Расчет себестоимости выпускаемой продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Монополия – (от греч. monos – один, poleo – продаю) – крупный собственник, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения. Товару, который продаёт монополист, обычно нет близких заменителей, а вступлению новых субъектов на рынок препятствуют значительные барьеры. При такой структуре рынка один субъект имеет рыночную власть и определяет желательные для себя сочетания цены и объёма продаж. Обычно продавец -монополист стремится увеличить цены, покупатель-монополист – их снизить, чтобы получить выгоды для себя за счёт своих партнёров.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 260.50 Кб (Скачать)


 

1. Монополия: место и роль на рынке

1.1. Сущность и виды рыночной монополии

 

Монополия – (от греч. monos – один, poleo – продаю) – крупный собственник, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения. Товару, который продаёт монополист, обычно нет близких заменителей, а вступлению новых субъектов на рынок препятствуют значительные барьеры. При такой структуре рынка один субъект имеет рыночную власть и определяет желательные для себя сочетания цены и объёма продаж. Обычно продавец -монополист стремится увеличить цены, покупатель-монополист – их снизить, чтобы получить выгоды для себя за счёт своих партнёров.

Термин «монополия» в современных условиях используется для обозначения различных рыночных ситуаций. Основными признаками монополизма выступают монопольные цены и монопольные прибыли.

Критерием оценки степени монополизации в настоящее время служит доля  хозяйственной единицы в производстве. В соответствии с законодательством ФРГ, например, доминирующее положение предприятия или группы предприятий на рынке возникает, если на одно предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке. В США в течении нескольких десятилетий этот показатель устанавливался исходя из доли четырёх крупнейших фирм. В отечественной хозяйственной практике рекомендуется рассматривать в качестве занимающих доминирующее положение на рынке тех участников хозяйственного оборота, доля которых составляет свыше 70%. Степень монополизации для предприятий, доля которых составляет от 35 до 70%, определяется дифференцированно. В частности, выявляется их воздействие на реализацию товаров (условия, цены и т. д.) на рынке с учётом его географических границ.

До XX века монополии возникали в ограниченных сферах. Позднее процессы монополизации становятся закономерными. Это связано с условиями производства, конкуренцией, усилием организующего начала. Процесс монополизации не исключает конкуренцию. Конкурентная борьба происходит внутри монополии (за цены, квоты, контрольный пакет акций), между монополиями, между монополиями и аутсайдерами.

Монополия имеет монопольную власть тогда, когда она может влиять на цену своего товара, изменяя объём своего предложения. Степень этой власти зависит от наличия товаров-заменителей, доли в общих продажах на рынке.

Поведение фирмы-монополиста во многом зависит от потребительского спроса. Монополист может пойти двумя путями: либо ограничить объём продаж, поддерживая высокие цены, либо увеличить объём продаж по более низким ценам.

Общим условием максимизации прибыли монополии является равенство предельных издержек и предельного дохода.

Монополистическая конкуренция устанавливается на рынке, где функционирует множество продавцов, продающих, однако, дифференцированный товар. Такая ситуация широко распространена в современной экономике (например, рынки многих товаров широкого потребления). В результате продавцы получают определённый объём рыночной власти, но меньшей, чем монополисты.

Классификация видов монополий.

1. С учётом степени охвата экономики выделяются следующие виды монополистических организаций.

В штабе определённой отрасли – чистая монополия . В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товаров, предназначенных для продажи, и их ценой.

В штабе национального хозяйства образуется абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т. п.).

Монопсония ( чистая и абсолютная) – один покупатель ресурсов, товаров.

1. В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополии.

Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своём распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельный участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от  больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

Легальные (от лат. Legalis – законный) монополии образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:

а) патентная система. Под патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сдельным изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей;

б) авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течение всей жизни или какого-то периода;

в) торговые знаки – специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отожествить) товар, услугу или фирму ( конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).

Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

а) создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;

б) ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

в) создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологий;

г) применяют наиболее крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);

д) «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм – картель, синдикат, трест и концерн. Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами продают на рынке, договариваясь о квоте – доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др. Синдикат- объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальных условиях хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция сбывается как общее достояние через созданную для этого контору. Трест – монополия, в которой создаётся совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. Концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками. Консорциум – временное соглашение между несколькими банками или предприятиями о совместном проведении финансовых или коммерческих операций большого масштаба.

Сущность и особенности всех видов монополистических объединений ярко проявляются в целях и характере их поведения.

 

1.2. Законы монополистического ценообразования

 

Господство монополий на рынке приводит к тому общепризнанному следствию, что они сами устанавливают рыночную цену. При этом своеобразно используются законы, выражающие зависимость цены от предложения и спроса.

Так, монополии, продающие товары в массовом порядке, в своих интересах используют закон цены по предложению. Они намеренно уменьшают продажу своих товаров (снижают объём предложения), чтобы создать искусственный дефицит продуктов. Нехватка рыночных благ ведёт к росту цены по предложению. Так, в последние годы нередко в России и других странах предприятия-монополисты, производящие и сбывающие бензин, резко сократили продажу моторного топлива, с тем чтобы при повышенном спросе на него поднять цену по предложению. При каждом возобновлении процедуры повышения цен монополия, разумеется, учитывает потери, которые она несёт от уменьшения объёма производства и продажи товаров. Чтобы прекратить такую утрату дохода, она устанавливает новые цены на более высоком уровне. При этом монополия следит, чтобы выручка от продажи меньшего количества изделий покрывала упущенную выгоду и давала возросшую сумму дохода.

