Автор: В В, 30 Ноября 2010 в 19:15, курсовая работа
Взглядов на рациональность, по-видимому, столько же, сколько разнообразных философских позиций, систем и концепций. По сути, ни одна философская система не может обойтись без той или иной трактовки понятия рациональности, без ответа на вопрос о границах и критериях рациональности.
Значение понятий "рациональность", "рациональный" функционально, контекстуально обусловлено: оно зависит от того, в каком ряду сопоставлений и противопоставлений возникает это понятие, противополагается ли рациональное мнению (античность), вере (средневековье), догматизму предрассудков (эпоха Просвещения), эмпирическому - будь то интуитивистскому, сенсуалистическому или иррациональному (в каких бы конкретных формах оно ни воплощалось - воля, жизнь, инстинкт, бессознательное и т.п.).
Конечно, если заходит
речь о рациональности сознания и
как следствия этого - о рациональности
действия, то имеется в виду вполне
конкретный вид познающего мышления.
В этом смысле уже зафиксированная
проблема относительно кризиса идеи
рациональности в современном сознании
в основном связана с нечеткими
границами критериев
Существуют далеко не однозначные представления о том, что понимать под кризисом классической рациональности и как этот кризис преодолевать, тем более, что именно на подобную ситуацию указывает то обстоятельство, что ведутся достаточно интересные дискуссии относительно того, как понимать современную рациональность - в плане неклассической или постклассической рациональности; как при этом оценивать статус научной рациональности; как понимать диалектику закрытой и открытой рациональности; в каком смысле можно говорить о необходимости использования целерациональности. Не последнюю роль при этом играют те аспекты, которые связываются с веберовским вариантом ценностной рациональности, имеющей значительный дискуссионный потенциал, так как во многом этот вариант увязывается с указанием на постнеклассическую рациональность, дающую концептуальный сдвиг в направлении истолкования ценностей, смыслов, целей, оценок [5, 634].
Как показывают
современные исследования, своеобразный
кризис в отношении понятия «
Ретроспективный взгляд на классическую рациональность определяет те следствия, которые фактически указывают на многообразие трактовок самой рациональности и на парадоксальную ситуацию, когда, с одной стороны, рациональность определяется на основании того подхода, который принят в научных исследованиях, а с другой стороны, современная литература дает целый ряд подходов к рациональности, особенно это касается современных исследователей в рамках так называемой классической научной мысли. И это привело к тому, что весьма затруднительно говорить об общепринятом понимания самого термина «рациональность».
Весьма значимыми в последнее время являются выступления на страницах ряда журналов таких известных российских философов, специалистов в данной области, как В.С. Степин и В.С. Швырев, которые попытались внести определенную ясность в существующий разброс мнений. Но эта ясность пока не достигнута, несмотря на то, что В.С. Степин и В.С. Швырев данную проблему попытались сформулировать достаточно широко, выделив в ней своеобразные подпроблемы, показывающие спектр возможных исследований.
Различные подходы к понятию рациональности связаны с тем, что сама классическая рациональность на настоящем этапе научного познания может, при своеобразной ее трактовке, давать различные варианты, так называемой неклассической и постнеклассической рациональности, которые, в свою очередь, будут делиться на ряд направлений исследований, не всегда однозначно сочетающихся друг с другом.
В принципе, это нормальная ситуация, свидетельствующая о том, что в отношении к понятию «рациональность» происходит не просто кризис, о чем говорят И.Т. Касавин, В.Г. Федотова, В.С. Швырев, а парадигмальный сдвиг, в настоящее время характеризующийся множеством позиций, которые только через определенные этапы осмысления позволят говорить о том, что ученые пришли к более или менее компромиссному решению в отношении того, как же понимать рациональность в ее современном варианте, в том, что в большей степени принято называть постнеклассической рациональностью.
С точки зрения представления исторических типов рациональности, конечно, приоритетной, исторически проявившейся, является классическая рационалистическая традиция, идущая от Платона и Аристотеля, проходящая через эпоху Просвещения и Новое время, и далее к И. Канту, Г.В.Ф. Гегелю и др. Рациональность в рамках этой традиции понимается как нечто связанное с разумом, с его тождественностью самому себе, с тем, что эта тождественность остается устойчивой безотносительно к той исторической эпохе, в границах которой происходит рассмотрение рациональности.
Рационалистическая тенденция в рамках анализа ситуации, которая может быть охарактеризована как «ситуация неразумности разума», подразумевала разумность космоса в целом, разумность человека, законов исторического развития. Подобные альтернативные представления о рациональности сводили ее к целесообразности мироустройства. Традиция развития классического рационализма показала, что классическая рациональность имела серьезные проблемы в рамках попыток объяснения мироустройства с такими фундаментальными понятиями, как идеи времени и движения. Последние и сыграли фактически решающую роль в конце XIX в. при выявлении определенной ограниченности классической рациональности.
Другой приоритетной причиной кризиса рационалистической традиции является кризис оснований математики и парадоксов, обнаруженных в логике, то есть как раз в тех науках, которые считались базовыми в определении самой рациональности. Проблемы математики и логики позволяют говорить о том, что постулаты, принципы и законы логики и математики могут так же, как и в других науках, приводить к противоречиям. Значит, факт существования в системе логического закона не обязательно предполагает непротиворечивость подобной системы.
Информация о работе Рациональность на пороге третьего тысячелети