Пути повышения конкурентоспособности продукции предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 06:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - на основе анализа теоретического материала и практики в области снижения затрат разработать рекомендации по совершенствованию исследуемого направления на предприятии ГП «Марьяновское ДРСУ». Для достижения цели необходима реализация следующих задач:
Изучить сущность и содержание процесса управления затратами, а так же рассмотреть технологию процесса планирования затрат;
Исследовать систему управления затратами на ГП «Марьяновское ДРСУ»
Определить положительные стороны в системе управления затратами и в частности планирования затрат на предприятии, а также выявить основные проблемы;
Разработать рекомендации по совершенствованию системы управления затратами на ГП «Марьяновское ДРСУ»

Содержание

Введение
Глава 1. Конкурентоспособность продукции
Параграф1. Понятие конкурентоспособности
Параграф 2. Факторы и критерии конкурентоспособности продукции
Параграф 3. Основные методы оценки конкурентоспособности
Глава 2. Деятельность предприятия
Параграф 1. Основной вид деятельности ГП «Марьяновское дорожное ремонтно-строительное управление»
Параграф 2.Анализ финансовой деятельности ГП «Марьяновское дорожное ремонтно-строительное управление»
Глава 3. Рекомендации по снижению затрат как основной путь к увеличению конкурентоспособности.
Параграф 1. Рекомендации для снижения затрат на производство продукции в ГП «Марьяновское ДРСУ»
Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по экономике предприятия.doc

— 972.00 Кб (Скачать)

Следовательно, совокупность качественных и стоимостных  характеристик товара, способствует созданию превосходства данного  товара перед товарами конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя, позволяет количественно оценить конкурентоспособность товара.

Как отмечают специалисты, в применяемых теоретических  и методических подходах оценки конкурентоспособности  не нашел отражения тот факт, что  конкурентоспособность товара можно оценивать с двух позиций: с точки зрения покупателя и с точки зрения производителя. При этом позиция покупателя отражает сегодняшнюю, сиюминутную, текущую конкурентоспособность. Производителя же интересует долговременное устойчивое положение предприятия,определяемоеперспективной, потенциальной конкурентоспособностью, которая зависит от того, на какой стадии жизненного цикла находится тот или иной вид продукции.

Для оценки конкурентоспособности  продукции можно использовать аналитические  и графические методы оценки. К аналитическим методам можно отнести:

А)Модель Розенберга- исходит из того, что потребители оценивают товары с точки зрения их пригодности для удовлетворения своих потребностей.

 

 

 

Она выражается формулой:

 

                                                          Аj = Iij ,                                             

где    Аj — субъективная пригодность товара (отношение к товару);

Vj — важность мотива для потребителя;

Iij — субъективная оценка пригодности товара для удовлетворения мотива i.

С точки зрения работы с товаром использование модели связано с множеством проблем. Мотивы, важные для товара, часто бывает трудно определить, оценка определяется субъективными взглядами экспертов. Высказывания опрашиваемых не дают указания на то, какие характеристики продукта должны быть изменены, нет сравнения с идеальными характеристиками.

Положительной стороной данного  метода является то, что каждому  товару может быть поставлено в соответствие какое-либо число, что значительно облегчает сравнение их конкурентоспособности: чем больше число, тем более конкурентоспособен продукт.

Б)Особенность модели с идеальной точкой заключается в том, что в нее введена добавочная компонента — идеальная величина характеристики товара:

 

                                               Qj = k |Bjk – Ik|r ,                                            

 

где    Qj — оценка потребителями марки j;

Wk — важность характеристики k (k=1,…,n);

Bjk — оценка характеристики k марки j с точки зрения потребителей;

Ik — идеальное значение характеристики k марки j с точки зрения потребителей;

r — параметр, означающий при r=1 постоянную, а при r=2 убывающую граничную пользу.

Смысл этой формулы: товар следует предпочесть другому  в случае, если его удаление от идеальной точки меньше .

Преимущества  метода заключаются в том, что  он дает представление об идеальном, с точки зрения потребителя, продукте.

Конкурентоспособность товара определяется по величине отклонения данной оценки от идеальной величины.

В)При оценке конкурентоспособности на основе уровня продаж предполагается, что уровень конкурентоспособности — это относительная характеристика товара, выражающая степень его предпочтения на данном рынке товару-аналогу. В этом случае критерием конкурентоспособности может служить относительная доля продаж B0i оцениваемого товара по сравнению с конкурентом:

 

                                                        B0i = ,                                             

 

где    М0 — объем продаж данного товара за определенный период;

М1 — объем продаж товара-конкурента за тот же период.

Отрицательной предпосылкой данного метода является то, что в основе оценки лежит  экспертный метод, то есть оценка определяется субъективными взглядами экспертов.

Положительной стороной данного метода является то, что в данном методе учитывается  влияние различных факторов: технико-экономических, коммерческих, нормативно-правовых.

Г)Матрица Портера построена на основе концепции конкурентной стратегии: в центре внимания предприятия стоит не только удовлетворение потребностей покупателей, но и конкурирующие силы рынка.

На основе факторов, наиболее значимых для конкурентной позиции  предприятия, М. Портер разработал матрицу  конкуренции:

 

 

Преимущество  товара

Преимущество  себестоимости

Вся отрасль

Дифференцированность

Лидерство по затратам

Один сегмент  рынка

Концентрация на сегменте




 

 Матрица Портера

 

1.Лидерство по затратам: все действия и решения фирмы  должны быть направлены на  сокращение затрат. Прочие характеристики являются подчиненными.

2.Стратегия дифференциации: продукт фирмы должен отличаться  от продукта конкурентов и  иметь нечто неповторимое с  точки зрения потребителей.

