Реформа жилищно-коммунальной сферы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать экономическую и социальную эффективность проводимой в стране реформы жилищно-коммунального хозяйства на примере реформирования системы ЖКХ г.Оренбурга. Задачами работы является рассмотрение различных сторон реформирования жилищно-коммунальной сферы России, а также дальнейших перспектив реформы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4

1 Состояние жилищно-коммунального хозяйства……………………………6

Понятие ЖКХ………………………………………………………………..6
Оперативная информация…………………………………………………..7
2 Реформа жилищно-коммунальной сферы РФ………………………………9

2.1 Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства России на современном этапе………………………………………………………………9

2.2 Коренные изменения финансирования ЖКХ РФ………………………...12

2.3 Переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг……..16

Заключение……………………………………………………………………….24

Библиографический список……………………………………………………..26

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 46.30 Кб (Скачать)

Оглавление 
 
 

Введение…………………………………………………………………………4

1 Состояние  жилищно-коммунального хозяйства……………………………6

    1. Понятие ЖКХ………………………………………………………………..6
    2. Оперативная информация…………………………………………………..7

2 Реформа жилищно-коммунальной  сферы РФ………………………………9

2.1 Анализ состояния  жилищно-коммунального хозяйства  России на современном этапе………………………………………………………………9

2.2  Коренные  изменения финансирования ЖКХ  РФ………………………...12

2.3 Переход  на новую систему оплаты жилья  и коммунальных услуг……..16

Заключение……………………………………………………………………….24

Библиографический список……………………………………………………..26

Введение

 

       Переход к рынку жилья принципиально  меняет роль государства в экономике. Формирование экономических отношений, основанных на законах рынка, с неизбежностью  связано с проведением радикальных  преобразовании не только в области  обмена, производства и потребления, но и в жилищной сфере [1, стр. 25].

       Обсуждение вопроса рентабельности жилищно-коммунального хозяйства идет на самых высоких уровнях власти. Работа посвящена проблеме реформ и финансовым особенностям  в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

       Курс, взятый на преобразование отрасли, потребовал немедленного решения конкретных проблем, негативно отразившихся на состоянии  недвижимости жилищно-коммунальной сферы. В первую очередь к ним следует  отнести:  

       - остаточный принцип финансирования;

       - отсутствие четкого разграничения  властных полномочий и ответственности  различных уровней управления  за ее сохранность;

       - мизерное участие населения в  оплате жилья и коммунальных  услуг;

       - отсутствие рынка жилья и услуг  в сфере ЖКХ;

       - многофункциональность, а значит, и многоуровневая ведомственная  подчиненность предприятий и  др.;

       Главными  были вопросы собственности на основные фонды, относящиеся к сфере ЖКХ, ответственности за сохранность  этой собственности, ее целевое использование  и развитие.

       В результате преобразований 2001-2010 гг. существовавшая система управления и финансирования ЖКХ претерпела кардинальные изменения. Существенно изменились формы собственности  на все объекты жилищно-коммунальной сферы Российской Федерации.

       Актуальность  рассмотрения важнейших экономических  вопросов функционирования и развития жилищной сферы объясняется недостатком учебных научно-методических работ по данной проблематике, имеющих комплексный характер. Более того, комплексный анализ жилищной проблемы в научной и учебной литературе в последнее десятилетие вообще не поднимается.

      Цель  работы – проанализировать экономическую  и социальную эффективность проводимой в стране реформы жилищно-коммунального  хозяйства на примере реформирования системы ЖКХ г.Оренбурга. Задачами работы является рассмотрение различных  сторон реформирования жилищно-коммунальной сферы России,  а также дальнейших перспектив реформы.

      Объект  исследования – система жилищно-коммунального  хозяйства г. Оренбурга.

      Предмет исследования – реформа в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Оренбурга.

      Жилищно-коммунальная реформа оказывает многостороннее влияние на различные стороны  жизни нашей страны,  поэтому за ее ходом следят и активно участвуют в ее проведении правительство,  федеральные министерства и ведомства, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, городов и муниципальных образований.

