Роль инноваций в деятельности предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение роли инноваций в развитии деятельности предприятия. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
понять сущность инноваций;
выявить виды инноваций;
рассмотреть влияние инновационной деятельности на развитие предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 6
1.1.Инновации, их экономическая сущность и значение. 6
1.2.Инновационный процесс и его структура 11
2.РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 18
2.1.Роль инноваций в развитии предприятия 18
2.2.Влияние инноваций на деятельность предприятия 25
2.3.Пример инновации – персональный компьютер 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 38

Работа содержит 1 файл

Роль инноваций в деятельности предприятий.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

      Для анализа положения изделия на рынке, оценки перспектив его сбыта, выбора стратегии продаж используется концепция "жизненного цикла товара.

      Одновременная рабата с товарами, находящимися на различных стадиях жизненного цикла, под силу лишь крупным компаниям. Небольшие фирмы вынуждены идти по пути специализации, т.е. выбирают себе одно из следующих "амплуа":

• фирма-новатор, занимающаяся, прежде всего вопросами  нововведений;

• инжиниринговая: фирма, разрабатывающая оригинальные модификации товара и его дизайн;

• узкоспециализированный изготовитель - чаще всего субпоставщик относительно несложных изделий массового выпуска;

• производитель  традиционных изделий (услуг) высокого качества.

      Как показывает опыт, небольшие фирмы особенно активно действуют в производстве товаров, проходящих стадии формирования рынка и ухода с него. Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой вновь образовавшейся фирмы.

      Обеспечение конкурентоспособности товара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.[9]

     Главной предпосылкой инновационной стратегии является моральное старение выпускаемой продукции и технологии. В связи с этим каждые три года на предприятиях следует проводить аттестацию выпускаемых изделий, технологий, оборудования и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения товаров. Иными словами, должна проводиться рентгенограмма бизнеса.

    Инновации, влияющие на объем производства и издержки обращения производства и реализации, различаются между собой по множеству параметров. Разные типы инноваций имеют свои особенности разработки, реализации и распространения, требуют специфических подходов к управлению, соответствующих структур инновационной деятельности, ее методов и стилей. Типология инноваций важна как для развития теории инновационного менеджмента, так и для практики управления инновациями.  

     В зависимости от критерия классификации инноваций, влияющих на объем производства  и издержки обращения производства и реализации, выделяются следующие типы (классы, виды) инноваций: 

 КРИТЕРИЙ  ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ИННОВАЦИЙ
Степень новизны - Базисная (радикальная)

- Улучшающая (приростная)

Характер  практической деятельности - Производственная

- Управленческая

Технологические параметры - Продуктовая

- Процессная


 

      Наилучший и, пожалуй, единственно  возможный способ процветания  для компании – непрерывно разрабатывать и внедрять инновации: новые продукты, интересные рынку, новые стратегии освоения рыночных сегментов и территорий, новые внутренние бизнес-процессы, повышающие эффективность работы компании. Инновации являются естественным следствием человеческой потребности к выдвижению и претворению новых идей, и именно инновации могут выигрышным образом изменить жизнь компании и вывести ее в лидеры отрасли.

        Компании, инновации которых постоянны  и последовательны, опережают  своих конкурентов по множеству показателей. У инноваторов выше рыночная стоимость активов, выше темпы роста бизнеса, более высокий уровень удовлетворенности покупателей и клиентов, более инициативные сотрудники.

        Пожалуй, единственный ресурс, всегда уникальный на любом предприятии, – это инновационный потенциал персонала. Именно он может стать источником прорывной инновации, которые выведут компанию в лидеры рынка. Однако часто происходит так: инновация, не найдя поддержки в стенах компании, гибнет или реализуется в компании-конкуренте. Типичны случаи, когда инновационные идеи проживают свою жизнь в головах сотрудников, так и не увидев свет, и потенциал этих идей оказывается нераскрытым и упущенным. Упущенный потенциал идей можно отнести к той же категории, что и «упущенная прибыль»: в том смысле, что некоторые удачные инновации, достигнув стадии коммерческой реализации, могут принести компании заметные доходы и лидерство в отрасли.[8]

     Предприятия, которые наряду с традиционной осуществляют и инновационную деятельность, имеют возможность выбрать наиболее подходящую форму реализации инновационных проектов.

     Инновационный проект - представляет собой комплекс мероприятий, направленных на реализацию инновации.

     Существуют  два направления организации  эффективного управления инновационным процессом:

  • интеграция всех стадий инновационного проекта в единый непрерывный процесс, изменение структуры всех уровней управления и координация связей между ними по вертикали и горизонтали. Такие центростремительные тенденции возникают при необходимости консолидации ресурсов предприятия для выполнения конкретной крупномасштабной задачи;
  • выделение управления инновационными процессами в самостоятельный объект управления, т.е. обособление инновационных структур от подразделений, выполняющих традиционные функции.

