Распределение и использование прибыли предприятия в современных условиях на материалах: ООО ТП «Крым»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение прибыли торгового предприятия, источников ее формирования, выявление особенностей распределения и использования прибыли торгового предприятия. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Исследовать прибыль как экономическую категорию;
2. Определить источники и процесс формирования торговой прибыли;
3. Анализ направлений распределения и использования прибыли;
4. Анализ прибыли торгового предприятия ООО ТП «Крым»

Содержание

Введение 3
Глава 1. Прибыль предприятия в современных условиях рыночной экономики
1.1 Понятие, экономическая сущность прибыли, её виды и факторы, влияющие на размер прибыли…………………………………………………...6
1.2 Порядок формирования прибыли 16
1.3 Порядок распределения и использования прибыли 23
Глава 2. Анализ прибыли торгового предприятия ООО ТП «Крым»
2.1 Общая характеристика торгового предприятия ООО ТП «Крым» 28
2.2 Анализ состояния и динамики прибыли ООО ТП «Крым» 29
2.3 Пути увеличения прибыли ООО ТП «Крым» 39
Заключение 41
Библиографический список 43
Приложение 46

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономике предприятия.doc

— 301.00 Кб (Скачать)

      Механизм  управления формированием суммы балансовой прибыли от реализации товаров строится с учетом тесной взаимосвязи этого показателя с показателями объема товарооборота, доходов и издержек обращения торгового предприятия. Система этой взаимосвязи, получившая название «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли», позволяет выявить роль отдельных факторов в формировании прибыли от реализации товаров и обеспечить эффективное управление этим процессом.

      В процессе управления формированием  прибыли от реализации товаров с  использованием системы «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли» торговое предприятие решает ряд задач:

      1. Определение объема реализации товаров, обеспечивающего безубыточную торговую деятельность. Для достижения «точки безубыточности» своей деятельности торговое предприятие должно обеспечить такой объем реализации товаров, при котором сумма чистого дохода (валового дохода за минусом налоговых платежей, осуществляемых из него) сравняется с суммой издержек обращения, как постоянных, так и переменных. Этот объем реализации товаров может быть определен на предприятии по следующей формуле:

      Ртб = ИО пост. / (Учд – Уипер), где

      Ртб - объем реализации товаров, обеспечивающий достижение точки безубыточности; 
ИО пост. - сумма постоянных издержек обращения;

      Учд - уровень чистого дохода от реализации товаров к товарообороту, %; 
Уипер - уровень переменных издержек обращения к товарообороту, %. 
          2. Определение плановой суммы балансовой прибыли от реализации товаров при заданных плановых значениях объема товарооборота, доходов и издержек обращения (эта задача может иметь и обратную постановку: определение необходимого объема товарооборота при заданной целевой сумме балансовой прибыли от реализации товаров). При запланированном объеме реализации товаров (Ртцп) предприятие может получить определенную сумму прибыли (ТЦП - ТБ), на размер которой сумма чистого дохода будет превышать сумму издержек обращения, как постоянных, так и переменных. Это может быть интерпретировано и в обратном варианте: при запланированной сумме целевой прибыли (она характеризует поле между точкой целевой прибыли и точкой безубыточности) плановый объем реализации товаров должен находится в точке Ртцп. Этот объем реализации товаров может быть определен на предприятии по следующей формуле:

      Ртцп = (ИО пост. + ПЦ)*100 / (Учд – Уипер), где

      Ртцп - объем реализации товаров, обеспечивающий получение плановой (целевой) суммы  балансовой прибыли от торговой деятельности; 
ИО пост. - сумма постоянных издержек обращения; 
ПЦ - сумма плановой (целевой) балансовой прибыли; 
Учд - уровень чистого дохода от реализации товаров к товарообороту, в %; 
Уипер - уровень переменных издержек обращения к товарообороту, в %.

      «Предел безопасности» (ПБ) или «запас финансовой прочности» предприятия, т.е. размер возможного снижения объема товарооборота при неблагоприятной конъюнктуре потребительского рынка, который позволяет ему осуществлять прибыльную деятельность. Предел безопасности рассчитывается по следующей формуле:

      ПБ = Ртцп — Ртб, где

      ПБ - объем товарооборота (реализации товаров) предприятия, обеспечивающий предел его безопасности (запас финансовой прочности);

      Ртцп - объем реализации товаров, обеспечивающий получение плановой (целевой) суммы  балансовой прибыли от торговой деятельности; 
Ртб - объем реализации товаров, обеспечивающий достижение точки безубыточности.

