Роль инноваций в деятельности предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение роли инноваций в развитии деятельности предприятия. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
понять сущность инноваций;
выявить виды инноваций;
рассмотреть влияние инновационной деятельности на развитие предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 6
1.1.Инновации, их экономическая сущность и значение. 6
1.2.Инновационный процесс и его структура 11
2.РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 18
2.1.Роль инноваций в развитии предприятия 18
2.2.Влияние инноваций на деятельность предприятия 25
2.3.Пример инновации – персональный компьютер 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 38

Работа содержит 1 файл

Роль инноваций в деятельности предприятий.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

        Стратегические  инновации  носят упреждающий характер и направлены на получение значительных конкурентных преимуществ в перспективе.

         Побудительным мотивом развития  инноваций  на  предприятии  является стремление снизить издержки предпринимательской  деятельности  и увеличить массу прибыли в условиях жесткой рыночной конкуренции. В процессе использования устаревших технологии и техники издержки формируются на уровне выше средних и предпринимательство может стать убыточным, если конкуренты сумели найти пути завоевания рынка сбыта на основе снижения издержек производства и низких цен предлагаемых продукции и услуг.[16]

      Отсюда у каждого  предприятия  возникает необходимость создавать конкурентные преимущества, а это возможно осуществить за счет использования такого инструмента, каким являются  инновации . При этом чем быстрее осуществляется инновационный процесс, тем больше вероятность успешной  деятельности . Обновление продукции, своевременное появление ее на рынке увеличивает вероятность получения добавочной прибыли, которую называют научно-технической рентой.

      Таким образом, используя  инновации,  предприятие снижает издержки, наращивает объемы производства, завоевывает рынки сбыта, увеличивает массу прибыли, способствует повышению эффективности предпринимательства и развитию национальной экономики.

       На развитие инновационных процессов  влияют  различные группы факторов: экономические, технологические, политические, правовые, организационно-управленческие, социально-психологические, культурные. Одни факторы способствуют инновационной  деятельности, другие — препятствуют. В группе экономических и технологических факторов положительное влияние на инновационную  деятельность   предприятия  оказывает наличие необходимых финансовых ресурсов, материально-технических средств, прогрессивных технологий, хозяйственной и научно-технической инфраструктуры; препятствуют инновационной  деятельности  — отсутствие или недостаток средств для инвестиций, слабость материальной и научно-технической базы, преобладание интересов текущего производства и т. д. Аналогичные примеры можно приводить и по другим группам факторов.

     Предприятие-инноватор  разрабатывает инновационный проект в своих структурных подразделениях или же на основе контракта привлекает организацию, специализирующуюся на инновационном предпринимательстве. В случае осуществления крупных инновационных проектов предпочтителен второй вариант.

      Финансирование  инноваций  осуществляется из тех же источников, что и финансирование любых инвестиций, т. е. самофинансирование, заемные средства, привлеченные средства, прочие смешанные или нетрадиционные источники, внебюджетные фонды, бюджеты различных уровней.[16] 

    1. Пример  инновации – персональный компьютер

     Обсудим такое нововведение, как появление персональных компьютеров. Чтобы понять значение этого явления, надо начать с краткой истории развития компьютерной отрасли [3].

     С 40-х годов ХХ в. развитие вычислительной техники шло в направлении создания все более и более мощных компьютеров. Они занимали большие залы, потребляли массу электроэнергии. Между пользователем и ЭВМ, как правило, стоял посредник - программист. Для расширения доступа к ЭВМ к одному системному блоку присоединяли несколько мониторов. В 70-х годах начались разговоры о сетях ЭВМ, об объединении вычислительных ресурсов. Реальная ситуация была иной: даже общение с "материнской" ЭВМ зачастую было затруднено из-за несовершенства технического и программного обеспечения. Например, приходилось, сидя у монитора, долго ждать ответа на простейшие вопросы, поскольку ресурсы центральной ЭВМ тратились в это время на работу с другими мониторами, в основном на перекачку из ЭВМ на монитор и обратно больших массивов данных и программного обеспечения.

