Рекомендации по повышению прибыльности деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Коммерческие организации в условиях рыночной экономики преследуют множество целей, причем, эти цели могут быть долгосрочными (стратегическими), среднесрочными (тактическими) и краткосрочными (оперативными). Среди них наиболее значимой является цель максимизации благосостояния собственников хозяйствующего субъекта, которая для компаний с корпоративной организационно-правовой формой выражается через показатели роста стоимости акций и роста величины дивидендных выплат. При выборе целей важно, чтобы они были взаимно непротиворечивыми и дополняющими друг друга.

Работа содержит 1 файл

Текст.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

      ВВЕДЕНИЕ

 
 
      Коммерческие организации  в условиях рыночной экономики преследуют множество целей, причем, эти цели могут быть долгосрочными (стратегическими), среднесрочными (тактическими) и краткосрочными (оперативными). Среди них наиболее значимой является цель максимизации благосостояния собственников хозяйствующего субъекта, которая для компаний с корпоративной организационно-правовой формой выражается через показатели роста стоимости акций и роста величины дивидендных выплат. При выборе целей важно, чтобы они были взаимно непротиворечивыми и дополняющими друг друга. Для достижения цели максимизации благосостояния собственников (акционеров, участников) необходимо, чтобы коммерческая организация динамично развивалась в условиях конкурентной среды. В этом случае менеджмент должен стремиться поддерживать и создавать новые конкурентные преимущества по изменению масштабов деятельности и диверсификации производства, улучшению продуктовой дифференциации, минимизации затратоёмкости продукции, оптимизации каналов распространения товаров, использованию возможностей поддержки государством приоритетных отраслей экономики и пр.

      В результате целенаправленных мероприятий  по укреплению своих конкурентных преимуществ коммерческая организация может добиться стабильного роста объемов продаж, расширения доли рынка, увеличения чистой прибыли и различных показателей рентабельности (рентабельности капитала, активов, продаж и пр.). Среди перечня стратегических и тактических целей чрезвычайное значение для деятельности организации имеет цель достижения определенного значения прибыли. От величины прибыли организации прямо зависят рост стоимости акций, объемы дивидендных выплат, уровень эффективности деятельности компании, а следовательно, и уровень благосостояния ее собственников. От величины прибыли, как одного из важнейших показателей экономического эффекта, зависит величина бонусов, выплачиваемых менеджменту компании по результатам деятельности. Динамика и качество прибыли оказывают влияние и на обобщающие показатели финансовой устойчивости, деловой активности, инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта. А в Гражданском кодексе РФ в ст. 50 прямо указано, что извлечение прибыли является основной целью деятельности коммерческих организаций.

      В виду актуальности данной проблемы целью настоящей курсовой работы является изучение методики анализа прибыли с помощью маржинального дохода с целью определения влияния на неё отдельных факторов.

      Поставленная  цель достигается путем решения  следующих задач. Во-первых, это изучение основных методов анализа прибыли; во-вторых, проведение практических расчетов и анализа прибыли с помощью данных методов: факторного анализа прибыли от реализации и анализа прибыли. В-третьих, разработка рекомендаций по повышению прибыльности основной деятельности предприятия.

      Далее перейдем к подробному рассмотрению поставленных вопросов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА  ПРИБЫЛИ

      1.1. Система показателей прибыли  коммерческих организаций 

      В процессе финансово-хозяйственной деятельности у коммерческой организации возникают не один, а сразу шесть показателей прибыли:

  1. валовая прибыль, как разница между выручкой от продаж и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг (нельзя этот показатель путать с маржинальной прибылью, которая в рамках управленческого учета определяется, как разница между выручкой от продаж и переменными расходами);
  2. прибыль (убыток) от продаж, которая определяется в результате вычитания из валовой прибыли коммерческих и управленческих расходов (важнейший показатель, используемый для расчета рентабельности продаж);
  3. прибыль (убыток) до налогообложения рассчитывается, как сумма (разница) прибыли (убытка) от продаж и сальдо прочих доходов и расходов (именуется бухгалтерской прибылью);

