Автор: В В, 30 Ноября 2010 в 19:15, курсовая работа
Взглядов на рациональность, по-видимому, столько же, сколько разнообразных философских позиций, систем и концепций. По сути, ни одна философская система не может обойтись без той или иной трактовки понятия рациональности, без ответа на вопрос о границах и критериях рациональности.
Значение понятий "рациональность", "рациональный" функционально, контекстуально обусловлено: оно зависит от того, в каком ряду сопоставлений и противопоставлений возникает это понятие, противополагается ли рациональное мнению (античность), вере (средневековье), догматизму предрассудков (эпоха Просвещения), эмпирическому - будь то интуитивистскому, сенсуалистическому или иррациональному (в каких бы конкретных формах оно ни воплощалось - воля, жизнь, инстинкт, бессознательное и т.п.).
Как видим, именно цель,
целесообразность как тип единства
оказывается, по Канту, высшим принципом
теоретического познания29. А те закономерности,
которые устанавливает
Для поставленного
нами вопроса о том, что такое
рациональность, существенно то, что
именно теоретический разум предстает
у Канта как «способность целей».
Но кантовский анализ разума на этом не
останавливается: философ обнаруживает
практический корень разума, показывая,
что целераскрывающая способность
разума в области науки обусловлена его
главной функцией — быть законодателем
в сфере нравственности, т. е. указывать
цель для человеческой деятельности и
устанавливать иерархию целей. Не случайно
Кант подчеркивает, что Платон, впервые
открывший идеи разума, «находил идеи
преимущественно во всем практическом,
т. е. в том, что основывается на свободе...»30.
Исконная сфера
разума — это, по Канту, сфера свободы:
идея блага, составляющая сердце практического
разума, имеет в теоретическом
разуме свой аналог в виде принципа
целесообразности. Идея блага —
это высшее понятие разума вообще,
как бы до его разделения на теоретический
и практический. «Не только в области нравственности,
где человеческий разум обнаруживает
полную причинность и где идеи становятся
действующими причинами (поступков и их
объектов), но и в отношении самой природы
Платон справедливо усматривает явные
признаки происхождения ее из идей... Лишь
совокупность связи вещей во вселенной
адекватна идее... Полет мысли философа,
воз
-23-
высившегося от четкого
наблюдения физического в миропорядке
к архитектонической связи его
согласно целям, т.е. идеям, заслуживает
уважения и подражания...»31
Нравственно-практический
корень разума Кант рассматривает в
этике. Здесь разум как способность
принципов обладает уже не только
регулятивной, но конститутивной функцией:
принципы разума, т. е. его цели, становятся
реальными причинами действий. Практический
разум — это разумная воля. «Воля, — пишет
Кант, — есть вид причинности живых существ,
поскольку они разумны»32. Действовать,
исходя из принципов разума, — значит
руководствоваться идеей блага. «Воля
есть способность выбирать только то,
что разум независимо от склонности признает
практически целесообразным»33. Нравственный
мир — вот подлинное царство разума, царство
целей34 как вещей в себе: ведь там, где
разум обретает свою конститутивную функцию,
мы выходим за пределы только явлений
и оказываемся в мире вещей в себе — т.
е. свободных разумных существ, или лиц.
Лица, пишет Кант, это «объективные цели,
т. е. предметы, существование которых
само по себе есть цель»35.
Такова кантовская
интерпретация разума. И — добавим
— отнюдь не только кантовская. Немецкий
философ вовсе не был исключением в европейской
философской традиции: рассмотрение сущности
разума сквозь призму понятия цели является
общим у Канта не только с Платоном, на
которого он сам нередко ссылается, но
и с Аристотелем и, соответственно, с той
многовековой традицией толкования разума,
которая проходит через Средние века и
завершается Лейбницем. Именно от Аристотеля
идет убеждение в превосходстве целевой
причины над причиной действующей; а основную
функцию разума греческий философ усматривал
в познании целевых причин. Рассуждая
о природе разума, Аристотель писал: «...Наиболее
достойны познания первоначала и причины,
ибо через них и на их основе познается
все остальное... И наука, в наибольшей
мере главенствующая... — та, которая познает
цель, ради которой надлежит действовать
в каждом отдельном случае; эта цель есть
в каждом отдельном случае то или иное
благо, а во всей природе вообще наилучшее»36.