     Первые экземпляры персональных компьютеров появились в 1973 г. К ним вначале относились как к редким дорогостоящим игрушкам. Однако уже в 1976 г. было продано более 20 тысяч персональных компьютеров, причем три четверти из них купили те, кто собирался применять новый вид ЭВМ в своей профессиональной деятельности, а не только в сфере досуга. И начался бум. В 1977 г. использовалось 50 тысяч персональных компьютеров, а через 5 лет - в 1982 г. - уже 5 миллионов. Рост в 100 раз!

    Фирмы, подхватившие поддержанное потребителями нововведение, стремительно росли. Основанная в 1977 г. фирма "Эппл компьютер" с общим капиталом в 2500 долларов за 6 лет достигла годового объема продаж в 1 миллиард долларов.

   Фирмы, выпускавшие большие ЭВМ, не предвидели появления и бурного успеха персональных компьютеров и не смогли сразу перестроиться. Экономические последствия ошибочного прогноза тенденций развития компьютерной индустрии измерялись к началу 80-х ХХ в. годов сотнями миллионов долларов США ущерба (фирмы "Айтел", "Ай-си-эл") или миллиардами долларов упущенной прибыли (фирма "ИБМ"). В результате в сентябре 1980 г. одна из крупнейших компьютерных фирм "Айтел" была объявлена банкротом. Общая сумма задолженности составляла к этому времени 1,2 миллиарда долларов. И это при том, что с 1974 по 1978 г. валовой доход "Айтел" вырос в 4 раза и достиг 690 миллионов долларов США.

   В 1979 г. валовой доход фирмы "ИБМ", измеренный в постоянных ценах, впервые (за все время ее занятий компьютерным бизнесом) уменьшился. Но гигант устоял, перехватив инициативу у первооткрывателей. 12 августа 1981 г. фирма "ИБМ" выпустила свой собственный персональный компьютер. И в настоящее время 99% используемых в России персональных компьютеров выпущены либо непосредственно этой фирмой, либо фирмами, чья продукция совместима с компьютерами фирмы "ИБМ". [3]

    Другие виды компьютеров, например, семейство "Макинтошей" фирмы-первооткрывателя персональных компьютеров "Эппл компьютер", выглядят в России экзотикой. Связано это с особенностями экономической истории России. Общепризнанные к настоящему времени ошибки в технической политике отечественных товаропроизводителей в области компьютерной техники привели к тому, что российский рынок во второй половине 80-х годов ХХ в. оказался практически полностью свободным для импортных компьютеров. Первым ворвались на этот рынок и практически полностью захватили его фирмы, производящие совместимые с ИБМ компьютеры. Перед "Эппл компьютер" стоял запрет, наложенный правительством США в годы "холодной войны" на поставки в СССР продукции высокотехнологичных отраслей. Когда запрет сняли - было уже поздно - рынок захватили конкуренты. И "Макинтоши" с трудом отвоевали 1% рынка.

         Между тем "Эппл компьютер" выпускает больше компьютеров, чем любая иная фирма, больше, чем даже "ИБМ". В целом 10-12 % машин от мирового выпуска. Но "ИБМ" работает вместе с партнерами, чья продукция совместима с персональными компьютерами "ИБМ", а "Эппл компьютер" - в гордом одиночестве. Поэтому, несмотря на ряд технических и программных преимуществ продукции фирмы "Эппл компьютер", позиции "ИБМ" выглядят более предпочтительно. Для "Эппл компьютер" вырваться вперед оказалось легче, чем удержаться на первых ролях. [3]

    Прибыль, получаемая от реализации продукции (компьютеров), распределялась в нескольких направлениях: на инвестирование новых моделей компьютеров и на покрытие всех издержек предприятия. Тем самым предприятие было вынужденно постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности и применять современные методы управления финансами для успешной деятельности предприятия на рынке.

    В условиях конкуренции эти фирмы, в данном случае "ИБМ" и "Эппл компьютер", постоянно нуждаются в нововведениях. Именно на основе нововведений удается повышать качество продукции (компьютеров), улучшать полезный эффект товара, тем самым добиваться конкурентного преимущества данного товара.

