Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:59, курсовая работа
Коммерческие организации в условиях рыночной экономики преследуют множество целей, причем, эти цели могут быть долгосрочными (стратегическими), среднесрочными (тактическими) и краткосрочными (оперативными). Среди них наиболее значимой является цель максимизации благосостояния собственников хозяйствующего субъекта, которая для компаний с корпоративной организационно-правовой формой выражается через показатели роста стоимости акций и роста величины дивидендных выплат. При выборе целей важно, чтобы они были взаимно непротиворечивыми и дополняющими друг друга.
= ( )+( ),
где - доходы и расходы по обычным видам деятельности за период, тыс.руб.; - прочие доходы и расходы за период, тыс. руб.
Таким образом, прибыль является сложным комплексным показателем, величина которого непременно учитывается в процессе обоснования и принятия управленческих решений всеми участниками рынка: сторонними лицами (инвесторами, кредиторами, поставщиками и покупателями и пр.) и внутренними субъектами (менеджментом, владельцами крупных пакетов акций или долей, пр.). В этой связи чрезвычайно важно не ошибаться при интерпретации множества различных показателей прибыли. А для этого необходимо знать порядок формирования показателей прибыли, начиная от показателя «выручка от продаж» до показателя «нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». В России порядок формирования показателей прибыли определяется целым рядом нормативных документов. Правила обобщения информации о финансовых результатах организации закреплены в ряде отечественных положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), в частности, наиболее значимыми для аналитиков являются: ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» (определен порядок раскрытия способов и процедур бухгалтерского учета, оценки активов и обязательств, применяемых в процессе составления отчетности); ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (представлены общие принципы формирования и примерное содержание форм бухгалтерской отчетности); ПБУ 9/99 «Доходы организации» (определена структура и содержание доходов организации); ПБУ 10/99 «Расходы организации» (определена структура и содержание расходов организации); ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» (описываются процедуры определения финансового результата по хозяйственным и географическим сегментам деятельности организации); ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» (установлен порядок расчета финансовых результатов по прекращаемой деятельности (сегментам) организации); ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (показан механизм увязки бухгалтерского учета финансовых результатов с требованиями налогового учета по исчислению налогооблагаемой прибыли); ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности» (представлена методика расчета финансового результата по совместной деятельности, оценки доли участия в совместной деятельности, доли в совместно понесенных расходах и полученных доходах).
Важное значение для понимания сущности и содержания финансовых показателей имеет приказ Минфина РФ от 22.07.2003 N° 67н «О бухгалтерской отчетности организаций». В нем представлены подробные методические рекомендации по формированию различных показателей бухгалтерской отчетности, в том числе и показателей отчета о прибылях и убытках (формы № 2). Определяющим документом, регулирующим порядок признания доходов и расходов в целях налогообложения, является гл. 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций». Конечно же, финансовый аналитик не сможет правильно интерпретировать показатели прибыли, если он не знает план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (разд. VIII «Финансовые результаты») и не учитывает отраслевые особенности формирования доходов и расходов.
На предприятиях проводится итоговый (ретроспективный) и прогнозный (перспективный) анализ прибыли.
Цель итогового анализа: дать количественную оценку причин, вызвавших изменение прибыли, налоговых платежей из прибыли в бюджет, выявить влияние издержек на изменение прибыли или влияние на прибыль изменения цен, вызванных рыночной конъюнктурой.
В условиях рынка руководители предприятий больше склонны проводить прогнозный анализ прибыли, т.е. сопоставлять различные варианты получения прибыли в будущем, нежели затрачивать время на анализ результатов фактического исполнения путем их сравнения со стандартным решением или оценкой прибыли в динамике.
Анализ формирования и использования прибыли проводится в несколько этапов:
При этом следует учитывать, что методика факторного анализа применима как при анализе показателей прибыли за отчетный период, так и при обосновании плана.
Формирование прибыли от всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия (механизм образования прибыли) представлено в Приложении 6, в котором данная схема отражает ф. № 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках».
Выбор
направлений анализа
ГЛАВА 2.
АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ НА ПРИМЕРЕ ОАО
«ЕЛЕЦГИДРОАГРЕГАТ»
2.1. Анализ
показателей прибыли на примере ОАО
«ЕЛЕЦГИДРОАГРЕГАТ»
Прибыль от продаж — это важнейшая составная часть бухгалтерской прибыли. В форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» этот показатель отражается по стр. 050. в бухгалтерском учете — на счете 90 «Продажи».
