Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 13:43, курсовая работа
Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу и планированию деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его отдельных подразделений и работников.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕНО - ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Сущность планирования деятельности предприятия 5
1.2 Система планов на предприятии и их взаимосвязь 7
1.3 Принципы и методы планирования 15
2 БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПЛАНИРОВАНИЯ 20
2.1 Сущность и функции бюджетирования 20
2.2 Классификация бюджетов и методов их разработки 25
3 РАЗВИТИЕ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИИ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать или какие услуги оказывать, с какими партнерами вести бизнес и т.п. В результате стратегического планирования предприятие ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения.
Тактическим планированием следует считать процесс создания предпосылок по реализации возможностей предприятия, выявленных в ходе стратегического планирования. Тактическое планирование позволяет использовать скрытые резервы, что может найти выражение в увеличении объемов производства, снижении затрат, повышении качества продукции и услуг, росте производительности труда, уменьшении потребности в капитальных затратах и т.п.
Оперативно-календарное планирование является завершающим этапом в процессе планирования хозяйственной деятельности предприятия. Основная задача оперативно-календарного планирования состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений. Под оперативно-календарным планированием понимается также составление бюджетов организации.
Бизнес-планирование является методом оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций.
Планирование средств включает в себя планирование ресурсов, необходимых для осуществления поставленных целей (например, планирование материальных ресурсов, персонала, оборудования, информации и т.п.).
Планирование средств достижения целей может осуществляться на базе имеющегося производственного потенциала или с вовлечением в хозяйственный оборот дополнительных ресурсов. В первом случае ярким примером может служить планирование рекламной кампании. Во втором случае – инвестиционные проекты, связанные с техническим перевооружением действующего предприятия, приобретением нового предприятия, созданием новых производственных мощностей и т.п.
Планирование целей носит, как правило, общий характер, а планирование средств достижения целей – частный.
Программное планирование относится к разработке и реализации конкретных программ (например, программ производства, сбыта и т.п.)
Планирование действий представляет собой способ достижения целей или реализации программ (например, планирование найма персонала, планирование маркетинга и т.п.)
В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов принято различать перспективное и текущее планирование.
Текущее планирование использовалось предприятиями достаточно давно. Однако бурный рост экономики, возрастание конкуренции, высокий динамизм внешней среды подтолкнули предприятия к переходу на перспективное планирование. Условным периодом этого перехода можно считать 50-е годы XX века.
Перспективное планирование охватывает временной интервал свыше одного года. Оно обычно включает в себя долгосрочное планирование (на 5, 10, 15, 20 лет) и среднесрочное планирование (от 1 года до 5 лет). В настоящее время наиболее оптимальный срок перспективного планирования составляет от 3 до 5 лет.
По принципу целевого согласования планов по содержанию и во времени перспективное планирование может осуществляться последовательно или синхронно. Это означает, что содержание двух или более планов может увязываться одно с другим следующим образом:
- либо один план разрабатывается на базе другого (последовательное планирование);
- либо содержание планов в процессе принятия решения определяется одновременно (синхронное планирование).
В зависимости от регулярности осуществления процесса последовательное планирование может быть как периодическим (регулярным), так и эпизодическим (нерегулярным).
Сравнительно новыми формами планирования можно считать ситуационное планирование и уровневое прогнозирование.
Ситуационное планирование осуществляется следующим образом:
1.
Устанавливаются ключевые
2. Составляется нормативный план, который становится главным компонентом общего плана компании.
3. Определяется ситуация перехода к данному плану и четко устанавливается «точка переключения».
Ситуационное планирование обладает несколькими преимуществами. Во-первых, компания получает возможность быстро действовать в неблагоприятной ситуации и подготовлена к неожиданностям. Эти действия эффективнее, поскольку они спланированы в условиях, когда времени было достаточно. Во-вторых, резко возрастает полезность планирования, а его сложность повышается незначительно.
Уровневое
прогнозирование – это
Наиболее вероятный вариант является основой нормативного плана. Уровневое прогнозирование обладает многими достоинствами. Во-первых, оно помогает увеличить число стратегических альтернатив. Во-вторых, позволяет избежать составления плана, основанного на слишком пессимистических или оптимистических допущениях. В-третьих, выявляются факторы, ведущие к минимизации показателей, поэтому возможно разработать ситуационные планы, чтобы предотвратить падение показателей ниже ожидаемого среднего уровня.
Основные идеи планирования могут быть ориентированы на прошлое, настоящее или будущее. В зависимости от этого выделяют четыре типа планирования:
2. Инактивное планирование ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Свой стиль, традиции и правила инактивные организации ценят выше, чем экономичность или эффективность планово-производственной деятельности. Лучше всех существуют те предприятия с инактивным стилем управления, у которых выживание не зависит от продуктивности труда. Много примеров инактивного планирования можно найти на государственных предприятиях, в административных учреждениях, бюджетных организациях, а также в отделах обслуживания и функциональных службах различных предприятий (фирм). Инактивное планирование, ориентированное на настоящее, не способствует экономическому росту и развитию отечественных предприятий.
3. Преактивное планирование направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятий (фирм). В своем стремлении к лучшему преактивисты опираются на все достижения науки и техники, широко применяют эксперимент и прогнозирование, но мало используют накопленный опыт. Такое планирование состоит из прогнозирования будущего и подготовки к нему и осуществляется на предприятиях «сверху вниз». Преактивное планирование, основанное на прогнозах, может быть эффективным лишь для относительно короткого периода.
4. Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его построения. Такое планирование поэтому скорее сосредотачивается на повышении результативности со временем, его цель максимизировать свою способность обучаться и адаптироваться или развиваться. Ускорение социально-экономических изменений делает обучение и адаптацию ключевыми моментами интерактивного планирования. Ни одну проблему как для экономики или общества в целом, так и для отдельного предприятия (фирмы) нельзя решить навсегда или надолго, и поэтому по мере ускорения изменений период действия планово-управленческих решений сокращается. Более того, решение одной проблемы создает новые, иногда и более трудные, чем решенные. Прогресс экономической науки, например, определяется в равной степени переходом как от простых проблем к сложным, так и от сложных решений к простым. Интерактивное планирование, ориентированное на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, направлено на повышение уровня индивидуального, организационного и общественного развития предприятия и всей страны и улучшение качества жизни людей.
Содержание
рыночного планирования на предприятиях
определяется такими взаимосвязанными
внешними и внутренними факторами, как
потребители и поставщики, объект и система
показателей, методы и технология составления
планов и т.п.
1.3 Принципы
и методы планирования
Впервые общие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действий или планов предприятия им были сформулированы пять принципов:
1.
Принцип единства (холизма) предполагает,
что планирование в
2.
Элементами планирования в
3.
Единое направление плановой
деятельности, общность целей всех
элементов организации
4.
Принцип участия тесно связан
с принципом единства. Этот принцип
означает, что каждый член организации
становится участником
5.
Принцип непрерывности
- процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла;
- разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (второй – на смену первому, третий – на смену второму и т.д.).
6.
Принцип гибкости связан с
принципом непрерывности и
7.
Для осуществления принципа
8.
Принцип точности означает, что
всякий план должен быть
В
современной практике планирования
помимо рассмотренных классических
широкую известность имеют
Информация о работе Развитие бюджетного планирования в России