Роль инноваций в деятельности предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение роли инноваций в развитии деятельности предприятия. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
понять сущность инноваций;
выявить виды инноваций;
рассмотреть влияние инновационной деятельности на развитие предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 6
1.1.Инновации, их экономическая сущность и значение. 6
1.2.Инновационный процесс и его структура 11
2.РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 18
2.1.Роль инноваций в развитии предприятия 18
2.2.Влияние инноваций на деятельность предприятия 25
2.3.Пример инновации – персональный компьютер 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 38

Работа содержит 1 файл

Роль инноваций в деятельности предприятий.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Кафедра экономики таможенного дела 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине  «Экономика предприятия»

на тему «Роль инноваций в деятельности предприятия» 
 
 

                                                   Выполнила: студентка 2-го курса очной     

                                                   формы обучения экономического факультета,

                                                   группа Э092   Д.С.Матвеева

                                                  Подпись_____________________ 

                                                   Научный руководитель: В.Н. Шаповалова,

                                                   канд. эконом. наук, доцент                                                            

                                                   Подпись_____________________ 
 
 
 

Москва

2010 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 

   Вопросы инновационной  деятельности  являются   ключевыми   для большинства  индустриально  развитых стран мира.  Научно-техническая продукция  как  результат  интеллектуальной   деятельности   требует создания   системы  охраны  промышленной  собственности  и  является обязательным атрибутом развитых стран.

   По созданию благоприятных условий для развития инновационной деятельности руководство нашей страны предпринимает различные шаги. В их числе реализация Межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России на 1998 — 2000 годы, создание и начало работы в декабре 1999 года Правительственной комиссии по научно-инновационной политике и другие.

   Производственные организации, в свою очередь, также пришли к пониманию необходимости осуществления инновационной деятельности. Внедрение инноваций все больше рассматривается ими как единственный способ повышения конкурентоспособности производимых товаров, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности. Поэтому предприятия, преодолевая экономические трудности, начали своими силами вести разработки в области продуктовых и технологических инноваций.

   В официальной статистике под технологическими инновациями понимаются конечные результаты инновационной деятельности, получившие воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. От того, какое определение инноваций используется, зависят все формализуемые характеристики этого процесса. В настоящее время единого подхода к определению инновационной деятельности нет, равно как и не проводилось сплошных обследований предприятий и организаций, в которых исследовались бы инновации. Существующие оценки инновационной деятельности основываются на выборочных обследованиях большей или меньшей широты, и этим объясняется нередкое противоречие их результатов.

    Инновационным является такое предприятие, которое внедряет продуктовые или процессные инновации, независимо от того, кто был автором инновации – работники данной организации или внешние агенты (внешние собственники, банки, представители федеральных и местных органов власти, научно- исследовательские организации и провайдеры технологий, другие предприятия).

   Управление инновационными процессами рассматривается в последнее время как важная составляющая теории и практики управления и организации производства, привлекает внимание многих отечественных и зарубежных исследователей. Эта проблема непосредственно связана с исследованием закономерностей научно - технического прогресса, инноватики, и достижений НТР, фундаментальной разработкой которых занимались известные классики научной мысли — В.И.Вернадский, Д.А. Ендовицкий, Д.И. Кокурин, Н.И. Лапин, СВ. Шухардин, А.К. Казанцев, Л.Э. Миндели, Л.Н. Оголева, С.Д. Ильенкова, А.Н. Авдулов, П.И. Вахрин и многие другие.[7]

   Все процессы применения новых знаний связаны с рыночными отношениями. Практика показывает, что инновации направлены на рынок и удовлетворение его потребностей.

   Актуальность данной темы курсовой работы заключается в том, что современный мир постепенно меняет свои очертания в области развития техники и её обслуживания. В свете этого постоянного развития всё большее значение приобретают инновационные технологии. Ведь сегодня важно успевать следить за малейшими изменениями и внедрять их в свое производство. И кто первым поймёт, что имеет перспективу, а что нет, тот и будет в лидерах. Любое, порой на первый взгляд незначительное, изменение может вызвать резкий рост прибыли. Именно поэтому важно знать, что же это такое инновации, и что они дают современному производителю.

     Объектом этой работы является предприятие, как хозяйствующий субъект, а предметом - инновационная деятельность.

     Целью данной работы является изучение роли инноваций в развитии деятельности предприятия. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

  • понять сущность инноваций;
  • выявить виды инноваций;
  • рассмотреть влияние инновационной деятельности на развитие предприятия.
  1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
    1. Инновации, их экономическая сущность и значение.