    Таким образом, обеспеченье конкурентоспособности  между этими фирмами требует новаторского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Итак, под инновациями понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

       Таким образом, инновационная деятельность — это практическое использование инновационно - научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах. Важной характеристикой этой деятельности является инновационная активность — целенаправленная поддержка высокой восприимчивости персонала предприятия (фирмы) к нововведениям посредством целенаправленных структур и методов управления.

     Под инновационным процессом понимается преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании, а основными субъектами  инновационного процесса выступают первичные звенья экономической системы - предприятия, которые связаны с заинтересованностью общества в высокоэффективных нововведениях.

     Важным элементом в роли инновации является конкурентоспособность, связанная с повышением качества, снижением цены, расширением ассортимента, улучшением дизайна, обеспечения доступности и известности торговой марки.

     В наше время в условиях рыночной экономики успешная деятельность предприятий невозможна без инноваций и инвестиций. Рыночные условия постоянно выдвигают требования не только количественных, но и качественных преобразований. Эти преобразования можно осуществлять, используя самую передовую технику, технологию, непрерывно развивая научно – исследовательскую базу в целях обеспечения высокого качества нововведений, для чего требуются значительные инвестиции.

     Таким образом, используя  инновации,  предприятие снижает издержки, наращивает объемы производства, завоевывает рынки сбыта, увеличивает массу прибыли, способствует повышению эффективности предпринимательства и развитию национальной экономики.

     Нововведения, внедряемые российскими предприятиями, ориентированы на незначительное усовершенствование уже имеющейся продукции и технологий ее производства.

     Таким образом, складывается парадоксальная ситуация - несмотря на объективную  необходимость смены технологического уклада путем модернизации производственного  аппарата и внедрения новых технологий, диктуемой неконкурентоспособностью продукции востребованность нововведений на предприятиях остается низкой, что углубляет кризисное состояние отечественного машиностроения.

       При отдельных положительных  изменениях, происходящих в последнее время, в области инноваций, существует не мало проблем, требующих неотложного решения. Первый и необходимый шаг на этом пути – осознание всей важности данной сферы для конкурентоспособности региона и России в целом, понимание этого каждым руководителем – от малого бизнеса до предприятий-гигантов, от органов местного самоуправления до высшего руководства страны.

       В итоге используя опыт развитых  стран можно создать адаптированную  к развивающейся российской экономике  систему государственной поддержки и правоотношений всех участников инновационного процесса. По моему мнению, это и будет путь к решению главной проблемы становления зарождающейся национальной инновационной системы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
  1. Проект  Федерального Закона РФ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации»,1998 - с изм. и доп., вступившими в силу 29.07.2007
  2. Колонтай М.М.  Инновационный менеджмент. –Мн.,2007г
  3. Орлов А.И. Менеджмент: учебник – М.,2007г
  4. Производственный менеджмент, под ред. С.Д. Ильенковой, М.: ЮНИТИ, 2007.
  5. Экономика организаций (предприятий): Учебник для вузов/ под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара – 2006
  6. Завлина А.К., Казанцева П.Н., Миндели Л.Э. Основы инновационного менеджмента, - М.: "Экономика", 2006.
  7. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2008
  8. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.:2007
  9. Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2006.
  10. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2009.
  11. Хотяшева О.М., Финансирование и оценка эффективности инноваций // Управление корпоративными финансами / №1 – 2008.
  12. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. — СПб: Издательство «Питер», 2007
  13. Управление организацией/Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. — М.: ИФРА-М, 2006
  14. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. – 3-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2006.
  15. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  16. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. П.П.Табурчака и В.М. Тумина.- СПб: Химиздат, 2008
  17. Экономика предприятия: Учеб. пособие / Под ред. В. П. Попкова, Ю. В. Новикова - СПб.: СПбГИЭУ, 2005
  18. http://ru.wikipedia.org/wiki

Информация о работе Роль инноваций в деятельности предприятий