Реформа жилищно-коммунальной сферы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать экономическую и социальную эффективность проводимой в стране реформы жилищно-коммунального хозяйства на примере реформирования системы ЖКХ г.Оренбурга. Задачами работы является рассмотрение различных сторон реформирования жилищно-коммунальной сферы России, а также дальнейших перспектив реформы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4

1 Состояние жилищно-коммунального хозяйства……………………………6

Понятие ЖКХ………………………………………………………………..6
Оперативная информация…………………………………………………..7
2 Реформа жилищно-коммунальной сферы РФ………………………………9

2.1 Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства России на современном этапе………………………………………………………………9

2.2 Коренные изменения финансирования ЖКХ РФ………………………...12

2.3 Переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг……..16

Заключение……………………………………………………………………….24

Библиографический список……………………………………………………..26

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 46.30 Кб (Скачать)

       Неисполнение  устанавливаемых федеральных стандартов стало одной из главных причин кризисных ситуаций, подобных сложившейся  в Приморском крае.

       В соответствии с методическими документами  по формированию федеральных стандартов и разработанной Концепцией ценовой  и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве в период проведения реформы  ЖКХ была сформирована нормативная  база ценовой и тарифной политики [10, стр. 45].  
 
 
 
 
 
 
 

      Таблица 1 - Динамика изменения тарифов для  населения на основные  
виды жилищно-коммунальных услуг за период с 2003 по 2010 г.
 

      
      Платежи населения за ЖКУ* 2003г 2004г 2005г 2006г 2007г 2008г 2009г 2010г
      Квартирная  плата  в домах муниципального жилищного фонда (за кв. м общей  площади) 0,003 0, 08 0,27 0,40 0,54 0,66 1,00 1,30
      Плата за электричество (за 100 кВт-ч) 0,60 2.68 3 8,08 12,08 15,66 17,09 25,40 39,1
      Плата за водоснабжение и канализацию (за месяц) 0,05 0.8 3,58 6,05 7,17 8,27 10,87 18,0
      Плата за отоплени (за кв. м общей площади) 0,008 0,131 0,47 0,70 0,86 0.92 1,13 1,61
      Плата за газ сетевой (за месяц с человека) 0,03 0,07 ,0,95 1,18 2.45 3.18 4,31 5,60
 

       Как видно из таблицы, за указанный период наблюдался неуклонный рост тарифов  для населения на основные виды ЖКУ, в т. ч. по видам услуг: плата за электроэнергию - в 42,7 раза; за отопление - в 144,9; за сетевой газ - в 148,6; за водоснабжение  и водоотведение - в 226; за жилье - в 333 раза.

       С 2003 г. изменение тарифов на основные виды ЖКУ шло опережающими темпами по сравнению с общим изменением потребительских цен, т.е. жилищно-коммунальные услуги становились для населения относительно дороже по сравнению с другими товарами и услугами на протяжении всего периода экономических реформ. При этом необходимо отметить, что разница в темпах роста, а также в дифференциации уровня тарифов для населения по основным ЖКУ внутри субъектов Федерации во многом объясняется отсутствием на региональном и муниципальном уровнях системы регулирования цен (тарифов). 

      Таблица 2 - Изменения в структуре платежей населения за основные виды ЖКУ 

      
      Платежи населения  за ЖКУ (в расчете на 1 чел, в месяц) 2003г. 2004г. 2005г. 2006г. 2007 г 2008г. 2009 г 2010г.
      Удельный вес от общей суммы платежей населения  за ЖКУ, %
9 23 22 22 23 25 27 23
      Оплата  жилья  Плата за отопление 24 39 39 38 36 34 31 38
      Плата за водоснабжение и канализацию 9 14 16 18 17 17 16 15,8
      Плата за электроэнергию 53 23 19 18 18 18 19 15,7
      Плата за сетевой газ 5 1 4 4 6 6 7 7,5
      Итого сумма платежей населения за ЖКУ 100 100 100 100 100 100 100 100
 

       Как видно из табл. 2, за период с 2003 по 2010 г. в структуре платежей населения увеличилась (в 3 раза) доля оплаты жилья и сократилась доля оплаты услуг ресурсоснабжающих организаций. Стоимость, основных ЖКУ возросла с 6, 33 руб. в 2003 г. до 118,25 руб. в 2009 г. в расчете на 1 чел. в месяц.