Наука, которая познает цель, или благо,
— это, согласно Аристотелю, философия.
И пользуется она при этом разу
-24-
мом, ибо только ему
доступны понятия цели, блага, наилучшего.
Как известно, высшим сущим, благодаря
которому все в мире существует, живет
и движется, является, по Аристотелю, неподвижный
вечный двигатель: он как раз движет все
сущее не как действующая причина, а как
цель, подобно тому, как движет человека
предмет желания и предмет мысли. «...Движет
она (цель. — П.Г.) как предмет любви, между
тем все остальное движет, находясь в движении
(само)»37.
У Аристотеля мы находим
тесно связанными между собой
три фундаментальных понятия: цели,
блага и разума38. Приведем один из
наиболее интересных отрывков из «Метафизики»,
где раскрывается органическое единство
этих понятий. «"То, ради чего" —
это конечная цель, а конечная цель
— это не то, что существует ради
другого, а то, ради чего существует
другое; так что если будет такого
рода последнее, то не будет беспредельного
движения; если же нет такого последнего,
то не будет конечной цели. А те, кто
признает беспредельное (движение), невольно
отвергают благо как таковое;
между тем, никто не принимался бы
за какое-нибудь дело, если бы не намеревался
прийти к какому-нибудь пределу. И
не было бы ума у поступающих так,
ибо тот, кто наделен умом, всегда действует
ради чего-то, а это нечто — предел, ибо
конечная цель есть предел»39.
Согласно Аристотелю,
как видим, разум тоже есть «способность
целей », и это потому, что цель
— это сущее-ради-себя; все остальное
— ради нее, но она больше не отсылает
к другому, она замыкает, завершает ряд,
кладет ему предел и тем самым останавливает
механическое, беспредельное движение
от одного к другому. Именно такой незавершенный,
не содержащий в себе конца, цели ряд есть
нечто несовершенное, а потому и чуждое
разуму.
Элиминирование принципа
целесообразности из естествознания нового
времени как раз превращало природу
в такой вот незавершенный, не
имеющий в себе конца, а значит,
и смыслового измерения ряд. Проекция
механического воззрения на мир
из области естествознания на человеческую
жизнь и деятельность, на сферу
нравственности грозила устранению
понятий цели и смысла и из этой
сферы. Все это вело к устранению
также и понятия разума, который
к концу XIX века — по крайней мере
в науках
-25-
о природе — был
сужен до так называемой научной
рациональности, означавшей объяснение
всех явлений с помощью установления
между ними причинно-следственной связи
— в смысле действующей, механической,
а не целевой, конечной причины. Сегодня
мы видим, что как наше механистическое
понимание природы, так и наше зауженное
толкование рациональности имеют общий
корень. Только в том случае, если мы вернем
рациональности ее изначальное значение,
если поймем ее как разум, как смысл, мы
сможем положить в основу как наук о природе,
так и наук о культуре единое начало, единый
принцип целесообразности, преодолев,
наконец, их застарелый дуализм. Ибо частичное
спасение начала целесообразности и, соответственно,
смыслового начала, как его мыслили представители
неокантианства (учение о ценностях), Дильтей
(учение о понимании), современная герменевтика,
не освобождает нас от субъективизма и
связанного с ним культур-релятивизма.
От научной рациональности,
понятой как техника овладения
природой, необходимо вновь обратиться
к разуму — как к той высшей
человеческой способности, которая
позволяет понимать — понимать смысловую
связь не только человеческих действий
и душевных движений, но и явлений
природы, взятых в их целостности, в
их единстве: в их живой связи. А
это предполагает оживление интереса
к философии природы — к
натурфилософии40.
На протяжении двух
столетий человечество стремилось главным
образом изменять природу; чтобы
не истребить ее окончательно и не
покончить таким образом и с самим собой,
человечеству сегодня необходимо вернуть
себе способность понимать природу. А
это и значит — от слишком узко понятой
научной рациональности перейти на точку
зрения философского разума.