      Уровень безопасности или финансовой прочности  может быть выражен и относительной  величиной - коэффициентом безопасности (коэффициентом финансовой прочности), обеспечиваемой запланированной (целевой) суммой прибыли. Его расчет осуществляется по следующей формуле:

      КБ = ПБ / Ртцп, где

      КБ - коэффициент безопасности (финансовой прочности);

      ПБ - объем реализации товаров, обеспечивающий предел безопасности; 
Ртцп - объем реализации товаров, обеспечивающий получение плановой (целевой) суммы балансовой прибыли от торговой деятельности. 
          3. Определение возможных результатов роста суммы балансовой прибыли от реализации товаров при оптимизации соотношения постоянных и переменных издержек обращения. Соотношение постоянных и переменных издержек обращения предприятия носит название операционный леверидж.  
Эффект операционного левериджа может быть определен по формуле:

      Эол = Пбп / Пчд, где

      Эол - эффект операционного левериджа;

      Пбп - прирост суммы балансовой прибыли, в %; 
Пчд - прирост объема чистого дохода, в %. 
Механизм управления формированием суммы прибыли торгового предприятия с использованием системы «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли» построен на ее зависимости от следующих основных показателей: объема реализации товаров; суммы и уровня чистого дохода (валового дохода за минусом налоговых платежей, осуществляемых из него); суммы и уровня переменных издержек обращения; суммы постоянных издержек обращения; соотношения постоянных и переменных издержек обращения. Эти показатели могут рассматриваться как основные факторы формирования суммы прибыли от реализации товаров, воздействуя на которые можно получить необходимые результаты. 
Что касается планирования формирования прибыли необходимо отметить, что расчет плановой суммы прибыли является наиболее ответственным этапом ее планирования. Планирование этого показателя осуществляется лишь по тем видам прибыли, которая связана с реализацией продукции (товаров, услуг) и другого имущества - сумма прибыли от внереализационных операции на предприятиях торговли не планируется. Основное внимание в процессе планирования уделяется сумме прибыли от реализации товаров. Расчет этого показателя основывается на использовании следующих основных методов:

        а) На основе ранее сформированных плановых показателей суммы доходов и издержек обращения. Применяется в тех случаях, когда при расчете суммы доходов от торговой деятельности не использовался показатель целевой суммы прибыли;

        b) На основе ранее сформированного планового показателя объема реализации товаров. Основан метод на системе «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли»;

      c) На основе среднего уровня рентабельности товарооборота. Метод является одним из наиболее простых и широко используемых на предприятиях торговли. Он предполагает использование всего лишь двух показателей - планового объема реализации товаров и планируемого уровня рентабельности товарооборота;

      d) На основе формирования целевой суммы прибыли. Позволяет обеспечить наибольшую ее увязку со стратегическими целями развития торгового предприятия в предстоящем периоде. Основой этого метода расчета является предварительное определение потребности в собственных финансовых ресурсах, формируемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой прибыли). 
Особая роль принадлежит последнему указанному методу расчета плановой прибыли, что обусловлено получением на его основе показателя прибыли рассматриваемого как один из важнейших целевых ориентиров развития торгового предприятия и служит базовым элементом планирования других важнейших экономических показателей - объема реализации товаров, суммы доходов от реализации товаров, суммы основных налоговых платежей и т.п. Иными словами, задачи планирования стратегического развития торгового предприятия в предстоящем периоде через целевую сумму прибыли получают наиболее полное отражение во всей системе основных плановых показателей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.3 Порядок распределения и использования прибыли

      Распределением прибыли - порядок ее направления, определяемый законодательством. В свою очередь, распределение прибыли основывается на соблюдении трех принципов:

      a) Обеспечение материальной заинтересованности работников в достижении наивысших результатов при наименьших затратах; 
          b) Накопление собственного капитала;

      c) Выполнение обязательств перед государственным бюджетом.

      В рыночной экономике значительная часть  прибыли изымается в форме  налогов, которые государство направляет на пополнение доходов бюджета. Одно из направлений распределения прибыли - погашение государственного целевого кредита, полученного из целевого внебюджетного фонда для пополнения оборотных средств, в пределах сроков возврата. Погашение просроченного целевого кредита и уплата процентов по нему осуществляется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

      Схема распределения и использования  прибыли торгового предприятия приведена на схеме №1 в приложении.