       Источником  для написания работы послужили  нормативные  и законодательные акты РФ,  регулирующие реформирование жилищно-коммунальной сферы России,  многочисленные публикации из российской экономической периодики,  посвященные вопросам реформирования ЖКХ,  а также стастическая и финансовая отчетность ЖКХ г. Оренбурга. 
 
 
 
 
 

    1 СОСТОЯНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА 

    1. Понятие ЖКХ
 

       Большая советская энциклопедия дает следующее  определение коммунальному хозяйству. Коммунальное хозяйство - совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, посёлков и сёл; в городах входит в состав городского хозяйства. Во многих городах  и поселках предприятия коммунального  хозяйства обслуживают также  и промышленные предприятия, снабжая  их водой, электроэнергией, газом. Однако в зависимости от местных условий, промышленные предприятия имеют  и собственные водопроводы, канализацию, и другие сооружения коммунального  назначения [5, стр. 89].

       Степень развития и объем деятельности коммунального  хозяйства непосредственно влияют на уровень благосостояния населения, бытовые условия его жизни, санитарно-гигиенические  условия и чистоту водного  и воздушного бассейнов, а также  на уровень производительности труда.

       Коммунальное  хозяйство включает:

       1. Санитарно-технические предприятия  - водопроводы, канализации, предприятия  по уборке территорий населённых  мест и санитарной очистки  домовладений, прачечные, бани, купально-плавательные  сооружения.

       2. Транспортные предприятия - городской  общественный пассажирский транспорт  (метрополитен, трамвай, троллейбус, фуникулёры, канатные дороги, автобусы, такси), водный транспорт местного  назначения.

       3. Энергетические предприятия - электрические,  газовые и теплофикационные распределительные  сети, отопительные котельные, ТЭЦ  и электростанции, газовые заводы, обслуживающие населённые пункты.

       К сооружениям внешнего благоустройства  населённых мест, которые входят в  состав коммунального хозяйства  относятся дороги и тротуары, мосты и путепроводы, подземные и наземные транспортные, пешеходные переходы и эстакады, сооружения и сети ливневой (водосточной) канализации, набережные, различные гидротехнические сооружения, предназначенные для предотвращения оползней и затопления территорий, их осушения, берегоукрепления, зелёные насаждения общего пользования, уличное освещение и др. [13, стр. 263]. 

    1. Оперативная информация
 

       Многолетний опыт строительства и эксплуатации жилья в рамках государственной собственности с очевидностью показал, что государство в силу ряда причин не способно осуществлять эти задачи. Главная причина, которая действовала постоянно - недостаток материальных и финансовых ресурсов для строительства и эксплуатации жилья. Кроме того, содержание государственного жилищного фонда было убыточным, поскольку получаемая с нанимателей квартирная плата была «самой низкой в мире» и покрывала лишь незначительную часть затрат на эти цели. Фактически содержание государственного жилищного фонда осуществлялось за счет огромных дотаций, выделяемых государством и ложившихся тяжелым бременем на бюджет [6, стр. 15].

       На  заседании Правительства Российской Федерации 6 сентября 2001 г. рассмотрен вопрос "О мерах по реализации государственной политики в области развития муниципальных образований".

       В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 11729 муниципальных  образований, из них: городов - 592; поселков-519; городских районов и округов - 126; районов-1488; сельских округов - 9790; сельских населенных пунктов - 210.

       В 11160 муниципальных образований приняты  и зарегистрированы уставы, 11496 муниципальных  образований имеют местный бюджет, причем в общем объеме консолидированного бюджета доходы муниципальных образований составляют около 22%, а расходы муниципальных образований - свыше 24%, в том числе на жилищно-коммунальное хозяйство - 88%.

       В 10927 муниципальных образований существуют объекты муниципальной собственности, в т.ч. муниципальные предприятия - в 4917 муниципальных образованиях, муниципальный жилой фонд и нежилые  помещения - в 8510 муниципальных образованиях.

