Роль Центрального банка в денежно - кредитной политике государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 00:34, курсовая работа

Описание работы

В работе раскрывается понятие банковской системы РФ, рассматривается ее строение и состояние; разрабатываются решения проблем функционирования, тенденции развития банковской системы в России.

Содержание

Введение
Сущность и функции банковской системы 6
Общая характеристика деятельности ЦБ. 7
Организация и структура управления цб. 8
Контрольные и надзорные функции цб. 9
Основные функции цб. 10
Роль цб в экономике. 10
Инструменты кредитно - денежной политики 10
Банк России. 15
История развития банковской системы РФ 23
Денежно-кредитная политика центральных банков.. 27
Методы в денежно-кредитной политике.. 27
Заключение 33
Литература 35

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ (восстановлен).docx

— 69.48 Кб (Скачать)
    • Организация и структура управления центральным банком:

Четкое  функционирование центральных банков обеспечивается законодательно закрепленной системой управления этим важнейшим  финансово-кредитным механизмом. Центральные  банки, в том числе принадлежащие  государству, строятся как акционерные  общества. В связи с этим построение органов управления центральных  банков в общих чертах совпадает  с аналогичной структурой иных национальных компаний. 

    • Контрольные и надзорные функции Центрального банка:

В специальной  литературе обычно выделяют следующие  цели банковского надзора:

  1. защита мелких вкладчиков от плохого управления и мошенничества;
  2. защита клиентов банка от «системного риска»1, защита страхового фонда или собственных фондов правительства от потерь в тех странах, которые имеют национальные системы страхования депозитов или осуществляют другие меры по защите банковских вкладчиков;
  3. обеспечение доверия вкладчиков и населения к финансово-кредитной системе в целом и к кредитным институтам в отдельности.

В некоторых  странах осуществление банковского  надзора возложено на центральные  банки (например, Великобритания, Италия, Россия); в других принята смешанная  система, при которой Центральный  банк выполняет обязанности по надзору  совместно с другими государственными органами (например, США, ФРГ). Организация  банковского надзора закреплена соответствующими законами, и надзору  придан статус публично-правовой деятельности. Ряд аналитиков считает, что последнее  предпочтительнее закрепления функций  по надзору за центральным банком, полагая, что тем самым обеспечивается более высокий уровень независимости  надзорного органа. В этом случае объединение  усилий Центрального банка и другого  государственного органа делает возможным, с одной стороны, использование  в контрольной работе высокой  квалификации банковских работников и, с другой, придает деятельности по надзору государственно-властный характер. Контрольная деятельность Центрального банка требует развитой системы  статистики, которая обеспечивает надлежащий учет и аналитическую оценку работы самого банка и контролируемых им других банковских учреждений. 
 

    • Основные функции Центрального банка:

В экономической  литературе в течение многих лет  функции центрального банка формулируются  почти неизменно:

  • монополия денежной эмиссии;
  • функции банка правительства (в частности, исполнение бюджета и управление                                                                                                                        государственным долгом);                              
  • банка банков (расчетный центр, кредитор последней инстанции);
  • проводник официальной денежно-кредитной и валютной политики;
  • орган надзора за банками и финансовыми рынками.

Однако  роль, которую играют центральные  банки в национальной экономике, значительно шире. 

    • Роль  ЦБ в экономике:

Центральные банки осуществляют руководство всей кредитной системой страны, они призваны регулировать кредит и денежное обращение, контролировать и стабилизировать движение обменного курса национальной валюты, сглаживать своим влиянием перепады в уровне деловой активности, цен и  занятости, стимулировать рост национальной экономики  на здоровой финансовой основе. Центральный банк выступает в качестве агента правительства. В этом случае он консультирует правительство в таких областях, как управление национальным долгом, валютная и кредитно-денежная политика. Кроме того он является представителем  правительства в финансовых операциях последнего. Основная функция банка разрабатывать и проводить кредитно-денежную политику. Это самая важная его функция.