      Распределение прибыли предопределяет процесс  ее использования. Целью анализа распределения прибыли является установление, насколько рационально распределяется и используется прибыль с позиции самовозрастания капитала и самофинансирования торгового предприятия, а также исследуются  направления использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

      В России резервный капитал создается  и пополняется за счет прибыли  только в акционерных обществах  с ограниченной ответственностью. В  резервный фонд можно направить  не более 50% суммы прибыли, подлежащей налогообложению. Средства этого фонда имеют целевое назначение – покрытие непредвиденных потерь, компенсации риска, других расходов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности и при распределении прибыли в различные фонды предприятия. Существование резервного фонда определяет возможности выплаты дивидендов по акциям в случае недостатка суммы чистой прибыли. Для дивидендов, на которых полностью отражаются колебания прибыли, характерна неустойчивость. Если акции акционеров общества котируются на фондовой бирже, одним из важнейших ограничителей распределения прибыли становится их курс. Существенные изменения в размерах выплаченных дивидендов немедленно отражаются на курсе акций. Поэтому акционерные общества стремятся к тому, чтобы дивиденды не слишком отклонялись от уровня, считающего нормативным, ориентируясь на размер процентов, выплачиваемых Сбербанком по денежным вкладам населения. Если суммы уставного капитала и фонда накопления превышают величину полученной прибыли, можно говорить об устойчивости финансовой направленности средств на развитие предприятия. Уравнивание соотношения этих сумм свидетельствует о предкризисном состоянии. Когда сумма средств для потребления больше уставного капитала, предприятие потенциальный банкрот.

      Выявленные  пропорции использования чистой прибыли характеризуют распределительную политику руководства предприятия. Соотношение фондов потребления и фондов накопления один к четырем свидетельствует о значительном инвестировании. Чистая прибыль является важным источником расширенного воспроизводства, за счет нее осуществляются инвестирование капитального строительства, расширение и реконструкция существующих основных фондов, покрытие потребности в оборотных средствах, на ее основе формируются фонды социального назначения. Направляя значительную долю чистой прибыли на текущие потребности, предприятие снижает темпы экономического роста и ограничивает возможности будущего потребления. Прибыль, направленная на капиталовложения, способствует ускорению экономического роста и расширению возможностей будущего потребления.

      В общем виде прибыль, остающаяся в  распоряжении предприятия, распределяется на фонды накопления и фонды потребления. Эти фонды различаются по принадлежности к собственникам.

      Российское  законодательство предоставляет предприятиям независимо от организационно-правовой формы собственности право оперативно маневрировать поступающей в их распоряжение прибылью после уплаты налоговых платежей в бюджет. Разность между совокупной величиной прибыли по всем видам деятельности предприятия и ее использованной частью за отчетный период представляет собой нераспределенную прибыль.

      Нераспределенная  прибыль – тот показатель, который характеризует экономический рост предприятия на основе собственных средств. В составе нераспределенной прибыли одна часть характеризует величину накопленной прибыли, вторая часть представляет собой свободную прибыль, т.е. прибыль, которая не получила по сути никакого направления. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, не может быть полностью отнесена к собственному капиталу. Все фонды потребления, даже такие накопления, как вложение в социальную сферу, к собственному капиталу не относится.

      В фондах специального назначения аккумулируется значительная часть прибыли, резервированная  или направленная на образование  источников финансирования, затрат на создание нового имущества предприятия производственного назначения и социальной инфраструктуры. Фонды специального назначения четко разграничивают средства, направленные предприятием на производственное развитие и на потребительские нужды. В этой связи образуются две самостоятельные группы фондов: фонды накопления и фонды потребления. Фонды накопления объединяют ту часть прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которая направлена на строительство и приобретение основных фондов, т.е. на создание нового имущества предприятия. Средства фондов потребления предназначены для финансирования расходов на социальные нужды и материальное стимулирование коллектива предприятия. За счет средств фондов работникам выплачиваются премии, не связанные с производственными результатами, различного вида поощрения, социальные и компенсационные выплаты, материальная помощь, лечение и отдых, приобретение медикаментов. К фондам специального назначения относится фонд социальной сферы в качестве финансового обеспечения развития социальной сферы. Изъятие в бюджет предусмотренных законодательством экономических санкций производится за счет оставляемой в распоряжении предприятия прибыли после начисления налога.

Информация о работе Распределение и использование прибыли предприятия в современных условиях на материалах: ООО ТП «Крым»