Роль Центрального банка в денежно - кредитной политике государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 00:34, курсовая работа

Описание работы

В работе раскрывается понятие банковской системы РФ, рассматривается ее строение и состояние; разрабатываются решения проблем функционирования, тенденции развития банковской системы в России.

Содержание

Введение
Сущность и функции банковской системы 6
Общая характеристика деятельности ЦБ. 7
Организация и структура управления цб. 8
Контрольные и надзорные функции цб. 9
Основные функции цб. 10
Роль цб в экономике. 10
Инструменты кредитно - денежной политики 10
Банк России. 15
История развития банковской системы РФ 23
Денежно-кредитная политика центральных банков.. 27
Методы в денежно-кредитной политике.. 27
Заключение 33
Литература 35

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ (восстановлен).docx

— 69.48 Кб (Скачать)

Коммерческие  банки, естественно, не представляют собой  новации переходного периода  Союза Независимых Государств. Это  банки, присущие любой экономической  формации, занимающиеся кредитованием  и финансированием промышленности и торговли за счет денежных капиталов, привлеченных в виде вкладов и  путем выпуска собственных акций  и облигаций. Коммерческие банки  пополняют также свои ресурсы  за счет заимствований у эмиссионных  банков. Аккумулируя денежные капиталы, временно высвобождающиеся в процессе производства и обращения, а также  свободные средства населения, коммерческие банки передают их в ссуду функционирующим  предпринимателям. Иными словами, через  эти банки происходит перераспределение  капиталов между различными отраслями  хозяйства. Коммерческие банки создают  кредитные орудия обращения посредством  открытия текущих счетов своим заемщикам, на которые последние выписывают чеки. Через коммерческие банки осуществляются безналичные расчеты через корреспондентские  счета в центральных банках. Просматривается  объективная тенденция, (конечно, не в наших современных условиях) объединения коммерческих банков в  банковские монополии и их широкое  внедрение в промышленность и иные сферы производства.

Итак, немного  истории. До проведения одной из важнейших  экономических реформ - отмены крепостного  права - банковская система страны состояла в основном из дворянских банков. Сферой их деятельности являлся поземельный  кредит, который предоставлялся под  залог помещичьих имений из расчета  числа крепостных "душ", а также  драгоценностей. Первый дворянский банк был учрежден в 1854 г. с конторами  в Петербурге и Москве и назывался  Банк для дворянства. Кредитованием  промышленности и торговли занимались прежде всего банковские фирмы и менялы, широко процветало ростовщичество. С 60-х годов стали учреждаться акционерные коммерческие банки, развитие которых активизировалось в 90-е годы. Важную роль в экономической жизни страны стали играть ипотечные банки, представляющие кредиты под землю и недвижимость, и городские банки, находящиеся в ведении городских управлений.

Банковская  система России в преддверии первой мировой войны включала эмиссионный  Государственный банк, акционерные  коммерческие банки, ипотечные банки, городские банки. Продолжался процесс  концентрации, слияния банковских ресурсов. До 80% капитала акционерных коммерческих банков, которых насчитывалось около 50, было сосредоточено в 18 банках. Из них выделились 5 крупнейших банков Русско-Азиатский, Петербургский международный  коммерческий, Азово-Донской, Русский (для внешней торговли) и Русский  торгово-промышленный. Собственные  капиталы и вклады этих банков превысили 2 млрд. рублей, или 48% указанных средств всех акционерных коммерческих банков. Ведущая пятерка банков имела 418 филиалов по всей стране. Под контролем акционерных коммерческих банков находилось множество крупнейших промышленных и торговых фирм. Например, Русско-Азиатский банк контролировал такие предприятия, как Путиловский завод, Петербургский и Русско-Балтийский вагоностроительный заводы, Петербургский международный банк представительствовал в 50 акционерных обществах. Особенностью банковской политики России являлось активное привлечение иностранного капитала, в основном французского. В 1914 году примерно половина акционерного капитала 18 коммерческих банков принадлежала иностранным партнерам.

