Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 08:46, курсовая работа
В начале нового десятилетия, преодолев наиболее острые последствия финансового и экономического кризиса 1998 г, в России наметилось заметное оживление экономики. Этому способствовали усилия правительства по стабилизации экономики и финансов в посткризисный период.
Введение
Глава 1. Инвестиции
1.1 Понятие, виды инвестиций
1.2 Объекты и участники инвестиционного процесса
1.3 Формы привлечения иностранного капитала
Глава 2. Инвестиционный рынок России
2.1 Преимущества и недостатки импорта капитала
2.2 Инвестиционный климат и его составляющие
2.3 Инвестиции в национальной экономике
2.4 Роль инвестиций в формировании мировой экономики и экономики России
Заключение
Библиографический список
Приложение
Глава 2. Инвестиционный рынок России
2.1 Преимущества и недостатки импорта капитала
Субъект
инвестиционной политики - в данном
случае иностранный инвестор - преследует
при принятии решения об экспорте
капитала ряд собственных целей,
которые условно можно
Положительные цели иностранных инвесторов:
Отрицательные цели иностранных инвесторов:
Вместе с тем, в некоторых обстоятельствах зарубежные инвесторы могут злоупотреблять этими льготами и привилегиями, создав промышленное предприятие, в полной мере воспользовавшись финансовыми льготами и затем свернув производство по истечении льготного периода или переместившись в новое место, чтобы снова воспользоваться выгодными условиями инвестиционной деятельности.
2.2 Инвестиционный климат в России и его составляющие
В качестве составляющих инвестиционной привлекательности регионов России были приняты три в значительной степени самостоятельные характеристики:
Инвестиционный потенциал - характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и многое другое. Инвестиционный потенциал региона складывается из семи частных потенциалов:
Законодательные
условия инвестирования регулируют
возможности инвестирования в те
или иные сферы или отрасли, порядок
использования отдельных
Инвестиционный климат включает инвестиционный потенциал страны или региона и условия деятельности инвестора (инвестиционный риск).
Понятно, почему для принятия решений недостаточно рассматривать только потенциал или только риски. Регион может быть первоклассным с точки зрения потенциала - например, там есть сырьевые ресурсы или богатое население, - но если политическая обстановка нестабильна или настолько загрязнена окружающая среда, что ещё одного заводика население просто не выдержит, то на инвестиции мало кто решится. И наоборот, регион может быть тих, как тамбовский лес после отстрела пресловутых волков, но делать там инвестору просто нечего.
Инвестиционный потенциал (инвестиционная ёмкость территории) складывается как сумма объективных предпосылок для инвестиций, зависящая как от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического «здоровья». Потенциал страны или региона в своей основе характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т. п.), потребительский спрос населения и др.
Инвестиционный риск характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них. Он показывает, почему не следует инвестировать в данное предприятие, отрасль, регион или страну. Риск как бы суммирует правила игры на инвестиционном рынке. В отличие от инвестиционного потенциала многие из этих правил могут измениться в одночасье - так, как меняются настроение и мнение человека. Степень инвестиционного риска зависит от политической, социальной, экономической, экологической, криминальной ситуаций.
В межгосударственном сопоставлении законодательство является важнейшей составляющей инвестиционного риска. Специфика межрегионального подхода состоит в том, что на территории большинства регионов действует единый общегосударственный законодательный фон, который слегка видоизменяется в отдельных регионах под воздействием региональных законодательных норм, регулирующих инвестиционную деятельность только в пределах своих полномочий. Кроме того, законодательство не только влияет на степень инвестиционного риска, но и регулирует возможности инвестирования в те или иные сферы или отрасли, определяет порядок использования отдельных факторов производства – составляющих инвестиционного потенциала региона.
После кризиса инвестиционный климат в нашей стране начинает расти. По-прежнему есть потенциальные точки роста, но в них нет реальных улучшений. Например Центральный Федеральный Округ по итогу 2005 года получил 53,9% от всех инвестиций из них 47% получила Москва, Санкт-Петербург скромнее – всего 2,7%. Этот факт огорчает, тем что остальные регионы получили по 0,01-1,3%. По 1-3% получили регионы, которые занимаются добычей нефти и газа. Этот подтверждается и аналитиками, которые говорят о продолжении процесса сырьевой переориентации российской экономики. Процесс этот не согласуется с интересами большинства потенциальных инвесторов и их требованиями к России, прежде всего, как к источнику квалифицированных трудовых ресурсов.