       С увеличением доли оплаты населением жилищно-комму-нальных услуг с 9 % в 2003 г. до 56 % в 2009 г. и ростом тарифов произошел значительный рост (в 116 раз) оплаты населением основных жилищно-коммунальных услуг.

       Структура доходов за последние годы претерпела значительные изменения. За период с 2007 по 2010 г. среднедушевой доход увеличился более чем в 5 раз (с 361,2 руб. в 2007 г. до 2224 руб. в 2010 г.). За этот же период оплата ЖКУ населением возросла в 3,3 раза (с 42,7 руб. на 1 чел. в месяц в 2007г. до 142 руб. по состоянию на 1 сентября 2010 г.).

       Динамика  соотношения показателей роста  среднедушевого дохода оплаты ЖКУ населением (по отношению к предыдущему году) характеризуется следующими величинами соответственно: 500руб. и 30руб. на 1чел. в мес. в 2008г.; 610руб. и 28 руб. - 2009 г.; 410 руб. и 42 руб. - 2010 г. Таким образом, темпы роста доходов населения значительно опережают увеличение платы населения за жилье и коммунальные услуги по федеральным стандартам.

       Вместе  с тем необходимо отметить, что  политика ценообразования на услуги, оказываемые предприятиями жилищно-коммунальной сферы, проводимая на местах, характеризовалась  значительно более низкими темпами  роста тарифов и ставок оплаты населением по сравнению с темпами  роста доходов населения. Так, при  повышении годовых доходов населения  почти на 60 % тарифы на ЖКУ в среднем  увеличились не более чем на 25 %. Анализ доходов населения за этот период показывает, что доля населения  со среднедушевыми денежными доходами до 800 руб. сократилась, в то время  как доля населения с доходами свыше 1000 руб. выросла.

       Проводимая  ценовая и тарифная политика в  области ЖКХ направлена на снижение нагрузки на население и бюджет, ревизию обоснованности величины этой нагрузки и выполнение комплекса  мероприятий по снижению издержек, влияющих на стоимость содержания 1кв.м  жилья [112, стр. 63].

       Положительные результаты достигнуты в работе по снижению непроизводительных расходов и потерь в рамках проводимых в  ходе реформы ЖКХ мероприятий  по ресурсоэнергосбережению. За счет лимитирования  отпуска энергоресурсов, применения современных технологий, широкого внедрения  приборов учета расхода ресурсов удается снижать расходы на оплату ЖКУ всеми группами потребителей на 15-40%. Сегодня сформирован комплексный  подход в энергосбережении, который  охватывает не только стадию эксплуатации жилищного фонда, но и проектирование, строительство, капитальный ремонт и реконструкцию. В строящихся и  реконструируемых домах применяются  новейшие технологии, оборудование и  материалы, реализующие идею энергоэффективного строительства, реконструкции, и как результат - снижение приведенной стоимости жилья. Такой подход позволяет, экономить до 30 % энергоресурсов [6, стр. 123].

       Проведенная в ряде муниципальных образований  Российской Федерации экспертиза тарифов  выявила и позволила снизить  необоснованные суммарные затраты  на 1 кв. м жилья на 18-20 %. Предпринимаемые меры по реорганизации структур управления, демонополизации, развитию конкуренции и энергосбережению позволили в 62 регионах обеспечить стандарт стоимости содержания 1 кв. м жилья ниже, чем предусмотрено федеральным стандартом на 2009 г., и в целом по Российской Федерации снизить расходы на содержание жилья на 0,2 руб.

       Согласно  Закону РФ "Об основах федеральной  жилищной политики" с 2003 г. в России при поэтапном переходе к полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг создана уникальная система социальной защиты населения. Низкодоходным категориям граждан предоставляются адресные компенсации (субсидии) по оплате ЖКУ.