Система ипотечных банков включала два государственных - крестьянский поземельный и дворянский земельный, 10 акционерных земельных банков, 36 губернских и городских кредитных обществ. Свыше 60% общей суммы ипотечной задолженности приходилось на государственные банки. Городских общественных банков насчитывалось 317. Они специализировались преимущественно на выдаче ссуд под городскую недвижимость.

Одним из первых актов Октябрьской революции  был захват Государственного банка России, а затем, в конце декабря 1917 года, издан декрет ВЦИК о национализации частных акционерных банков. В 1917-1919 годах в связи с отменой частной собственности на землю были ликвидированы ипотечные банки. Сохранилась лишь кредитная кооперация, осуществляющая выдачу ссуд крестьянским хозяйствам. Национализированные частные банки, объединенные с Госбанком, образовали Народный банк РСФСР, который в 1920 году прекратил свою деятельность, будучи трансформирован в Центральное бюджетно-расчетное управление Наркомфина.

Однако  с переходом к новой экономической  политике возникли предпосылки развития кредитных отношений и создания по - существу заново банковской системы. В конце 1921 года начал функционировать Государственный банк, стала активизироваться кредитная кооперация, были созданы кооперативные банки. На селе низовое звено кредитной системы представляли кредитные и сельскохозяйственные товарищества, осуществляющие банковские операции. Затем начали формироваться на паевых началах общества сельскохозяйственного кредита, которые представляли собой местные сельскохозяйственные банки, расположенные в областных (губернских) центрах.

Одновременно  с возрождением кредитной кооперации в начале 1922 года были учреждены  кооперативные банки, призванные содействовать  кредитом развитию потребительской  кооперации.

Следующий этап становления кредитной системы - создание отраслевых специальных  банков - акционерного общества "Электрокредит", акционерного Российского торгово-промышленного банка, Центрального коммунального, с сетью местных учреждений и других. Начали действовать и территориальные банки, в частности, Среднеазиатский и Дальневосточный.

Здесь важно выделить следующий момент. Стало ясно, что реализация новой  экономической политики невозможна без аккумуляции и широкого использования  средств предпринимателей. Вот почему в 1922 году были учреждены с участием частного капитала два банка - Российский коммерческий банк и Юго-Восточный банк. Причем, что весьма примечательно, одним из учредителей Роскомбанка явились представители деловых кругов Швеции. Было также принято решение об организации частных банковских учреждений в форме обществ взаимного кредита, деятельность которых предполагала мобилизацию и вовлечение в хозяйственный оборот средств мелких товаропроизводителей и частников.

Реализация  указанных мер позволила сформировать к концу 1925 года достаточно развитую кредитную систему, состоящую в  основном из кредитных учреждений, созданных на новых началах. Функционировал 121 акционерный банк, 114 кооперативных  банков, 153 коммунальных банка, 196 обществ  сельскохозяйственного кредита, 173 общества взаимного кредита и  кредитная кооперация, объединяющая 3800 подразделений. В то же время сеть учреждений  Госбанка СССР насчитывала 459 учреждений, на долю которых приходилось 56% всех кредитных вложений.

На этом, пожалуй, развитие инициативы в становлении  кредитной системы было приостановлено. В 1927 году ЦИК и Совнарком СССР приняли постановление "О принципах  построения кредитной системы", которое  положило начало монополизации банковского  дела. Дальнейшие изменения в организационной  структуре банков произошло в 1930 году в связи с проведением  кредитной реформы. Все операции по краткосрочному кредитованию были сосредоточены в Госбанке, реорганизованы банки сельскохозяйственного кредита, функции которых в последующем  перешли к Госбанку, создано четыре специализированных банка долгосрочных вложений. Реформация банков происходила  и в последующие годы, вплоть до 1988 года, когда была создана не оправдавшая  себя система специализированных банков. 