За последний год инвестиционный рейтинг регионов стабилизировался. Основные изменения произошли в сфере инвестиционного риска. 9 регионов улучшили рейтинг за счёт снижения риска. Восстановила свой статус региона с минимальным риском Белгородская область. Кроме того, улучшили свои рейтинги следующие регионы: - Смоленская, Оренбургская, Омская, Читинская области; - Республика Северная Осетия - Алания и Сахалинская область; - Чукотский автономный округ. Ухудшили рейтинги за счёт роста риска всего три региона: Хабаровский край, Усть-Ордынский, Бурятский и Таймырский автономные округа. Из 894 российских регионов лишь Астраханская область продвинулась вверх в рейтинге за счет инвестиционного потенциала. По-прежнему «лихорадит» Красноярский край5, который практически ежегодно и резко меняет свой инвестиционный рейтинг.
Основная часть прироста потенциала страны (более 70%) пришлась на регионы экономического «ядра» - Москву, Московскую область (27%, а с ближайшим окружением - Калужской, Рязанской, Смоленской и Тверской областями - почти 34% суммарного прироста потенциала), Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа (17%), Санкт-Петербург с Ленинградской областью (8,5%), Нижегородскую область (8%) и Татарстан (5%). К сожалению, ни Башкортостан, ни Самарская, ни Свердловская, ни Пермская области, ни другие регионы - потенциальные лидеры, которые должны вытягивать нашу экономику, не смогли повысить свой инвестиционный потенциал. В группу резко улучшивших свой потенциал входят очень разные регионы, среди которых за исключением Краснодарского края нет достаточно крупных. Это Тамбовская, Архангельская, Калининградская, Ленинградская, Новгородская, Амурская и Сахалинская области, Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия, Республика Алтай, Краснодарский край, Эвенкийский АО. Ухудшился же инвестиционный климат более чем в трети из 89 регионов. Помимо откровенно слаборазвитых регионов в эту группу попали Свердловская, Пермская, Нижегородская, Самарская, Саратовская и Волгоградская области. В послекризисный период индекс риска вырос в 59 регионах, а снизился лишь в 30. За это же время потенциал снизили 48 регионов, а увеличили - 41(подтверждение консервативности этого показателя).
Таким образом, ожидаемого потепления инвестиционного климата, несмотря на экономическое оживление, не произошло. Тенденции в изменении инвестиционного климата федеральных округов в послекризисный период также подтверждают этот вывод. В Центральном, Северо-Западном и Южном округах рост потенциала сопровождался ростом риска, а в Дальневосточном, Приволжском и Сибирском наблюдалась обратная тенденция. Хуже всего тенденции развития инвестиционного климата оказались в наиболее ресурсообеспеченном Уральском округе. Здесь одновременно снизился потенциал и вырос риск. Этот факт наводит на грустные мысли относительно перспектив улучшения инвестиционного климата в регионах (да и во всей стране) после окончательной переориентации их экономики на сырьевой сектор.
Оказалось,
что большинство регионов с позитивными
тенденциями находятся в
Основными факторами, влияющими на замедление роста инвестиционной деятельности, являются:
Основные страны-инвесторы, постоянно осуществляющие значительные инвестиции, - Люксембург, Великобритания, Кипр, Нидерланды, Франция, США, Германия, Швейцария, Австрия и Вингирские острова (Брит)6. На долю этих стран приходится 86,7% от общего объема накопленных иностранных инвестиций.
В последние годы наметилась тенденция к росту капиталовложений7. Начиная с 2000 г. в экономику начинают поступать постоянно возрастающие капиталы-38млн. долл.; 5 млн. долл.; 10 млн. долл.; 11 млн. долл. Существующие рейтинги инвестиционной привлекательности являются максимальными уровнями рейтингов когда-либо присеваемых России. Такая позитивная оценка развития российской экономики за последние годы адекватно отразилась в признании достойного места в мире другими международными компаниями. Инвестиционная привлекательность России для иностранного инвестора согласно рейтингу (конец сентября 2002 г.) значительно выросла, она поднялась с 32-го на 17-е место. Рейтинг составлен на основе опросов, проведенных в 1000 крупнейших мировых компаний (эти компании осуществляют около 70% всего объема инвестирования, их совокупный годовой объём продаж превышает 17 трлн. долл.). Руководителям компаний предлагалось оценить перспективность осуществления прямых инвестиций в 60 странах мира, которые являются реципиентами 90% всех инвестиционных потоков в мире.
Информация о работе Роль инвестиций в национальной экономике