Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:43, курсовая работа
Целью данной работы является изучение роли инноваций в развитии деятельности предприятия. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
понять сущность инноваций;
выявить виды инноваций;
рассмотреть влияние инновационной деятельности на развитие предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 6
1.1.Инновации, их экономическая сущность и значение. 6
1.2.Инновационный процесс и его структура 11
2.РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 18
2.1.Роль инноваций в развитии предприятия 18
2.2.Влияние инноваций на деятельность предприятия 25
2.3.Пример инновации – персональный компьютер 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Кафедра
экономики таможенного дела
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономика предприятия»
на тему
«Роль инноваций в деятельности
предприятия»
формы обучения экономического факультета,
группа Э092 Д.С.Матвеева
Подпись_____________________
Научный руководитель: В.Н. Шаповалова,
канд. эконом. наук, доцент
Москва
2010
Вопросы инновационной деятельности являются ключевыми для большинства индустриально развитых стран мира. Научно-техническая продукция как результат интеллектуальной деятельности требует создания системы охраны промышленной собственности и является обязательным атрибутом развитых стран.
По созданию благоприятных условий для развития инновационной деятельности руководство нашей страны предпринимает различные шаги. В их числе реализация Межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России на 1998 — 2000 годы, создание и начало работы в декабре 1999 года Правительственной комиссии по научно-инновационной политике и другие.
Производственные организации, в свою очередь, также пришли к пониманию необходимости осуществления инновационной деятельности. Внедрение инноваций все больше рассматривается ими как единственный способ повышения конкурентоспособности производимых товаров, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности. Поэтому предприятия, преодолевая экономические трудности, начали своими силами вести разработки в области продуктовых и технологических инноваций.
В официальной статистике под технологическими инновациями понимаются конечные результаты инновационной деятельности, получившие воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. От того, какое определение инноваций используется, зависят все формализуемые характеристики этого процесса. В настоящее время единого подхода к определению инновационной деятельности нет, равно как и не проводилось сплошных обследований предприятий и организаций, в которых исследовались бы инновации. Существующие оценки инновационной деятельности основываются на выборочных обследованиях большей или меньшей широты, и этим объясняется нередкое противоречие их результатов.
Инновационным является такое предприятие, которое внедряет продуктовые или процессные инновации, независимо от того, кто был автором инновации – работники данной организации или внешние агенты (внешние собственники, банки, представители федеральных и местных органов власти, научно- исследовательские организации и провайдеры технологий, другие предприятия).
Управление инновационными процессами рассматривается в последнее время как важная составляющая теории и практики управления и организации производства, привлекает внимание многих отечественных и зарубежных исследователей. Эта проблема непосредственно связана с исследованием закономерностей научно - технического прогресса, инноватики, и достижений НТР, фундаментальной разработкой которых занимались известные классики научной мысли — В.И.Вернадский, Д.А. Ендовицкий, Д.И. Кокурин, Н.И. Лапин, СВ. Шухардин, А.К. Казанцев, Л.Э. Миндели, Л.Н. Оголева, С.Д. Ильенкова, А.Н. Авдулов, П.И. Вахрин и многие другие.[7]
Все процессы применения новых знаний связаны с рыночными отношениями. Практика показывает, что инновации направлены на рынок и удовлетворение его потребностей.
Актуальность данной темы курсовой работы заключается в том, что современный мир постепенно меняет свои очертания в области развития техники и её обслуживания. В свете этого постоянного развития всё большее значение приобретают инновационные технологии. Ведь сегодня важно успевать следить за малейшими изменениями и внедрять их в свое производство. И кто первым поймёт, что имеет перспективу, а что нет, тот и будет в лидерах. Любое, порой на первый взгляд незначительное, изменение может вызвать резкий рост прибыли. Именно поэтому важно знать, что же это такое инновации, и что они дают современному производителю.
Объектом этой работы является предприятие, как хозяйствующий субъект, а предметом - инновационная деятельность.
Целью данной работы является изучение роли инноваций в развитии деятельности предприятия. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
В условиях рыночной экономики инновационная политика предприятий является определяющим инструментом в конкурентной борьбе, обеспечивающим условия для реализации запросов потребителей. Инновации являются важнейшим фактором стабильного функционирования предпринимательских, финансовых, кредитных, любых других структур, обеспечивающих их экономический рост и конкурентоспособность. Причем, наибольшего успеха добиваются те предприятия, у которых инновационная деятельность и внедрение нового товара представляют собой непрерывный процесс управления инновационной активностью.
Термин «инновация» происходит от латинского «innovato», что означает «обновление» или «улучшение». Само понятие «innovation» впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «новационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.[18]
Инновация - это развивающийся комплексный процесс создания, распространения и использования новой идеи, которая способствует повышению эффективности работы предприятия. При этом инновация - это не просто объект, внедренный в производство, а объект, успешно внедренный и приносящий прибыль в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.
Процессы обновления связаны с рыночными отношениями. Основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных, коммерческих задач, как важнейший фактор обеспечения стабильности их функционирования, экономического роста и конкурентоспособности. Инновации, следовательно, ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или потребность. В связи с этим, инновации должны обладать новизной и удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю.
Цель инновации - повысить отдачу на вложенные ресурсы.[7]
Инновация в своем развитии (жизненном
цикле) меняет формы,
- состояние
внешней среды (политическая и
экономическая ситуация, тип рынка,
характер конкурентной борьбы, практика
государственно-
- состояние внутренней среды
данной хозяйственной системы
(наличие лидера-
- специфика самого
Анализ
различных определений
К основным функциям инноваций, можно отнести следующие:
Процесс внедрения инноваций охватывает практически все стороны деятельности предприятия. Сам поиск эффективных организационных форм управления инновациями основывается на умелом сочетании научно-инновационных и рыночных факторов. Внедрение этих поисков в производство и есть инновационная деятельность.
Итак, инновационная деятельность — это практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах. Важной характеристикой этой деятельности является инновационная активность — целенаправленная поддержка высокой восприимчивости персонала предприятия (фирмы) к нововведениям посредством целенаправленных структур и методов управления.
Сама инновационная деятельность характеризуется ускорением темпов создания новшеств, их диффузии, что способствует углублению и расширению структурных сдвигов в экономике, увеличению размеров рынка и удовлетворению существующих и возникающих потребностей.[7]
Для получения более высокой
отдачи от инновационной
Классификация инноваций на
По предмету и сфере
По степени новизны инноваций выделяют:
-нестандартные группы инноваций, включающие новый товар, произведенный на основе впервые разработанного технического решения, не имеющего аналога;
-улучшающие
- новые товары или
Информация о работе Роль инноваций в деятельности предприятий