     4) чистая прибыль (убыток) отчетного периода определяется, как разница между прибылью (убытком) до налогообложения и отчислениями в бюджет по налогу на прибыль и иными аналогичными платежами (важнейший показатель для инвесторов; используется для расчета многих показателей рентабельности; базовая величина для объявления дивидендов и иного распределения прибыли);

  1. нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)отчетного года, остаток от вычитания суммы распределенной прибыли из чистой прибыли 
    (убытка) (показывает величину важнейшего внутреннего источника финансирования деятельности организации; зависит от дивиденд 
    ной политики);
  2. нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), сумма нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) отчетного года и прошлых лет (характеризует способность менеджмента организации увеличивать собственность акционеров (пайщиков, участников); показатель результативности деятельности и эффективности дивидендной политики; существенный элемент капитала организации).

      Наличие различных групп пользователей информации о финансовых результатах и агентских групп, имеющих прямое отношение к хозяйствующему субъекту, создает определенный конфликт интересов. При этом интересы каждой группы могут быть четко сформулированы и представлены через показатели финансовых результатов.

      Менеджмент  крайне заинтересован в высоких  результатах деятельности компании. Во-первых, от показателей прибыли (в особенности, чистой прибыли) зависит бонусная (премиальная) программа, во-вторых, чистая прибыль служит важным ориентиром инвестиционной привлекательности для инвесторов, в результате чего при росте этого результативного показателя (даже в случае не фактического значения, а прогноза на будущие периоды) увеличивается величина рентабельности активов и капитала (отношение прибыли к совокупной величине активов или капитала), как следствие растут акции этой компании, повышается доверие кредиторов и прочих контрагентов. А рост стоимости акций на финансовых рынках прямо приводит к увеличению благосостояния собственников, следовательно, менеджмент стремится к получению высоких показателей прибыли (из которой будут начисляться дивиденды акционерам) и представлению привлекательной финансовой информации, способствующей положительной динамике роста курсовой стоимости акций компании. Отсюда и велик соблазн представить конечные результаты в более привлекательном виде. Это может осуществляться следующими способами: при помощи использования лизинговых схем вывода активов в аффилированные компании (таким образом, рентабельность активов увеличивается при сохранении фактического контроля за выведенным из компании имуществом); умелым манипулированием методами и процедурами учета и бухгалтерской оценки, разрешенными международными и национальными стандартами, в целях увеличения прибыли; в процессе осуществления выплат сумм вознаграждений менеджменту при помощи различных финансовых инструментов (что ведет к сомнительному занижению величины управленческих расходов и, в конечном итоге, к увеличению прибыли); передача убыточных сегментов бизнеса дочерним компаниям; представление недостоверной финансовой информации в отчетности и пр. 

      1.2. Методы анализа прибыли 

      Метод анализа прибыли как результата финансово-хозяйственной деятельности предприятия предусматривает использование ряда конкретных методик аналитического исследования, т.е. совокупности способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой- либо работы.

      В экономическом анализе методика – это совокупность аналитических способов и правил исследования экономических явлений и процессов хозяйственной деятельности, подчиненных достижению цели анализа.

      Различают общую и частную методики анализа.

      Общая методика – это система исследования, которая в одинаковой мере используется при изучении различных объектов экономического анализа в различных отраслях экономики. Частные методики конкретизируют   общую методику применительно к определенным отраслям экономики, типам производства, объектам исследования, видам анализа.

      Любая методика анализа представляет собой  указания или методологические советы относительно выполнения аналитического исследования. Она содержит:

  • формулировку задач и целей анализа;
  • объекты анализа;
  • системы показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа;
  • советы относительно последовательности и периодичности проведения аналитического исследования;
  • описание способов и методики исследования изучаемых объектов;
  • источники данных, на основании которых производится анализ;
  • указания по организации анализа (какие лица, службы будут проводить отдельные части исследования);
  • технические средства, которые целесообразно использовать для аналитической обработки информации;
  • порядок оформления результатов анализа;
  • перечень пользователей результатов анализа.