    • Инструменты кредитно – денежной политики

Основными инструментами кредитно-денежной политики являются:

  •    Официальная учетная ставка - относительно редко изменяемая ставка ЦБ, по которой он готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции.
  •    Обязательные резервы - часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в ЦБ.
  •     Операции на открытом рынке - операции ЦБ по купле-продаже коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций и прочих ценных бумаг, а также краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.
  • Моральное воздействие - рекомендации, заявления, собеседования традиционно играют важную роль в денежно-кредитной политике многих развитых стран.
  • Разумный банковский надзор - различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных балансовых коэффициентов.
  •    Контроль за рынком капиталов - порядок выпуска акций и облигаций, включая стандартные правила-требования, очередность эмиссии, официальный предел внешних заимствований относительно самофинансирования, квоты выпуска облигаций и др.
  •   Допуск к рынкам - регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским учреждениям.
  •     Специальные депозиты - часть прироста депозитов или кредитов КБ, изъятая на беспроцентные счета в ЦБ.
  • Количественные ограничения - потолки ставок, прямое ограничение кредитования,  периодическое “замораживание” процентных ставок.
  •   Валютные интервенции - купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы.
  • Управление госдолгом. Эмиссия гособлигаций нейтрализует ликвидность банков, связывает их средства, и поэтому масштабы госдолга, техника его эмиссии, форма размещения имеют большое значение для контроля за денежным обращением.
  • Таргетирование - установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.
  • Регулирование фондовых и фьючерских операций путем установления обязательной маржи.
  •    Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.

Все эти  инструменты могут быть эффективными только в условиях тесной увязки с  фискальной      политикой  и законодательством. 

Как агент  правительства в фискальных делах  центральный банк дает ему советы, управляет некоторыми депозитными  счетами и фондами правительства, от имени правительства выпускает  и изымает из обращения деньги, управляет национальными инвалютными  резервами и выступает  от имени  правительства на международном  валютном рынке, является депозитарием золота и управляющим государственным  долгом (выпускает государственные  облигации, выплачивает проценты по ним, погашает их).

Центральный банк помогает правительству определить наилучший момент  для выпуска облигации, их цену, доходность и другие характеристики, обеспечивающие привлекательность выпуска для инвесторов, место, где лучше всего разместить облигации. Чтобы успешно справляться с этой задачей, банк должен располагать точной и своевременной информацией о состоянии экономики, движении кредитных ресурсов и т.д. Несмотря на усилия к тому, чтобы быть предельно информированным, банк иногда вынужден принимать решения до того, как статистика подтвердит  предполагаемое событие. Поэтому он проводит  собственные исследования, результаты которых обычно публикуются и представляют собой большой интерес для ученых, экономистов, менеджеров, работников финансовых учреждении.

Центральный банк управляет правительственными депозитами (даже если они содержатся в коммерческих банках). Почти все  правительственные расходы и  доходы проходят по счетам центрального банка. Балансы, приносящие процент, содержатся на счетах коммерческих банков. Центральный  банк также имеет счет для вложения правительственных доходов в  ценные бумаги (обычно самого же правительства) и счет, на котором находятся инвалютные запасы.

Центральный банк выпускает деньги и распределяет их между коммерческими банками, изымает из обращения ветхие банкноты и стершиеся монеты. Новые деньги выдаются коммерческим банкам по заявкам, отражающим их потребности в денежной наличности, путем дебетной записи на счетах коммерческих банков в центральном банке.

Еще одной  обязанностью центрального банка, как  агента правительства являются контроль и защита обменного курса национальной валюты. Банк правомочен покупать и  продавать золото, серебро, инвалюту, открывать счета в центральных  банках других стран, выступать в  качестве агента иностранных центральных  банков и в качестве депозитария  их активов.

