Главная
цель банковского регулирования
и надзора ¾ поддержание стабильности
банковской системы, защита интересов
вкладчиков и кредиторов.
Банк
России осуществляет постоянный надзор
за соблюдением кредитными организациями
банковского законодательства, в
целях обеспечения устойчивости
кредитных организаций ЦБ может
устанавливать им обязательные нормативы:
- минимальный
размер уставного капитала для вновь создаваемых
кредитных организаций, минимальный размер
собственных средств (капитала) для действующих
кредитных организаций;
- предельный
размер не денежной части уставного капитала;
- максимальный
размер риска на одного заемщика или группу
связанных заемщиков;
- максимальный
размер крупных кредитных рисков (не может
превышать 25% собственных средств кредитной
организации);
- максимальный
размер риска на одного кредитора (вкладчика);
- нормативы
ликвидности кредитной организации;
- нормативы
достаточности капитала (предельное соотношение
общей суммы собственных средств кредитной
организации и суммы ее активов, взвешенных
по уровню риска);
- максимальный
размер привлеченных денежных вкладов
(депозитов) населения;
- размеры валютного,
процентного и иных рисков;
- минимальный
размер резервов, создаваемых под высоко-рисковые
активы;
- нормативы
использования собственных средств банков
для приобретения долей (акций) других
юридических лиц;
- максимальный
размер кредитов, гарантий и поручительств,
предоставленных банком своим участникам
(акционерам). Не может превышать 20% собственных
средств банка.
Проверки
КБ могут осуществляться уполномоченными
Советом директоров представителями
Банка России или по его поручению ¾
аудиторскими фирмами.
Таким
образом, Банк России имеет аналогичный,
а во некоторых случаях даже более широкий,
чем в ряде развитых стран, набор инструментов
для контролирования банковской сферы.
Остановимся
более подробно на целях и функциях
Банка России, операциях которые
он выполняет для упорядочивания
денежного обращения, проведения денежно-кредитной
политики.
Так, основными
целями деятельности Банка России
являются:
- защита и
обеспечение устойчивости рубля, в том
числе его покупательной способности
и курса по отношению к иностранным валютам;
- развитие
и укрепление банковской системы Российской
Федерации;
- обеспечение
эффективного и бесперебойного функционирования
системы расчетов.
Получение
прибыли не является целью деятельности
Банка России.
К функциям
же центрального банка РФ относятся следующие:
- во взаимодействии
с Правительством Российской Федерации
разрабатывает и проводит единую государственную
денежно-кредитную политику, направленную
на защиту и обеспечение устойчивости
рубля;
- монопольно
осуществляет эмиссию наличных денег
и организует их обращение;
- является
кредитором последней инстанции для
кредитных организаций, организует
систему рефинансирования;
- устанавливает
правила осуществления расчетов в Российской
Федерации;
- устанавливает
правила проведения банковских операций,
бухгалтерского учета и отчетности для
банковской системы;
- осуществляет
государственную регистрацию кредитных
организаций;
- выдает и
отзывает лицензии кредитных организаций
и организаций, занимающихся их аудитом;
- осуществляет
надзор за деятельностью кредитных организаций;
- регистрирует
эмиссию ценных бумаг кредитными организациями
в соответствии с федеральными законами;
- осуществляет
самостоятельно или по поручению Правительства
Российской Федерации все виды банковских
операций, необходимых для выполнения
основных задач Банка России;
- осуществляет
валютное регулирование, включая операции
по покупке и продаже иностранной валюты;
- определяет
порядок осуществления расчетов с иностранными
государствами;
- организует
и осуществляет валютный контроль как
непосредственно, так и через уполномоченные
банки в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
- принимает
участие в разработке прогноза платежного
баланса Российской Федерации и организует
составление платежного баланса РФ;
- в целях осуществления
указанных функций проводит анализ и
прогнозирование состояния экономики
Российской Федерации в целом и по регионам,
прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых
и ценовых отношений;
- публикует
соответствующие материалы и статистические
данные.
Для
достижения установленных ему целей
Банк России имеет право осуществлять
с российскими и иностранными
кредитными организациями следующие
операции:
- предоставлять
кредиты на срок не более одного года под
обеспечение ценными бумагами и другими
активами, если иное не установлено
федеральным законом о федеральном бюджете;
- покупать
и продавать чеки, простые и переводные
векселя, имеющие, как правило, товарное
происхождение, со сроками погашения не
более шести месяцев;
- покупать
и продавать государственные ценные
бумаги на открытом рынке;
- покупать
и продавать облигации, депозитные
сертификаты и иные ценные бумаги
со сроками погашения не более одного
года;
- покупать
и продавать иностранную валюту, а
также платежные документы и обязательства
в иностранной валюте, выставленные
российскими и иностранными кредитными
организациями;
- покупать,
хранить, продавать драгоценные металлы
и иные виды валютных ценностей;
- проводить
расчетные, кассовые и депозитные операции,
принимать на хранение и в управление
ценные бумаги и иные ценности;
- выдавать
гарантии и поручительства;
- осуществлять
операции с финансовыми инструментами,
используемыми для управления финансовыми
рисками;
- открывать
счета в российских и иностранных кредитных
организациях на территории Российской
Федерации и иностранных государств;
- выставлять
чеки и векселя в любой валюте и д.р.