В свою очередь монопсония, закупающая большие партии товаров у мелких производителей, своеобразно используют закон цены по спросу. Заранее скупая, например, сельскохозяйственное сырьё по низким ценам и создавая его большие запасы, монопсония в период сбора нового урожая устанавливают низкую цену спроса на закупаемую продукцию. Такая цена даёт монопсонии желаемую выгоду. Её выигрыш возрастает с каждым новым снижением закупочных цен, что является результатом преднамеренного создания зоны избытка сбываемой продукции.

Характерен такой пример. Монопсонии западных стран издавна закупают дешёвое сырьё у предпринимателей и мелких товаропроизводителей стран Азии, Африки и Латинской Америки. Низкие цены устанавливаются на ряд товаров традиционного африканского экспорта (чай, кофе, какао-бобы).

Наконец, фирма, одновременно являющаяся монополией и монопсонией, удваивает свой доход посредством так называемых «ножниц цен». Речь идёт о монопольно высоких и монопольно низких ценах, уровни которых удаляются друг от друга подобно расходящимся лезвиям ножниц. Такое движение цен основывается на расширении зон избытка и дефицита товаров. Оно характерно для многих предприятий обрабатывающей промышленности, которые особенно в условиях инфляции устанавливают цены на свои готовые изделия в несколько раз выше, чем увеличиваются цены в отраслях добывающей промышленности.

Во второй половине XX в. с расширением сферы агробизнеса в США, Франции, Великобритании и других западных стран «ножницы цен» стали одним из главных методов, с помощью которого крупные фирмы вытеснили мелких и средних фермеров из сельскохозяйственного производства.

Совершенно очевидно, что с помощью произвольно устанавливаемых цен монополии собирают своего рода «дань» с других предпринимателей и населения.

Чтобы удерживать столь выгодное положение на рынке, монополистические объединения экономическими и другими методами решительно расправляются с конкурентами. Назовём некоторые из этих способов.

1.Хозяйственный бойкот – частичный или полный отказ от экономических связями с аутсайдерами. Монополии предлагают зависимых от них покупателям не приобретать товары других фирм, так как они якобы худшего качества.

2.Демпинг – преднамеренная продажа товаров по «бросовым»ценам с целью разорения конкурента.

3.Ограничение продажи товаров самостоятельным (независимым от монополии) фирмам (например, уменьшение поставок нефти нефтеперерабатывающим заводам).

4.Маневрирование ценами: монополия повышает цены на продукты, сбываемые мелким собственникам, и одновременно применяет тайные скидки  и уступки в этом отношении для крупных покупателей.

5.Использование финансовых средств борьбы с конкурентами (например, спекуляция ценными бумагами на фондовой бирже).

6.Разорение конкурентов с помощью дозволенных законом и недозволенных средств с целью их «погашения» и «присоединения» к монополии. Последние применяют широкий арсенал жестоких приёмов: подделывают продукцию конкурентов, нарушают патенты, копируют товарные и фирменные знаки, обманывают потребителей. Против своих рыночных противников многие фирмы применяют «промышленный шпионаж» (тайно выведывают производственные секреты, используя для этого электронные средства, услуги «перебежчиков» с предприятий-конкурентов и т.п.). Некоторые монополии не брезгуют уголовно наказуемыми методами, вплоть до поджогов помещений, террористических актов и заказных убийств.

Во многих странах государство проводит антимонопольную политику и регулирование конкурентного рынка по следующим основным направлениям.

Первое направление: ограничивается монополизация рынка. При этом под монополизацией понимается не укрупнение производства, а только серьёзное ограничение торговли. Так, в США в принятом в 1890 г. антитрестовском законе монополизацией рынка признано обладание рыночной долей, равной или превышающей 60%.

Второе направление: запрещается слияние конкурирующих компаний. Такое слияние усиливает монополизацию и ослабляет конкуренцию.

Третье направление: запрещается установление монопольных цен (в том числе «лидерство» фирм в повышении цен и другие подобные виды сговора).

Четвёртое направление: сохраняется и поддерживается конкуренция в цивилизованных формах. В связи с этим воспрещается «нечестные» или «обманные» способы соперничества – демпинг, применение фальшивой рекламы продовольственных продуктов, лекарств и косметических средств, медицинских инструментов и т. п.

Любопытно, что к числу «нечестной» конкуренции в США и Англии относят использование «шпаргалок» и списывание с учебника на конкурсных экзаменах в высшие учебные заведения. Сами законопослушные абитуриенты разоблачают такие действия, за которые следуют серьезные наказания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Теория монополии

2.1. Монопольная цена: фактор торможения экономики

 

Монопольная цена – особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже стоимости (или равновесной цены) товара в целях получения монопольного дохода (чаще всего в форме монопольной сверхприбыли). Такой доход представляет собой не что иное, как экономическую реализацию господства монополистов на рынке. Проще говоря – это своего рода дань, которой они облагают других предпринимателей и население. Чтобы получить сверхприбыль, монополии, как правило, не проводят ни каких улучшений в производстве товаров. Поэтому при установлении выгодных им цен монополии утрачивают экономические стимулы к техническому и иному прогрессу. В противоположность конкуренции, побуждающей к совершенствованию производства, всякая монополия хотя бы временно порождает застой в этом отношении.

Информация о работе Расчет себестоимости выпускаемой продукции