Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:43, курсовая работа
Целью данной работы является изучение роли инноваций в развитии деятельности предприятия. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
понять сущность инноваций;
выявить виды инноваций;
рассмотреть влияние инновационной деятельности на развитие предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 6
1.1.Инновации, их экономическая сущность и значение. 6
1.2.Инновационный процесс и его структура 11
2.РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 18
2.1.Роль инноваций в развитии предприятия 18
2.2.Влияние инноваций на деятельность предприятия 25
2.3.Пример инновации – персональный компьютер 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
Для анализа положения изделия на рынке, оценки перспектив его сбыта, выбора стратегии продаж используется концепция "жизненного цикла товара.
Одновременная рабата с товарами, находящимися на различных стадиях жизненного цикла, под силу лишь крупным компаниям. Небольшие фирмы вынуждены идти по пути специализации, т.е. выбирают себе одно из следующих "амплуа":
• фирма-новатор, занимающаяся, прежде всего вопросами нововведений;
• инжиниринговая: фирма, разрабатывающая оригинальные модификации товара и его дизайн;
• узкоспециализированный изготовитель - чаще всего субпоставщик относительно несложных изделий массового выпуска;
• производитель традиционных изделий (услуг) высокого качества.
Как показывает опыт, небольшие фирмы особенно активно действуют в производстве товаров, проходящих стадии формирования рынка и ухода с него. Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой вновь образовавшейся фирмы.
Обеспечение конкурентоспособности товара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.[9]
Главной предпосылкой инновационной стратегии является моральное старение выпускаемой продукции и технологии. В связи с этим каждые три года на предприятиях следует проводить аттестацию выпускаемых изделий, технологий, оборудования и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения товаров. Иными словами, должна проводиться рентгенограмма бизнеса.
Инновации, влияющие на объем производства и издержки обращения производства и реализации, различаются между собой по множеству параметров. Разные типы инноваций имеют свои особенности разработки, реализации и распространения, требуют специфических подходов к управлению, соответствующих структур инновационной деятельности, ее методов и стилей. Типология инноваций важна как для развития теории инновационного менеджмента, так и для практики управления инновациями.
В зависимости от критерия классификации
инноваций, влияющих на объем производства
и издержки обращения производства и реализации,
выделяются следующие типы (классы, виды)
инноваций:
КРИТЕРИЙ | ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ИННОВАЦИЙ |
Степень новизны | - Базисная (радикальная)
- Улучшающая (приростная) |
Характер практической деятельности | - Производственная
- Управленческая |
Технологические параметры | - Продуктовая
- Процессная |
Наилучший и, пожалуй,
Компании, инновации которых постоянны и последовательны, опережают своих конкурентов по множеству показателей. У инноваторов выше рыночная стоимость активов, выше темпы роста бизнеса, более высокий уровень удовлетворенности покупателей и клиентов, более инициативные сотрудники.
Пожалуй, единственный ресурс, всегда уникальный на любом предприятии, – это инновационный потенциал персонала. Именно он может стать источником прорывной инновации, которые выведут компанию в лидеры рынка. Однако часто происходит так: инновация, не найдя поддержки в стенах компании, гибнет или реализуется в компании-конкуренте. Типичны случаи, когда инновационные идеи проживают свою жизнь в головах сотрудников, так и не увидев свет, и потенциал этих идей оказывается нераскрытым и упущенным. Упущенный потенциал идей можно отнести к той же категории, что и «упущенная прибыль»: в том смысле, что некоторые удачные инновации, достигнув стадии коммерческой реализации, могут принести компании заметные доходы и лидерство в отрасли.[8]
Предприятия, которые наряду с традиционной осуществляют и инновационную деятельность, имеют возможность выбрать наиболее подходящую форму реализации инновационных проектов.
Инновационный проект - представляет собой комплекс мероприятий, направленных на реализацию инновации.
Существуют два направления организации эффективного управления инновационным процессом:
На
практике используются оба подхода
с преобладанием одного из них. При
этом крупные передовые западные
компании часто проводят реорганизацию
своего научно-производственного
В рамках предприятия возможен ряд организационных форм управления инновационным процессом, которые доказали свою эффективность:
Причем материальное поощрение их персонала зависит от успехов на рынке;
аналитические
группы, включающие в свой состав управляющих,
исследователей и сотрудников функциональных
отделов. Они прогнозируют развитие
технологии, анализируют тематику исследований,
перспективные идеи и т.д.[11]
В современных условиях успешная деятельность предприятий невозможна без инноваций и инвестиций. Рыночные условия развития экономики постоянно выдвигают требования не только количественных, но и качественных преобразований. Эти преобразования можно осуществлять, используя самую передовую технику, технологию, непрерывно развивая научно – исследовательскую базу в целях обеспечения высокого качества нововведений, для чего требуются значительные инвестиции. Можно использовать технологические, продукт – инновации, процесс инновации. Используя технологические инновации, предприятие связывает свою деятельность с разработкой и освоением новых технологических процессов. Используя продукт - инновации предприятие разрабатывает и внедряет новые или усовершенствует ранее выпускаемые продукты. При этом предприятие стремится к производству принципиально новой продукции, для которой предполагаемая область применения (или использования), функциональные характеристики, признаки, конструктивное выполнение, дополнительные услуги, а также состав применяемых материалов и компонентов новые или в значительной степени, отличающиеся от ранее выпускавшейся продукции. При использовании процесс - инноваций предполагается разработка и освоение новых производственных процессов или в значительной степени измененных. Процесс – инновация может представлять собой новые или усовершенствованные методы производства, уже реализованные в производственной практике других предприятий.[6]
Инновационная деятельность
Конкретными источниками инновационных идей могут выступать:
По причинам возникновения инновации делят на два вида:
реактивные и стратегические.
Реактивные инновации направлены на выживание фирмы, они
появляются как реакция на радикальные инновационные преобразования, осуществляемые конкурентами.
Информация о работе Роль инноваций в деятельности предприятий