       Результатом нерешенности проблем, препятствующие устойчивому социально-экономическому развитию муниципальных образований, является кризис жилищно-коммунального  хозяйства [18, стр. 226].

       Изношенность  основных фондов, устаревшие технологии и оборудование, задолженности и  банкротство муниципальных предприятий, замораживание жилищного строительства  и это только часть проблем. Кредиторская задолженность предприятий ЖКХ  выросла за 4 года в 2,5 раза, по состоянию  на 01.02.11 составила 259,8 млрд. рублей. Общая  дебиторская задолженность предприятий  за тот же период выросла почти  в 2 раза (58,3% из нее просрочено). На 01.02.11 она составила 176,1 млрд. руб. Свыше 20% от общей дебиторской задолженности  составляет недофинансирование бюджетов всех уровней. Задолженность по заработной плате работникам ЖКХ на 01.02.11 составляет 4062 млн. руб.; задолженность федерального бюджета за жилищно-коммунальные услуги - 9235 млн. руб., за объекты, переданные в  муниципальную собственность - 10,0 млрд. руб.

       В связи с этим одной из основных задач, которые выходят на первый план в контексте государственной  поддержки развития муниципальных  образований, является реформирование жилищно-коммунального хозяйства. Цель реформы - создание условий для стимулирования жилищного строительства, устойчивого  функционирования систем жизнеобеспечения, наведение порядка в обеспечении  населения жильем и коммунальными  услугами [7, стр. 376].  
 

    2 РЕФОРМА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ  СФЕРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

    2.1 Анализ состояния  жилищно-коммунального  хозяйства России  на современном  этапе 

       Приватизация  муниципального и государственного жилья значительно увеличила  долю частного жилья, и к 2010 г. она составила более 72 % по сравнению с 43 % в 2000 г. (включая ЖСК и ЖК).

       Однако  в процессе приватизации не было четко  определено отношение и ответственность  собственников жилых помещений  к общему имуществу многоквартирного дома, т.е. к той части, которая  является неотъемлемой его составляющей, а так же не была достигнута главная  цель - передача многоквартирных домов  и принадлежащих земельных участков в целом в реальное управление собственникам.

       За  годы преобразований проведена передача муниципалитетам государственного и ведомственного жилищного фонда. При этом доля государственного и  муниципального жилищного фонда  сократилась с 67 до 34 % за счет передачи в частую собственность. Государственное  (ведомственное) жилье составляет в  настоящее время 142,0 млн. кв. м, или 5,1 % от всего жилищного фонда страны [16, стр. 31].

       Сформированный  таким образом рынок жилья  и созданная у на федеральном  уровне правовая база позволили внедрять на и  местах следующие механизмы  улучшения жилищных условий граждан:

  • расселение коммунальных квартир;
  • ликвидацию общежитий;
  • выплату гражданам субсидии на приобретение и строительство жилья;
  • предоставление определенным категориям граждан государственных жилищных сертификатов;
  • предоставление жилищных кредитов (включая ипотечные);
  • выпуск жилищных ценных бумаг (облигаций, векселей, сертификатов, займов).

       Новые подходы в жилищной политике, связанные  со снятием ограничений инициативы населения, позволили уменьшить (за период 2002-2010 гг.) количество семей, стоящих  в очереди на улучшение жилищных условий, с 10,2 до 3,55 млн. (34,8 %) и увеличить  средний показатель обеспеченности жильем по России на 2,6 кв. м (19,1 кв. м жилья на человека).

       Передача  жилищного фонда в муниципалитеты, с одной стороны, позволила сделать  предприятия, ранее отвечавшие за его  эксплуатацию, более конкурентоспособными, уменьшив затраты на его содержание, с другой - потребовала увеличения затрат у муниципалитетов на его  содержание. Такие же проблемы возникли и в отношении других объектов недвижимости ЖКХ, хозяйственное или  оперативное управление по которым  было закреплено за предприятиями и  учреждениями [9, стр. 28].

Информация о работе Реформа жилищно-коммунальной сферы РФ