При этом
обеспечением для кредитов Банка
России могут выступать только:
- золото и
другие драгоценные металлы в различной
форме;
- иностранная
валюта;
- векселя в
российской и иностранной валюте со
сроками погашения до шести месяцев;
- государственные
ценные бумаги.
Банкноты
и монета Банка России являются единственным
законным средством платежа на территории
Российской Федерации, обязательны
к приему по нарицательной стоимости
при всех видах расчетов и обеспечиваются
всеми активами ЦБ.
В целях
организации денежного обращения
эмиссия наличных денег, организация
их обращения и изъятия из обращения
на территории Российской Федерации осуществляются
исключительно Банком России по решению
Совета директоров и является одной из
его основных функций.
Кроме
того, для упорядочивания наличного
денежного обращения в стране
на Банк России возлагаются также
следующие функции:
- прогнозирование
и организация производства, перевозка
и хранение банкнот и монеты, создание
их резервных фондов;
- установление
правил хранения, перевозки и инкассации
наличных денег для кредитных организаций;
- установление
признаков платежеспособности денежных
знаков и порядка замены поврежденных
банкнот и монеты, а также их уничтожения;
- определение
порядка ведения кассовых операций для
кредитных организаций.
Основными
инструментами и методами денежно-кредитной
политики ЦБ РФ являются:
- процентные
ставки по операциям Банка России;
- нормативы
обязательных резервов, депонируемых
в Банке России (резервные требования).
Нормативы обязательных резервов не могут
превышать 20 процентов обязательств кредитной
организации и могут быть дифференцированными
для различных кредитных организаций.
Нормативы обязательных резервов не могут
быть единовременно изменены более чем
на пять пунктов;
- операции
на открытом рынке (купля-продажа Банком
России казначейских векселей, государственных
облигаций и прочих государственных ценных
бумаг, краткосрочные операции с ценными
бумагами с совершением позднее обратной
сделки);
- рефинансирование
банков (кредитование Банком России банков,
в том числе учет и переучет векселей);
- валютное
регулирование (купля-продажа Банком России
иностранной валюты на валютном рынке
для воздействия на курс рубля и на
суммарный спрос и предложение денег);
- установление
ориентиров роста денежной массы;
- прямые количественные
ограничения (установление лимитов на
рефинансирование банков и проведение
кредитными организациями отдельных банковских
операций).
Банк
России использует процентную политику
для воздействия на рыночные процентные
ставки в целях укрепления рубля.
Основные
направления единой государственной
денежно-кредитной политики на предстоящий
год включают следующие положения:
- анализ состояния
и прогноз развития экономики Российской
Федерации;
- основные
ориентиры, параметры и инструменты
единой государственной денежно-кредитной
политики.
Регулируя
международную и внешнеэкономическую
деятельность, Банк России представляет
интересы Российской Федерации во взаимоотношениях
с центральными банками иностранных государств,
а также в международных банках и иных
международных валютно-финансовых организациях.
Он также
выдает разрешения на создание банков
с участием иностранного капитала и
филиалов иностранных банков, осуществляет
аккредитацию представительств кредитных
организаций иностранных государств на
территории Российской Федерации.
Особо
отметим, что в отличие от некоторых
западных банков, Банк России не в праве
:
- предоставлять
кредиты Правительству Российской Федерации
для финансирования бюджетного дефицита,
-
покупать государственные ценные бумаги
при их первичном размещении
- ЦБ РФ
не вправе предоставлять кредиты на финансирование
дефицитов бюджетов субъектов Российской
Федерации, местных бюджетов и бюджетов
государственных внебюджетных фондов.
-
не может участвовать в капиталах российских
кредитных организаций; участие в капиталах
международных организаций также ограничено.
- Данные положения
теперь полностью законодательно урегулированы,
дабы исключить возможность инфляционного
покрытия расходов государственного бюджета,
которая имела место в прошлом.
Для проверки
деятельности ЦБ в нашем государстве создана
сложная многоуровневая система, включающая
контроль центрального банка со стороны
Государственной Думы, ежемесячную отчетность,
внешний и внутренний аудит. За несколько
лет своего существования данная система
уже оправдала свою эффективность. Новым
важным звеном в ней стало привлечение
независимых международных аудиторов
для осуществления проверки отчетности
Банка России, положительные результаты
которой несомненно повышают привлекательность
страны для иностранных инвесторов. Однако
существует также необходимость ее постоянного
совершенствования: например, сокращение
периодов между публикациями отчетности,
так как отчетность месячной давности
может уже не отражать настоящего состояния
в динамичной российской экономике.
1.
История развития банковской
системы РФ
Для оценки
значения процессов, происходящих ныне
в банковской системе страны, целесообразно
совершить небольшой экскурсию в
прошлое России. Мне представляется, такой
ретроспективный подход позволит не только
взвешенно подойти к анализу складывающейся
ситуации в банковском деле, но и в определенной
степени предвидеть будущее.