Обменный  курс - это цена национальной валюты на международном валютном рынке  или та пропорция, в которой она  обменивается на валюты других стран. Цена определяется балансом спроса и  предложения. Чтобы торговать валютой, центральный банк должен иметь валютные счета в центральных банках соответствующих  стран.  Когда правительство решает вторгнуться на валютный рынок с  целью изменить обменный курс национальной валюты (сейчас такие вторжения бывают очень редко), если цель - удержать обменный курс от падения, центральный банк снимает  с инвалютного счета какую-то сумму и покупает на нее национальную валюту, изменяя тем самым баланс спроса и предложения. И наоборот, центральный банк скупает инвалюту, если принято решение замедлить  рост обменного курса национальной валюты. В первом случае вторжение  лимитируется наличием национальной валюты на правительственных счетах, во втором - наличием инвалюты.

Центральный банк также выступает в роли депозитария, хранителя золота, принадлежащего правительству  данной страны. Он может хранить  и золото, принадлежащее иностранным  центральным банкам и другим финансовым учреждениям. Центральный банк покупает и продаёт золото, используя инвалютный счет. Продается золото обычно центральным  банкам и правительствам других стран, а также международным финансовым организациям типа Международного валютного  фонда.

Одна  из самых важных задач центрального банка  - управлять государственным  долгом, т.е. целенаправленно изменять ту его часть, которая представлена находящимися в обращении прямыми  и гарантированными облигациями (прямые облигации - это облигации, выпущенные самим правительством, а гарантированные - это облигации выпущенные под правительственную гарантию государственными корпорациями). Управлять значит определять свойства облигаций, условия их выпуска и место размещения. Этот государственный долг, быстро растущий во многих развитых странах, представляет собой кумулятивный бюджетный дефицит (превышение расходной части бюджета над доходной за все годы). Как консультант правительства в финансовых вопросах центральный банк должен не только собирать и интерпретировать экономическую информацию, но и чувствовать изменения в спросе на ценные бумаги, в притоке фондов на рынок ценных бумаг, в уровне процента и ликвидности на рынке ценных бумаг, в отношении инвесторов к новым выпускам и т.д. Чтобы получить законченную картину, центральный банк консультируется с коммерческими банками, другими инвесторами и инвестиционными дилерами.

Управление  государственным долгом должно быть увязано с целями правительства (не входить в противоречие, например, с фискальной политикой). Для центрального банка это может стать серьезной проблемой. С одной стороны, правительство нельзя оставить без наличных денег, а с другой - получение их может быть сопряжено с необходимостью ослабить борьбу против бюджетного дефицита с вытекающим отсюда падением доверия к национальной валюте. 

    • Банк  России
 

Уставный  капитал и имущество БР являются федеральной собственностью. Банк России использует их на правах владения,  пользования и распоряжения. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, т.е. не финансируется.

Банк  России имеет уставный капитал в  размере 3 млрд. рублей и создает  за счет своей прибыли резервы  и фонды различного назначения в  размерах,  необходимых для осуществления  им своих функций.

БР, как  и большинство центральных банков ведущих капиталистических стран, является юридическим лицом, он национализирован, его действия и полномочия опираются  на четкую законодательную базу. Он регулирует банковскую сферу, издавая  обязательные нормативные акты. Следовательно, сегодня правовое положение и  фактическое место, занимаемое Банком России в финансово-кредитной системе страны практически не отличаются от последних в странах, входящих в семерку наиболее развитых; незначительные отклонения могут лишь быть объяснены путем исторического развития банковских систем. 

Высшим  органом Банка России является Совет директоров ¾ коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России.

Председатель  Банка России назначается на должность  Государственной Думой сроком на четыре года большинством  голосов  от  общего числа депутатов, кандидатуру  для назначения на должность  Председателя  Банка  России представляет  Президент  Российской Федерации.

В систему  Банка России входят центральный  аппарат,  территориальные учреждения,  расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения,  учебные  заведения и другие предприятия, учреждения и организации,  в том  числе  подразделения  безопасности и  Российское  объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности Банка России. Национальные банки республик являются территориальными  учреждениями Банка России. 

Информация о работе Роль Центрального банка в денежно - кредитной политике государства