Прибыль от продаж зависит от трех основных факторов:
В экономической литературе предложены многочисленные варианты методик факторного анализа прибыли от продаж (В.В. Ковалев. Е В. Негашев, Г.В. Савицкая. А.П. Чечета. А.Д. Шеремет). Их изучение позволило нам выделить два основных подхода к факторному анализу рассматриваемого показателя:
1. анализ предполагает прямые расчеты влияния факторов — объема продаж, себестоимости и цены единицы продукции — по отдельным позициям номенклатуры (ассортимента);
2. анализ основывается на информации, содержащейся в форме № 2, так называемый «экспресс-анализ».
Для оперативного управления организацией предпочтителен первый подход, поскольку он позволяет принимать обоснованные управленческие решения относительно объемов продаж, себестоимости и цены изделий по отдельным позициям номенклатуры (ассортимента). Вместе с тем необходим и экспресс-анализ, когда в распоряжении менеджера имеется бухгалтерская отчетность своей организации и организаций-конкурентов.
При углублении анализа необходимо выяснить конкретные причины изменения объема продаж, причины удорожания себестоимости и возможности дальнейшего (некритического) повышения цен. На основе результатов факторного анализа прибыли от продаж могут быть приняты конкретные управленческие решения по планированию номенклатуры выпуска и продаж продукции на будущие периоды времени, а также решения относительно объемов производства конкретных видов продукции, цен на них и предельно допустимых затрат по каждому виду продукции.
Аналитический отчет о прибылях и убытках ОАО «Елецгидроагрегат»
№ строки | Показатели | 2010 | 2009 | Отклонение | |
абс. | относ. | ||||
Доходы и расходы по обычным видам деятельности | |||||
010 | Выручка от продаж | 617291 | 500812 | 116479 | 23,2% |
020 | Себестоимость проданной продукции | (609094) | (492684) | (116410) | (23,6%) |
029 | Валовая прибыль | 8197 | 8128 | 69 | 0,8% |
030 | Коммерческие расходы | (275) | (406) | -131 | -32% |
040 | Управленческие расходы | - | - | - | - |
050 | Прибыль (убыток) от продажи | 7922 | 7722 | 200 | 2,6% |
Прочие доходы и расходы | |||||
090 | Прочие доходы | 60180 | 44246 | 15934 | 36% |
100 | Прочие расходы | (52304) | (46476) | 5828 | 12,5% |
Результат от полученных прочих доходов и расходов | 7876 | (2230) | 10106 | 453% | |
140 | Прибыль (убыток) до налогообложения | (3200) | (17907) | -14707 | -82% |
Отложенные налоговые активы | - | - | - | - | |
Отложенные налоговые обязательства | - | - | - | - | |
Текущий НП | - | 361 | -361 | 100 | |
190 | Чистая прибыль (убыток) отчетного периода | (3200) | (17546) | -14346 | -81,7% |
Анализируя отчет о прибылях и убытках ОАО «Елецгидроагрегат» можно сказать следующее:
-
за два последних года выручка
от продаж увеличилась на 23,2%,
тогда как себестоимость
-
прочие доходы организации
-
чистая прибыль (убыток в
2.2. Факторный
анализ прибыли на примере ОАО «ЕЛЕЦГИДРОАГРЕГАТ»
На прибыль влияет множество факторов. Их можно разделить на внешние и внутренние. Внешние – природные условия, социально-экономические, цены на ресурсы и т.д. внутренние – по степени их соподчиненности делятся на факторы первого и второго порядка. Первого порядка – изменение прибыли от реализации в процентах к получению или уплате и прочих доходов и расходов. Второго порядка – изменение объемов реализованной продукции, структуры реализованной продукции, себестоимости продукции, цены продукции. Также к внутренним факторам относят факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины (нарушение условий труда и качества продукции, неправильной установке цен и т.д.).
Взаимосвязь факторов первого и второго порядка с валовой прибылью прямая, за исключением изменения себестоимости, снижение которой приведет к увеличению прибыли.
Важнейшая составляющая чистой прибыли это прибыль от реализации, связанная с факторами производства и реализации. Анализ этого показателя может быть проведен на основе следующей модели:
Пр
= В – С – Кр – Ур
Показатель | Значение | Отклонение | ||
2009 | 2010 | абс.(+;-) | относ.(%) | |
Выручка | 500812 | 617291 | +116479 | +23,3 |
Себестоимость | 492684 | 609094 | +116410 | +23,6 |
Коммерческие расходы | 406 | 275 | -131 | +32,3 |
Прибыль | 7722 | 7922 | +200 | +2,6 |
Информация о работе Рекомендации по повышению прибыльности деятельности предприятия