      В данной курсовой работе целесообразно остановиться на более подробном рассмотрении двух элементов методики анализа:

    1. Последовательность выполнения аналитической работы.
    2. Способы исследования изучаемой проблемы.

      Комплексный анализ хозяйственной деятельности предусматривает этапы. Следует отметить, что такая последовательность выполнения аналитических исследований наиболее целесообразна с точки зрения теории и практики АХД.

      Важнейшим элементом методики АХД являются технические приемы и способы анализа. Среди них можно выделить:

  • Традиционные логические способы, которые применяются для обработки и изучения информации (сравнение, графический способ, балансовый, средних и относительных величин, аналитических группировок и т.д.);
  • Для изучения влияния факторов на результаты хозяйствования и подсчета резервов применяются такие способы, как цепные подстановки, абсолютные и относительные разницы, интегральный метод, корреляционный, компонентный и др. Применение тех или иных способов зависит от цели и глубины анализа, объекта исследования, технических возможностей выполнения расчетов и т.д.
 
 
 
 
 

      1.3. Задачи и организация анализа прибыли 

      Обобщающая  оценка финансового состояния предприятия  дается на основе таких результативных финансовых показателей, как прибыль  и рентабельность.

      Прибыль (убыток) является конечным результатом текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации за определенный промежуток времени. В системе бухгалтерского учета финансовый результат можно определять, по крайней мере, двумя способами. Согласно теории статического баланса, финансовый результат (прибыль / убыток) определяется, как наращение капитала за соответствующий период, скорректированный на прирост капитала за счет эмиссии долевых финансовых инструментов, переоценки основных средств и операций по выкупу собственных акций. Определение финансового результата согласно данному подходу может осуществляться с использованием данных бухгалтерского баланса (форма № I), в этом случае используются следующие упрощенные формулы:

         ЧA1=A1O1; ЧA0=A0-O0;

      Р = ΔК = ЧА1 - ЧA0,

      где A1 и Ао - активы (имущество) организации в текущем и предыдущих периодах (будущем и текущем периодах), тыс. руб.;

      О1 и О0 - обязательства организации в текущем и предыдущих периодах (будущем и текущем периодах), тыс. руб.;

          Р- прибыль (убыток) за период, тыс. руб.;

      ΔК - наращение собственного капитала за период, тыс. руб.;

      ЧА1 и ЧА0 - чистые активы организации в текущем и предыдущем периодах (будущем и текущем периодах), тыс. руб.

      Определение финансового результата в соответствии с теорией статического баланса имеет ряд существенных недостатков, в частности, прибыль (или убыток) существенно зависит от того, в какой оценке представлены в бухгалтерском балансе активы и обязательства, кроме того, при расчете финансового результата не виден порядок формирования прибыли.

      На  практике для определения финансового  результата широко используются положения теории динамического баланса. Этот подход предполагает определение за соответствующий период доходов и связанных с ними расходов. Разница между доходами и расходами даст бухгалтеру-аналитику финансовый результат деятельности организации в этом периоде. В целях раскрытия и предоставления заинтересованным пользователям информации о порядке формирования финансовых результатов коммерческие организации составляют Отчет о прибылях и убытках (форма № 2). Наличие множества различных показателей прибыли связано с тем, что по своей природе доходы и расходы не однородны, их принято подразделять на доходы и расходы по обычным видам деятельности, также выделяются прочие доходы и расходы (операционные, внереализационные и чрезвычайные). В наиболее общем виде финансовый результат согласно теории динамического баланса определяется по формуле:

Информация о работе Рекомендации по повышению прибыльности деятельности предприятия