Расчет себестоимости выпускаемой продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Монополия – (от греч. monos – один, poleo – продаю) – крупный собственник, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения. Товару, который продаёт монополист, обычно нет близких заменителей, а вступлению новых субъектов на рынок препятствуют значительные барьеры. При такой структуре рынка один субъект имеет рыночную власть и определяет желательные для себя сочетания цены и объёма продаж. Обычно продавец -монополист стремится увеличить цены, покупатель-монополист – их снизить, чтобы получить выгоды для себя за счёт своих партнёров.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

Монополии овладевают законами спроса и предложения, устанавливая два вида монопольных цен. С их помощью образуется механизм монополистического обогащения за счёт остальной части общества.

Так, монополистические объединения стремятся сосредоточить у себя значительную часть всех товаров отрасли. Это позволяет установить монопольно высокую цену, превышающую общественно необходимые затраты труда. Одновременно они  искусственно создают товарный дефицит, ограничивая выпуск продукции до таких пределов, чтобы спрос на нее превышал предложение. В данном случае монопольных доход представляет собой разницу между монопольно высокой ценой и стоимостью товара (или равновесной ценой). Естественно, что покупатели теряют часть своего нормального дохода в пользу монополии. Обогащение монополий за счёт завышенных цен – одна из решающих причин инфляции.

 

2.2. Монополия и конкуренция: «перетягивание каната»

 

Может показаться, что монополия и конкуренция совершенно не совместимы друг с другом. Ведь монополизация способна в конечном счёте устранить свободную конкуренцию, а последняя, в свою очередь, подрывает чьё – либо господство на рынке.

Между тем монополия находится в весьма сложной и противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого – то продукта захвачены монополистической группой предпринимателей, получающих от этого большую выгоду вызывает острое соперничество – стремление других бизнесменов получать тот же выигрыш. С другой стороны, внутренняя логика рыночного состязания ведёт к монополии. Если какой – то предприниматель стремится победить своих соперников, то он, добившись такой цели, начинает господствовать на рынке. Одним словом, монополия порождает конкуренцию, а конкуренция – монополию.

В современных условиях крупные капиталистические объединения не уничтожили конкуренцию, а существуют вместе с ней. Это обостряет и углубляет общее соперничество. Противоречивая связь «конкуренция – монополия» напоминает спортивную борьбу, известную под названием «перетягивание каната», в которой меряются силами противостоящие друг другу группы людей.

Имеется значительное число предприятий, которые не входят в монополистические объединения и ведут тяжёлое противоборство с ними. В каждой стране монополии встречаются в числе конкурентов иностранные компании, проникающие на внутренний рынок. Стало быть, за небольшим исключением монополизация не приводит к сосредоточению всего производства и сбыта какого- либо товара в руках единственной фирмы. Поэтому рыночное соперничество внутри отдельных стран и на международной арене не прекратилось.

В развитых капиталистических и развивающихся странах, достигших значительного индустриального уровня (Южная Корея, Сингапур, Гонконг и др. ), имеет место внутриотраслевая конкуренция прежде всего между монополиями, производящие однородные продукты. В такую борьбу ввязываются сильные иностранные соперники. Конкуренция ведётся и внутри каждой монополии, особенно при распределении прибыли. Особым «фронтом» столкновений является соперничество монополий с немонополизированными предприятиями. Последние, естественно, не могут на равных бороться с крупными объединениями за более выгодные условия изготовления и реализации товаров.

Высокие цены, по которым в отрасли сбывается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют немонополизированным предприятиям часто реализовывать свои изделия по столь выгодным ценам. А в итоге как соперничество между монополиями, так и конкуренция между последними и немонополизированными предпринимателями ведут к некоторому снижению отраслевых цен.

Внутриотраслевое противоборство развёртывается и между немонополизированными фирмами, в том числе между массой мелких собственников. Соперничество небольших фирм возможно в виде традиционной свободной (или «совершенной») конкуренции. Однако конкуренция между аутсайдерами в развитых странах охватывает лишь незначительную долю народного хозяйства. Ибо удельный вес немонополизированного сектора в общем выпуске продукции сравнительно невелик. Поэтому подобное соперничество здесь оказывает ограниченное влияние на совершенствование производства продукции. Иначе дело обстоит в тех развивающихся государствах, где в ряде отраслей велика доля мелких предприятий. Свободное противоборство между ними является основным фактором, определяющим рыночную конъюнктуру.

Между крупными хозяйственными объединениями ведётся также межотраслевая конкуренция, в результате которой капитал переходит из менее доходных видов производства в более прибыльные. С одной стороны монополии – «старожилы», давно утвердившиеся в какой – то отрасли, препятствуют, как могут, нашествию иного капитала в их отрасль, поскольку это грозит подорвать выгодные для них цены. С другой стороны, научно – техническая революция вызывает технологический переворот в каждом виде производства и порождает новые его виды. Это ускоряет межотраслевой перелив капитала. Вместе с тем крупный капитал стремится укрепить своё положение в экономике путём захвата позиций в других подразделениях хозяйства. Такой захват облегчается благодаря акционерной форме капитала. В результате усиливается межотраслевая конкуренция, что зачастую подрывает позиции монополий – «старожилов», а установленные ими чрезмерно высокие цены несколько снижаются.

Конкуренция между монополиями порождает особенно обострённые формы противоборства. Так, монополистические объединения могут лишить противников сырья, рынков сбыта, кредитов, планомерно сбивать цены до тех пор, пока соперник не разорится. В итоге вновь устанавливаются выгодные монополиям цены.

Стремление крупных капиталистических объединений полностью захватить рынки встретило недовольство мелких и средних предпринимателей, широких слоёв населения. Это потребовало вмешательства государств. В США, а затем и других странах было введено антимонопольное законодательство, которое поставило определённые преграды монополистическому захвату рынков.