3.Концентрация на сегменте: обработка одного или нескольких  сегментов рынка и достижение там лидерства по затратам, или особого положения, или того и другого вместе.

Недостатки концепции  конкурентной стратегии:

Данная концепция предусматривает  наличие особой позиции по отношению  к конкурентам, неизвестны способы  достижения этих позиций.

Концентрация на одной  из этих стратегий может быть опасна при быстрых изменениях рыночных условий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Деятельность предприятиЯ

 

     Параграф 1. Основной вид деятельности ГП «Марьяновское дорожное ремонтно-строительное управление»

 



              Основной целью  государственного  предприятия «Марьяновское дорожное ремонтно-строительное управление» является улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, получения прибыли при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг. Для достижения данной цели предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

1) обеспечение безопасного  и бесперебойного движения транспорта  на автомобильных дорогах общего  пользования;

2) поддержание и непрерывное  повышение технического уровня и эксплуатационного состояния дорог в соответствии с ростом интенсивности движения и нагрузки на дороги при минимальных затратах трудовых, материально-технических и энергетических ресурсов;

3) участие в конкурсах  на выполнение дорожных работ на автомобильных дорогах и сооружениях на них;

4) выполнение  работ по строительству, реконструкции,  ремонту и содержанию автомобильных  дорог, мостов, путепроводов, объектов  производственной базы и дорожного  сервиса собственными силами и подрядным способом в соответствии с техническими и экологическими требованиями;

5) постоянное  повышение технического уровня  и эффективности производства, совершенствование  технологических процессов, внедрение  передовых технологий выполнения  работ;

6) разработка песчаных и грунтовых карьеров, изготовление материалов, конструкций, изделий, необходимых для выполнения дорожных работ;

Предприятие обслуживает 216,86 км дорог, путепровод через железную дорогу в районном посёлке Марьяновка – 83,8 м с подходами.

Имущество предприятия  принадлежит на праве собственности  Омской области, закреплено за ним на праве хозяйственного ведения и  состоит из основных и оборотных  средств, необходимых для выполнения целей предприятия.

Имущество предприятия  формируется за счет:

имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного 
ведения собственником имущества;

доходов предприятия, полученных в результате хозяйственной 
деятельности;

амортизационных отчислений;

заемных средств, в том числе кредитов банков, других кредитных 
организаций,   полученных   при   наличии   согласования   с   собственником 
имущества;

добровольных  взносов (пожертвований) организаций  и граждан;

иных    источников,    не    противоречащих    законодательству 
Российской Федерации.

           Имущество предприятия является неделимым и не может быть 
распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками.

         Уставной фонд предприятия составляет сто семь тысяч триста семьдесят восемь рублей. За счёт остающейся в его распоряжении чистой прибыли создаёт резервный фонд. Размер резервного фонда составляет не более 15 процентов уставного фонда предприятия, формируется путем ежегодных отчислений в размере 5 процентов от чистой прибыли до достижения фондом 15 процентов от размера уставного фонда.

          Предприятие строит свои отношения с другими коммерческими и некоммерческими организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договоров, соглашений, контрактов; свободно в выборе предмета и содержания хозяйственных договоров, любых форм хозяйственных взаимоотношений.

Предприятие реализует продукцию, работы и услуги по ценам и 
тарифам, устанавливаемым самостоятельно в соответствии с действующим 
законодательством.

 

Параграф 2. Материально-техническая база предприятия

Материально-технические ресурсы ГП «Марьяновское дорожное ремонтно-строительное управление» подразделяются на: производственные, непроизводственные и природные. Состав материально-технических ресурсов показан в приложении .

Большую часть  технических ресурсов составляют здания, машины и оборудование, сооружения и передаточные устройства составляют всего два процента (рисунок 1.1). К активным материальным ресурсам относятся: машины и оборудование, транспортные средства и инструменты, к пассивным: здания и сооружения. Итоговая сумма основных средств составляет 2844710,19 рублей.

Рисунок 1.1 –  Состав технических ресурсов ГП «Марьяновское  дорожное ремонтно-строительное управление»  по состоянию на 2008 год

ГП «Марьяновское ДРСУ»  предприятие, имеющее асфальтобетонный завод, где выполняются операции при приготовлению асфальтобетонных смесей, организуют выпуск щебня, обработанного битумом и переработка старого асфальтобетона, ремонтные мастерские.

В целях осуществления  качества работ и строительных материалов предприятие имеет собственную лабораторию, кроме того, на испытание дорожно-строительных материалов и продукцию ежегодно заключает договор с Центральной лабораторией ГУ Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области».  

Исходя из потребности в материально-технических  ресурсах (таблица1.1), основными поставщиками нефтебитума, мазута, дизельного топлива, бензина, масло дизельного является ОАО «Газпром-нефть», песка – «Силена - С», щебень поставляетОАО «Автострада», ООО «Стройресурс», соль - ООО «Трейдинг-Омск».

   Таблица 1.1 - Потребность в материально технических ресурсах на содержание автомобильных дорог на 2008 год

№ п/п 

Наименование

Единица измерения

Количество  на 2008 год

Наличие на 01.01.2008год

Потребность

1.

Асфальтобетон

тн

3000

-

3000

2.

Нефтебитум

тн

160

15

145

3.

Мазут

тн

54

22

32

4.

Щебень

тн

1450

210

1240

5.

Песок

тн

2175

2175

-

6.

Соль

тн

83

-

83

7.

Дизельное топливо

л

42000

4600

37400

8.

Бензин

л

28000

4200

23800

9.

Масло дизельное 

л

840

80

760

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности продукции предприятия