     На  практике используются оба подхода  с преобладанием одного из них. При  этом крупные передовые западные компании часто проводят реорганизацию  своего научно-производственного комплекса, которая является реакцией предприятия на перемену условий на рынке, и представляет собой перегруппировку ресурсов для решения возникающих задач. Оптимизация организационной структуры предприятия для осуществления инновационного процесса является одной из важнейших задач высшего руководства. Для разработки и производства инновации, как правило, создают специальные подразделения, действующие подобно независимой фирме, т.е. самостоятельно осуществляющие свою производственную и рыночную политику до тех пор, пока динамично растут объем продаж и прибыль. Если рост замедляется, то проводят реорганизацию: слияние подразделения с другими или изменение его внутренней структуры, в т.ч. деление на более мелкие самостоятельные звенья. Если сразу у нескольких подразделений одновременно возникают общие научно-технические затруднения, то целесообразно создание специального звена для их преодоления. В случае возникновения противоречия между интересами двух подразделений, создают так называемую “зонтичную” группу, которая курирует оба подразделения одновременно. Если противоречия затрагивают несколько подразделений, то они реорганизуются.[15]

     В рамках предприятия возможен ряд  организационных форм управления инновационным  процессом, которые доказали свою эффективность:

  • советы, комитеты, рабочие группы по разработке технической политики, которые готовят предположения для руководства предприятия по стратегическим направлениям инновационного процесса;
  • отделения и центральные службы развития новых продуктов, которые координируют инновационную деятельность, согласуют цели и направления технического развития, контролируют процесс разработки новой продукции и её внедрение;
  • проектно-целевые группы, выполняющие научные исследования и разработку новой продукции от идеи до серийного производства. Их создают в качестве самостоятельных подразделений и подчиняют высшему руководству предприятия. Как правило, такие группы действуют на временной основе, хотя бывают и постоянные группы. В случае успешного внедрения инновации такие группы зачастую становятся ядром новых дочерних предприятий. Как показывает зарубежный опыт, именно проектно-целевые группы являются основной формой организации инновационного процесса;
  • отделы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ - традиционные подразделения, создающие новую продукцию. В последнее время их роль возросла за счет разработки и доведения до стадии освоения новых перспективных идей;
  • центры развития, задачей которых является завоевание позиций на рынке путем расширения объема продаж. Такие подразделения являются хозяйственно самостоятельными.

     Причем  материальное поощрение их персонала  зависит от успехов на рынке;

  • венчурные структуры выступают зачастую в качестве дочерних компаний крупных корпораций, либо как самостоятельные предприятия. Они разрабатывают и внедряют научно-технические идеи, связанные повышенным коммерческим риском, который в случае успеха компенсируется значительной прибылью;
  • специальные инновационные фонды, создаваемые из прибыли для стимулирования внедрения инноваций. Часто такие фонды выступают в качестве венчурных фондов, средства из которых инвестируют в венчурные компании (свои или независимые), в которых заинтересовано предприятие;

аналитические группы, включающие в свой состав управляющих, исследователей и сотрудников функциональных отделов. Они прогнозируют развитие технологии, анализируют тематику исследований, перспективные идеи и т.д.[11] 

    1. Влияние инноваций на деятельность предприятия

     В современных условиях успешная деятельность предприятий невозможна без инноваций и инвестиций. Рыночные условия развития экономики постоянно выдвигают требования не только количественных, но и качественных преобразований. Эти преобразования можно осуществлять, используя самую передовую технику, технологию, непрерывно развивая научно – исследовательскую базу в целях обеспечения высокого качества нововведений, для чего требуются значительные инвестиции. Можно использовать технологические, продукт – инновации, процесс инновации. Используя технологические инновации, предприятие связывает свою деятельность с разработкой и освоением новых технологических процессов. Используя продукт - инновации предприятие разрабатывает и внедряет новые или усовершенствует ранее выпускаемые продукты. При этом предприятие стремится к производству принципиально новой продукции, для которой предполагаемая область применения (или использования), функциональные характеристики, признаки, конструктивное выполнение, дополнительные услуги, а также состав применяемых материалов и компонентов новые или в значительной степени, отличающиеся от ранее выпускавшейся продукции. При использовании процесс - инноваций предполагается разработка и освоение новых производственных процессов или в значительной степени измененных. Процесс – инновация может представлять собой новые или усовершенствованные методы производства, уже реализованные в производственной практике других предприятий.[6]

      Инновационная деятельность предприятия  по разработке, внедрению, освоению  и коммерциализации новшеств  должна включать:

  • проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;
  • подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;
  • разработку технологического процесса изготовления новой продукции;
  • проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления продукции;
  • разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;
  • исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;
  • подготовку, обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала, необходимого для проведения НИОКР;
  • проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;
  • организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций и т.д.

     Конкретными источниками инновационных идей могут выступать:

  • потребители, т. е. изучение потребительского спроса;
  • ученые, в том случае, если они занимаются изобретением или поиском новых материалов, товарных свойств, которые могут привести к созданию оригинальных или усовершенствованных вариантов товарной продукции, услуг;
  • конкуренты: в некоторых случаях их деятельность, направленная на изучение потребительского спроса, может подтолкнуть предпринимателя к формированию собственной инновационной идеи;
  • торговые агенты, дилеры и прочие посредники;
  • консультанты предпринимателя по каким-то определенным элементам инновационной деятельности;
  • непосредственно работники предприятия.

      По причинам возникновения  инновации  делят на два вида:

реактивные  и стратегические.

       Реактивные  инновации  направлены на выживание фирмы, они

появляются  как реакция на радикальные инновационные  преобразования, осуществляемые конкурентами.

Информация о работе Роль инноваций в деятельности предприятий