В последнее время философы, социологи достаточно активно обсуждают проблему рациональности; в философии и методологии науки она стала одной из самых актуальных. Как отмечает П.П. Гайденко «вопрос о природе рациональности - не чисто теоретический, но прежде всего жизненно-практический вопрос. Не только сегодня, но и в первой половине XX века проблема рациональности была предметом рассмотрения многих философов: А. Бергсона, Э. Гуссерля, М. Вебера, М. Хайдеггера, К. Ясперса и др. Во многом именно эти мыслители определили тот угол зрения, под которым проблема рациональности обсуждается и сейчас».
Различные подходы
к проблеме конструирования современной
теории рациональности констатируют тот
факт, что различия в вариациях
подобного конструирования
В настоящее
время существует достаточно широкая
палитра взглядов относительно проблемы
рациональности, это позволяет использовать
нам разнообразные подходы к
выявлению не только сугубо смысловой
нагрузки, которую несет в себе
термин «рациональность», а также
позволяет непосредственно
Так, по мнению П.П. Гайденко, «пересмотр понятия рациональности в философии науки начался примерно с 60-х годов XX века, когда складывался так называемый постпозитивизм, представленный хорошо известными именами Т. Куна, И. Лакатоса, С. Тулмина, Дж. Агасси, М. Вартофского, П. Фейерабенда и др. В отличие от неопозитивизма это направление стремилось создать историко-методологическую модель науки и предложило ряд вариантов такой модели. Вот тут философии науки и пришлось столкнуться с проблемой исторического характера рациональности, обнаружившей ряд трудностей, справиться с которыми оказалось непросто» [1, 10].
Тем не менее исторический подход к пониманию рациональности в науке не получил широкого распространения вплоть до конца 50-х - начала 60-х годов. Пристальное внимание историков и философов науки к научным революциям, меняющим сами критерии рационального знания и в этом смысле напоминающим, согласно концепции Т. Куна, что-то вроде «переключения гештальта», привело к установлению плюрализма исторически сменяющих друг друга форм рациональности. Вместо одного разума возникло много типов рациональности. Тем самым была поставлена под вопрос всеобщность и необходимость научного знания. Скептицизм и релятивизм, столь характерные для историцизма в философии, распространились теперь и на естествознание.
Когда рассматривается само понятие «рациональность», то обычно имеют в виду такую систему суждений об окружающем нас социуме, которая основывается на выводах и логических заключениях. Осуществляя то или иное заключение, субъект познавательной деятельности не может полностью исключить влияния на эту деятельность интуитивных предпосылок, эмоций, традиций и особенностей собственного мышления.
Как справедливо отмечают, например, И.Т. Касавин и З.А. Сокулер, «ведущиеся дискуссии не только не прояснили и не уточнили понятие рациональности, но, напротив, привели к тому, что совершенно неопределенными стали и само понятие, и основания для его уточнения... Поначалу исследователи еще могли верить, что они примерно одинаково понимают смысл и значение термина «рациональность». Но постепенно, по мере углубления дискуссий, стало очевидным, что подобная вера безосновательна» [2, 7].
В современной
интерпретации рационального
Научный подход
требует анализа не каких-то отдельных
моментов, а самой сущности данной
проблемы в ее наиболее универсальной
форме. Речь идет о философско-методологическом
анализе рациональности в соответствии
с заданными методологическими
проблемами, которые определяют конкретный
тип отношения человека к миру,
а также к самому человеку, который
входит в этот мир, с точки зрения
изначально исходных рационально сформулированных
правил. Достаточно часто вопросы
рациональности отождествляются с
вопросами фиксации критериев рационального
познания и прежде всего научной
рациональности. С одной стороны,
обратим внимание на тот факт, что
подобные вопросы фактически переносят
проблему в несколько иную плоскость,
а именно - в сферу соотношения
теоретических и эмпирических проблем
научного познания. Это весьма важный
момент при анализе исходно
Информация о работе Рациональность на пороге третьего тысячелети