       Программа предоставления адресных жилищных субсидий имеет важное значение при переходе на новую систему оплаты жилья  и коммунальных услуг и в настоящее  время успешно реализуется во всех регионах страны. Наконец 2010 г. число получателей субсидий уменьшилось по сравнению с 2009 г. с 7,5 до 7,0 % и составило более 3,5 млн. российских семей. Общая сумма начисленных субсидий составила в 2010 г. около 3 млрд. руб. Уровень охвата населения программой чрезвычайно различается по регионам, составляя от 1-2 % (Орловская, Белгородская области, Республика Марий Эл) до 14-17 % (Омская, Камчатская, Магаданская и ряд других областей) и даже более 18 % (Хабаровский край). Это зависит от уровня ставок оплаты жилищно-коммунальных услуг, доходов населения на территории, а также эффективности работы служб жилищных субсидий. В Приморском крае субсидиями охвачено лишь 3,5 % семей.

       Реальное  число получателей жилищных субсидий в течение последних трех лет в 3-4 раза ниже расчетной величины (25 %), определенной на основе статистических данных о доходах. Таким образом, опасение, что в условиях сегодняшней ситуации с учетом доходов населения службы жилищных субсидий захлестнет поток заявителей, не подтверждается практикой [13, стр. 526].

       Исследования  платежеспособной возможности населения  Российской Федерации в оплате жилья  и коммунальных услуг показывают, что при увеличении стандарта  уровня платежей  граждан с 60 % (2009 г.) до 70 % (2010 г.) и одновременном увеличении федерального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан до 20 % количество субсидированных семей увеличилось с 6,5 до 7,2 %. В то же время увеличение в 2009 г. платы за жилье и коммунальные услуги легло на потребителей дифференцирование, так, у наиболее бедных категорий граждан рост платы составил 2-4 руб., а наиболее обеспеченных - 37-45 руб.

       Потенциальная возможность населения полностью  оплачивать потребляемые ЖКУ подтверждается тем, что в ряде регионов Российской Федерации, например в Хабаровском  крае, высокая стоимость жилищно-коммунальных услуг. Ставки и тарифы, установленные  на сегодня в Якутии, Хабаровском  крае или на Сахалине, были бы достаточны для покрытия 100% затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг в большинстве  регионов Европейской России [6, стр. 89].

       Одновременно  с центрами субсидий в соответствии с постановлением Правительства  РФ от 02.08.09 № 887 "О совершенствовании  системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" создаются расчетно-кассовые центры, совмещающие в себе функции  расчета коммунальных платежей, начисления субсидий и контроля суммарного платежа  в пределах устанавливаемого федерального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилья  и коммунальных услуг от совокупного  дохода семьи. Данные центры позволяют  оперативно расщеплять платежи и  в течение одних суток осуществлять перевод поступивших денежных средств подрядным ремонтным и ресурсоснабжающим организациям, а также увеличивают собираемость денежных средств до 100 %.

       Оценивая  критическое положение в отрасли, нельзя не отметить, что предприятия  и организации жилищно-коммунального  хозяйства, не получая в полной мере компенсаций в связи с предоставлением  льгот, несут финансовые потери, достигающие 25 % от их доходов.

       В 2010 г. предоставление льгот продолжались по профессиональному признаку.   

       В Российской Федерации насчитывается  около 40 категорий граждан, пользующихся льготами по оплате ЖКУ. Практически  более 60 % населения пользуются указанным  видом социальной защиты.

       Затраты предприятий ЖКХ по предоставлению гражданам льгот по оплате ЖКУ  в 2010 г. составили 17,5 млрд. руб. против 12,9 млрд. руб. в 2009 г. При этом в 2010 г. возмещено из бюджетов всех уровней, а также средств предприятий и организаций 8,9 млрд. руб. (58,9 %), в 2009 г. - 5,4 млрд. руб. (41,9 %).

       Для решения этой проблемы необходимо освободить жилищно-коммунальные предприятия  от несвойственных им функций социальной защиты населения, изменив порядок  предоставления и финансирования льгот  на оплату жилья и коммунальных услуг.

       Представляется  целесообразным внести поправки в систему  действующего законодательства и перевести  большую часть льгот на оплату ЖКУ в компенсации (субсидии). Эти  субсидии должны предоставляться в  пределах социальной нормы площади  жилья и в зависимости от дохода семей с учетом федеральных стандартов [5, стр. 56].

Информация о работе Реформа жилищно-коммунальной сферы РФ