговой площади специализированных магазинов к общей торговой площади магазинов:
Ксп = Sт.сп/Sт.о
или отношения розничного товарооборота специализированных магазинов к товарообороту всех магазинов
Ксп =Vт.сп/Vт.о
Рассчитав этот показатель приведенными тремя способами, можно составить более четкое представление об уровне специализации розничной торговой сети в населенном пункте, районе и т. д.
На
рациональное развитие розничной торговой
сети, ее построение и размещение большое
влияние оказывает типизация пр
Под типизацией понимают систему мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективным типов магазинов.
Типизация позволяет устранить излишнее многообразие типов магазинов и способствует более рациональному управлению розничной торговой сетью. Благодаря ей можно шире применять типовые решения по таким направлениям, как формирование товарного ассортимента, выбор торгово-технологического оборудования, внедрение рациональной организации труда и т. д.
К основным признакам, определяющим тип магазина, относятся ассортиментный профиль и размер торговой площади.
В зависимости от применяемых форм торгового обслуживания и размера торговой площади предприятия розничной торговли можно разделить на несколько групп, каждая из которых включает в себя различные типы магазинов:
· универсальные магазины (Гипермаркет, Универсам (супермаркет), Универмаг, Универмаг «Детский мир», Магазин-склад, Гастроном и т. п.);
· специализированные продовольственные магазины (Рыба, Мясо, Сыры, Минеральные воды и т, п.);
· специализированные непродовольственные магазины (Одежда, Обувь, Мебель, Хозяйственные товары и т. п.);
· магазины прочей товарной специализации (Природа, Семена, Книги и т. п.);
· неспециализированные продовольственные магазины (Продукты и т. п.);
· неспециализированные непродовольственные магазины (Дом торговли, Все для дома, Товары для женщин, Промтовары, Комиссионный магазин и т. п.).
При организации сети магазинов в городах и поселках городского типа пользуются Номенклатурой типов магазинов. Она включает основные и дополнительные типы магазинов.
Основные типы магазинов представляют собой предприятия, на основе которых и перспективе должна быть создана рациональная система торгового обслуживания населения. Магазины этой группы создаются за счет нового строительства и реконструкции действующих предприятий с изменением в случае необходимости их ассортиментного профиля.
Дополнительные
типы магазинов предназначены для
применения при реконструкции и
использовании действующих
Действующая
номенклатура типов продовольственных
и непродовольственных
Кроме
того, номенклатура предусматривает
соответствующие типоразмеры
Сеть
магазинов потребительской
Типы магазинов для проектирования и нового строительства также делятся на типоразмеры. К группе ведущих типов здесь следует отнести магазин с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров -- «Универмаг» и магазин с универсальным ассортиментом продовольственных товаров и отделом непродовольственных товаров повседневного спроса -- «Универсам». Наиболее массовый тип предприятия этой группы -- магазин по продаже товаров повседневного спроса. В эту же группу включены магазины «Продукты», «Промтовары», торгующие соответственно продовольственными и непродовольственными товарами различных групп, а также специализированные магазины по торговле продовольственными или непродовольственными товарами, комиссионные магазины и магазины-заготпункты различной торговой площади.
Еще
более разнообразна номенклатура типов
магазинов для
В отдельные группы розничных торговых предприятий выделены мелкорозничные предприятия; павильоны, киоски и передвижные предприятия торговли (автомагазины, суда-магазины и т. д.).
Типы
торговых предприятий не являются неизменными.
Они совершенствуются под влиянием
процессов, связанных с переходом
к рыночной экономике, а также
научно-технического прогресса и
других факторов. Так, в последние
годы в городах появились
В зарубежной торговле все более широкое распространение получают гипермаркеты. В них, как и в супермаркетах, применяется самообслуживание. Главное отличие гипермаркетов от других магазинов -- очень большие (не менее 5000м2) торговые площади и огромные объемы продаж. Кроме того, в них применяется политика низких цен и небольших наценок. Оплата за товары производится в едином контрольно-кассовом узле магазина при выходе. У гипермаркетов устраиваются большие стоянки для автомашин покупателей. Их удобно посещать всей семьей и совершать закупки продуктов па длительное время. Первые гипермаркеты уже появились и в крупных городах России.