          В условиях рыночной экономики  инновационная политика предприятий является определяющим инструментом в конкурентной борьбе, обеспечивающим условия для реализации запросов потребителей. Инновации являются важнейшим фактором стабильного функционирования предпринимательских, финансовых, кредитных, любых других структур, обеспечивающих их экономический рост и конкурентоспособность. Причем, наибольшего успеха добиваются те предприятия, у которых инновационная деятельность и внедрение нового товара представляют собой непрерывный процесс управления инновационной активностью.

       Термин «инновация» происходит от латинского «innovato», что означает «обновление» или «улучшение». Само понятие «innovation» впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «новационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.[18]

             Инновация - это развивающийся комплексный процесс создания, распространения и использования новой идеи, которая способствует повышению эффективности работы предприятия. При этом инновация - это не просто объект, внедренный в производство, а объект, успешно внедренный и приносящий прибыль в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.     

       Процессы обновления связаны с рыночными отношениями. Основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных, коммерческих задач, как важнейший фактор обеспечения стабильности их функционирования, экономического роста и конкурентоспособности. Инновации, следовательно, ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или потребность. В связи с этим, инновации должны обладать новизной и удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю.

       Цель инновации - повысить отдачу  на вложенные ресурсы.[7]

       Инновация в своем развитии (жизненном  цикле) меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Протекание инновационного процесса, как и любого другого, обусловлено сложным взаимодействием многих факторов. Использование в предпринимательской практике того или иного варианта форм организации инновационных процессов определяют три фактора:

 - состояние  внешней среды (политическая и  экономическая ситуация, тип рынка,  характер конкурентной борьбы, практика  государственно-монополистического  регулирования и т.д.);

     - состояние внутренней среды  данной хозяйственной системы  (наличие лидера-предпринимателя и команды поддержки, финансовые и материально-технические ресурсы, применяемые технологии, размеры, сложившаяся организационная структура, внутренняя культура организации, связи с внешней средой и т.д.);

     - специфика самого инновационного  процесса как объекта управления.

     Анализ  различных определений инноваций  приводит  к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационный деятельности  является формирование изменения. Так, австрийский учёный И. Шумпетер выделил пять типичных изменений:

  1. Использование новой техники, технологии или нового рынка обеспечения производства (купля-продажа);
  2. Внедрение продукции с новыми свойствами;
  3. Использование нового сырья;
  4. Изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении;
  5. Появление новых рынков сбыта [16].

    К основным функциям инноваций, можно отнести следующие:

  • инновации являются каналом воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта, научно-технических результатов, способствуя интеллектуализации трудовой деятельности, повышению её наукоёмкости;
  • с помощью инноваций расширяется круг производимых продукции и услуг, улучшается их качество, что способствует росту потребностей общества и их удовлетворению;
  • инновации дают возможность вовлекать в производство новые производительные силы, производить продукцию и услуги с меньшими затратами труда, материалов, энергии;
  • конкуренция инноваций в той или иной сфере помогает привести структуру воспроизводства в соответствие со структурой изменившихся потребностей и структурой внешней среды.

             Процесс внедрения инноваций охватывает практически все стороны деятельности предприятия. Сам поиск эффективных организационных форм управления инновациями основывается на умелом сочетании научно-инновационных и рыночных факторов. Внедрение этих поисков в производство и есть инновационная деятельность.

        Итак, инновационная деятельность — это практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах. Важной характеристикой этой деятельности является инновационная активность — целенаправленная поддержка высокой восприимчивости персонала предприятия (фирмы) к нововведениям посредством целенаправленных структур и методов управления.

        Сама инновационная деятельность характеризуется ускорением темпов создания новшеств, их диффузии, что способствует углублению и расширению структурных сдвигов в экономике, увеличению размеров рынка и удовлетворению существующих и возникающих потребностей.[7]

   Для получения более высокой  отдачи от инновационной деятельности  осуществляется классификация нововведений. Необходимость классификации, т.е. разделения всей совокупности нововведений по тем или иным признакам на соответствующие группы, объясняется тем, что выбор объекта инновации является очень важной процедурой, поскольку она предопределяет всю последующую инновационную деятельность, результатом которой станут повышение эффективности производства, расширение номенклатуры наукоемкой продукции и рост ее объемов.

    Классификация инноваций на соответствующие  группы осуществляется с помощью следующих признаков.

     По предмету и сфере приложения  инноваций происходит деление нововведений на продуктовые (новые продукты и материалы), рыночные (новые сферы использования товара, возможность реализации инноваций на новых ранках), процессные (технологии, новые методы организации и управления производством).

    По степени новизны инноваций  выделяют:

-нестандартные  группы инноваций, включающие  новый товар, произведенный на основе впервые разработанного технического решения, не имеющего аналога;

-улучшающие - новые товары или технологические  процессы, разработанные на основе использования достижений научно-технического процесса и обеспечивающие совершенные технико-эксплуатационные характеристики в сравнении с действующими аналогами;

Информация о работе Роль инноваций в деятельности предприятий