5.Денежно-кредитная политика центральных банков. 

Центральный банк – основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижения безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.

Общее состояние экономики в большой  мере зависит от состояния денежно-кредитной  сферы. По числу институтов, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы  составляют коммерческие банки и  другие кредитные учреждения. Достаточно отметить, что от 75 до 90% денежной массы  в большинстве стран составляют банковские депозиты и лишь 25-10% - банкноты центрального банка. Поэтому государственное  регулирование денежно-кредитной  сферы может быть успешным лишь в  том случае, если государство через  центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков.

Денежно-кредитная  политика тесно увязывается с  внутриполитическими и экономическими отношениями, особенно темпами инфляции и экономического роста. Причем она  используется не как отдельный элемент  регулирования экономики, а в  совокупности с такими инструментами, как финансовая политика, политика доходов и др.

    • МЕТОДЫ В ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКЕ

Методы, используемые в денежно-кредитной  политике, разнообразны, но наиболее распространенными  из них являются:

  • Изменение ставки учетного процента или официальной учетной ставки центрального банка (учетная, или дисконтная, политика);
  • Изменение норм обязательных резервов банков;
  • Операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг;
  • Регламентация экономических нормативов для банков (соотношения между кассовыми резервами и депозитами, собственным капиталом и заемным, акционерным капиталом и заемным, собственным капиталом и активами, суммой кредита одному заемщику и капиталом или активами и др.).

Указанные методы денежно-кредитного регулирования  можно назвать общими в том  смысле, что они влияют на операции всех коммерческих банков, на рынок  ссудных капиталов в целом.

Могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование  отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли). К выборочным методам относятся:

  • Прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки);
  • Регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды; ставками по депозитам и ставкам по кредитам и др.

Ведущим методом регулирования является учетная политика. Повышая или  понижая официальную учетную  ставку, центральный банк оказывает  воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении  кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента. Изменение  учетной ставки центрального банка, вызывая соответствующее изменение  рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса и  валютного курса. Повышение ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный  баланс, увеличивается предложение  иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и  повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным  результатам.

Изменение процентной ставки центрального банка  особенно активно используется в  условиях нарушения равновесия платежного баланса и обострения валютных кризисов.

Существенное  воздействие на кредитные ресурсы  коммерческих банков, на их возможности предоставлять ссуды оказывает изменение нормы обязательных резервов. Повышение ее не означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах центрального банка и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредитов. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению банковских кредитов и денежной массы, к снижению рыночного процента.

Изменение норм резервных требований, представляющее собой один из старейших и наиболее распространенных методов регулирования (впервые он был применен в США  в 1913 г.), относится к косвенным  методам регулирования денежного  обращения, основанным на действии рыночных механизмов.

Минимальные резервы – это обязательная норма  вкладов коммерческих банков в центральном  банке, устанавливаемая в законодательном  порядке и определяемая как процент  от общей суммы вкладов коммерческих банков. Норма минимальных резервов зависит от вида вкладов (срочный, до востребования), их величины, географического расположения банка (в крупном или небольшом городе), институциональных различий (вида кредитного учреждения). В настоящее время географические и институциональные различия постепенно стираются.

Регулирование минимальных резервных требований имеет двоякое значение: с одной  стороны, оно гарантирует минимальный  уровень ликвидности коммерческих банков, с другой – используется как важный инструмент денежно-кредитной  политики центрального банка.

В странах  с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространенным методом денежно-кредитного регулирования являются операции на открытом рынке, которые влияют на деятельность коммерческих банков через объем  имеющихся у них ресурсов. Если центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы последних и соответственно их возможности предоставлять ссуды клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, центральный банк предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяет их возможности по выдаче ссуд. Операции на открытом рынке способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.

Информация о работе Роль Центрального банка в денежно - кредитной политике государства