Так, в США первым законодательным актом, направленным на монополизацию экономики, был Акт Шермана, изданный в 1890 г. Он формально поставил вне закона тресты и другие объединения предпринимателей. Если они ограничивали торговлю между штатами и другими государствами, запрещал такую «монополизацию». Акт Клейтона (1914) запретил «нечестную торговую практику»: договоры на продажу товара с принудительным ассортиментом, дискриминацию в ценах, слияние фирм, если они вели к «существенному ослаблению конкуренции». На образованную в 1914 г. федеративную торговую комиссию была возложена задача запрещать «нечестные методы конкуренции» и антиконкурентные слияния компаний.

Во второй половине XX в. конкуренция и монополия стали объектом регулирования со стороны государства. Это регулирование идёт по следующим основным направлениям:

1. Ограничивается монополизация рынка (устанавливается предел обладания рыночной долей);

2. Запрещается слияние конкурентных компаний;

3. Запрещено установление монопольных цен (не допускаются любые виды сговора предприятий в отношении уровня цен);

4. Сохраняется и поддерживается конкуренция в её цивилизованных формах ( вводится «правила» рыночного соперничества).

В настоящее время в станах с развитой рыночной экономикой остались лишь небольшие островки свободной или так называемой «совершенной» конкуренции (при которой никто из соперников не в состоянии влиять на рыночную цену). Эта конкуренция имеет место, например, на рынке сельскохозяйственной продукции и рынке ценных бумаг.

Общепризнано, что нынешняя конкуренция является не совершенной (крупные хозяйственные объединения и государство воздействуют на рыночные цены).

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Доход и прибыль

3.1. Доход и сущность прибыли

 

Денежные потоки, поступающие физическим или юридическим лицам из разных источников, представляют доход фирмы. Предприятие может получить доход от разных видов свое деятельности, но прежде всего это доход от реализации продукции. Доход фирмы можно представить в трёх формах: общей, средней и предельной. Общий (валовой, совокупный) доход фирмы (TR) – выручка, денежные поступления от реализации определённого количества продукта. Средний доход (AR) – доход на единицу реализованной продукции в среднем. Предельный доход (MR) – изменение общего дохода при изменении реализованной продукции на единицу, или первая производная функции общего дохода.

Формулы расчёта дохода:

TR = PQ;

AR = TR / Q;

MR = ∆TR / ∆Q.

 

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и эффективной производственной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии её реализации потребителю.

На стадии реализации выявляется стоимость товара, которая включает стоимость прошлого вещественного и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость, которая состоит из двух частей. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в изготовлении и реализации продукции. Её величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В этом смысле для предприятия она представляет собой часть издержек на производство продукции. Вторая часть созданной стоимости отражает чистых доход, который образуется только в результате продажи произведённой продукции, что означает общественное признание её полезности. Поэтому реализация продукции является одним из показателей планирования, оценки хозяйственной деятельности промышленных предприятий  и основным источником дохода в бюджет государства.

Особенность прибыли в условиях рынка – то, что предприятия ориентированы не на преимущественное накопление её в денежной форме, а на расходование (на инвестиции и инновации). Тем самым обеспечивается экономический рост предприятия и повышается его конкурентоспособность.

Предприятия реализуют свою продукцию потребителям, получая за неё денежную выручку. Но это ещё не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата следует сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, т. е. с себестоимостью продукции. Если выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли (предприниматель всегда ставит своей целью получить прибыль, но не всегда её получает). Если выручка равна себестоимости, значит, удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При реализации продукции без убытков отсутствует прибыль как источник производственного, научно – технического и социального развития. Если затраты превышают выручку, то предприятие несёт убытки. Получение отрицательного финансового результата ставит предприятие в достаточно сложное финансовое положение, которое может привести даже к банкротству субъекта хозяйствования.

Прибыль как экономическая категория выступает в качестве источника развития и стимулирования эффективного труда.

Как оценочный показатель прибыль характеризует эффективность использования всех ресурсов предприятия. Являясь конечным результатом деятельности предприятия, прибыль создаёт условия для его расширения, развития и повышения конкурентоспособности. Наличие прибыли позволяет удовлетворять экономические интересы государства, предприятия, работников и собственника. Объектом экономических интересов государства является та часть прибыли, которую уплачивает предприятие в виде налогов и которую общество использует для решения социальных задач. Экономические интересы предприятия заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении (чистой прибыли). Интересы работников в увеличении прибыли связаны с созданием больших возможностей для материального стимулирования труда работников. Собственники также заинтересованы в росте прибыли, поскольку это увеличивает получаемые ими дивиденды.

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определённые функции:

результативную, т. е. получаемая прибыль выступает измерителем результатов деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли оценить не возможно. Такого универсального показателя и не может быть. А поэтому для выяснения конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объёма реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве;

стимулирующую, т. е. часть прибыли выступает источником материального вознаграждения работников предприятия и выплат дивидендов владельцам капитала;

финансирующую, т. е. часть полученной прибыли является источником самофинансирования предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно – технического и социального развития предприятия.

Кроме того, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, инвестиционных, производственных, научно – технических и социальных программ.

В условиях рыночной экономики значение прибыли очень велико. Получение её ориентирует товаропроизводителей на увеличение объёма производства продукции, необходимой потребителю, снижение затрат на производство. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создаёт стимул для инвестирования в эти сферы. Определённую роль играют и убытки. Они свидетельствуют об ошибках и просчётах в направлении и использовании средств, организации производства и сбыта продукции.

Информация о работе Расчет себестоимости выпускаемой продукции